Процесс глобализации ускорился в 90-е гг. ХХстолетия, тоесть после распада СССР ирезкого сужения сферы социалистического развития (однако следует помнить оКитае, который успешно идет попути рыночного социализма). Однако сисчезновением антагониста неолиберализм потерял влице социализма достойного критика, вовзаимодействии скоторым (пусть иввиде противоборства) развивалась неолиберальная концепция. Исчезновение Советского Союза неозначает исчезновения негативных сторон взападной модели.
Перекос всторону либеральных ценностей, совпавший снаиболее интенсивным периодом развертывания глобализационных процессов, обнажил недостаточность левых ценностей «вчистом виде» ипривел кболезненным диспропорциям, поставившим под угрозу общество. Политическая жизнь, как ижизнь человечества, развивается циклично. Сегодня маятник идет вдругую сторону— имир все больше начинает нуждаться вреализации левых идеалов, левых ценностей, вдополнении материального ифинансового прогресса прогрессом всоциальной идуховной сферах.
Уже всамой Европе возникает движение как противовес неолиберализму— альтерглобалисты. Они становятся одним изсвоеобразных корректоров развития мировой глобализации. Вцивилизованном плане— это,прежде всего, «негативная» реакция западной цивилизации наглобальную историческую ситуацию иочевидные тенденцииее развития.
Впоследующие годы, которые отделяют первый изфинансовых кризисов, порожденных глобализацией (Мексика, 1982г.), отвторого (Юго-Восточная Азия, 1997г.), эти настроения развертывались вглубь ивширь. Вразных секторах населения ирегионах мира ощущалась некая общая озабоченность происходящим, созревание потребности в каких-то глубоких изменениях доминирующей тенденции стем, чтобы противопоставить некоторую альтернативу:
• • культу рынка, экономическойи, прежде всего, финансовой рациональности иэффективности, превращающихся изсредства всамоцель, вновую религию;
• • ощущению ипроповеди «конца истории», конца «свободы воли или выбора» человечества, народов, индивидов; полной обусловленности будущего комплексом «трех М»— микропроцессоров, мирового рынка, масс-медиа;
Иоанн Павел IIиВацлав Гавел, социал-либералы исоциал-демократы, антирасистские иэкологические движения, партизаны Чьяпаса инеправительственные организации современного мира— каждый по-своему выражает эту тревогу.
Сравнительные исследования ценностных ориентаций населения вСША, Великобритании иЗападной Германии, проведенные в 80-е гг., выявили изафиксировали формирование там новой ценностной парадигмы, существенно отличающейся отгосподствующей неолиберальной. Респонденты нетолько отдавали предпочтение защите окружающей среды перед экономическим ростом, сотрудничеству перед конкуренцией, ноивысказывались впользу сбережения ресурсов для будущих поколений, уменьшения технологических рисков, более широкого участия граждан впринятии важных решений, даже если это замедлит процессих принятия; соглашались сидеей «пределов роста». Кросскультурные исследования в 70—90 гг. под руководством американского социологаР.Инглхарта, охватившие более 40стран, показали заметные межпоколенческие сдвиги вценностных ориентациях— от«материалистических» к«постматериалистическим». Вбольшей степени это заметно вбогатых странах, ноотмечается ивболее бедных странах.
Всередине 90-х гг.Пол Рей (США), автор аналогичного социального исследования, пришел квыводу, что примерно четверть взрослых американцев можно отнести кновому культурному типу (который онопределил как «новаторов вкультуре»— Cultural Creatives). Онсчитает, что они вбольшей мере привержены духовным ценностям, чувству солидарности, больше озабочены экологией, социальными проблемами, восприимчивы кновым идеям «наострие культурного изменения», более открыты ксозиданию позитивного будущего. Эта новая субкультура, полагаетП.Рей, создает почву для формирования альтернативного (вотношении как традиционалистов, так имодернистов) стиля жизни, альтернативной парадигмы социальных отношений вболее широком контексте устойчивого развития. Можно предположить наличие подспудной связи между указанными сдвигами вценностных ориентациях иподъемом нового протестного движения.
