Классовое противостояние в постиндустриальном обществе
Основныепротиворечия в обществе индустриального и постиндустриального типа
Основныепротиворечия индустриальной (и, в болееширокомконтексте, экономической) эпохиобусловливалисьпозициямидвухглавныхклассов, располагавших,соднойстороны,монопольнымресурсом,безкоторого воспроизводствосуществующихпорядковбылоневозможным(традициямии обычаями, военной силой, землей или капиталом), а с другой стороны - трудом. Противостоящие стороны имели, как это ни парадоксально, больше сходства, чем различий.
Преждевсего,этобыла однаитажесистемамотивов:как представителигосподствующихклассов,такитрудящиесястремилиськ максимизации присвоения материальных благ.Кроме того, чтоособенно важно, оба классабыли взаимозависимы: ни представители низшихслоев обществане могли обеспечить своего существования без выполнения соответствующей работы, нивысший класс немогизвлечьсвоей частинациональногобогатства, не применяя для этого их труда.
Становлениепостиндустриального общества происходит в качественно иной ситуации.Композициядвухосновныхклассовсформальнойточкизрения остаетсяпрежней; с одной стороны, мывидим новуюдоминирующую социальную группу,сосредоточившуюв своих рукахконтроль за информацией и знаниями, стремительнопревращающимися восновнойресурспроизводства, сдругой - сохраняетсябольшинство,способноепретендоватьначастьобщественного достояния только в виде вознаграждения за свою трудовую деятельность. Однако теперьпротивостоящие стороны имеютбольшеотличных,чемсходныхчерт.
Представителигосподствующегоклассаруководствуются,главнымобразом, мотивами нематериалистической природы: во-первых, потому что их материальные потребностиудовлетворенывтакойстепени,чтопотреблениефактически становится одной изформ самореализации; во-вторых,потому что пополняющие еготворческиеработникистремятсянестолькодостичьматериального благосостояния, сколькосамоутвердитьсявкачестве уникальныхличностей. Напротив,представителиугнетенного классав той жемере,чтои ранее, нацелены на удовлетворение материальных потребностей и продаютсвой трудв первую очередь радиполучения материального вознаграждения.
Более того,в новыхусловияхгосподствующийкласснетолько,какпрежде,владеет средствами производства, либо невоспроизводимыми по своейприроде(земля), либо созданными трудом подавленного класса(капитал) на основесложившихся принциповобщественнойорганизации,носамсоздаетэтисредства производства, обеспечивая процесс самовозрастания информационныхценностей. Такимобразом,низшийклассоказываетсявгораздобольшеймере изолированным, нежели ранее; он фактически не представляет собой для высшего класса"его иного", без которого в прежние эпохи тот не мог существовать. В результате претензии низшего класса на часть национального продукта, которые ранее выдвигались как более чем обоснованные, сегодня выглядят гораздо менее аргументированными,иэтимвзначительной мереобъясняетсянарастающее материальное неравенство представителей высших и низших общественных слоев.
Современное социальное противостояние отличаетсяот предшествующих и в институциональном аспекте. Во-первых, вовсей предшествующей истории угнетенныеклассыобладали собственностью на свою рабочую силу и были лишены собственностина средства производства.Социалисты,заявлявшиеонеобходимостиреформирования буржуазного строя, считали, что единственнойвозможностью разрешенияэтого противоречия является обобществление земли, средств производстваи придание имстатуса такназываемойобщенароднойсобственности.Развитие пошло по иномупути,и сегодня мы наблюдаем ситуацию, вкоторой,с одной стороны, многиепредставители трудящихся классовимеютв своей собственности акции промышленных и сервисных компаний, не дающие, впрочем, никакого контроля над ихдеятельностью.Вместестемонивсостоянииприобрестивличную собственностьвсесредствапроизводства,необходимыедлясоздания информационных продуктов, представляющихсобой основной ресурс современного производства.
Современный классовыйконфликтне разворачиваетсявокруг собственности на средства производства,а формируется какрезультат неравного распределения самих человеческих возможностей.
С другой стороны, представители господствующихклассов также имеют в собственности акции и другие ценные бумаги, приносящие их держателям одинаковый доход вне зависимости от их социального статуса; как и все другие членыобщества, они,разумеется, имеют возможностьприобретатьвличную собственностьтесредствапроизводства,которыемогутбытьприменены индивидуально. Посутидела,в течение последних десятилетийпрактически каждыйслучайпереходачеловекаизсреднегоклассаобществавего интеллектуальнуюи имущественную верхушку втой илииной мересвязанне столько с удачной реализацией его прав собственности накапитальныеактивы (длячегонеобходимо иметьихизначальноиужепринадлежатьк высшей страте), сколько с эффективным использованием интеллектуальныхвозможностей и находящихся в личной собственности средств производства для создания новых информационных, производственныхили социальных технологий.
