/
КонтактыО проекте Блог
Galaktika

Вход | Регистрация


Запомнить меня
Забыли пароль?

 

  ПОИСК


 
 

 

Чего добились сапатисты?

Первого января 1994 года Сапатистская армия национального освобождения (САНО), участников которой называют сапатистами, подняла восстание в Сан-Кристобаль-де-Лас-Касас штата Чьяпас в Мексике. Меньше чем через 14 лет, 13-17 декабря 2007 года, САНО созвала в том же городе международный коллоквиум, тема которого звучала как «Планета Земля: антиглобалистское движение» и на котором проводилось что-то вроде обзора целей – как конкретных, местных, так и всеобщих. Как и многие другие активисты и интеллектуалы, я сам принимал участие в этом коллоквиуме. В ходе его субкоманданте Маркос провел серию из шести дискуссий, которые доступны в Интернете.

В известной степени всех, включая Маркоса, интересовало, чего смогли добиться сапатисты и каковы перспективы антиглобалистского движения в Чьяпасе и в мире. Ответить на этот вопрос непросто. Давайте вернемся в 1 января 1994 года. Восстание было назначено именно на этот день, потому что 1 января вступало в силу Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА). Лозунгом дня было ¡Ya basta! («С нас хватит!»). С самого начала сапатисты говорили, что их пятивековая борьба за независимость против унижения и несправедливости сегодня неразрывно связана с мировой борьбой против неолиберализма и империализма, символом и частью которых является НАФТА.

Нужно вспомнить, что Чьяпас – беднейший штат Мексики. Население его состоит преимущественно из так называемых коренных жителей Америки. Первым католическим епископом Чьяпаса был Бартоломе да Лас Касас, доминиканский священник, живший в XVI веке и всю свою жизнь посвятивший попыткам добиться (от испанской монархии и церкви) равных прав для индейцев. И с того времени вплоть до 1994 года права эти никогда признаны не были. САНО решила прибегнуть к другим методам. Явились ли они удачными? Мы должны рассмотреть, как разворачивалось движение на трех уровнях: на политической арене в Мексике, в мировой системе в целом и в теоретической области антиглобалистского движения.

Сначала Мексика: вооруженное восстание (как тактика) приостановилось через двенадцать дней и больше никогда не возобновлялось. Понятно, что оно и не будет возобновлено, пока мексиканская армия или вооруженные правые не проведут массированную атаку на автономные сапатистские общины. С другой стороны, мирные соглашения с мексиканским правительством – так называемые «сан-андресские соглашения», предусматривающие признание автономии общин коренного населения, – остались только на бумаге.

В 2001 году сапатисты предприняли мирный поход на столицу в надежде заставить мексиканский Конгресс издать законы, соответствующие содержанию «соглашений». Марш произвел впечатление, но Мексиканский Конгресс никак не отреагировал. В 2005 сапатисты развернули «новую кампанию»: попытались объединиться в союз с группами из других провинций с более или менее схожими целями - снова было зрелищно, но никаких изменений в текущей политике мексиканских властей не произошло.

В 2006-м сапатисты категорически отказались поддержать близкого к левым взглядам кандидата в президенты Андреса Мануэля Лопеса Обрадора, соревновавшегося в жесткой предвыборной гонке с практически признанным победителем, крайне консервативным Фелипе Кальдероном. Это вызвало наиболее сильные разногласия между сочувствующими сапатистам в Мексике и в остальной части мира. Немексиканские их сторонники в большинстве своем сочли, что именно эти действия мексиканцев стоили Лопесу Обрадору выборов. Такая позиция сапатистов обусловлена их глубокой убежденностью в том, что официальная политика ничего не меняет. Сапатисты критиковали всех левоцентристских президентов Латинской Америки, от Лулы в Бразилии до Чавеса в Венесуэле, на том основании, что если при них что и менялось, то инициатива шла сверху и практически не касалась угнетенных низов. Хорошо сапатисты отзываются только о кубинском правительстве, поскольку, как они полагают, оно единственное является антикапиталистическим.

Тем не менее в Мексике им фактически удалось создать автономные индейские общины, которые уверенно существуют, несмотря на постоянные угрозы мексиканской армии. Впечатляет сложность политической организации этих общин и решительный настрой их обитателей. Однако, сколько они просуществуют при отсутствии серьезных политических изменений в Мексике, особенно в свете того, что давление на права индейцев в области самоуправления возрастает, - это вопрос открытый.

