Христианское мифологическое сознание и расизм С. Чемберлена
Учение нашего соотечественника Ивана Петровича Павлова о«второй сигнальной системе» только самые наивные люди считают относящимся попреимуществу к«жизни животных»— оно имеет /как это прекрасно понимал исам Павлов/ прямое отношение кжизни людей, иболее того, кжизни современного общества. Вэтом последнем почти все слова, связанные сосколько-нибудь значительными идеями, событиями, лицами, быстро превращаются всигналы, вызывающие однозначную реакцию «двуногих»— восторженную при слове «демократия», негодующую при слове «тоталитаризм», презрительно-равнодушную при слове «народ»...
Имя Хаустона Стюарта Чемберлена/1855—1927/ вызывает— даже утех, кто непутает его сОстином Чемберленом /"сидел напушке"/ иНевилем Чемберленом /"мюнхенский сговор«/— требуемую реакцию: вмозгу загорается «красный сигнал опасности». Конечно, формально дело обстоит немного сложнее: сименемX. С.Чемберлена ассоциируются некие понятия— «расовая теория», «германизм», «антисемитизм», «религиозный имманентизм»— бывшие входу при изложении его идеи уже вначале века ипридающие нашей реакции какбы осмысленный характер. Нонаделе иэти понятия играют роль техже сигналов, призванных пробудить, ненашу мысль, а«чувство опасности». Это чувство идолжно подменить знание ипонимание творчества мыслителя, написавшего, кроме «Оснований 19-го века» /двухтомного исследования генезиса европейской цнвилизации. стольже капитальные труды оКанте иРихарде Вагнере, ряд религиозно-философских книг /"Слово Христово«, «Арийское мировоззрение» идр./ имножество работ социально-политического характера /среди них особенно актуальной остается его книга "Демократия исвобода«/’.
Цель моих заметок— невтом, чтобы убедить читателя «переключить светофор» скрасного назелёный при встрече сименемX. С.Чемберлена. Вообще, культура как препирательство отом, какой свет, красный или зеленый, должен загораться вмозгу при произнесении тех или иных слов иимён— имеет, намой взгляд, скорее, клинический, чем духовный интерес. Настоящая задача культуры, всеми, казалосьбы, признаваемая, нодалеко невсегда решаемая— прорыв отслова ксмыслу, аещё точнее, кдуху, который творит все идеи исмыслы. Ниже ямогу только попытаться описать всамых общих искупых чертах тедуховные смыслы, которые открылись мне втворчествеХ.С.Чемберлена.
«Кто принимает всерьёз завет: познай самого себя,— писал Чемберлен всамом начале своей главной книги ---тот, рано или поздно, приходит кпознанию того, что его бытие, покрайней мере, надевять десятых непринадлежит ему самому». Человек— это «наследник’/dег Erbe/ всамом полном, охватывающем весь состав его бытия, смысле. Наследие /das Erbe/- ключевое слово вконцепции Чемберлена: иможно былобы просто сказать, что «наследие»— это совокупность физических идуховных констант, переходящих отпоколения кпоколению, еслибы при этом неупускалось извиду нечто важное, если неглавное. Наследие, как постоянно подчеркивает автор «Оснований», неможет— или может только вочень ограниченной степени— передаваться «автоматически», без нашей воли кпреемственности. Если утрачивается сознание содержания исмысла наследия, если наследие перестает быть формирующей жизнь, творческой силой— оно непросто «лежит без употребления», ноидет наубыльи, вконечном счете, погибает. «История— говорит ончугь ниже— это лишь такое прошлое, которое продолжает жить, оформляя сознание человека». Поэтому «историческая память» является для Чемберлена, прежде всего, творческим актом, актом самопознания исамоопределения одновременно: утрачивая способность совершать этотакт, мыутрачиваем исвое прошлое, исвое будущее— «кто ниоткуда, тот никуда».