Такимобразом, современный классовыйконфликтне разворачиваетсявокруг собственности на средства производства,а формируется какрезультат неравного распределения самих человеческих возможностей; последние, безусловно, отчастиобусловлены принадлежностьючеловекакопределеннойчастиобщества,ноне детерминированыисключительноэтой принадлежностью.Таковопервое весьма заметное отличие нового социального конфликта от всех ему предшествовавших. Во-вторых, на протяжении всей экономической эпохи представителивысших классовизвлекали свои основные доходыпосредством отчуждения прибавочного продукта у его непосредственныхпроизводителей, вынужденныхуступать часть созданныхимиблагподвоздействиемпрямогопринуждения.Отчуждение прибавочного продукта(илиэксплуатация)нетолько играло в истории роль факторасоциального противостояния,но ислужиломеханизмом концентрации материальныхресурсов ичеловеческих усилийтам, где они были более всего необходимы;эксплуатацияслужилатакжеразвитиюновых,передовыхформ производства,ставшихосновой дальнейшегопрогресса.Социалисты пытались преодолетьэксплуатациюпосредствоморганизацииновоготипа распределительной системы, однакои эта попыткаоказалась несостоятельной.
Эксплуатация становитсядостояниемистории,как мы показали выше, по мере того, как меняется система ценностей человека, и удовлетворение материальных потребностей перестаетбытьегоосновной целью.Если людиориентируются преждевсего на приоритеты духовного ростаисамореализации втворческой деятельности,а нетолькона повышение материальногоблагосостояния,то изъятие в пользугосударства или общества части производимой ими продукции, получение той или иной прибыли от своей деятельности они не воспринимают как фактор,кардинальновоздействующийнаихмироощущениеи действия.Эта трансформация освобождает от эксплуатации тех, кто осознал реализацию именно нематериальных интересов в качестве наиболее значимой для себя потребности. Оказавшисьза пределами этогопротивостояния, человек становится субъектом неэкономическихотношенийиобретаетвнутреннююсвободу, невозможнуюв границах экономического типа сознания.В итоге классовый конфликт перестает быть связан с проблемой эксплуатации и распределения собственности.
Такимобразом,классовоепротивостояниевозникающеев постиндустриальномобществе, с одной стороны, как никогдаранее отличается егообусловленностью социопсихологическими параметрами;сдругой стороны, онохарактеризуетсянебывалойоторванностьювысшегоклассаотнизших социальных групп,автономностью информационного хозяйства оттруда. Именно этообесцениваетединственныйактив,остающийсявраспоряжениинизших классовобщества,в результате чегодостающаясяимчастьобщественного богатства неуклонно снижается.Социальноепротивостояние, базирующеесяна качественномразличиимировоззренийиценностныхсистем,дополняется беспрецедентнымивновейшейисториипроблемами,имеющимисугубо экономическую природу.
Попыткиохарактеризоватьклассовыйконфликт,свойственный постиндустриальному обществу,предпринимались социологамиеще досоздания концепции постиндустриализма. Обращаясь к вопросуо природе господствующего класса формирующегося общества, исследователи такилииначе вынуждены были прогнозировать, какая именно социальная группа окажется противостоящей новой элите икакого рода взаимодействие возникнет между этимидвумясоставными частямиобщественногоорганизма.Приэтомпомеререальногоразвития постиндустриального хозяйства доминирующийтип гипотезохарактере нового социального противостояния менялся весьма показательным образом.
Началоисследованиямэтойпроблемыбылоположеновпослевоенном десятилетии.Вразвитиисоциологическойтеорииэтотпериодотличался преобладаниемоптимистичныхнотоквбольшинствесоциальныхпрогнозов, обусловленных быстрым экономическим ростом, установлением классового мираи гигантскимиуспехами науки итехнологий.Многие придерживались в то время тойточкизрения,чтоспреодолениеминдустриальногострояострота классовогоконфликта неизбежно должна исчезнуть. При этом неутверждалось, чтопостиндустриальное,илиинформационное,обществоокажетсяобразцом социальногомира;предполагалосьлишь,чтопроблемы,непосредственно обусловленныепрежнимтипомсоциальногоконфликта,перестанутиграть определяющую роль.
