Сейчас биологизация человеческого поведения вмоде— улюдей старательно ищут «инстинкты», как раньше искали бессмертную душу. Кажется, что явления национализма иксенофобии, как «зверские» проявления человеческой сущности, легче всего интерпретируются биологически иэтологически, поскольку выглядят как своего рода групповые «инстинкты». СтатьяА.В. Вязовского всецело посвящена развитию этого взгляда, конкурирующие объяснения социальными причинами автор даже несчитает нужным рассматривать.
Однако эта «инстинктивность» проявлений национализма иксенофобии, их «прирождённость» для групп, где соответствующие настроения укоренились уже давно, чисто кажущаяся. Более детальный анализ показывает, что интерпретация явлений национализма иксенофобии как своего рода инстинктивной реакции нарелизеры «чужого» облика внаучном плане принципиально неверна.
Авплане практическом— всегда обман или самообман. Первый— состороны ксенофобов, утверждающих извечность деления людей на«своих» и«чужих», на«мы» и«они». Второй— состороны учёных противников ксенофобии, которые наивно считают, что выявив соответствующие релизеры идобившись при помощи тех или иных манипуляций несрабатывания интолерантной реакции наоблик «чужого», будтобы можно решить проблему расовой инациональной ненависти.
Собственно, статьяА.В.Вязовского ипосвящена разным социальным манипуляциям такого рода. Наделе как раз успешность попыток подобной манипуляции приведёт крезультату, полностью обратному ожиданиям— кукреплению нацистских иксенофобских настроений усклонных кним индивидов, ипоочень простой причине. Как всякие социальные существа, люди хотят делать выбор свободно исамостоятельно, они готовы быть убеждаемыми иубеждёнными, нонеобъектом манипуляций.
Факторы имеханизмы, порождающие ксенофобию идругие проявления национальной ненависти (довполне этаблированного «политического» национализма)— небиологической, асоциальной природы. Современное капиталистическое общество устроенотак, что особенности его функционирования регулярно затушёвывают всознании людей тот фундаментальный факт, что все люди равны.
Да, процесс национальной дифференциации (обособление субэтносов, иих разделение спревращением всамостоятельные нации) описывается темиже поведенческими механизмами, что идифференциация социальных ролей/ социальных статусов всообществах животных врамках конкуренции «эгоистичных индивидов» засоциальный ресурс. См. «Откуда берутся различия внациональном характере? Изсоциальной иклассовой дифференциации».
Ноэтот механизм дифференциации частей внутри социального целого полностью принадлежит социоэтологии— новой поведенческой дисциплине, возникшей только в 1970-е гг., аникак неклассической этологии. Вчастности, онбудет действовать даже вслучае, когда никаких релизерных систем, формирующих реакцию особей друг надруга, нет инебывало, что мыивидим вявлениях социотомии уприматов, классовой инациональной дифференциации вчеловеческом обществе.
Неслучайно все «настоящие» нации— это нации политические, объединённые общим рынком иобщими интересами, так или иначе восходящими кэтому рынку, анеобщностью популяционно-расовых характеристик.
Какая ужтут общность, когда каждая из«больших идей», так или иначе связанных споявлением каждой нации неизбежно притягивает людей очень разного психологического склада иразличного этнического происхождения, так что все соответствующие идеи служат мощнейшим средством метисации вчеловеческих популяциях.
Агентами метисации будут даже национальные или религиозные идеи, вродебы ставящие цель отделить «своих» от«чужих»— просто потому что нация определяется общими интересами иобщей культурой, выражающей интересы втом строе символических форм, который уникален для данной нации, анеобщей биологией её представителей.
Так французская нация исвязанная сней идея «Бель Франс» объединяет кельтов Бретани, басков Бискайи, германское племя франков, провансальцев, гасконцев, сефардов Прованса, ашкинази Эльзаса, итальянцев Корсики, Савойи иНиццы. Уевреев около трети авторов талмудических трактатов— прозелиты или сыновья прозелитов, притом, что уже враннем средневековье переход виудаизм мужчин был чрезвычайно затруднён (наиболее известна история сперешедшим виудаизм духовником Людовика Святого— ему пришлось спасаться вИспанию).
Овеликих светских, универсальных идеологиях— либерализме икоммунизме— яинеговорю. Они изначально рассматривают все межгрупповые различия между людьми как несущественные посравнению сединством человеческого рода итем фундаментальным фактом, что «все люди рождаются равными иимеют раувные права нажизнь, свободу истремление ксчастью».
