Конфликт классов в капиталистической миро-экономике
Понятие социального класса небыло изобретено Карлом Марксом. Оно было известно грекам, затем оно вновь появляется вевропейской социальной мысли XVIIIвекаи, вчастности, вработах, вдохновленных Французской революцией.
Вклад Маркса вэту традицию сводится ктрем положениям. Первое, Маркс утверждает, что вся история есть насамом деле история борьбы классов. Второе, онуказывает натот факт, что класс «всебе» (ansich) необязательно является классом «для себя» (fur sich). Третье, оннастаивает натом, что основной конфликт, определяющий капиталистический способ производства,— это конфликт между буржуа ипролетарием: между теми, кто владеют средствами производства, итеми, кто ими невладеют. (Впротивоположность той идее, согласно которой ключевым является антагонизм между производительным инепроизводительным секторами— антагонизм, вкотором активные собственники итрудящиеся вместе противостоят рантье, неучаствующим впроизводстве.)
Тогда как классовый анализ стал использоваться для революционных целей, нереволюционные мыслители так или иначе отказались отнего, чему, как правило, сопутствовали пылкие разоблачения его неправомерности. Стех пор каждое изтрех основных утверждений Маркса поклассовому вопросу остается предметом яростных споров.
Макс Вебер ставил под сомнението, что классовый конфликт представляет собой фундаментальную форму конфликта между социальными группами, утверждая, что класс— наряду собщественным положением (status) иидеологией— есть только одно изтрех более или менее равнозначных измерений, вкоторых формируются группы. Многие изучеников Вебера пошли еще дальше изаявляли, что первичным или «изначальным», поотношению кклассовому, является конфликт между статусными группами.
Натоположение, что классы существуют как «классы всебе» независимо оттого, осознаютли они свое существование вкачестве класса вданный момент времени, являютсяли они классом «для себя», различные социальные психологи отвечают тем утверждением, что единственно осмысленными конструкциями являются так называемые «субъективные» построения, т.е. что индивиды лишь тогда являются членами тех или иных классов, когда они признают себя принадлежащимиим.
Наконец, впротивовес утверждению, что буржуазия ипролетариат суть две важнейшие иврамках капиталистического производства полярно оппозиционные поотношению друг кдругу социальные группы, многие аналитики, цитируя самого Маркса, отвечают, что здесь мыимеем дело более чем только сдвумя классами ичто современем «поляризация» скорее уменьшается, чем увеличивается.
Каждый изэтих контрдоводов наположения Маркса, втой мере, вкакой они принимались, приводили кухудшению политической стратегии, основанной наоригинальном марксистском анализе. Так что одним изспособов парироватьих будет указание наидеологические корни этих контрдоводов, что, конечно, неоднократно иделалось. Возражениями такого рода невозможно пренебречь. Нопоскольку идеологические искажения подразумевают теоретическую неточность, вдолгосрочной перспективе более эффективным— как винтеллектуальном, так ивполитическом плане— будет сосредоточиться наобсуждении теоретической полезности этих разнящихся интерпретаций.
Кроме того, непрекращающиеся нападки наэти Марксовы положения оклассе иоклассовом конфликте, соединяясь среальностью современного мира, вносят вмарксистский лагерь интеллектуальную неуверенность, которая последовательно проявилась вразвертывании трех дискуссий: оважности так называемого «национального вопроса»; ороли определенных социальных слоев (вчастности, крестьянства и«мелкой буржуазии» и/или «нового рабочего класса»); инаконец, ополезности понятия глобальной пространственной иерархизации («центр» и«периферия») исвязанного сним понятия «неравный обмен».