Весьмараспространеннойбыла такжепозиция,согласно которойпостиндустриальноеобществодолжнобылоформироватьсякак бесклассовое,что можно,нанаш взгляд,объяснитьзначительным влиянием социалистических представлений. Врамкахподобного подхода Р.Дарендорф,считавший,что "при анализе конфликтоввпосткапиталистических обществахне следует применять понятие класса",апеллировалвпервуюочередьктому,чтоклассоваямодель социальноговзаимодействияутрачиваетсвоезначениепо мере локализации самогоиндустриальногосектораи,следовательно,сниженияроли индустриальногоконфликта."Вотличиеоткапитализма,в посткалиталистическом обществе, - писал он, -индустрия исоциумотделены друг отдруга.В нем промышленностьи трудовые конфликты институционально ограничены,то есть не выходятзапределыопределенной области, и уже не оказывают никакого воздействия на другие сферы жизни общества".
Втожевремяформировались ииныепозиции,принимающиевовнимание субъективныеисоциопсихологическиефакторы.Так,однуизнаиболее интересныхточекзренияпредложилЖ.Эллюль,указавший,чтоклассовый конфликтне устраняетсяс падением роли материального производства, и даже преодоление труда и его замена свободной деятельностью приводит не столько к элиминации самого социального противостояния,сколько кперемещению его на внутри личностныйуровень.
Начинаяс70-хгодов стало очевидно,чтоснижение роликлассового противостояниямежду буржуазией ипролетариатом не тождественно устранению социального конфликтакактакового.Широкое признаниепостиндустриальной концепции способствовало упрочениюмнения о том, что классовые противоречия вызываются кжизни отнюдь не только экономическими проблемами. Р.Ингельгарт в связисэтимписал:"Всоответствии смарксисткоймоделью, ключевым политическимконфликтоминдустриальногообществаявляетсяконфликт экономический,восновекотороголежитсобственностьнасредства производства и распределение прибыли... С возникновением постиндустриального обществавлияние экономических факторов постепенно идет наубыль. Помере тогокакосьполитическойполяризациисдвигаетсявовнеэкономическое измерение, все большее значениеполучают неэкономические факторы".
Несколькопозже наэто обратилвниманиеиА.Турен исследователи всеглубжепогружалисьвпроблемыстатусные,в томчислесвязанные с самоопределениемисамоидентификациейотдельныхстратвнутрисреднего класса, мотивацией деятельностивтехили иныхсоциальныхгруппах и так далее. Поскольку наиболее активные социальные выступления 60-х и70-х годов небыли связаныстрадиционным классовым конфликтоми инициировалисьне представителямирабочегокласса,аскорееразличнымисоциальнымии этническими меньшинствами,преследовавшимисвои определенныецели,центр вниманиясместилсяна,отдельныесоциальныегруппыистраты. Распространенноепредставлениеобобщественнойсистемеэпохи постиндустриализмаотразилосьво мнении отом, что "простое разделение на классы сменилось гораздо более запутанной и сложной социальной структурой,.. сопровождающейсябесконечной борьбой статусных групп истатусных блоков за доступ к пирогу "всеобщего благосостояния" и за покровительство государства"
К началу90-х годов в среде исследователей получила признание позиция, всоответствии с которой формирующаясясистема характеризуется делением на отдельные слои не на основе отношения к собственности, как прежде, а на базе принадлежностичеловека к социальной группе, отождествляемой с определенной общественной функцией. Таким образом, оказалось, что новое общество, которое называлосьдаже постклассовым капитализмом, "опровергает всепредсказания, содержащиеся в теориях оклассах, социалистической литературе и либеральныхапологиях; это общество не делится на классы, но и не является эгалитарным и гармоничным"На протяжении всего этого периода социологи в той илиинойформе подчеркивали структурированностьсовременного имобщества,но приэтомакцентировали вниманиена том, что его традиционно-классовыйхарактер можносчитать уже преодоленным.
В80-егоды сталиобщепризнанными исключительнаяроль информациии знаниявсовременном производстве, превращениенаукивнепосредственную производительнуюсилу и зависимостьот научно-техническогопрогресса всех сфер общественной жизни;в тоже время обращало на себявниманиебыстрое становление интеллектуальной элиты в качестве нового привилегированного слоя общества, поотношению к которому и средний класс, ипролетариат выступают социальными группами, не способными претендовать насамостоятельнуюроль в производственном процессе.