Неудивительно, что Чемберлен решительно отвергал /как ’’фантастическое«/ учениеА.Гобино орасе как о чем-то отвека данном, что необходимо только оберегать отсмешения, как онеком фатальном наследии /хотя иочень высоко оценивал сам факт постановки вопроса означении расы французским мыслителем/. Идело нетолько втом, что раса есть нечто существенно динамичное ипластичное, что «благородная раса непадает снеба, она лишь постепенно становится благородной». Будучи твердо убежден вогромном значении биологического субстрата духа, внашей обязанности понимать теусловия, которые накладывают наразвитие человека «простые ивеликие законы, которые охватывают иоформляют всё живое», Чемберлен видел вэтом субстрате все-таки именно средство, анецель, условие, анесущность человеческого бытия. «Индивидуум может достичь полного иблагородного раскрытия своих задатков только при наличии определенных условии, которые суммируются вслове „раса“»— писалон, носами эти задатки имеют существенно метафизический, анефизический смысл. Надо удивительно предвзято ивыборочно прочесть «Основания», чтобы незаметить этого коренного убеждения автора вабсолютной ценности «метафизического», того, что скрывается вглубине души. Впрочем, обвинение в"имманентизме«/ тоесть вакценте навнутреннем, духовном/, странно соседствующее собвинением в«расизме»— отражает именно непонимание его основной мысли, скрытое заброскими ярлыками. Старательно незамечают при этом итого, что Чемберлен упрекает иудаизм именно втом, что тот заставил мораль ирелигию служить идее «расовой чистоты»; нообэтом чуть позже.
При всём значении, которое имели для Чемберлена данные антропологии, этнографии ит.п., главное значение для него имеет проникновение в«глубину души», веё духовную основу,— что идемонстрирует приведенный ниже фрагмент его книги.
Посути, одна черта духовной организации славянских народов подмечена Чемберленом исопоставлена стакойже чертой кельтов игерманцев— стремление выделить, этически продумать иэстетически оформить темоменты национальной истории, которые связаны несторжеством нации, асеё поражением. При этом, как было отмечено, Чемберлен незнал, по-видимому, памятника, наиболее убедительно подкрепляющего его взгляд— «Слово ополку Игореве». Неславная победа, одержанная несколькими десятилетиями раньше Владимиром Мономахом над темиже половцами /на реке Сальнице/— победа, слух окоторой дошёл, пословам летописца, «досамого Рима»— ножалкое поражение ничем другим незамечательные удельных князей стало источником поэтического вдохновения инравственных раздумий необычайнои глубины исилы. «Только через трагическое читаем мыв„Основаниях“— получает история своё чисто человеческое содержание»: носущество этого «чнсто человеческого содержания» заключается невнесчастье как таковом /и тем более невмазохистском смаковании своего несчастья, невпозе "вечно обиженных"/’, новтом самоочищении исамоуглублении, которое может совершить— через несчастье человеческийдух, идётли речь осовременниках события или обих потомках. Иещё— именно духу арийских народов открывается, помысли Чемберлеиа, внутренняя связь темных побед итёмных поражений /’вдумаемся имывэтимологию древнеславянского слова "победа«/, открываются важнейшие нравственные императивы: милосердия ипрощения даже злейших врагов как собратьев победе, открывается путь кхристианской этике...
Вторая часть фрагмента, посвящёниая серьёзному инезависимому отношению славян ксвоему религиозному наследию, опасаюсь, небудет доконца понята читателем, незнакомым собщей исторической концепции «Оснований». Попытаюсь изложить её хотябы схематично.
Древний мир Средиземноморьябыл, поубеждению Чемберлена, теми «старыми мехами», которые уже небыли способны принять «новое вино христианства», при этом онвравной мере причислял кэтому миру иимператорский Рим эпохи упадка, ииудейство, и«расовый хаос» народов, населявших Грецию, Малую Азию иЕгипет. «Новыми мехами» для духа христианства стали германцы— «под этим именем— пояснял Чемберлен насамых первых страницах книги— ясоединяю различных членов одной великой североевропейской pacы, идётли речь огерманцах вузком, тацитовом смысле слова, или окельтах, или оподлинных /echte/ славянах».