Думаю, метисация как побочный эффект универсальности «больших идей», притягательных для более чем различных индивидов, для человеческих популяций более значима, чем прямой эффект межнациональных браков ивообще полового влечения между людьми разного этнического происхождения.
Тем более что присущее всем нормальным людям чувство любви работает втомже самом направлении «любви кдальнему икчужому», пока чужаки вданной популяции появляются единицами иещё необразуют обособленных групп (дальше уже перевешивает национальная ненависть, вырастающая измежгрупповой конкуренции, см.ниже). Вспомним тёплые чувства кнеграм вовремя Фестиваля молодёжи истудентов вМоскве 1957г., откоторых появилось немало «цветных» ребятишек. Сходные явления (т.н. «феномен редких самцов») присущ большинству видов животных.
Ноулюдей, где межгрупповые контакты разделены разнообразными социальными иклассовыми перегородками, именно идейная близость оказывается мотором, преодолевающим национальные ирасовые барьеры, отчего легко перерастает вблизость семейную. Обэтом нам рассказывает вся мировая литература, начиная систории Руфи иВооза, икончая историей Ромео иДжульетты.
Точно также «эгоистичные индивиды» объединяются всоциальное целое— сообщество животных отнюдь невсилу инстинктивного влечения к«своим» иотталкивания от«чужих», новсилу конкуренции засоциальный ресурс (лучшие самки впопуляции, лучшие территории натоку ипр.). Содной стороны, она ведёт кпрогрессивной дифференциации ролей, сдругой— создаёт взаимозависимость дифференцированных «участников рынка» отвзаимодействий друг сдругом. Кслову, внастоящих экономических системах (вкапиталистической экономике) свободная конкуренция участников рынка понеким общим правилам игры ведёт ктемже самым системным эффектам, что ивсообществах животных— дифференциации частей, разделение ролей между участниками нафоне увеличенияих взаимозависимости отвзаимодействий друг сдругом = интегрированности всистемное целое.
Социальныеже причины роста национализма иксенофобии универсальны, давно известны ихорошо изучены. См. прекрасную статью Александра Тарасова "Фашизмов много". Среди прочего автор отмечает, что фашистские движения всегда сильно окрашены религией. Если христианские, мусульманские, иудаистские, индуистские, языческие, даже буддистские фашиствующие течения... нет инебыло только атеистических.
Замечу, что для меня нет разницы между нацистами и«цивилизованными» националистами. Нацист, убивающий негров или вьетнамцев наулице, реализует вдействиях туже идею племенной исключительности, какую «цивилизованный» националист, журналист, профессор или депутат реализует науровне собственно идей, заражающих окружающих. Среди социальных причин фашизма главнейшая— т.н."веймарский синдром«. Это экономический спад, который отбрасывает вбедность именнотех, ктоб вдругой ситуации былбы стержнем среднего класса— лавочников, обслуживающуюих интеллигенцию, вообще всех живущих частной практикой, анетрудом, надоход, аненазарплату, доохранника нарынке ичастного репетитора включительно. Эти люди как раз становятся источником иодновременно питательной средой фашистских, ксенофобских инационалистических настроений.
Экономический кризис встранах, «склонных кфашизму», часто сочетается сполитической катастрофой (ГДР— 1989,СССР— 1991годы) или своенным поражением, как вГермании в1919году. Новпринципе для провоцирования национализма иксенофобии это необязательно: вКоста-Рике без всякой войны приток гастарбайтеров изНикарагуа вгоды либеральных реформ вызвал резкий рост ксенофобии поотношению кним.
ВГермании ивЯпонии после 1945года при долго сохраняющейся популярности фашистских ирасистских идей увзрослого населения (целое поколение оставалось ими заражено) удалось недопустить организации нацистов, так как экономический кризис быстро перешёл врост, анерастянулся на20лет, как унас. Унасже преодоление бедности непросматривается ичерез 50лет, так как все плоды экономического роста вРоссии достаются капиталистами, ввиде взяток отбизнеса, госчиновникам, нонетрудящимся. Поэтому рост нацизма иксенофобии внашей стране без левого поворота (и, шире, без восстановления социальной справедливости, нагло попранной в 1989—1991 годы идалее), станет проблемой, нерешаемой манипулятивными мерами этологического или иного характера.