Наиболее емким образом причины возникновения альтерглобалистского движения описал Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан: «Протест (против глобализации) обусловлен порождаемым еюнеравенством. Во-первых, выгоды ивозможности, являющиеся результатом глобализации, по-прежнему сконцентрированыв... небольшом числе стран инеравномерно распределяются всамих этих странах. Во-вторых, впоследние десятилетия возникло несоответствие между успешными усилиями поразработке строгих инеукоснительно соблюдаемых правил, способствующих расширению глобальных рынков, инеочень активными действиями вподдержку стольже важных социальных целей».
«... Для многих людей глобализация стала означать большую уязвимость квоздействию незнакомых инепредсказуемыхсил, которые могут вызвать экономическую нестабильность исоциальные неурядицы, иногда смолниеносной быстротой... Растет тревога поповоду того, что под угрозу может быть поставлена целостность культур исуверенитет государств. Даже всамых могущественных странах люди задаются вопросом отом, кто осуществляет руководство, беспокоятсяза... рабочие места иопасаются, чтоих голоса могут быть заглушены шквалом глобализации».
Глобализация ограничивает способность развитых стран смягчать негативные внутренние последствия все более широкого открытия рынков, втовремя как развивающиеся страны никогда необладали такой способностью. Врезультате население итех, идругих стран испытывает чувство незащищенности иненадежности.
Революция вобласти глобальных средств коммуникации породила новые надежды нато, что страдания людей будут облегчены, аосновополагающие права защищены. Ниправительства, нимеждународные институты пока еще невыяснили нивсех последствий этих ожиданий, нитого, каких оправдать.
«Воснове этих различных проявлений озабоченности лежит единый мощный призыв: глобализация должна означать нечто большее, чем создание более обширных рынков. Чтобы выжить ипроцветать, мировая экономика должна... способствовать прогрессу вдостижении более широких посвоему охвату социальных целей». Вбольшинстве случаев обальтерглобалистах говорят как оновом социальном феномене. Нипоидеологии, нипосоставу участников это социальное движение непредставляет собой ничего нового всравнении стем, что уже существует вмировом социальном пространстве напротяжении десяти иболеелет. Несомненно, что определенную идеологическую путаницу вносит определение «антиглобалистический», данное этому движению.
Нопафос средств, намечаемых иреализуемых для достижения своих целей, резко отличает альтерглобалистское движение отальтернативных движений XIXиXXвв.
Впрошлом «движения коренного обновления» предполагали наличие единой позитивной идеологии, гегемонии одного класса, единой объединяющей вовсемирном масштабе организации, единого руководства (сугубо централизованного или демократического), четко очерченных границ. Вразной мере это относилось ковсем трем Интернационалам, кмеждународному коммунистическому (итроцкистскому) исоциал-демократическому движению второй половины XXв.; внесколько иной форме— кнаднациональным освободительным движениям третьего мира. Альтерглобалистскомуже движению, напротив, свойственны принципиальная размытость границ, «девертикализация» идецентрализация, отсутствие руководящих органов, иерархии, обязательности, унификации. Место пирамиды (или конуса) занимает сеть: множество разнотипных движений, созданных наразличных «основаниях» инесвязанных никакой дисциплиной— ниидеологической, ниполитической, ниорганизационной. Единственное, чтоих объединяет постоянно— это неприятие нынешнего положения вещей, принципы примата действия ивнутренней демократии, атакже Интернет; спорадически— акции протеста; изредка— Форумы.
Среди основных черт сетевой организации как одного изпринципов альтерглобализма выделим такие: неиерархичность, децентрализация, преимущественно горизонтальная и/или функциональная кооперация участников; гибкость, подвижность, изменчивость форм иконфигураций; легкость ибыстрота создания ираспада структур; открытость сети для «входа» и«выхода»; общедоступность ресурсов (прежде всего информационных) сети; равноправие участников сети независимо отих роли, масштаба, ресурсов; нетолько некоммерческий, ноиантирыночный характер деятельности; вторичность форм иструктур поотношению ксодержанию деятельности; уникальность сетей.
Такое сочетание иконтраст преемственности/отрицания прямо итесно связаны сдвумя коренными отличиями альтерглобалистского движения от«альтернативоносцев» XIXиXXвв. Одно изних— принципиальное отношение кГосударству, бывшему для абсолютного большинства антисистемных сил прошлого сначала главным орудием, средством построения «нового мира», азатем реальной цельюих борьбы исуществования (исключением изэтой нормы были (иостаются) анархисты).