Основное содержание истории «после Христа» составляет борьба лих народов против тех влияний, которые исходили от«древнего мира», влияний нестолько прямых /после распада этого мира/, сколько оказываемых через идеи иучреждения. «Имперская идея» Рима, космополитический, анациональный иаморальный «синкретизм» греко-сирийского ареала, религиозный материализм ирелигиозная нетерпимость иудаизма вот теразнородные «идеологические» элементы, которые стремились проникнуть встановящийся организм нового христианского общества. Основной драматизм этого становления заключался, номнению Чемберлена, втом, что римско-католическая Церковь, призванная быть носительницей христианского идеала, усвоила отдревнего мира наиболее опасные элементы его наследия: идею всемирного господства, враждебность кнациональной самобытности, иудейскую нетерпимость клюбой форме инакомыслия, ивитоге встала напуть принуждения ввопросах религии— «compelle intrare» /"заставь войти" вЦарство Божие/.
Напротив, германские народы стремились утвердитьто, что является подлинной сутью христианства: принцип свободной веры, неотделимый отнравственного имистического содержания религии. Здесь следует уточнить важный момент, поскольку замечания Чемберлена обогумилах могут быть истолкованы всмысле отрицания мистической стороны христианства, связанной стаинствами. Нотакое истолкование былобы совершенно неверным. Чемберлен отрицал дух формального ритуализма имелочной обрядности /восходящей, поего мнению, опять-таки киудаизму, где ритуал подменяет живое чувство трансцендентного/, тогда как мистическая внастоящем смысле слова /то есть выходящая запределы опыта/ сторона христианства является для него важнейшей. Именно мистическое иметафизическое вхристианстве более всего созвучно религиозному духу германских народов, выраженному вих дохристианской мифологии. Миф неесть «выдумка», противоположность «факта», носимволическое выражение его внутреннего метафизического смысла: всвою очередь «мистика это мифология, продуманная вобратном направлении, отсимволического образа квнутреннему опыту невыразимого». Поэтому Чемберлен решительно отвергает «демифологизацию» христианства /провозглашённую либерально-протестантской теологией/ как возврат кисторико-хронологической религии иудаизма, сеё предельной метафизической скудостью, стем, что Ренан метко определил как «вечную тавтологию: Бог есть Бог».
Борьба заметафизическую сущность религии— это,одновременно, борьба засвободу веры, заправо каждой личности насвободное постижение религиозною идеала. Вхристианстве свобода связана ссамим существом религии, так как «посредством христианства каждый отдельный человек получил ценность, которая нисчем несоизмерима иокоторой никогда прежде неподозревали». ИндивидуализмX. С.Чемберлена,— аименно так ончаще всего определял своё мировоззрение— был,однако, слишком непохож находячий индивидуализм либерально-позитивистского толка: одним изпервых Чемберлен подчеркнул, что прежде, чем возникла необходимость освободить личность отгнета конфессиональной узости инетерпимости, эта личность была создана христианством,
И, наконец, индивидуализм, аточнее, персонализм Чемберлена был теснейшим образом спаян сего почвенничеством. Смысл этой спайки недоступен либерально-позитивистскому мышлению: ксожалению, сегодня этот смысл остаётся скрытым иотбольшинства наших отечественных «почвенников». Двуединство нации иличности определяет всю логику чемберленовской мысли, логику— повторим ещё paз— непонятнуютем, кто всамом слове «нация» /народ, раса ит. д./ видит покушение наличность, потакже итем, кто непонимает, что именно «выработка личности, способной ксвободе» составляет высшую цель национального развития, как отмечал уже неЧемберлен, арусский мыслительЛ.А.Тихомиров вкниге «Монархическая государственность». «Чем богачедух, тем многостороннее икрепче его связи стем, что составляет его субстрат, происхождение, породу»— это убеждение автора «Оснований» было нанесколько десятилетий раньше ясно выражено такими русскими почвенниками-персоналистами, какА.Григорьев иСтрахов.