Уже вXIXвеке «национальный вопрос» начал отравлять жизнь марксистским (исоциалистическим) движениям, особенно вАвстро-Венгерской иРоссийской Империи. «Крестьянский вопрос» как таковой вышел напервый план впериод между двумя мировыми войнами входе китайской революции. Наконец, зависимая роль «периферии» стала ключевой дискуссионной темой после Второй мировой войны, наволне Бандунгской конференции, деколонизации истановления «Третьего мира». Эти три вопроса наделе являются вариациями одной-единственной темы: как следует интерпретировать эти утверждения Маркса? Каковы насамом деле основания формирования классов иклассового сознания вкапиталистической миро-экономике, как она исторически развилась? Икак, наконец, можно согласовать описания мировых событий, проводимые исходя изэтих положений, сполитическими определениями современного мира, которые формируются врезультате актуальной деятельности социальных групп?
Всвязи сэтими историческими дебатами япредлагаю разобрать, что именно капиталистический способ производства говорит отом, кто такие наделе буржуа ипролетарий икаковы политические последствия тех различных способов, какими буржуа ипролетарии встраиваются вкапиталистическое разделение труда.
Чем является капитализм как способ производства? Ответ наэтот вопрос непрост, ипотому оннестановился предметом широких дискуссий. Представляется, что для формирования этой «модели» сочетаются несколько элементов. Капитализм есть единственный способ производства, вкотором максимизация производства прибавочной стоимости поощряется уже сама посебе. Волюбой исторической системе одна часть произведенного предназначается для потребления, адругая направляется наобмен, илишь при капитализме производители поощряются прежде всего заумножение меновой стоимости иобречены наущерб вслучае пренебрежения этим. «Поощрение» и«ущерб» опосредуются структурой, которая называется «рынком». Рынок— это структура, анеинститут; это структура, формируемая действием множества институций (политических, экономических, социальных идаже культурных) иявляющаяся главной ареной экономической борьбы.
Нетолько излишек максимизируется ради него самого, носоответственно поощряются ите, кто используют избыток для накопления еще большего капитала сцелью производства еще большего излишка. Таким образом осуществляется принуждение кпостоянному расширению деятельности, при том что индивидуалистические предпосылки, заложенные всамой системе, делаютее постоянное расширение невозможным.
Как функционирует поиск прибыли?— Посредством создания отдельным фирмам (они могут варьироваться всвоих размерах отиндивидуальных агентов добольших организаций, втом числе сгосудар-ственныым участием) законных оснований для присвоения прибавочной стоимости, создаваемой трудомее непосредственных производителей. Ноесли вся прибавочная стоимость, илиее самая большая часть, потребляется только тем меньшинством, которое владеет «фирмами» или контролируетих, томыеще неимеем капитализма.
Насамом деле примерно такое положение дел было характерно для различных предкапиталистических систем.
Капитализм, кроме этого, предполагает действие структур иинститутов, которые прежде всего поощряют туподгруппу владельцев иуправляющих, кто лишь частично использует прибавочную стоимости для своего собственного употребления, направляя другуюее часть (как правило, большую) нановые инвестиции. Сама структура рынка содействует тому чтоте, кто ненакапливает капитал (ипросто потребляет прибавочную стоимость), вконце концов проигрываюттем, кто накапливает капитал иинвестирует его впроизводство.
Вэтой связи мыможем обозначить как представителей буржуазиитех, кто получает туили иную долю прибавочной стоимости, ими самими несоздаваемой, ичастичноее направляет нанакопление капитала. То, что определяет буржуа, это не какая-то особенная профессия идаже неправовой статус собственника (хотя исторически это было важно), нотот факт, что буржуа присваивает, индивидуально или как член некой группы, долю прибавочной стоимости, им самим несоздаваемую, ивсостоянииее инвестировать (опятьже или индивидуально, или как член некоего коллектива) частьее всредства производства.
Существует широчайший спектр возможных организационных установлений, позволяющих сделатьэто, иклассическая модель «свободного предпринимателя» является вэтом отношении лишь одной изреализованных возможностей. Какие организационные формы преобладают втот или иной исторический момент ивтом или ином государстве (поскольку сами эти установления зависимы отактуальных правовых положений), содной стороны, функционально определяется состоянием развития миро-экономики вее целокупности (ироли того или иного государства вэтой миро-экономике) и, сдругой стороны, развившимися формами классовой борьбы вэтой миро-экономике (ивграницах того или иного государства). Следовательно, как ивсе социальные конструкты, «буржуазия» неесть некое статическое явление. Этот термин служит обозначению класса, находящегося впроцессе вечного воссозданияи, следовательно, постоянного изменения как поформе, так ипосоставу.