Это «отбрасывание вбедность» кажется непонятным инеожиданным лишь самим средним слоям, когда все усилия идут напреуспеяние вжёсткой конкурентной среде ичтобы понять, как функционирует система вцелом, нет уже нежелания, нисил (так обманутый супруг узнаёт последним правду оповедении жены). Вданном случае «правда» состоит втом, что массовое обеднение целых стран или групп населения для капитализма— норма, анередкое исключение. Наодного выигравшего вконкуренции должно быть 9проигравших (некоторые называют более благоприятное соотношение 20:80), чтобы этот один, оттеснивих вконкуренции, мог забраться посоциальной лестнице наверх.
Иэтот один выигрывает непотому, что он«лучше»— умней, талантливей, честней, профессиональнее вкаком-либо мастерстве, апотому что благодаря жёсткости, изворотливости, эгоистичности иобману смог поставить этих девятерых вугнетённое иуправляемое положение исилой удерживаетих там при помощи иидеологической поддержке всего общества.
Наличие уиндивида нелучших личностных качеств, выделенных курсивом, при капитализме является совершенно необходимым «дополнением» ума италанта, без которых неконкурентоспособны нитот, нидругой. Легко видеть, что национализм иксенофобия культивируют именно эти чувства, поднимаяих дохолодно-презрительного отношения к«чужакам», представлений отом, что «чужие» понимают иуважают лишь силу (отсюда следует обязательный культ силы среди «своих», агде сила, там инасилие). Неследует недооценивать роль физической или военной силы, которой влиберальном обществе целые народы исоциальные слои удерживаются вугнетённом, униженном состоянии. Томас Фридман, обозреватель New York Times, писал: «Невидимая рука рынка никогда неокажет своего влияния вотсутствие невидимого кулака. МакДональд неможет быть прибыльным без МакДоннел Дугласа, производящего F-15. Невидимый кулак, который обеспечивает надежность мировой системы благодаря технологии Силиконовой долины, называется Вооруженные силы наземные, морские ивоздушные, атакже Корпус морской пехоты США».
Как пишет отомже самом Иммануил Валлерстайн: «Цель расизма— невизгнании итем более невистреблении какого-либо народа, новсохранении его как составной части государственной системы вкачестве „Untermenschen“, недочеловеков, которых можно эксплуатировать экономически ииспользовать как козлов отпущения вполитических целях».
Естественно, что улюдей рыночных вусловиях, еслиих основанная профессия невостребуется или уних ещё нет её, этой профессии, так итянет добрать вконкурентоспособности засчёт культивирования всебе вышеназванных конкурентных качеств (ловкости, изворотливости, культа силы иэгоизма), истольже естественно, что они обращаются на«чужих». Улюдей, вотличие отживотных, все биологические потребности ивлечения никогда неудовлетворяются напрямую, новсегда опосредуются знаками, набором символических форм определённой культуры.
Идиффузному конкурентному чувству, плавно перерастающему внеприязнь к«чужим»— скажем, к«москвичам» или «лимите», азатем ик«чёрным», естественно требуется символ, знак, чтобы направлять это чувство поцели.Имоказывается специфический образ «чужого», закоторым уже можно невидеть конкретного человека. Легко видеть, что все люди будут равны, еслиим подобрать среду обитания, обеспечивающую максимальную самореализацию. Как писал Конрад Лоренц, поскольку высшие позвоночные— очень сложно устроенные иктомуже социальные существа, всякий собственный дефект индивида, отпорока сердца доповышенной возбудимости, может быть скомпенсирован физиологическими или социальными механизмами, без которых эта особь былабы элиминирована отбором, астакой «социальной поддержкой» может проявить уникальный талант, отсутствующий у«нормальных».
Например, люди сIQ>140 чрезвычайно тяжелы вобщении: они полностью ориентированы наполучение информации, игнорируют эмоциональный компонент общения, злы изанудны, новцелом популяции есть смыслих поддерживать. Храбрецы, готовые вступить вбой слеопардом или врагом племени, совершенно необходимы вобществе, ночасто агрессивны, провоцируют ссоры попустякам иопасны для окружающих, когда выпьют. Улюдей, наиболее социальных существ извсех позвоночных, роль социальной наследственности исоциальной поддержки вкомпенсации недостатков иреализации талантов индивида максимальна инамного превышает силу всех чисто биологических механизмов.
