Чемберлен, Хьюстон Стюарт (Chamberlain), (1855—1927), английский писатель, социолог, философ, предтеча нацистской идеологии. Родился 9сентября 1855в Саусси, Гемпшир, Англия, всемье британского адмирала. Изучал естественные науки вЖеневе, эстетику ифилософию вДрездене. Стал ревностным поклонником Рихарда Вагнера. Женившись надочери композитора, Еве Вагнер, Чемберлен в1908поселился вБайрейте, сделавшись куда большим фанатиком всего немецкого, нежели сами немцы. Вовремя 1-й мировой войны публиковал внемецкой прессе многочисленные антибританские статьи, получив заэто народине прозвище «английский перевертыш». Идеологические концепции Чемберлена позднее нашли продолжение втеориях Гитлера, изложенных в«Майн кампф». Умер Чемберлен 9января1927.
Основная работа Чемберлена, принесшая ему скандальную известность,— «Основы XIXвека» («Die Grundlagen des neunzehnten Jahrhunderts») вышла вМюнхене в1899. Рационалистическая трактовка Чемберленом европейской истории объяснялась негативным отношением автора кхристианству вцелом, аристократическим презрением кмассам иизлишне романтизированным восприятием немцев как нации, предназначенной править миром. Поставив перед собой задачу раскрыть основы, накоторых покоился XIXвек, Чемберлен писал, что европейская культура явилась результатом слияния пяти компонентов: искусства, литературы ифилософии Древней Греции; юридической системы иформы государственного управления Древнего Рима; христианства вего протестантском варианте; возрождающегося созидательного тевтонского духа; иотталкивающе-разрушительного влияния евреев ииудаизма вцелом.
В 1-м томе своей книги Чемберлен рассматривает события до1200г., наследие античного мира. Сэллинизмом наступил небывалый расцвет человеческого интеллекта,— пишет Чемберлен.— Греки творили всюду— вязыке, религии, политике, философии, науке, истории, географии. Вершиной этого созидательного духа стал Гомер. Новнаследии эллинов оказались итемные стороны: жестокие недальновидные демократии, отсутствие высокой политики, устаревшая мораль иупадок религии. Мир вдолгу перед римлянами, избавившими его отсемитско- арабского порабощения ипозволившими «индо-тевтонской Европе стать бьющимся сердцем имыслящим мозгом всего человечества». Греция, вотличие отРима, помнению Чемберлена, тяготела кАзии. Номногих сбило столку иозадачило тообстоятельство, что несмотря надвухтысячелетнее наследие, Рим несумел противостоять распаду насвоей огромной территории. «Опыт энергичной индоевропейской расы пересмотрели иблестяще воспользовалисьим смешанные западно-азиатские нации, что вновь привело куничтожению единстваее характерных особенностей».
Затем Чемберлен обратился кнаследникам античности. Сразуже пришлось столкнуться, писалон, сизучение расовых проблем. Онговорил отом, что необходимо проявить смелость ипредусмотрительность, чтобы благополучно проскочить «между Сциллой науки почти недосягаемого иХарибдой изменчивых инеобоснованных обобщений». Рим сместил центр притяжения цивилизации всторону Запада, неосознанно завершая акт мировой значимости. НоРим оставил после себя невероятную мешанину различных типов ирас. Среди этого хаоса народов (Voelkerchaos) оказались иевреи— единственная раса, которой удалось сохранить чистоту крови. Силойже, противостоящей крошечной, новлиятельной еврейской нации, история избрала арийцев. «Внастоящее время эти две силы— евреи иарийцы,— какбы незатуманилих будущее недавний хаос, остаются друг против друга, пусть уже некак враги или друзья, но, по-прежнему, как вечные противники». «Ничто неявляется более убедительным,— писал Чемберлен,— чем самосознание нации. Человек, принадлежащий определенной чистой расе, никогда непотеряет этого чувства. Раса поднимает человека над собой, наделяет его необычайной, почти сверхъестественной энергией, выделяет его как индивидуума изхаотического смешения народов, собранных совсех концов света. Густая кровь, незримо текущая вжилах, принесет бурный расцвет жизни, принесет будущее». Основной секрет истории втом, что чистокровная раса становится священной. Безродный ивненациональный хаос последних дней Римской империи стал пагубным, почти фатальным обстоятельством, иименно арийцам пришлось исправлять это гибельное положение.