Поидее, это настолько очевидно (покрайней мере если учитывать определенные эпистемологические посылки), что подобное положение можно принять затрюизм. Новместе стем специальная литература переполнена спекуляциями отом, является или неявляется такая-то локальная социальная группа «буржуазией» (или «пролетариатом»), еслиее определять наосновании той или иной модели организационного установления, заимствованной издругого места имомента исторического развития капиталистической миро-экономики. Однако идеального типа несуществует. (Довольно забавното, что сами веберианцы это понимают, хотя «идеальныйтип» иявляется вебери-анским методологическим концептом, тогда как множество марксистов, напротив, постоянно пускают вход «идеальные типы».)
Если мыпринимаемто, что «идеального типа» несуществует, томынеможем больше определять (тоесть абстрагировать) «классы» через свойства, нотолько через процессы. Как индивид становится буржуа, остается буржуа, перестает быть буржуа— вот это инужно анализировать. Основной способ стать буржуа— это добиться успеха нарынке. Как именно индивид добивается первичного преуспевания— это вторичный вопрос. Пути кнему могут быть самыми различными. Существует модель Горацио Алжера— выдвижения изсреды трудящихся классов благодаря индивидуальным сверхусилиям (что удивительно напоминает марксовский «истинно революционный» путь отфеодализма ккапитализму). Существует модель Оливера Твиста— когда твой талант делает возможным принятие тебя вболее высокие слои общества. Существует модель Хораса Манна— когда индивидуальный потенциал демонстрируется через успехи вполучении формального образования.
Нопуть, который ведет настартовую позицию, нестоль ужважен. Большинство буржуа становятся таковыми понаследству. Доступ к«плавательной дорожке» может быть разным ипорой весьма прихотливым. Главное здесьто, умеет или неимеет тот или иной индивид (или фирма) плавать. Ведь чтобы быть буржуа, необходимо иметь навыки, которыми некаждый наделен: практичность, жесткость, усердность. Причем вовсе времена определенный процент буржуа терпят нарынке неудачу иидут кодну.
Более важным, однако, являетсято, что существует довольно большая группатех, кто добивается успеха, ичто внутри этой группы имеется достаточно большое количество, если небольшинство, людей, стремящихся насладиться преимуществами своего положения. Одно изэтих потенциальных преимуществ состоит вуменьшении необходимости участия вжесткой конкурентной борьбе. Нотак как предположительно именно рынок является источником первичного дохода, товэтой связи структурируется запрос наобеспечение способов поддержания уровня доходов при снижении необходимых трудовых затрат. Иэто усилие— социальное иполитическое— является усилием попреобразованию достигнутого экономического успеха всоциальную позицию, встатус. Статус есть нечто иное как окаменелость, вкоторой схватываются вознаграждения запрошлые достижения.
Проблема буржуазии заключается втом, что динамика капитализма проявляется вэкономике, аневполитических или культурных институциях. Поэтому всегда появляются все новые буржуа, еще лишенные статуса, нопритязающие наего обретение. Нопоскольку любой высокий статус лишается своей ценности, еслиим наделены слишком многие, то«нувориши» («недавно преуспевшие») пытаются всегда оттолкнуть других, чтобы самим утвердиться наих месте. Удобной мишенью здесь становятся таподгруппа «давно преуспевших», представители которой, обретя искомый статус, больше непроявляют себя активно нарынке.
Тоесть влюбой момент имеется три сегмента буржуазии: «нувориши», «почивающие налаврах» «рантье» итрадиционные буржуа, продолжающие проявлять себя активно нарынке. Чтобы уяснить характер отношений между этими тремя подгруппами, нам следует иметь ввидуто, что третья изних почти всегда является наиболее многочисленнойи, как правило, более многочисленной, чем две другие вместе взятые. Она— основной источник относительной стабильности и«однородности» буржуазного класса.