Вернёмся кнационализму иксенофобии. Обыватель, человек рыночный, незнает эту правду про соотношение 1:9, ночувствует её нутром. При устойчивом процветании «прилив поднимает все лодки» иобыватель может ещё отмахиваться отнеё, верить, что именно онбудет тем самым одним успешным издесяти. Тем более что «эгоистическим индивидам» врыночной экономике совершенно необходимо чувствоватьтак, как будто именно тыцентр мира, что тывчём-то— лучше всего втом, чем тызанимаешься— выше илучше других, хотя минимальное научное образование показывает что ипервое ивторое неверно. Каждый индивид есть малая, заменимая часть сложной стохастической системы— общества, объект управления ирегуляции состороны системы. Кстати, единственная осмысленная форма социальной активности— стремиться не«наверх» социальной пирамиды, аменять механизмы управления ирегуляции всистеме всторону более человеческих, чтобы общество было более равноправным именее пирамидальным, чтобы меньше пришлось работать кулаками, локтями излатом при самореализации.
Новот вусловиях бедности, безработицы, унизительной невостребованности (вРоссии вних находится отполовины додвух третей населения) обыватель из«средних слоёв» неизбежно встаёт перед выбором:
1) или сделать интеллектуальное усилие ипринять правду окапиталистической системе изатем реализовать эту правду вдействии, выбрав одну изантикапиталистических альтернатив— марксизмли, анархизм, любую идею, которая хочет изжить частную собственность ирынок (подчёркиваю— незапретить, аизжить, нафилософском языке «снять»).
2) или сделать усилие нравственное исознательно выбрать толерантность иполиткорректность взаимоотношения сдругими индивидами, сознательно захотеть жить вcolor blind society, как это называют американцы.
Между прочим, тенешуточные усилия, которые прикладывает американское общество, чтобы удерживать даже современный уровень политкорректности, существующей восновном насловах, показывает органичность национализма ирасизма вовсяком обществе, построенном насобственности, конкуренции ирынке. Дело втом, что все чувства, связанные ссоответствующими ценностями, впсихологическом отношении тождественны чувствам, питающим национализм, расизм иксенофобию, иотличаются только отсутствием фетишизма, жёсткой привязанностью кспецифическому облику «чужого». «Чужой»— потенциальный объект приложения неприязни идискриминации вкапиталистическом обществе— это твой сегодняшний конкурент, необязательно «чёрный» или «цветной».
Отсюда итанатужность, смешные инеестественные формы, которые принимает политкорректность уамериканцев— ведь нормой для всего западного общества является расизм, национализм, идискриминация гастарбайтеров. Наоборот, всоветском обществе национальное ирасовое равноправие было нормой, ивсе приличные люди людей оценивали почеловеческими качествам, ненациональности, идаже незадумывались оней. Даже наши собственные черносотенцы ирасисты досих пор поинерции считают нужным оправдываться и как-то маскировать ксенофобию. НаЗападеже национализм ирасизм до1945года были нормой для политической инаучной элиты, исейчас представления оврождённом биологическом неравенстве людей органичны для западных интеллектуалов. Зайдите налюбой нацистский сайт— там обоснование начинается именно вэтого тезиса.
Естественно, обыватель своей вмассе хочет уйти отвыбора— ни1) ни2) для него неприемлемы, тем более что все силы ума идуши давно заняты бытом, жизненными ислужебными передрягами, вобщем, борьбой засуществование вразных формах. Напонимание ситуации иучёт своих собственных долгосрочных интересов неостаётся нивремени, нисил.
Вот тут ирождается националистический/ксенофобский миф— что все беды, проблемы инеурядицы от«чужих», ичто чужие «безусловно хуже», иэто «хуже» оправдываетих унижение, даже предписывает его («мы»же— «свои»— «лучше»). Кстати, точно также ивтойже самой ситуации рождается всякиймиф. Как писалК.Леви-Строс «лишь история символических функций позволяет объяснитьто, что для человеческого интеллекта вселенная всегда недостаточно значима, аразум всегда имеет больше значений, чем...объектов, которымих можно приписать. Разрываемый между...двумя системами— системой означающего исистемой означаемого, человек спомощью магического мышления обретает третью систему, вкоторую вписываются противоречивые дотоле данные. Ноэта третья система, как известно, возникает иразвивается вущерб познанию [курсив мой— В.Ф.]»(Леви-Строс, 2001: 191).
