Нацизм часто пытаются представить как исключительно германский феномен. Но, как давно заметила Ханна Арендт, расизм иантисемитизм имели западное происхождение идаже частично североамериканские корни. Расистские «научные» доктрины, атакже «политическая июридическая практика США» весьма интересовали немецких нацистов. Американские адепты евгеники ирасизма вдохновляли Гитлера. Среди книг, любимых деятелями Третьего рейха,— работы знакового персонажа американской жизни Генри Форда.
Для Америки характерна традиция «юридического конструирования» рас. Всилу исторических причин, связанных втом числе страдициями рабства, Соединенные Штаты стали единственным государством, официально применявшим насобственной территории расистскую классификацию вкачестве основы для предоставления гражданских прав.
Идетли речь обопределениях «белизны» или «черноты» вкачестве юридических категорий, обограничениях иммиграции, накоторые с 1920-х годов заглядывался Адольф Гитлер, илиже опрактике насильственной стерилизации внекоторых штатах занесколько десятилетий доподъема нацизма вГермании, американский опыт дает прекрасную (хотя иотнюдь неединственную) возможность вернуться канализу коренящихся вистории Нового времени источников нацизма, атакже непризнанной преемственности между ним ирядом политических практик западных— втом числе идемократических— обществ.
«Изобретение» насильственной стерилизации
Разоблачение антисемитизма игеноцида еврейского народа— одна изважнейших составляющих господствующей политической культуры нынешних Соединенных Штатов. Это замечательно. Однако относительно того, что касается духовных связей между рядом крупных представителей элит Америки инацистской Германии, царит неловкое молчание. Лишь впоследние годы вышли всвет исследования, вкоторых откровенно затрагиваются эти болезненные вопросы. Две книги показались нам заслуживающими особого внимания: The Nazi Connection Стефана Кюля иThe American Axis Макса Уоллеса. Кюль— немецкий социолог, проводивший свои исследования вСША, аУоллес— американский журналист, давно работающий вКанаде.
«Сегодня есть одна страна, вкоторой мынаблюдаем начала наилучшей концепции гражданственности»,— писалА.Гитлер в1924году. Онимел ввиду усилия Соединенных Штатов посохранению «господства нордической расы» спомощью политики иммиграции инатурализации. Разрабатывая вMein Kampf проект «расовой гигиены», ониспользовал вкачестве ориентира «Акт обограничении иммиграции» от1924года, запрещавший въезд вСША людям, страдавшим отнапротяжении десятилетий практиковали стерилизацию своих «неполноценных» жителей— практику, официально санкционированную Верховным судом в1927году.
Всвоем исследовании Кюль прослеживает это зловещее сходство, изучая контакты между американскими игерманскими апологетами евгеники впериод между Первой иВторой мировыми войнами, заимствование немцами американских «научных» идей, атакжеих юридической имедицинской практик. При этом основной тезис автора состоит втом, что систематическая поддержка американскими адептами евгеникиих германских коллег вплоть довступления Соединенных Штатов воВторую мировую войну, атакже одобрение сих стороны большинства мер расовой политики нацистов сыграли критически важную роль влегитимации расистского государства Гитлера.
Вопреки общепринятому вофициальной историографии мнению, Кюль показывает, что американские сторонники евгеники, зачарованные нацистской риторикой поповоду «расовой гигиены», были отнюдь некучкой маргиналов, авлиятельной группой ученых, неумеривших своего энтузиазма итогда, когда эта риторика стала претворяться вжизнь. Изучение отношений между двумя «научными сообществами» позволяет автору выявить многочисленные аспекты использования нацистами «достижений» американской евгеники, вчастности— эффективной иммиграционной политики, сочетавшей всебе этнический иевгенический принципы отбора, атакже успехов американского евгенического движения впроталкивании законов, разрешающих насильственную стерилизацию.
Еще вВеймарской республике, задумываясь отом, как можно снизить расходы насоциальное обеспечение, сзавистью смотрели намеры понасильственной стерилизации, принятые внескольких штатах США сцелью уменьшения затрат общества насодержание «неполноценных». Активное развитие евгеники вАмерике часто объяснялось наличием там «черного» населения, что заставляло белых систематически думать обулучшении расы. Позднее американский генетикТ.Эллингер сравнивал преследование евреев внацистской Германии сжестоким обращением счернокожими вСоединенных Штатах.