Тем неменее иногда случаетсятак, что процент «нуворишей» и«рантье» увеличивается. Можно сказать, что вобщем это характерно для периодов экономического спада, когда равно можно наблюдать иувеличение числа банкротств, ивозрастание концентрации капитала.
Вподобные моменты часто бываеттак, что политическая рознь внутри буржуазии становится довольно острой. Терминологически эта рознь зачастую определяется как противостояние «прогрессивных» и«консервативных» элементов. Первые требуют того, чтобы институциональные «права» ивозможности были определены или переопределены вперспективе активной рыночной деятельности (согласно принципу «равенства шансов»), тогда как вторые, «реакционеры», настаивают насохранении установленных привилегий (так называемой «традиции»). Представляется, что Английская Революция достаточно ясно иллюстрирует такого рода внутрибуржуазный конфликт.
То, что делает анализ этой политической борьбы столь спорным, аего реальные результаты зачастую столь двусмысленными (исущно-стно «консервативными»)— это тот факт, что больший сегмент самой буржуазии даже входе конфликта притязает напривилегиикак«классового», так и«статусного» характера. Т.е. как индивиды икак подгруппы они ставят нато, что влюбом случае неостанутся впроигрыше, какаябы перспектива невозобладала. Отсюда, типическими для них оказываются политическая нерешительность, колебания, поиски «компромисса». Иесли вследствие непреклонности другой подгруппы немедленный компромисс невозможен, тоони просто дожидаются благоприятного изменения ситуации (как, вслучае Англии, тобыло в 1688—1689 гг.).
Хотя анализ этих внутрибуржуазных конфликтов, отправляющийся отриторики различных оппозиционных поотношению друг кдругу буржуазных групп, иявляется некорректным, ядалек отутверждения того, что все эти конфликты неважны или что они нисколько невлияют наактуальные процессы вкапиталистической миро-экономике.
Эти внутрибуржуазные конфликты как раз иявляются частью периодических потрясений, вызываемых всистеме неизбежностью экономических спадов; они— составляющая механизма обновления иоживления сущностного движителя системы: накопления капитала. Они очищают систему отбольшого числа бесполезных паразитов, приводят социополитические структуры кбольшей согласованности сизменяющимися сетями экономической деятельности иобеспечивают идеологическое легендирование текущим структурным переменам. Если угодно— можете называть это «прогрессом». Что касается меня, тояпредпочитаю закрепить этот термин заболее фундаментальными общественными преобразованиями.
Эти другие общественные преобразования являются результатом неэволюции характерных черт буржуазии, ноэволюции характерных черт пролетариата. Определив буржуазию как класс, чьи представители присваивают прибавочную стоимость, несоздаваемую ими самими, ичасть которой они направляют нанакопление капитала, нам следует определить пролетариат как такой класс, чьи представители часть стоимости, произведеннойими, уступают другим. Вэтом смысле при капиталистическом способе производства существуют лишь буржуа ипролетарии. Эта поляризация является структурной.
Давайте разберемся стем, какие изменения привносит этот подход впонятие «пролетарий».Имустраняется вкачестве определяющей характеристики пролетария выплата производителю заработной платы. Сама отправная точка этого подхода иная: производитель создает стоимость— что происходит сней далее? Логически существуют три возможности. Либоим «получается» (т.е. сохраняется) вся эта стоимость, либоее часть, либо вообще ничего. Если оннесохраняетее целиком для себя, но«передает» всюее илиее часть кому-то другому (человеку или «предприятию»), товобмен онможет получить или вообще ничего, или товары, или деньги, или товары иденьги.
Если производитель действительно сохраняет засобой всю стоимость, производимуюим напротяжении всей его жизни, тооннеучаствует вкапиталистической системе. Однако врамках капиталистической миро-экономики такой производитель— это явление много более редкое, чем мыдумаем. Даже так называемые «натуральные хозяйства», как весьма часто оказывается, так или иначе передают произведенную прибавочную стоимость кому-то другому.