Другое дело, что представители примитивных народов вситуации, единственным выходом изкоторой является этой также, существуют всегда, алюдей современных капитализм периодически вталкивает вэту ситуацию, какбы макая вдерьмо. Ипока эта ситуация присутствует, все успехи Просвещения иСекуляризации, связанные сувеличением суммы знаний, которыми человек может оперировать, ссозданием унего разумного, целостного представления омире, вобщем, могут быть обёрнуты возло. Как писал Оруэлл: «Знание— сила, которая сейчас сражается настороне предрассудков». Объяснение националистических/ксенофобских мифов «инстинктами» ипоиск «релизерных схем», всилу которых мывродебы обречены негативно реагировать на«чужого», если только небудем избавлены благодетельной манипуляцией— типичный тому пример.
Следствие мифа— возникающая враждебность кчужим, чужим вообще (опятьже как упримитивных народов, где вопрос опричине вражды встречает объяснения, никак несоприкасающиеся среальностью). Она недолго остаётся такой диффузной инеопределённой, нобуквально сразуже «означивается» характерным обликом того Другого,— скоторым конкурентные столкновения пожизни происходят чаще всего инапрягают больше всего. Вцарской России это были «бунтовщики, стюденты, жиды иполяки», всовременной— кавказцы стаджиками (жаль только, нету «бунтовщиков», а«стюденты» вполне лояльны системе).
Возникает фетишизм ненависти— потемже причинам, покаким вкапиталистическом обществе вообще возникает товарный фетишизм, исследованный Марксом, ивозникает темже самым способом, через создание мифа как способ уклонения отпопытки понять суть проблем, которыми каждого отдельного индивида напрягает система. Облик Другого фокусирует чувства ненависти, страха ипревосходства, направляетих поцели— людям иной национальности. Чтобы выжить ипреуспеть вовраждебном окружении, эти Другие поневоле становятся источником тех самых проблем, вкоторыхих подозревали (преступность, коррупция, эксплуатация ипр.).
Возникает иподдерживается порочный круг самооправдывающегося прогноза, благодаря которому нагнетаются взаимные предубеждения иненависти, причём чисто социально-экономическим путём, без всяких «релизеров» и«инстинктов». Думаю, они— это лишние сущности ванализе данных общественных явлений (пусть даже эти явления часто интерпретируются как «обнажающие звериное нутро» вчеловеке), так что обращение кним должно быть отсечено бритвой Оккама.
Факторы формирования межгрупповой (втом числе национальной ирасовой) ненависти превосходно изучены психологами. ВкнигеДж. Чалдини «Психология влияния» подробно описаны классические опыты американского социолога турецкого происхождения Музаффара Шерифа посозданию игашению межгрупповой вражды.
Оказывается, всякая ситуация межгрупповой конкуренции немедленно вызывает сильную иустойчивую межгрупповую вражду, даже вслучае когда мальчики-испытуемые случайным образом, имежду ними небыло никаких биологических, тем более расовых различий. «Простого распределения мальчиков подвум помещениям оказалось достаточно, чтобы... возбудить чувство „мыпротивних“, априсвоение группам названий („Орлы“ и„Гремучие змеи“) усилило чувство соперничества. Мальчики стали принижать достижения другой группы ивысмеивать её членов. Однако по-настоящему страсти разгорелись тогда, когда экспериментаторы ввели вовзаимодействие мальчиков элементы конкурентной деятельности. Охота засокровищами, игра „хижина против хижины“, перетягивание каната, атлетические состязания привели кпоявлению обидных прозвищ иконфронтации... членов чужой команды обзывали „мошенниками“, „трусами“ и„вонючками“... развешивались угрожающие надписи, обычным явлением стали потасовки встоловой» (Чалдини, 2006: 170).