Ситуация на мировой сцене несколько иная. Без сомнения, сапатистское восстание 1994 года явилось главной вдохновляющей силой антиглобалистского движения во всем мире. Оно, конечно же, было поворотным пунктом в процессе, который привел к демонстрации 1999 в Сиэтле, сорвавшей встречу ВТО, после чего ВТО и по сей день не смогла оправиться. И если сегодня Всемирная торговая организация ощущает себя полумертвой из-за зашедшего в тупик конфликта Севера и Юга, то за это мы отчасти в долгу перед сапатистами.

События в Сиэтле, в свою очередь, привели к созданию в 2001 году Всемирного социального форума (ВСФ), который стал главным местом концентрации антиглобалистских сил. И несмотря на то, что сами сапатисты никогда не принимали участия во встречах ВСФ, поскольку они прежде всего вооруженная сила, так или иначе, они всегда оставались символом движения и главными его вдохновителями.

Сапатисты с самого начала объявляли, что их цели и задачи имеют мировой – на их жаргоне, «межгалактический» – масштаб. Они поддерживают движение повсюду и сами везде активно ищут поддержки, в чем добились значительных успехов. Но поскольку международные связи за последнее время ослабли, коллоквиум 2007 года был явной попыткой реанимировать их.

Во многих отношениях, однако, наиболее весомый – и наиболее оспариваемый – вклад сапатисты внесли в теоретическую область. Поразительно, что из шести обсуждений, проведенных Маркосом в декабре, первое было посвящено важности теоретизирования для социальных наук. Так как же, по мнению сапатистов, нужно анализировать мир?

Прежде всего они подчеркнули: главное, что сегодня в мире неправильно, - это то, что он капиталистический – именно это нужно менять в первую очередь, для чего придется по-настоящему бороться. Сапатисты, безусловно, не первые, кто утверждает это. Но что же они к этому добавляют? Сапатисты разделяют мнение, сложившееся после 1968 года, что традиционный анализ «старых левых» был слишком узким и рассматривал проблемы и борьбу только городского промышленного пролетариата. Маркос полностью посвятил одно из обсуждений борьбе женщин за свои права. Во время другого он говорил о ключевой роли вопроса о получении сельскохозяйственными рабочими во всем мире контроля над землями. И довольно неожиданно он провел несколько обсуждений под заглавием «ни центр, ни периферия», отрицающих идею преимущества одного перед другим – как в отношении силы, так и в отношении интеллектуального потенциала. Сапатисты объявили, что борьба за права любой угнетенной группы одинаково важна и должна вестись на всех позициях одновременно.

Также говорилось о том, что само движение внутри себя должно быть демократично. Их лозунг «mandar obedeciendo» переводится примерно как «командовать, подчиняясь голосу и желаниям тех, кем командуешь». Это, конечно, легко на словах, но трудно на деле, но, так или иначе, это протест против вертикализма левых, попытка обратить их к «горизонтализму» в отношениях с различными движениями. Некоторые последователи сапатистов говорят, что они далеки от того, чтобы когда-либо захватить государственную власть. Но несмотря на глубокие сомнения в возможности прийти к власти путем «меньшего зла», они надеются на исключение, как в случае с Кубой.

Так было ли все же сапатистское восстание успешным? За единственным возможным ответом обратимся к апокрифической истории о том, как Чжоу Энь-лай предположительно ответил на вопрос: «А что Вы думаете о Французской революции?» - «Еще рано об этом говорить».

по данным научно-просветительского журнала " Скепсис" и Википедии-свободной энциклопедии


« Назад

Хиты

В России начались испытания аппарата «Луна-25»
В России начались испытания аппарата «Луна-25»
Российские специалисты начали испытания аппарата «Луна-25» («Луна-Глоб»), который в 2019 году должен приступить к изучению спутника Земли. Об этом в ходе выставки Paris Air Show-2015 в Ле-Бурже РИА Новости сообщил представитель «Объединения имени Лавочкина», представившего там макет аппарата. 
Первый в истории частный спутник на солнечном парусе вышел на орбиту
Первый в истории частный спутник на солнечном парусе вышел на орбиту
Разработан и построен он был на деньги некоммерческого Планетарного общества США, объединяющего энтузиастов исследования дальнего космоса. 
Роскосмос отложил оглашение результатов расследования аварии «Прогресса»
Роскосмос отложил оглашение результатов расследования аварии «Прогресса»
Роскосмос продлил на неопределенный срок работу комиссии по расследованию причин произошедшей 28 апреля 2015 года аварии транспортного грузового корабля (ТГК) «Прогресс М-27М».