Если мыисключим эту группу, тодругие логические возможности составят реестр извосьми возможных типов пролетариев, изкоторых только один оказывается соответствующим классической модели: рабочий, который передает всю созданнуюим стоимость «собственнику», авзамен получает деньги (тоесть заработную плату). Другими вариантами окажутся такие знакомые нам типы, как мелкий производитель (или крестьянин-"середняк«), фермер-арендатор, издольщик, батрак-поденщик, раб.
Естественно, существует идругое измерение, вкотором соопреде-ляется каждый изэтих «типов». Это измерение вопроса отой степени, вкакой работающий вынужден принимать насебя исполнение так или иначе определенной производственной роли под давлением рынка (случай, цинично называемый нами «свободным» трудом) илиже всилу действия того или иного политического аппарата (случай, более откровенно обозначаемый нами как «принудительные» или «обязательные» работы). Другой вопрос— это длительность контракта: заключаетсяли оннадень, нанеделю, нагод или пожизненно. Третий вопрос состоит втом, можетли соотнесенность производителя стем или иным конкретным собственником быть перенесена надругого собственника без согласия натосамого производителя.
Степень принуждения идлительность контракта соопределяют способ оплаты. Так, например, «мита» вПеру XVIIвека была принудительным— ноограниченным временным периодом— оплачиваемым деньгами трудом. Вслучае работ подоговору обученичестве ученик передавал мастеру всю произведеннуюим стоимость, получая вобмен, главным образом, товары; договор при этом заключался наопределенный срок. Батрак, всвою очередь, также передавал нанимателю всю произведеннуюим стоимость, теоретически получая заэто деньги, напрактикеже— товары; причем его контракт теоретически заключался нагод, практическиже— навсю жизнь. Различие между батраком ирабом существует, конечноже, «втеории», новдвух моментах проявляется инапрактике. Содной стороны, помещик мог «продать» раба, но, как правило, немог продать батрака; асдругой стороны, если третье лицо предоставляло батраку деньги, топоследний был вправе разорвать свой контракт, что было невозможно вслучае раба.
Япредложил эту морфологическую схему неради нее самой, ночтобы прояснить определенные процессы вкапиталистической миро-экономике. Существуют существенные различия между разными формами труда впланеих экономических иполитических последствий.
Сэкономической стороны, ядумаю, можно сказать, что извсех процессов труда, которые могут контролироваться простым образом (тоесть сминимальными издержками),— денежно оплачиваемый труд, скорее всего, является наиболее высокооплачиваемым. Следовательно, тот, кто присваивает прибавочную стоимость, должен предпочитать везде, где это только возможно, другие формы отношений спроизводителем. Однако очевидно, что процессы труда, требующие дорогостоящего контроля, оказываются менее затратными, если какая-то часть прибавочной стоимости, которая иначе направляласьбы наэтот дорогостоящий контроль, возвращается производителю. Самый простой способ осуществления этого— введение заработной платы. Таково историческое (иактуальное) основание существования системы денежной оплаты труда.
Поскольку денежная оплата труда, сточки зрения буржуазии, есть довольно затратный способ его организации, толегко понять, почему оплачиваемый деньгами труд никогда неявлялся единственной, адонедавнего времени даже небыл основной формой организации трудового процесса вкапиталистической миро-экономике.
Вкапитализме, однако, имеются свои противоречия. Одно изэтих базовых противоречий заключается втом, что нечто, являющееся выгодным вближайшей перспективе, необязательно оказывается выгодным вперспективе долгосрочной. Способность роста системы вцелом (необходимая для поддержания ставки дохода) регулярно блокируется ограниченностью мирового спроса. Одним изспособов выйти изэтого тупика является социальная трансформация определенных процессов производства путем перехода насистему денежной оплаты труда. Это приводит кувеличению доли производимой стоимости, сохраняемой заее непосредственным производителем, итем самым—
кросту мирового спроса. Врезультате напротяжении всей истории капиталистической миро-экономики общий процент распространения денежной оплаты труда как форма его организации постоянно возрастал. Именно эта тенденция иобозначается обычно как «пролетаризация».