Отсовместного существования команд водном лагере вражда только усиливалась ипринимала всё более экстремальные формы (переход отсловесных оскорблений иугроз коскорблению действием дракам ивзаимным подлостям). Раз, возникнув вследствие конкуренции, межгрупповая вражда немедленно связывалась слюбыми деталями внешнего облика членов обоих команд, даже самые случайные признаки подростки постоянно пытались переосмысливать как групповые символы, «подходящие» для фокусировки вражды, пока неостанавливаются насамом подходящем. Как только соответствующее означивание произошло, индивидуальные личности стой, авомногом ис«этой» стороны полностью исчезают засоответствующим символом. Так для мента, стригущего купоны скавказцев итаджиков вметро, нет отдельных людей, это просто разные категории «зверьков» иориентировки с«типичной внешностью» представителей разных наций работают назакрепление этого стереотипа.
Но, как взаимная ненависть создана межгрупповой конкуренцией, так она погашается равноправным сотрудничеством. Солидарность, равенство, вообще всякое устранение конкуренции изотношений всоциуме тушат межгрупповую ненависть, как песок сбивает пламя.
После вышеописанных опытов Музаффар Шериф ссоавт. смоделировал серию ситуаций, когда межгрупповое сотрудничество— обязательное условие общей пользы, амежгрупповая конкуренция принесёт один вред. Так, вовремя продолжающейся весь день экскурсии было «обнаружено», что застрял вканаве единственный грузовик, накотором возможно привести продукты, иего всем необходимо толкать. Вдругой раз был организован перерыв вснабжении лагеря водой, поступающей изотдалённого резервуара, ивсем вместе нужно было восстанавливать трубопровод ит.п.Шериф отмечает, что решающую роль впрекращении вражды сыграло навязывание группам общих целей. Собственно, поэтому всоветском обществе мыбыли избавлены отксенофобии инационализма.
Результаты Шерифа обладают высокой воспроизводимостью. Сотрудничество эффективно уменьшало межгрупповую вражду вмногонациональных коллективах студентов колледжей исотрудников коммерческих организаций (Чалдини, 2006). Наэтом основании была разработана система методов поснижению межнационального напряжения вклассах, включающих представителей разных расовых иэтнических групп (что становится всё более актуальным для Москвы идругих мегаполисов).
Стандартный учебный процесс модифицировали таким образом, чтобы онвключал всебя элементы сотрудничества исоздавал предпосылки кдружбе представителей разных этнических групп. Наиболее эффективент. н.метод картинки-головоломки, предложенный Эллиотом Аронсоном иапробированный вТехасе иКалифорнии (см.Aronson etal., 1978). Онзаключается вследующем. Педагоги побуждают учащихся ксовместной работе поовладению материалом, который будет проверяться напредстоящем экзамене. Вэтой связи создают команды учащихся, причём каждому предоставляется только часть информации, необходимой для решения учебной задачи. Поэтому школьникам приходится постоянно учить друг друга ипомогать друг другу, ивэтом процессе взаимного обучения каждый нуждается вовсех остальных. Как только врешении соответствующей задачи школьники изсоперников превращаются всоюзников, межнациональная вражда исчезает, как будто её небыло вовсе
Апопытки подавлять ксенофобские настроения путём манипуляции дают наиболее отрицательный эффект именно тогда, когда эта манипуляция оказывается успешной. Поскольку неприятие «чужого»— это неинстинктивная реакция, асознательный (пусть невсегда осознанный) выбор впользу ксенофобии, сам факт манипуляции обнаруживается очень быстро, после чего человек лишь укрепляется всвоих настроениях иещё активней заражает ими других. Как говорится, обжегшись намолоке, дует накорову.
по данным научно просветительского интернет-журнала "Скепсис"
Жители Москвы и области в ближайшие дни смогут увидеть полет МКС
Международную космическую станцию (МКС) в ближайшие дни можно будет увидеть над Москвой и Подмосковьем, для этого ушедшим на изоляцию жителям даже не придется выходить на улицу - станция будет видна из окон квартир, сообщает Музей космонавтики.
Первопроходцы Марса. Пять самых знаменитых марсоходов
20 марта NASA сообщила о полной готовности марсохода Perseverance к полету. На него были установлены специальные пробоотборники для грунта. Именно в них марсоход может привезти на Землю образцы поверхности и, кто знает, возможно и жизнь.
На Марсе обнаружили странную дыру
Ученые НАСА обнаружили на снимках Марса необычную дыру. Отверстие расположено на склоне потухшего вулкана и может намекать на живые организмы, сообщается в блоге НАСА.
Планета Марс | Технический прогресс | Космодромы | высокие технологии | Современная культура | Иван Ильин | Шпенглер | Национальная идея | наукограды | городские игры
« Назад