Именнок концу 80-х,помнениюмногих исследователей,буржуазияи пролетариат нетолько оказались противопоставленными друг другу накрайне ограниченномпространстве,определяемом сокращающимсямасштабом массового материальногопроизводства,ноиутратилисвою первоначальную классовую определенность при этом стали различимы очертания нового социального конфликта. Если в 60-е годы Г.Маркузе обращал особое внимание на возникающее противостояние больших социальныхстрат,"допущенных"и"недопущенных"уженестолькок распоряжениюосновными благамиобщества,сколькоксамомупроцессуихсозданиячто в целом отражает еще достаточно высокуюстепеньобъективизации конфликта,то позже авторитетныезападные социологисталиутверждать,чтогрядущемупостиндустриальномуобществу уготованопротивостояниепредставителей нового истарого типов поведения. Речь шла прежде всего о людях, принадлежащих, по терминологииО.Тоффлера, ко "второй"и"третьей"волне,индустриалистахипостиндустриалистах, способных лишьк продуктивной материальнойдеятельностиилиже находящих себе применение вновых отраслях третичного, четвертичного илипятеричного секторов, что, впрочем, также имелосвои объективные основания, коренящиеся в структуре общественного производства. "Борьба между группировками "второй" и "третьей" волны, - писал он, - является, по существу, главным политическим конфликтом, раскалывающим сегодня нашеобщество...
Основной вопрос политики заключается нев том, кто находитсяу власти в последние дни существования индустриальногосоциума,автом,ктоформируетновуюцивилизацию, стремительноприходящуюемунасмену.Пооднусторону-сторонники индустриальногопрошлого;подругую-миллионытех,ктопризнает невозможность идальшерешать самыеострыеглобальныепроблемы в рамках индустриального строя. Данный конфликт - это "решающее сражение" за будущее".
Подобногоподхода,используя термины"работникиинтеллектуальноготруда (knowledgeworkers)"и"необразованныйнарод(non-knowledgepeople)", придерживался иП.Дракер,стольжеоднозначно указывавший на возникающее междуэтимисоциальнымигруппамипротиворечиекакнаосновноев формирующемся обществе всередине прошлогодесятилетияэто положение былораспространеновесьмаширокоистановилосьбазойдляшироких теоретических обобщений относительно природы и основных характеристик нового общества.
Вдальнейшем, однако,иэта позицияподвергласьпересмотру,когда Р.Ингельгарти его последователи перенеcли акцент с анализа типов поведения наисследованиеструктурыценностейчеловека,усугубивсубъективизацию современногопротивостояниякакконфликта"материалистов"и "постматериалистов". По его словам, "коренящееся в различиях индивидуального опыта,обретенноговходезначительныхисторическихтрансформаций, противостояние материалистов и постматериалистов представляетсобой главную осьполяризациизападногообщества,отражающуюпротивоположностьдвух абсолютноразных мировоззрений при этом острота возникающего конфликта и сложность его разрешения связываются также с тем, что социальные предпочтения и система ценностей человека фактически не изменяются в течение всейегожизни,чтопридаетпротивостояниюматериалистическии постматериалистическиориентированных личностей весьма устойчивый характер.
Характерно,что всвоей последнейработеР.Ингельгарт рассматриваетэту проблемув болееглобальныхпонятияхпротивоположностимодернистскихи постмодернистскихценностей, базирующихся,помнению большинствасовременных социологов,настремленииличностикмаксимальномусамовыражению. В конце столетиявсеширераспространялосьмнение, чтосовременное человечество разделено в первую очередь не по отношениюк средствам производства,не по материальномудостатку,апотипу цели, ккоторойстремятсялюди итакоеразделениестановитсясамым принципиальным из всех, какие знала история. Однако реальнаяситуация далеконе исчерпывается подобными формулами. Говоря о людях как о носителях материалистических или постматериалистических ценностей, социологи так или иначе рассматривают в качествекритерия нового социальногоделениясубъективныйфактор.
Носегодняреальное классовое противостояние еще не определяется тем, каковосамосознание того илииного членаобщества,илитем, ккакой социальнойгруппеили страте онсебя причисляет. В современном мире стремление человека влиться в ряды работников интеллектуального труда, не говоря уже о том, чтобы активно работать в сфере производства информации и знаний, ограничено отнюдь не только субъективными, но и вполне объективными обстоятельствами, и в первую очередь – доступностью образования.Интеллектуальноерасслоение,достигающеебеспрецедентных масштабов,становится основойвсякого иногосоциального расслоения.