Вгоды подъема нацизма американские адепты евгеники небез удивления (идаже свосхищением) обнаружили, что «немцы обошлиих вих собственной игре...». Это непомешалоим, покрайней мере довступления США ввойну вдекабре 1941года, активно поддерживать расистскую политику нацистов ихранить полное молчание поповоду преследования вТретьем рейхе евреев, цыган ичернокожих. Разумеется, евгеническое сообщество небыло монолитным, очем свидетельствуют обличительные выступления евгенистов-социалистовГ.Мюллера иВ. Ландауэра, генетика-прогрессистаЛ.Данна изнаменитого антропологаФ.Боаса. Правда, вотличие отдвух последних, критиковавших евгенику, Мюллер иЛандауэр предпочитали «научную» критику нацизма. Они отрицали иерархиюрас, нотем неменее признавали необходимость улучшать человеческий род через поощрение размножения «полноценных» изапрещение репродукции «низших» индивидов.
Всвоей книге Кюль опровергает утверждение, будтобы псевдонаучные тенденции американской евгеники, приведшие кпринятию расистского закона обиммиграции 1924года, в 1930-е годы уступили место более научной прогрессистской евгенике, отбросившей концепцию расовой гигиены. Онпоказывает, что различные течения внутри американского евгенического движения неимели даже отдаленного отношения к«научности». Споры внутри международного научного сообщества поповоду расовой политики нацистов отражали прежде всего различия позиций повопросам улучшения расы, атакже научных, экономических иполитических средств достижения этого.
Автор разделяет два понятия— «этнический расизм» и«генетический расизм», что, поего мнению, необходимо для понимания изучаемого феномена. Первый вид расизма был открыто осужден наНюрнбергском процессе в1946году; совторым дело обстоит несколько сложнее. Содной стороны, большая часть поборников «расовой гигиены» небыла привлечена ксуду занасильственную стерилизацию 400тысяч человек. Сдругой, массовые расправы ибесчеловечные медицинские опыты вконцентрационных лагерях пытались представить как действия, неимевшие ничего общего с«истинной» евгеникой.
В1939году Эллингер писал вJournal ofHeredity, что преследование евреев неимело религиозной подоплеки, аявлялось «крупномасштабным репродуктивным проектом, призванным искоренить изнации наследственные признаки семитской расы». Идобавлял: «Когда речь заходит ометодах наиболее эффективной реализации этого репродуктивного проекта,— тоесть после того, как политики уже приняли решение оего желательности,— наука способна оказать помощь нацистам». Позднее руководитель нацистской программы поуничтожению инвалидов Карл Брандт объявил наНюрнбергском процессе, что брал заоснову американские опыты, некоторые изкоторых датировались еще 1907годом. Всвою защиту онцитировал Алексиса Кэррела, чье имя еще донедавнего времени носило одно извысших учебных заведений Франции.
Вкниге Уоллеса анализируется также отношение кнацизму двух символических для Америки XXвека фигур: известного автомобилестроителяГ.Форда изнаменитого авиатораЧ.Линдберга. Последний играл в 1930-е годы заметную политическую роль вСША -сначала как сторонник Третьего рейха, апосле 1939года— как один изорганизаторов (наряду сФордом) кампании поосуждениюФД. Рузвельта завмешательство ввойну вЕвропе против сил гитлеровской «оси».
Пример Форда менее известен, нодаже более важен. Четырехтомный труд The International Jew— сборник статей ипамфлетов, ранее вышедших заподписью магната вгазете The Dearborn Independent,— вдохновлялся самым брутальным антисемитизмом иимел заметное влияние вГермании. Переведенный в1921году нанемецкий язык, онстал одним изважных источников гитлеровского национал-социализма. Журналист изNew York Times, посещавший втот период Берлин, рассказывал, что стена личного кабинета Гитлера была украшена крупноформатным портретом Генри Форда, астол вприемной был завален экземплярами Der Internationale Jude. Втойже газете вфеврале 1923года было опубликовано воззвание Эрхарда Ауэра, вице-президента ландтага Баварии, обвинявшего Форда внепосредственном финансировании национал-социалистической рабочей партии, обусловленном его симпатией к«гитлеровским планам истребления евреев вГермании».
Винтервью газете Chicago Tribune8 марта 1923года сам Гитлер заявлял: «Мысчитаем Генри Форда лидером движения фашистов, набирающего силу вАмерике... Мывосхищены его антисемитской политикой; она вполне совпадает сплатформой баварских фашистов» . Ввышедшей два года спустя Mein Kampf автор выказал свое уважение кФорду как «единственному человеку вАмерике, оказывавшему сопротивление евреям». Вся книга Гитлера пронизана идеями The International Jew, аряд пассажей— вчастности ороли евреев вгерманской ироссийской революциях,— почти напрямую заимствованы оттуда.
