/
КонтактыО проекте Блог
Galaktika

Вход | Регистрация


Запомнить меня
Забыли пароль?

 

  ПОИСК


 
 

 

Идеология развития /  Глобальные конфликты /  Расовые конфликты /  Израиль: этнический конфликт внутри государства  

Израиль: этнический конфликт внутри государства

Поток иммигрантов в Израиль из Эфиопии будет окончательно перекрыт. Таково решение министерства внутренних дел республики, принятое 12 декабря. Речь идет о представителях племенной группы фалаши-мура, являющихся потомками древних евреев, обращенных в христианство. С 1999 года, когда был выработан порядок переселения и ассимиляции эфиопов, в страну каждый месяц прибывало около трех сотен претендентов на израильское гражданство.

Сейчас в эфиопской Гондаре скопилось от 1,5 до 8,5 тысяч фалаши-мура. Но вряд ли число потенциальных переселенцев ограничивается этими цифрами. По данным информационного агентства «Сохнут», количество идентифицирующих себя как фалаши-мура может достигать нескольких сот тысяч. В настоящий момент в Израиле проживают уже 110 тысяч репатриантов из Эфиопии. К июню следующего года должны приехать последние полторы тысячи фалаши-мура.

Безнадежность " эфиопского гетто"

В СМИ Израиля и среди еврейских общин США развернулась бурная полемика о целесообразности дальнейшего приема иммигрантов из Эфиопии и путях их абсорбции обществом.

С одной стороны, отмечаются перегибы, допущенные с самого начала процесса репатриации фалаши-мура. Так, согласно инструкциям министерства просвещения, дети эфиопов могли проходить обучение исключительно в религиозных школах. Только 9 декабря Зеэв Бельски (президент агентства «Сохнут») обратился к Главному раввину Израиля Шломо Амару с официальным прошением разрешить выходцам из Эфиопии учиться в светских школах. Этому письму предшествовали многочисленные скандалы, связанные с дискриминацией «эфиопских» учащихся, и протестные выступления, в которых приняли участие сотни репатриантов. Лишь недавно министерство главы правительства и министерство абсорбции приступили к разработке новой молодежной программы. В течение 5 лет молодым израильтянам «эфиопского» происхождения предполагается оказать материальную и консультационную помощь для подготовки к экзаменам на аттестат зрелости. В дальнейшем им будет облегчена социальная адаптация после демобилизации и предоставлены льготы при поступлении в университет. Сегодняшние факты пока свидетельствуют об ином: 65% детей репатриантов-«эфиопов» растут в бедности, а 19% молодежи лишены работы.

С другой стороны, в израильской печати досконально отмечаются все криминальные происшествия, связанные с психологической неустойчивостью и социальной неадекватностью представителей «эфиопского» меньшинства. 18 июня в центре абсорбции Беэр-Шевы репатриант зарезал свою жену ножом, спрятанным «между страницами тетради, в которой конспектировал уроки иврита». Страну ужаснуло сообщение о двойном убийстве в Нагаре 7 сентября, когда вновь прибывший из Эфиопии соотечественник перерезал горло своей супруге, а затем попытался покончить с собой, выпрыгнув с 9-летней дочерью из окна: девочка погибла, мужчина получил тяжелые травмы. Еще одна женщина стала жертвой семейной ссоры 6 октября: ее нашли умирающей в луже крови, в то время как дети были заперты убийцей-отцом в другой комнате. Характерен комментарий: задержанный не смог объяснить причины своего поступка, по словам соседей, это была очень мирная семья, ни у кого из ее членов не было проблем с полицией. Вывод, который напрашивается после серии подобных сообщений, очевиден: каждый из эфиопских репатриантов, даже самый тихий на вид, может оказаться опасным психом, в любую минуту готовым к убийству.

Правда, отношение к чернокожим переселенцам и так самое прохладное. Белые израильтяне стремятся изолировать себя и своих детей от дальних «родственников» из Северной Африки. И все это несмотря на строгость процедуры признания прав на гражданство Израиля, которая значительно превышает требования для обычных иммигрантов-евреев. Чтобы стать гражданином Израиля, представитель фалаши-мура обязан подтвердить свое еврейское происхождение по материнской линии в течение семи поколений, принять гиюр (перейти в иудаизм) и назвать своих близких родственников среди израильтян.

 

Конфессиональная  идентичность как угроза стабильности

Однако корни, питающие эфиопскую проблему, залегают еще глубже. Они находятся на уровне сакралитета, легитимизирующего существование самого государства Израиль. Наличие потерянных «десяти колен Израилевых» постулировано в исторических книгах Библии, где рассказывается о завоевании Израильского царства Ассирией и о рассеянии древних евреев. Это предание получило дальнейшее развитие в «Иудейских древностях» Иосифа Флавия и детализовано в сочинении купца из Йемена Эльдада бен Махли ха-Дани, вышедшем в Мантуе в 1480 году. Сам Эльдад жил гораздо раньше, в IX веке, и преподносил себя как выходца из процветающей иудейской страны Куш, которая располагается где-то в Абиссинии. Царство Куш было основано четырьмя из десяти пропавших колен, конкретно – коленами Асира, Гада, Неффалима и Дана (к последнему, якобы, принадлежал сам Эльдад). Помимо предания о десяти коленах, с которым солидаризовалось большинство средневековых раввинов, о родстве с иудеями говорится в священной для эфиопов книге Кебра Негаст. Правда, согласно ей, соединительным звеном являются не десять исчезнувших колен, а царское колено Иуды, к коему принадлежал абиссинский царь Менелик, сын Соломона и Царицы Шебы.