Проблемы, порождаемыеинформационнойреволюцией,не сводятсяктехнологическим аспектам, ониимеютвыраженноесоциальноеизмерение.Их воздействиена обществоразличныеисследователиоцениваютпо-разному.Так,П.Дракер относится к возникающим проблемамдостаточноспокойно:"Центртяжестив промышленном производстве-особеннов обрабатывающейпромышленности,- пишетон,- перемещаетсясработниковфизического труданаработников интеллектуального.Входе этого процесса создается гораздобольше рабочих мест дляпредставителей среднего класса, чем закрывается устаревших рабочих местна производстве. В целом, он сравним по своему положительному значению спроцессом созданиявысокооплачиваемыхрабочих меств промышленности на протяжении последнегостолетия.
Иными словами, он не создает экономической проблемы, не чреват "отчуждением" и новой"классовой войной"... Все большее числолюдейизрабочейсреды обучаютсядостаточнодолго,чтобыстать работникамиумственного труда.Техже,ктоэтогоне делает,ихболее удачливыеколлегисчитают"неудачниками","отсталыми","ущербными", "гражданами второго сорта" и вообще "нижестоящими". Дело здесь не в деньгах, дело в собственномдостоинстве".
В то же время существует много исследователей, обращающих внимание на существенную эрозиюпрежних принциповпостроенияобщественной структуры.Такиеизвестныеавторы,как Д.Белл,Дж.К.Гэлбрейт,Ч.Хэнди, Ю.Хабермас, Р.Дарендорфидругие, отмечают,чтоновая социальная группа, котораяобозначается ими как"низший класс (underclass)",фактическивытесняетсяза пределы общества,формируя специфическуюсферусуществованиялюдей,выключенныхизпрежнеготипа социальноговзаимодействия .
Дальше всех идет в подобных утверждениях Ж.Бодрийяр, считающий, чтонизший класспредставляет собой некуюанонимнуюмассу, не способную дажевыступать вкачестве самостоятельногосубъекта социального процесса;приэтом характерно, что радикализм таких взглядов невстречает в научном сообществе заметного стремления оппонировать их автору.Вынесение конфликта за пределы традиционной классовой структуры.может, конечно, создать впечатлениеего преодоления или ослабления, но впечатление этообманчиво, и недооценка возникающего противостояния можетстоить очень дорого. Такимобразом,основаниемклассовогоделениясовременногосоциума становятся образованность людей, обладание знаниями.
Следуетсогласиться с Ф.Фукуямой, утверждающим, что "в развитых странах социальный статус человека воченьбольшойстепени определяется уровнемего образования.Например, существующие в наше время в СоединенныхШтатахклассовые различияобъясняются главнымобразом разницей полученного образования. Для человека,имеющегодипломхорошегоучебного заведения,практическинет препятствийвпродвижениипо службе. Социальноенеравенство возникаетв результатенеравногодоступакобразованию;необразованность-вечный спутник граждан второго сорта".
Именноэто явлениепредставляетсянаиболее характернымдля современного общества ивместе стем весьма опасным.Все ранееизвестныепринципысоциальногоделения-отбазировавшихсяна собственностидопредполагающихвкачествесвоейосновыобласть профессиональнойдеятельности илиположение в бюрократическойиерархии- были гораздо менее жесткими и в гораздо меньшей мере заданными естественными инеустранимыми факторами.Праворождения давалофеодалу властьнад его крестьянами; право собственности приносило капиталисту положение в обществе; политическаяили хозяйственнаявластьподдерживаластатус бюрократаили государственногослужащего.Приэтом феодалмогбытьизгнанизсвоих владений, капиталист мог разоритьсяи потерять свое состояние, бюрократ мог лишиться должностии вместе с ней -своихстатусаи власти. И фактически любой другойчленобщества,оказавшисьна ихместе,мог сбольшим или меньшим успехом выполнять соответствующие социальные функции. Именно поэтому вэкономическуюэпохуклассоваяборьбамогладаватьпредставителям угнетенных социальных групп желаемые результаты. В постиндустриальном обществеположение меняется.
Люди,составляющие сегодняэлиту, внезависимости от того,каконабудет названа-новым классом, технократической прослойкой или меритократией -обладают качествами, не обусловленными внешними социальными факторами. Не общество, не социальные отношения делают теперь человека представителем господствующего класса, и не онидаютему власть наддругими людьми;сам человекформирует себякак носителя качеств, делающихегопредставителем высшейсоциальной страты.