Всамом деле, именно завоевания идействия централизованной политической власти (или участие вней) всегда были для носителей альтернативы/инвариантности развития магистральным путем действия, главное цельюих существования. Укоммунистов, революционных националистов иантиимпериалистов обладание государственной властью, посути, заменяло программные цели, усоциал-демократов— оправдывало постоянную ревизию или отказ отних. Напротив, объявленной или стратегической целью альтерглобалистского движения (нопока несамоцелью) является «завоевание общества», завоевание гегемонии вэтом обществе.
Можно говорить, что это движение вобрало всебя значительную часть левого спектра развитого общества— именно развитого, поскольку оно является продуктом преимущественно западной цивилизации, атакже постиндустриализации ипостмодерна. «Развитые индустриальные страны демонстрируют разную степень активности вальтерглобалистском движении, что, вероятно, можно объяснить уровнем распространения вобществе ценностей постмодерна. Поданному показателю Нидерланды (28% ввозрастной группе 16—29 лет) опережают США (17%), Германию (15%), Великобританию (13%). Неудивительно, что Нидерланды имеют широкое представительство общественных организаций, выступающих срадикальными социальными требованиями».
Альтерглобалистическое движение является достаточно разнообразным посвоему внутреннему составу. Например, вальтерглобалистских акциях принимают участие, как группы, которые принципиально против насилия (пацифисты, евангелисты), так ите, которые немыслят своей деятельности без актов насилия (национал-сепаратисты, леворадикальные группы). Иочевидно, для сохранения единства альтерглобалистского движения необходим радикальный плюрализм. Онвальтерглобализме является одним изего отличительных признаков. Тому есть объективные предпосылки: слишком молодо движение, слишком мало времени унего было напривычную политическую структуриализацию. Однако основное втом, что ставка нарадикальный плюрализм делается сознательно, онявляется какбы одним изпрограммных положений движения.
Здесь уместно вспомнить определения бренда вмаркетинге, которые, как нам кажется, могут дать ключ кпониманию сущности международных процессов, связанных спонятием альтерглобализма. Бренд вмаркетинге часто понимается как некий фирменный знак: при этом знак существенно отличается отсообщения (message), несмотря нато, что взнаке существенно меньше содержания, онявляется неменее важным, так как указывает нанечто важное, апеллирует кценностям, лежащим воснове сообщения. Эволюция альтерглобализма также проходит поклассической схеме реакции потребителя нановый бренд.
Законы маркетинга, опирающиеся наработу собществом как смассой потребителей, хорошо работают вситуации альтерглобалистов. Движения альтерглобалистов предельно глобализированы, особенно втом, что касается использования информационных технологий. Альтерглобалисты, провозглашая одной изсвоих целей борьбу собществом потребления, вербуют себе сторонников иформируют общественное мнение, используя методы маркетинга ибрендинга. Движение полностью ориентировано наобщественное мнение. Информационные сети Индимедиа иАльтернета публикуют пособия поработе соСМИ, попроведению уличных манифестаций, созданию ираспространению новостей. Фактически движение внутри себя проводит постоянный обучающий процесс, превращая своих активистов вжурналистов— любителей.
по данным сайта Московского государственного университета
Жители Москвы и области в ближайшие дни смогут увидеть полет МКС
Международную космическую станцию (МКС) в ближайшие дни можно будет увидеть над Москвой и Подмосковьем, для этого ушедшим на изоляцию жителям даже не придется выходить на улицу - станция будет видна из окон квартир, сообщает Музей космонавтики.
Первопроходцы Марса. Пять самых знаменитых марсоходов
20 марта NASA сообщила о полной готовности марсохода Perseverance к полету. На него были установлены специальные пробоотборники для грунта. Именно в них марсоход может привезти на Землю образцы поверхности и, кто знает, возможно и жизнь.
На Марсе обнаружили странную дыру
Ученые НАСА обнаружили на снимках Марса необычную дыру. Отверстие расположено на склоне потухшего вулкана и может намекать на живые организмы, сообщается в блоге НАСА.
Планета Марс | Технический прогресс | Космодромы | высокие технологии | Современная культура | Иван Ильин | Шпенглер | Национальная идея | наукограды | городские игры
« Назад