То, какая именно форма организации труда задействуется, сказывается также исущественными политическими различиями. Вподтверждение этому можно указать нато, что врезультате роста реального дохода производителей ирасширенияих формальных прав доопределенного момента расширяется иклассовое сознание пролетариата. Яговорю «доопределенного момента», потому что наопределенном уровне роста доходов и«прав», «пролетарий» реально превращается в«буржуа» исам начинает проживать прибавочную стоимость, производимую другими, ~ что прежде всего сказывается визменении его классового сознания. Возникновение вXXвеке такого социального типа, как бюрократ/специалист, дает ясный пример этого качественного сдвига, который иногда становится действительно наглядным визменении стиля жизни отдельных подгрупп.
Нодаже если этот способ рассмотрения категорий «буржуа» и«пролетарий» иоказывается вполне применимым для определения ролей «крестьян», «мелких буржуа» и«нового рабочего класса», тооказываетсяли онсколь-нибудь полезным для анализа «национального вопроса» ипонятий «центра» и«периферии».
Чтобы определиться вэтом отношении, нам нужно обратиться кдовольно популярному сегодня вопросу ороли государства при капитализме. Основная роль государства как института капиталистической миро-экономики заключается всодействии рыночным интересам одних вущерб других— т.е.всведении «свободы» рынка кминимуму. Каждый— поскольку онсам облагодетельствован этим перекосом -рад выступать взащиту такого порядка вещей; икаждый— втой мере, вкакой онпретерпевает убытки— готов противостоятьему. Весь вопрос втом, кто оказался крайним.
Эти способы содействия интересам частных лиц многочисленны. Государство может перераспределять доходы, изымая его уодних иотдавая другим. Оно может налагать такого рода ограничения надоступ крынку (товаров или труда), что ввыигрыше окажутся лишь немногие— или даже единичные— изизбранных. Оно может препятствовать людям организованно влиять надействия государства. Иконечноже, оно может действовать нетолько врамках своей юрисдикции, ноизаее пределами. Оно может делать это законно (всоответствии справовыми нормами пересечения границ) или незаконно (вмешиваясь вовнутренние дела другого государства). Война вэтом плане, конечноже, есть неболее чем один изспособов решения проблем.
Здесь важно понятьто, что государство есть организация особого рода. Его «суверенитет», это понятие современного мира, является заявкой намонополизацию (упорядочивание) легитимного применения силы внутри своих границ, притом что само оно итак находится вотносительно сильной позиции для эффективного влияния напотоки производственных факторов. Очевидно также, что интересам отдельных социальных групп можно содействовать, действенно изменяя границы государства— отсюда, равно, возникают исепаратистские («автономистские»), ианнексионистские («унионистские») движения.
Именно эта реальная способность, которой располагают государства для осуществления воздействия напоток производственных факторов, изадает политический остов структурному разделению труда вкапиталистической миро-экономике как целом. Нормальные рыночные расчеты могут, конечно, объяснять возвращение изначальных тенденций кспециализации (естественные или социоисторические преимущества для производства тех или иных товаров), ноименно система государства задает форму, придает толчок имасштаб этим тенденциям; иименно задействование государственной машинерии повторяющимся образом востребуется для пересмотра схемы международного разделения труда.
Более того, способность государств воздействовать наэкономические потоки становится все более неравным. Государства центра становятся более сильными, чем государства периферии, ииспользуют эту разницу сил для ограничения свободы межгосударственного передвижения потоков. Вчастности, государства центра исторически содействовали тому, что повсюду ивсегда деньги итовары циркулируют помиру более «свободно», чем рабочая сила. Врезультате этого государства центра оказываются выигрышной стороной впроисходящем «неравном обмене».