В свое времяД.Белл отмечал,чтодо сих поростается неясным, "является ли интеллектуальнаяэлита(knowledgestratum)реальнымсообществом, объединяемымобщими интересами в тойстепени, которая сделала бы возможным ееопределениекакклассавсмысле, вкладывавшемсявэтопонятиена протяжениипоследних полутора веков"; это объясняется отчасти и тем, что информация естьнаиболее демократичный источник власти, ибо всеимеют к ней доступ, а монополия на нее невозможна. Однако вто же самое время информация является и наименее демократичным фактором производства,так как доступ к ней отнюдь не означает обладания ею.
Впервыевисторииусловием принадлежности к господствующемуклассустановится неправо распоряжаться благом, а способность им воспользоваться.
В отличие от всех прочих ресурсов,информация не характеризуется ни конечностью,ниистощимостью,нипотребляемостьювихтрадиционном понимании, однако ей присуща избирательность - редкость того уровня, который и наделяет владельца этого ресурсаподлинной властью.Специфика личностных качествчеловека, его мироощущение,условияего развития, психологические характеристики,способность к обобщениям, наконец, память и так далее – все то,чтоназываютинтеллектом ичтослужитсамойформойсуществования информации изнаний,-все этоявляетсяглавным фактором,лимитирующим возможностиприобщениякэтомуресурсу.Поэтомузначимыезнания сосредоточенывотносительноузкомкругелюдей -подлинныхвладельцев информации, социальная ролькоторых неможетбытьв современных условиях оспоренаниприкакихобстоятельствах.Впервыевисторииусловием принадлежности к господствующемуклассустановится неправо распоряжаться благом, а способность им воспользоваться. Новое социальное делениевызывает и невиданные ранее проблемы.
Дотех пор,покав обществе главенствовали экономическиеценности, существовал и некий консенсус относительно средств достижения желаемых результатов.Более активнаяработа, успешная конкуренция на рынках, снижение издержек и другие экономические методы приводили к достижению экономическихцелей – повышению прибылии уровняжизни. В хозяйственном успехепредприятийв большей или меньшей степени былизаинтересованы и занятыена них работники. Сегодня же наибольшихдостиженийдобиваются те предприниматели, которые ориентированы намаксимальноеиспользованиевысокотехнологичныхпроцессовисистем, привлекаютобразованныхспециалистови,какправило,самиобладают незаурядными способностями кинновациям в избранной ими сфере бизнеса.
Имея передсобойцели,всодержании которыхэкономический контекстзанимает отнюдь не главное место, стремясь самореализоваться в своем деле, обеспечить общественноепризнаниеразработаннымимитехнологиямилипредложенным нововведениям, создатьиразвить новую корпорацию, выступающуювыражением индивидуального "я", эти представители интеллектуальной элиты добиваются тем неменее наиболеевпечатляющих экономических результатов. Напротив, люди, чьиценностиимеют чисто экономическийхарактер, какправило,немогут качественно улучшить свое благосостояние.Дополнительный драматизм ситуации придает ито,что они фактическине имеют шансов присоединитьсяк высшей социальнойгруппе,посколькуоптимальныевозможностидляполучения современного образования даются человеку еще в детском возрасте, а не тогда, когда он осознаетсебя недостаточно образованным, помимо этого, способности кинтеллектуальнойдеятельностинередкообусловленынаследственностью человека, развивающейся на протяжении поколений.
Вызревание социальногоконфликта
Именно наэтомпунктемы и начинаем констатироватьпротиворечия,свидетельствующиеонарастаниисоциального конфликта,которыйранеенепринималсяврасчетвбольшинстве постиндустриальных концепций. С одной стороны,происходящая трансформация выводитвсех, кто находит насвоемрабочемместевозможностидлясамореализацииивнутреннего совершенствования, запределы эксплуатации.Круг этих людей расширяется, в ихруках находятся знания и информация - важнейшиересурсы,от которых во все большей мерезависитустойчивость социального прогресса.Стремительно формируетсяновая элита постиндустриального общества.При этомсоциальный организм вцелом ещеуправляется методами,свойственнымипрежнейэпохе; следствиемстановитсято, чтовпределах этогорасширяющегося круга "не работают" те социальные закономерности, которые представляются обязательными длябольшинства населения.