В1933году, когда нацистская партия пришла квласти, Эдмунд Гейне, директор германского филиала компании Форда, вписьме секретарю американского промышленника Эрнсту Либольду отмечал, что The International Jew была использована новым правительством вцелях просвещения немецкой нации вобласти «еврейского вопроса» [6]. Собрав все эти документы, Уоллес показывает, что идеи американского автомобилестроителя следовалобы счесть одним изважных источников антисемитизма, присущего национал-социалистской доктрине. Автор также напоминает, что в1938году Гитлер через немецкого консула вСША наградил Форда— вслед заБенито Муссолини— Большим крестом Ордена германского орла (этот знак отличия был введен в1937году ипредназначен выдающимся зарубежным деятелям).
Правда, Уоллес необъясняет читателям, почему автор Mein Kampf был столь зачарован именно произведением Форда— ведь имелось немало европейских, втом числе немецких, трудов антисемитского содержания. Почему онукрасил свой кабинет его портретом, анеПоля Лагарда, Мюллера Ван дер Брука или кого-то издругих известных германских идеологов антисемитизма? Помимо известности американского магната, интерес ккниге The International Jew можно объяснить тремя причинами: актуальностьюее аргументации, базировавшейся набиологической, медицинской игигиенической терминологии; ее систематическим иобобщающим характером— вней были воедино связаны все антисемитские обличения того времени; и, наконец, интернациональностью, общепланетарностью представленной вней картины.
"Прочитав её, я стал антисемитом..."
Гитлер был неединственным нацистским вождем, который испытал насебе влияние книги Форда. Лидер «гитлерюгенда», азатем гауляйтер Вены Балдюр фон Ширах заявил наНюрнбергском процессе: «Самый важный антисемитский труд, который япрочитал втовремя икоторый повлиял намоих соратников,— это книга Генри Форда. Прочитавее, ястал антисемитом». Геббельс иРозенберг также упоминалиее вчисле основных идеологических ориентиров немецкой национал-социалистической партии.
Виюле 1927года, обеспокоенный падением продаж своих автомашин иугрозой привлечения ксуду заклевету, Форд начал отступление. Всвоем официальном заявлении для прессы онкак нивчем небывало утверждал, будто небыл осведомлен осодержании антисемитских статей, вышедших в«The Dearborn Independent» заего подписью, ипросил уевреев прощения заущерб, невольно причиненныйим опубликованием «The International Jew». Это заявление, которое большинство американских газет сочли лицемерием, спасло Форда отуголовной ответственности, нонепомешало ему продолжать тайно поддерживать разнообразные акции ипубликации антисемитского характера.
Форд как предтеча нацизма почти неизвестен вАмерике— вотличие отФорда-промышленника, поставившего напоток производство недорогих автомобилей. Именно этого человека иронически представил английский писатель Хаксли вромане «Одивный новыймир» (1932год) вкачестве божества Нового времени, когда молитва «Отченаш» была заменена на«Форднаш».
Столь долгое замалчивание вполне объяснимо. «Дело Форда» поднимает деликатные вопросы оместе расизма всевероамериканской культуре иотношениях между западной цивилизацией иТретьим рейхом, между Новым временем ияростным антисемитизмом, между экономическим прогрессом ирегрессом гуманизма. Термин «регресс», впрочем, неудачен: такая книга, как The International Jew, немогла быть написана доXXвека, даинацистский антисемитизм— абсолютно беспрецедентный феномен.
по данным научно-просветительского журнала "Скепсис"
Жители Москвы и области в ближайшие дни смогут увидеть полет МКС
Международную космическую станцию (МКС) в ближайшие дни можно будет увидеть над Москвой и Подмосковьем, для этого ушедшим на изоляцию жителям даже не придется выходить на улицу - станция будет видна из окон квартир, сообщает Музей космонавтики.
Первопроходцы Марса. Пять самых знаменитых марсоходов
20 марта NASA сообщила о полной готовности марсохода Perseverance к полету. На него были установлены специальные пробоотборники для грунта. Именно в них марсоход может привезти на Землю образцы поверхности и, кто знает, возможно и жизнь.
На Марсе обнаружили странную дыру
Ученые НАСА обнаружили на снимках Марса необычную дыру. Отверстие расположено на склоне потухшего вулкана и может намекать на живые организмы, сообщается в блоге НАСА.
Планета Марс | Технический прогресс | Космодромы | высокие технологии | Современная культура | Иван Ильин | Шпенглер | Национальная идея | наукограды | городские игры
« Назад