Наделе неравный обмен просто является составляющей всемирного процесса присвоения избытка. Мыссамого начала промахнемся внашем анализе, если буквально воспримем модель одного пролетария, соотносящегося содним буржуа. Вдействительности прибавочная стоимость, создаваемая непосредственным производителем, проходит целую цепочку людей иобществ. Прибавочная стоимость, производимая одним пролетарием, следовательно, разделится между многими буржуа. Точная доля различных групп, участвующих вэтом сериальном разделе, (владельцев собственности, коммерсантов, промежуточных потребителей) переопределяется всоответствии смногочисленными историческими изменениями исама является принципиальной аналитической переменной функционирования капиталистической миро-экономики.
Эта цепь распределения прибавочной стоимости нередко (часто? почти всегда?) пересекает национальные границы, иесли вэтом процессе задействуется государство, тоего вмешательство всегда ориентировано наувеличение доли буржуа государств центра. Таков неравный обмен: механизм универсального процесса присвоения прибавочной стоимости.
Одним изсоциогеографических следствий существования этой системы является неравное распределение буржуазии ипролетариата поразным государством: процент буржуазии более высок вгосударствах центра, чем вгосударствах периферии. Более того, существуют систематические различии втипах буржуа ипролетариев, преобладающих вэтих двух зонах. Например, процент пролетариев, получающих денежную оплату засвой труд, систематически более высок вгосударствах центра.
Так как государства являются первичной ареной политического конфликта вкапиталистической миро-экономике, итак как функционирование этой миро-экономики таково, что национальные классовые составы вней чрезвычайно разнятся, толегко понять, почему политики государств, занимающих различные позиции поотношению кмиро-экономике, оказываются столь несхожими. Отсюда также легко понять, почему использование политической машины того или иного государства для изменения социального состава имиро-экономической функции национального производства само посебе еще непреобразует капиталистическую миро-систему как таковую.
Однако ясно ито, что эти разнообразные национальные усилия поизменению структурной позиции того или иного государства (то, что мызачастую ошибочно называем «развитием») тем неменее влияют намиро-систему инаделе— вдолгосрочной перспективе— реально преобразуютее. Ноэто происходит только через посредство проявляющейся переменнойих воздействия насознание класса пролетариев намировом уровне.
Тоесть, «центр» и«периферия»— это только выражения, обозначающие решающий момент системы присвоения буржуазией прибавочной стоимости. Упрощая допредела, можно сказать, что капитализм— это система, где прибавочная стоимость, производимая пролетарием, присваивается буржуа. Когда этот пролетарий находится вдругой, поотношению кбуржуа, стране, тоодним измеханизмов содействия процессу присвоения оказывается манипуляция движением потоков через границы государств. Врезультате появляются модели «неравного развития», которые ирезюмированы впонятиях «центра», «полупериферии» и«периферии». Это— интеллектуальный инструмент, который поможет проанализировать множественность форм классового конфликта вкапиталистической мировой экономике.
Жители Москвы и области в ближайшие дни смогут увидеть полет МКС
Международную космическую станцию (МКС) в ближайшие дни можно будет увидеть над Москвой и Подмосковьем, для этого ушедшим на изоляцию жителям даже не придется выходить на улицу - станция будет видна из окон квартир, сообщает Музей космонавтики.
Первопроходцы Марса. Пять самых знаменитых марсоходов
20 марта NASA сообщила о полной готовности марсохода Perseverance к полету. На него были установлены специальные пробоотборники для грунта. Именно в них марсоход может привезти на Землю образцы поверхности и, кто знает, возможно и жизнь.
На Марсе обнаружили странную дыру
Ученые НАСА обнаружили на снимках Марса необычную дыру. Отверстие расположено на склоне потухшего вулкана и может намекать на живые организмы, сообщается в блоге НАСА.
Планета Марс | Технический прогресс | Космодромы | высокие технологии | Современная культура | Иван Ильин | Шпенглер | Национальная идея | наукограды | городские игры
« Назад