Общество,оставаясьвнешнеединым, внутренне раскалывается, иэкономически мотивированная его часть начинаетвсеболее остроощущатьсебялюдьми второгосорта; выход однойчасти обществаза пределыэксплуатацииоказываетсясопряженсобостряющимсяощущением подавления в другой его составляющей.
С другой стороны, "класс интеллектуалов" обретает реальный контроль над процессом общественного производства, и все более и более значительная часть общественногодостоянияначинает перераспределяться вего пользу,хотя в системемотивов деятельности представителей этогокласса личное обогащение не играет решающей роли. В то же самоевремя члены общества, необладающие ниспособностями,необходимымиввысокотехнологичныхпроизводствах,ни образованием, пытаются решать задачи материального выживания. Однако сегодня доля ихдоходов в валовом национальном продукте не только не повышается, но снижаетсяпомерехозяйственногопрогресса.Такимобразом,люди, принадлежащиек новой угнетаемой страте, неполучают от своей деятельности результат,к которомустремятся.
Различие между положением первых и вторых очевидно. Напряженность, в подобных условияхвозникающая в обществе,также не требует особых комментариев. С таким "багажом" постиндустриальные державы входят в XXI век.Насколькорезкой можетоказаться социальнаяполяризациявбудущем? Реальна ли перспектива эволюционногопереходакпостэкономическойэпохе? Скольопаснымможетстатьоткрытыйконфликтмеждупротивостеящими социальными группами?Все эти вопросы представляютсясегодня исключительно актуальными, хотяи не имеют вполне определенных ответов. Тем неменее, мы считаем возможным сформулировать несколькокоротких тезисов, поясняющих наш подход к поиску таких ответов.
Мы исходим из того, что развертываниеинформационнойреволюции и рост влияния класса интеллектуалов не могут быть остановлены без разрушения всего социальногоцелого. Вовласти институтовсовременного государства создать все необходимые условия для их быстрейшего развития или, напротив, замедлить темпперемен,нонеболее.По мерепрогрессанаукоемкого производства естественным образом будет расти и социальная поляризация.Можно достаточно уверенно предположить,что руководство постиндустриальныхстран предпримет попытки смягчить этот процесс. Основными мерами, направленными на достижение такого результата,станут,прежде всего,усилениезамкнутости общества и ужесточениеиммиграционнойполитики,сокращениемасштабовпомощи деклассированнымэлементами попыткиактивизироватьспроснатрудтех низкоквалифицированныхработников, которыестремятсянайтисвоеместо в социальной структуре.
Далее возможныдваварианта действий. В первом, более вероятном, но в то же времяменее эффективном,правительства предпочтут увеличить масштабы перераспределениядоходовпосредствомвмешательствагосударства в хозяйственнуюжизнь. Втакомслучаедля сколь-либореальногоизменения социальнойситуациипотребуется резкоповысить налоги накорпорации, что станетсдерживатьтемпытехнологическогопрогресса.Приэтом повышение социальных выплатбезработным илинеквалифицированнымработникам, с одной стороны, снизит стимулы остальных к повышению своего образовательного уровня и болееэффективному труду, ас другой -увеличитчисло желающих жить за счет государственных субсидий.Учитывая, что в течение ближайшихдвух-трех десятилетийправительствамибезтогопридетсяминимум вдвоеповысить социальные расходы лишь для того, чтобы обеспечить медицинским обслуживанием стареющеенаселениеЕвропыи США, дальнейшеенаращивание государственных расходовбудетиметьвесьматяжелыепоследствиядляхозяйственного прогресса.Кактолькоонистанут очевидными,ассигнованияснизятся,и прежняя ситуациявоспроизведетсяна новом уровне. Темне менеетакой ход событий кажется нам наиболее вероятным, поскольку правительственные эксперты и политики будут выбиратьего всякийраз, как только перспектива эскалации конфликта станет казаться достаточно близкой.
Иной путьсвязансотказом от традиционнойстратегии. В этом случае социальныеассигнованиядолжныбытьрезко урезаныиограниченывполне конкретнымицелевымипрограммами,предполагающими,впервуюочередь, организациюудовлетворительногомедицинскогообслуживания,бесплатные программыпереобучения длябезработныхитакже бесплатное предоставление образования длядетей представителей низшего класса. Одновременно снимаются всеограничения, препятствующие деятельностивысокотехнологичных компаний, снижается ряд антимонопольных ограничений и декларируется отказ от повышения налогов накорпорации, а все инвестиции в научные исследования и разработки вообще освобождаются от налогов.
