/
КонтактыО проекте Блог
Galaktika

Вход | Регистрация


Запомнить меня
Забыли пароль?

 

  ПОИСК


 
 

 

Идеология развития /  Глобальные конфликты /  Классовые конфликты /  Возвращение бунтующих 60ых в Европе  

Возвращение бунтующих 60ых в Европе

События последних месяцев и даже недель, связанные с фактами массовых протестов учащейся молодежи против неолиберальных реформ в системе образования, в какой-то мере заставляют вспомнить «грозный 68-й». Конечно, это сравнение можно назвать искусственным и натянутым. Но правда и то, что именно западноевропейское студенчество во время жарких событий сорокалетней давности являлось одной из ключевых социальных сил того времени. В Париже и Риме, Барселоне и Афинах, Гамбурге и Амстердаме леворадикальные студенты заявляли о себе во весь голос как не просто о протестной, но потенциально революционной силе.

С тех пор минуло много времени, изменилась сама Западная Европа социально-экономическое положение в ней. Модифицировалась система образования, произошли изменения в социальной структуре студенчества. Но события последнего времени определенно показывают, что «радикальный потенциал» учащейся молодежи вовсе не испарился. Просто если 40 лет назад в Париже и Риме студенты шли на баррикады за «неизведанное новое» (и это был действительно революционный порыв), то в 2008 году в тех же городах студенты и учащиеся старших классов отстаивают ранее завоеванные в ходе социальной борьбы права.

Как известно, большая часть – стран членов ЕС сегодня управляется правыми партиями. А либералы и консерваторы смотрят обычно на систему высшего и среднего образования, так сказать, по-рыночному. То есть стремятся во имя бездифицитного бюджета сократить расходы на образование, уменьшить государственные траты на содержание университетов, сократить число преподавателей в высшей школе, увеличить количество частных школ, лицеев и институтов, заставить преподавателей позже выходить на пенсии и т.д.

Сценарии протестных выступлений везде примерно одинаковы. Различия зависят от конкретных национальных условий. В Греции, например, консервативное правительство открыло дорогу частному сектору в высшем образовании (до 2008 года на родине европейской цивилизации не было ни одного негосударственного вуза). Во Франции речь идет о сокращении тысяч должностей преподавателей в структуре среднего и высшего образования и о последовательном увеличении пенсионного возраста для работающих. В Италии также дело идет к сокращению рабочих мест в вузах, о введении должности единого учителя в младших классах и о повышении платы за обучение для студентов.

Везде, однако, консервативная линия в научной и образовательной политике доминирует. С учетом того, что преподавательское сообщество и студенческие ассоциации и профсоюзы в Западной Европе традиционно находятся под политическим влиянием левых партий, нет ничего неожиданного в отрицательной реакции работников образовательной сферы на подобные реформы. Формы протеста самые разные: массовые манифестации (в середине октября в Париже на улицы вышло около 80 тысяч человек, недавно в Риме в демонстрации протеста участвовали около 200 тысяч недовольных), частичные забастовки (в конце октября в Италии во время однодневной забастовки большинство учителей и студентов не вышли на работу или учебу), пикеты у правительственных инстанций. Иногда дело доходит до столкновений с полицейскими.

В целом же у западноевропейских преподавателей и студентов нет особого повода любить правых. Хотя учителя и, тем более, университетские профессора относятся к среднему классу, но их покупательная способность в последние годы почти не растет. Зато политика регулярных сокращений бьет именно по преподавательским кадрам. Западноевропейская профессура в целом не согласна с либеральной моделью реформирования высшей школы, полагая, что сейчас речь идет о покушении на европейскую социальную модель. Значительное число европейских студентов, особенно если они не получают помощь от родителей, по меркам ЕС живут за чертой бедности и вынуждены работать, чтобы прокормить себя и оплатить жилье. А получив дипломы, еще многие годы проводят на низкооплачиваемых должностях или прямо перемещаются в категорию безработных: в Испании, к примеру, более четверти выпускников вузов сразу же оказываются на пороге биржи труда. В южноевропейских странах ЕС большинство студентов сегодня продолжают жить с родителями просто потому, что у них нет средств снимать, и тем более – покупать квартиры.

Левые партии и профсоюзы довольно чутко улавливают настроения в студенческой и преподавательской среде и стремятся выступить «рупором» недовольных работников образования. Но поскольку в Греции, Италии, Франции у власти находятся правые силы, реформы продолжаются своим чередом. А это значит, что конфликты в образовательной сфере в современной Европе будут лишь усиливаться. При этом очевидно, что студенчество еще не раз заявит о себе как силе социального протеста, что не может не быть замечено европейской политической элитой.

по статье Р. Костюка " Европу ждет новый 1968ой год?" источник: "Информационно-аналитический журнал РПМонитор"

 


« Назад

Хиты

В России начались испытания аппарата «Луна-25»
В России начались испытания аппарата «Луна-25»
Российские специалисты начали испытания аппарата «Луна-25» («Луна-Глоб»), который в 2019 году должен приступить к изучению спутника Земли. Об этом в ходе выставки Paris Air Show-2015 в Ле-Бурже РИА Новости сообщил представитель «Объединения имени Лавочкина», представившего там макет аппарата. 
Первый в истории частный спутник на солнечном парусе вышел на орбиту
Первый в истории частный спутник на солнечном парусе вышел на орбиту
Разработан и построен он был на деньги некоммерческого Планетарного общества США, объединяющего энтузиастов исследования дальнего космоса. 
Роскосмос отложил оглашение результатов расследования аварии «Прогресса»
Роскосмос отложил оглашение результатов расследования аварии «Прогресса»
Роскосмос продлил на неопределенный срок работу комиссии по расследованию причин произошедшей 28 апреля 2015 года аварии транспортного грузового корабля (ТГК) «Прогресс М-27М».