Во 2-м томе Чемберлен анализирует возрождение нового германского мира иборьбу величайших сил замировое господство. Вэтой борьбе участвуют, помнению Чемберлена, три, стремящихся доминировать, религиозных идеала: Восток (эллины), Север (арийцы) иРим. Насевере бывшей Римской империи арийцам удалось создать новую культуру, которая «несомненно является величайшим извсего, что было достигнуто человечеством донастоящего времени». Все, что неявляется арийским,— это чуждые элементы, которые необходимо изжить. Евреи сделались наследниками римского расового хаоса; арийскаяже раса оказалась вответе задуховное спасение человечества. Все достижения науки, промышленности, политэкономии иискусства стимулировались идвигались вперед арийцами. Таким образом, XIXвек опирался напрочный арийский фундамент.
Через всю книгу Чемберлена проходят красной нитью две основные темы: арийцы— как творцы иносители цивилизации, иевреи— как негативная расовая сила, разрушительный ивырождающийся фактор истории. Идеализируя чистокровных арийцев, Чемберлен рассматривалих как единственную опору мирового развития. Завоевавшие гибнущую Римскую империю здоровые имужественные дети природы— арийцы, возродили западную цивилизацию ипривнесли внее неведомое ранее представление освободе.
Как противоположность созидательному гению арийцев Чемберлен выдвигал грубую цивилизацию евреев, которые, поего мнению, были чужаками, грозившими вXIXвеке занять непропорционально значительное место вжизни Германии. Евреи заслуживали приговора, нонеспозиций низкой ненависти или подозрительности, аспозиций недосягаемых высот арийского превосходства. Почти все выдающиеся иистинно свободные люди, писал Чемберлен, отТиберия доБисмарка, рассматривали присутствие евреев всвоей среде как социальную иполитическую опасность. Чемберлен называет рождение Христа наиболее важной датой вистории человечества. «Нивойны, нисмены династий, ниприродные катаклизмы, ниоткрытия необладают идолей той значимости, которая моглабы сравниться скороткой земной жизнью Галилеянина». Нодля всех должно быть очевидным, писалон, что Христос небыл евреем, внем небыло никапли еврейской крови, аназывавшие его евреем, были просто невежественными или лицемерными людьми.
«Основы» Чемберлена стали необычайно популярны вГермании после того, как император Вильгельм IIназвал его работу монографией величайшей важности. Критики взахлеб восхваляли книгу заблестящее высочайшее красноречие, огромную эрудицию инеобычайную проницательность автора. ВАнглииже эта книга подверглась яростным нападкам: ее либо высмеивали, либо поносили резкой бранью. Чемберлена называли «уличным проповедником, облачавшимся товтогу римского оратора, товрясу христианского священника». Оего работе говорили, что это «похмельная отрыжка пьяного сапожника». Работу Чемберлена расценивали небольше неменьше как «ловкий синтез Шопенгауэра иГобино, отражающий более грубое инаглое утверждение мистического родства арийцев иБожественного провидения».
Американские приверженцы нордической школы провозгласили Чемберлена величайшим зодчим нордической теории, начто Теодор Рузвельт возразил, что теория Чемберлена исходит изглупой ненависти ичто его «блестящие ляпсусы для нормального человека выглядят безусловным сумасшествием, отражением ненормальной психики... Ему нравится Давид, инаэтом основании онтотчас делает его арийцем. Ему нравятся Микеланджело, Данте или Леонардо даВинчи, ионтутже сообщает, что они— арийцы. Оннелюбит Наполеона ипотому утверждает, что Наполеон— истинный представитель безрасового хаоса».
Жители Москвы и области в ближайшие дни смогут увидеть полет МКС
Международную космическую станцию (МКС) в ближайшие дни можно будет увидеть над Москвой и Подмосковьем, для этого ушедшим на изоляцию жителям даже не придется выходить на улицу - станция будет видна из окон квартир, сообщает Музей космонавтики.
Первопроходцы Марса. Пять самых знаменитых марсоходов
20 марта NASA сообщила о полной готовности марсохода Perseverance к полету. На него были установлены специальные пробоотборники для грунта. Именно в них марсоход может привезти на Землю образцы поверхности и, кто знает, возможно и жизнь.
На Марсе обнаружили странную дыру
Ученые НАСА обнаружили на снимках Марса необычную дыру. Отверстие расположено на склоне потухшего вулкана и может намекать на живые организмы, сообщается в блоге НАСА.
Планета Марс | Технический прогресс | Космодромы | высокие технологии | Современная культура | Иван Ильин | Шпенглер | Национальная идея | наукограды | городские игры
« Назад