Для обычной страны, чье законодательство базируется на светском принципе суверенитета, подобные источники не имели бы никакого значения, кроме литературного. Но в том-то и дело, что Израиль – уникальное государство, обосновывающее свои права на занимаемую территорию религиозными преданиями. Отвергать такие свидетельства оно не вправе, иначе можно подвергнуть сомнению его правопреемство по отношению к Израильскому царству, чье самостоятельное существование завершилось еще до нашей эры.

 

География «Десяти потерянных колен»

Эфиопия является далеко не единственным «местом расселения» пропавших колен. На северо-востоке Индии существует племя бней-менаше, несколько сотен членов которого прошли гиюр и были доставлены в Израиль. Теперь репатриации ожидают еще семь тысяч. Потомки древних евреев имеются даже в Китае (община кайфенг). Несколько ее членов уже репатриировались в Израиль.

Если колена добрались до Китая, то нет ничего удивительного в том, чтобы обнаружить их многочисленные локализации на африканском континенте. И они обнаруживаются практически по всему периметру.

Почти 70 тысяч членов южноафриканского племени аламба убеждены в своем древнееврейском происхождении. В Уганде это утверждает маленький народ абаюдайя, представители которого активно практикуют иудаизм уже около 90 лет и даже успели подвергнуться за это гонениям со стороны остального населения страны. Однако рекордное число потенциальных граждан Израиля сосредоточено в Нигерии. Раввинатский суд Испании уже успел выдать свидетельства о гиюре тысячам членов племени ибо, общая численность которого составляет десятки миллионов представителей. Нигерийцы-иудеи возводят свое родословие к колену Гада. Хотя МВД Израиля покуда сдерживает их натиск, на этой почве разгорелось судебное разбирательство. Репатрианты ибо, успевшие обзавестись израильским паспортом недавно подали иск в Верховный суд с требованием отменить их депортацию.

Большое число потенциальных репатриантов составляют лица маранского происхождения, проживающие в Испании и Португалии, а также в Перу и Бразилии. Мараны – бывшие иудеи, обращенные в позднем средневековье в христианство под угрозой физической расправы или изгнания из стран Пиренейского полуострова. Однако, если мараны из Евросоюза главным образом ограничиваются туристическими вояжами на «историческую родину» и лишь в редких случаях пользуются правом на гражданство, то для миллионов маранов из Бразилии и Перу переезд в Израиль может стать реальным средством получить гарантированное социальное пособие.

 

Фатальная Дискуссия

До недавнего времени угроза размывания государственной нации Израиля связывалась с увеличением численности арабского населения. Отсюда, собственно, и проистекает стремление ряда израильских политиков свернуть поселенческую экспансию евреев на Западном берегу Иордана и создать условия для добровольной депортации израильтян-арабов на палестинские территории. К такой стратегии правительство Израиля подталкивает неутешительный демографический прогноз. По данным Центрального статистическим бюро Израиля, количество мусульманских граждан Израиля еще в начале 2004 года насчитывало 1 млн 700 тысяч человек, что составляет 16% от общей численности населения страны. Сейчас каждый четвертый новорожденный в Израиле – араб. Следуя этой динамике прироста нееврейского населения, к 2020 году одно должно достичь 20%. А к концу века титульная нация будет окончательно поглощена мусульманскими гражданами.

Теперь к этой проблеме добавилась вторая, связанная с репатриантами из «третьего мира», ортодоксальность которых при всей строгости гиюра вряд ли может быть сравнима со стандартами, принятыми среди преобладающего иудейского населения. Число выходцев из этих стран нарастает пропорционально ухудшению условий проживания на их физической родине и с годами только увеличивается.

Подспудное (а нередко открытое) стремление к созданию моноэтнического Израиля наталкивается здесь на третью проблему – уже онтологическую – в определении самого государственного этноса. Что дает право называться евреем: кровь или исповедание иудаизма? В первом случае может быть нарушена религиозная подоснова большинства институтов израильской государственности, только формально являющихся «светскими». Во втором случае, доступ к израильскому гражданству может быть открыт всем, кто сможет найти хотя бы минимальное историческое обоснование своей принадлежности к утерянным коленам или сослаться на насильственное обращение своих предков в другую религию.

Спор об определении израильской нации, дебатировавшийся среди еврейской диаспоры, начиная с сионистских конгрессов и заканчивая концом 1940-х годов, разгорается вновь. Однако если раньше он проходил на фоне исторических успехов государства Израиль, то теперь выступает предвестником его острейшего этнокультурного кризиса.

по данным Аналитического интернет-журнала РПМонитор


« Назад

Хиты

В России начались испытания аппарата «Луна-25»
В России начались испытания аппарата «Луна-25»
Российские специалисты начали испытания аппарата «Луна-25» («Луна-Глоб»), который в 2019 году должен приступить к изучению спутника Земли. Об этом в ходе выставки Paris Air Show-2015 в Ле-Бурже РИА Новости сообщил представитель «Объединения имени Лавочкина», представившего там макет аппарата. 
Первый в истории частный спутник на солнечном парусе вышел на орбиту
Первый в истории частный спутник на солнечном парусе вышел на орбиту
Разработан и построен он был на деньги некоммерческого Планетарного общества США, объединяющего энтузиастов исследования дальнего космоса. 
Роскосмос отложил оглашение результатов расследования аварии «Прогресса»
Роскосмос отложил оглашение результатов расследования аварии «Прогресса»
Роскосмос продлил на неопределенный срок работу комиссии по расследованию причин произошедшей 28 апреля 2015 года аварии транспортного грузового корабля (ТГК) «Прогресс М-27М».