Основной задачей современногопереходного периода нам представляется не столькосмягчение социальнойнапряженности в отношенияхмеждувысшиминизшимклассами,сколькотакоеувеличение материального благосостояния и повышение социального статуса высшего класса, котороепривело бы к становлению в его недрах системы мотивов деятельности, имеющей исключительно "постмагериалистическую" природу. Как отмечаетР.Коч, "обществодолжнооблегчитьпроцесссозданиябогатствастем,чтобы, во-первых, искоренитьбедностьи, во-вторых, предоставить каждому индивиду возможностиистимулыдлясвободногораскрытиясвоеготворческого потенциала",заключаяприэтом,что"богатоеобществонеобязательно являетсяматериалистическимобществом".
Разрешение социального конфликта должно в такомслучае произойтиестественнымобразом:соднойстороны, засчет активизацииперераспределениянациональногодостояниявпользунизших классови,с другой стороны, за счет изменения менталитета самогонизшего класса,которое включает в себя двааспекта. Во-первых, в тойже мере,в какойработникиинтеллектуальнойсферыбудутвыходитьзапределы эксплуатациилишь всилуновоймотивацииих деятельности,самосознание большинства членов общества будет изменяться в направлении признания главным (если не единственным) залогом социальногоуспеха образованности и таланта, анемонотонноготрудаилиудачливогопредпринимательства. Во-вторых, складывающаясяструктурасоциумабудетвосновномвосприниматьсякак справедливая, поскольку в новой ситуации верхушка общества становится уже не паразитическим классом, эксплуатирующим другие социальные группы, а реальным создателембольшей части общественного богатства.
На нашвзгляд,процессы радикальногоизмененияценностныхориентациисовременногокласса интеллектуалови быстрого его отрываот большинстваобщества вполне могут воплотитьсявинтенсивном ростефинансовыхи информационныхвливанийв низшие страты. Для этого сам высший класс должен воспринимать всеостальное обществоне каквраждебное поотношениюк себе икультивироватьвнем аналогичныесвоим цели и принципы.Иными словами, следует ожидать глубоких трансформаций как в высшем классе, так и во всемобществе.
Этого изменения, междутем,нельзядостичьпосредствомгосударственногорегулирования, остающегося посейдень воплощением сугубо экономических методов; оно,в конечномсчетенеменяетмотивациинизшегоклассаинеспособствует естественномусосредоточениюматериальныхипроизводственных ресурсовв руках новой интеллектуальной и хозяйственной элиты.
Итак,становлениепостиндустриального общества, представляющеесобою объективныйпроцесс,развертываниюкоторогонесуществуетсегодня альтернативы,нарядусо многими позитивными моментамипорождаетиновое социальное противостояние. Находясь в центре внимания западных правительств, имеющих пока достаточные рычаги для его смягчения, оно в гораздо более явном видеобнаруживаетсянамеждународнойарене,гдесообществу постиндустриальных стран противостоят государства "третьего" и"четвертого" мира.
Этопротиворечиепривело в последниедесятилетия к беспрецедентному расширениюпропасти,разделяющейихс точки зренияуровняразвития,к формированию такогомироустройства, в котором существует единственный центр силы, представленный именно постиндустриальным Западом.
по данным библиотеки М. Мошкова:В.Л.Иноземцев. "Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы", по материалам лекции №10
Жители Москвы и области в ближайшие дни смогут увидеть полет МКС
Международную космическую станцию (МКС) в ближайшие дни можно будет увидеть над Москвой и Подмосковьем, для этого ушедшим на изоляцию жителям даже не придется выходить на улицу - станция будет видна из окон квартир, сообщает Музей космонавтики.
Первопроходцы Марса. Пять самых знаменитых марсоходов
20 марта NASA сообщила о полной готовности марсохода Perseverance к полету. На него были установлены специальные пробоотборники для грунта. Именно в них марсоход может привезти на Землю образцы поверхности и, кто знает, возможно и жизнь.
На Марсе обнаружили странную дыру
Ученые НАСА обнаружили на снимках Марса необычную дыру. Отверстие расположено на склоне потухшего вулкана и может намекать на живые организмы, сообщается в блоге НАСА.
Планета Марс | Технический прогресс | Космодромы | высокие технологии | Современная культура | Иван Ильин | Шпенглер | Национальная идея | наукограды | городские игры
« Назад