Избегая какой-либо упрощенной субординации вдвуединстве «личность— нация», Чемберлен указывает, однако, нарешающее обстоятельство: Бог воплотился невнации /и нев"человечестве«/, авотдельном человеке Иисусе. ’Здесь— вличности Христа— настоящий центр мировоззрения Чемберлена. Нетолько весь ход европейской истории втечение 19-ти столетий «после Христа», ноисобытия, далеко отстоящие отэтой истории вовремени ипространстве, будь тоборьба Рима иКарфагена, судьба Израиля иИудеи, противоположность браманизма ибуддизма ит. д.— оцениваютсяим всвете этой личности, измеряются мерой, заданной его образом Христа.
Конечно, вобразе Христа, созданном Чемберленом, немало субъективного; нокритики Чемберлена /и даже теавторы, кто, подобноВ.В.Розанову, приветствовал "Основания«/ постоянно проходили мимо главного, так как немогли понять, внутренне пережить чемберленовской одержимости личностью Иисуса Христа: неверили всерьёз, что неотношение кнемцам, евреям, римской Церкви, протестантизма ит.д., ноотношение кХристу составляет ядро всех его суждений иоценок. Особенно это касается, так называемого, «антисемитизма» Чемберлена.
Собственно, отношение Чемберлена кевреям можно точно выразить словами, принадлежащими, кажется, А.С.Хомякову: «Иудей после Христа есть живая бессмыслица». Отношение Чемберлена кевреям определялось отношением евреев кХристу— некхристианской Церкви, некхристианскому учению, некхристианской культуре ит.н. аименно кличности Иисуса Христа. Выражением этого решающего отношения онсчитал религиозное учение иудаизма. Возникнув как попытка решить проблему национальною самосохранения путём возведения ввысший принцип национальной исключительности, эта религия неизбежно пришла встолкновение сТем, кто оказался не«спасителем нации», аСпасителем для каждого верующего вНего человека. Япотому иудаизм стал иостаётся поныне религией отверженния Христа. Ненаходя всовременном еврействе настоящего отречения отосновных принципов иудаизма /отречения, которое нельзя заменить простым конфессиональным выпадением изсинагоги/, Чемберлен видел вевреях «вечно чужих» христианскому миру, тex, кто готов влюбой момент истории проявить свою солидарность слюбыми силами, враждебными христианству, поддержать любое шатание христианского мира относительно своего настоящего центра.
Ксожалению, полноценное представление оглубине ибогатстве идей, выраженных в«Основаниях l9-го века» /вызвавших всвое время ураган сочувственных ивраждебных откликов, втом числе ивРоссии/, ипосей день можно получить лишь при условии знания немецкого языка. Несомневаюсь, что урусского читателя книга Чемберлена, даже ивнимательно прочитанная, вызовет немало возражений: нонесомневаюсь ивтом, что национально мыслящий русский человек неможет непочувствовать глубины иактуальности многих идей исуждений, выраженных в«Основаниях». «Яхотелбы пробудить живое чувство великого нордического братства»,— писал Чемберлен, ясно предчувствуя опасность братоубийства, впучину которого были ввергнуты в 20-м веке германцы иславяне. Конечно, невсе суждения Чемберлена ославянстве, атем более орусских иРоссии, можно считать даже приблизительно верными, иногда они звучат просто несправедливо. Нонам, русским, непривыкать обходиться без комплиментов всвой адрес; суть всё-таки невних.
Жители Москвы и области в ближайшие дни смогут увидеть полет МКС
Международную космическую станцию (МКС) в ближайшие дни можно будет увидеть над Москвой и Подмосковьем, для этого ушедшим на изоляцию жителям даже не придется выходить на улицу - станция будет видна из окон квартир, сообщает Музей космонавтики.
Первопроходцы Марса. Пять самых знаменитых марсоходов
20 марта NASA сообщила о полной готовности марсохода Perseverance к полету. На него были установлены специальные пробоотборники для грунта. Именно в них марсоход может привезти на Землю образцы поверхности и, кто знает, возможно и жизнь.
На Марсе обнаружили странную дыру
Ученые НАСА обнаружили на снимках Марса необычную дыру. Отверстие расположено на склоне потухшего вулкана и может намекать на живые организмы, сообщается в блоге НАСА.
Планета Марс | Технический прогресс | Космодромы | высокие технологии | Современная культура | Иван Ильин | Шпенглер | Национальная идея | наукограды | городские игры
« Назад