Казалосьбы префикс пост имеют уже все ключевые термины ХХстолетия: постиндустриальное общество, постистория, постмодернизм, постструктурализм. Однако, означивая нашу эпоху как время после смерти Бога, центра, субъекта, искусства иавтора, мывсеже живем невпостинформационном, новинформационном обществе. Объемом икачеством информации надежно определяется развитость ицивилизованность того или иного общества, его современность. Почему сохраняется этот терминологический реликт? Как случилось, что впоисках самоназвания ХХвек кего излету прочно остановил свой выбор на«информационной эпохе», оттеснив «век науки», прогресса, атома, космоса ит.д.? Почему всепроникающая ивсезаполняющая информация, накрывшая нас третьей волной очевидности, противится деноминации? Быть может она предчувствует опасность демифилогизации своей объективности иполитической нейтральности? Аесли всеже возможно постинформационное состояние общества, точто оно представляет собой? Вкоторый ужраз всвязи спрефиксом пост возникает вопрос: как возможно понимать постинформационное состояние? Нетаитли оно всебе противоречие: ведь человек неможет жить вне ибез информации; ее получение ипередача— объективное условие существования человека иобщества. Следовательно, постинформационная ситуация отражает не«отключение» информации как таковой, нетотальную депривацию человека, но какое-то иноеее качество.
Для ответа напоставленные вопросы имеет смысл всмотреться всвое информационное прошлое: вто, что мыпонимаем под информационным обществом. Весьма точный его образ еще вначале 70-х годах ХХвека века дал японский писатель Кобо Абэ вромане «Человек-ящик». Винструкции человеку, желающему порвать собществом, читаем: «Количество вещей нужно свести доминимума, новсе равно существуют совершенно необходимые предметы, которые всегда должны быть под рукой ибез которых просто невозможно обойтись: транзистор, чашка, термос, карманный фонарь, полотенце, коробка для мелочей.» Транзистор вряду самых необходимых вещей— первый, символ той эпохи, которой имя информационное дано неслучайно. Человек современной эпохи «уже давно отравлен ядом новостей»,... он«испытывал непреодолимую тревогу, если постоянно, без конца незапасался свежими новостями.» Вних, согласно Кобо Абэ, человек находит средство самоуспокоения, подтверждение своего участия всобытиях мира. Втянувшись винформационную эпоху, эпоху массового потребления информации, истольже массовой реализации табуированныхи, следовательно, вытесненых искрываемых отсебя самого желаний,— обозримость которых стала возможна только вблагоприятной, созданной электорнными медиа, и, впервую очередь, интернетом среде,— мысособой остротой ощущаем исчезновение того, что скрепляло повседневность в до-информационном обществе исохраняло укорененность человека.
Одно изсамых важных свойств информации, вотличии, например, отзнания,— еепринципиальная фрагментарность иизбыточность. Это значит непросто возможность передавать/приниматьее квантами, вотрыве отконтекста иконцепта, ноивоспроизводитьее точно, буквально, оперативно. Следствиеее фрагментарности— самосохранение путем включения мобильных информационных звеньев вразличные системы знаний. Информация как встраивание вготовую структуру, естественно, ненесет всебе эффектов того длительногои, порой, мучительного процесса, который сопровождает формирование системы знаний, убеждения, веры. Впределе информация стремится быть безучастной ксудьбе ипереживаниямее носителей. Именно эмоциональная непричастность позволяет сбрасыватьее вхранилища памяти, вдолгий ящик: словари, справочники, энциклопедии ит.д.Информация— стерилизованное знание. Стерильностьже требует усилий нетолько поподдержанию изоляции отконтекста, вкотором информация получена, ноидля разрываее сличным опытом ивыстраданной истиной. Ибо как заметил Петер Слотердайк: «Для сознания, позволяющего отовсюду себя информировать, все становится проблематичным или безразличным».
Эти исопутствующиеим негативные последствия информационной эпохи, принявшей обличье средств массовой информации, массовых коммуникацийили, каких часто называют, массмедий привлекают внимание исследователей. ТакН.Луман всвоей работе «Реальность массмедий» говорит огипертрофии нового иинтересного вмассмедийной реальности, нопривлечение внимания, постоянно требует все новых «новостей», т.е. развиваясь пологике сенсаций они даютто, что отсутсвует вреальности.Б. Стросс всвоей известной работе «Козлиная песня» характеризует самопрограммирование массмедий как начало «насильственного господства режима телекратической публичности», аЖ. Делез перед лицом тех возможностей, которые предоставляет компьютер вотслеживании каждого шага человека, говорит об«электронном ошейнике», которым незаметно связываются диффузные западные сообщества. Компьютерные технологии иих чип-архитектура (для этогоЖ. Деррида использует термин Вирильо «телетехнологии») по-новому инструментируют правовую реальность. Раздаются голоса онаступлении новой идеологии «технофундаментализма» (Р. Вирильо); выделяется новая форма насилия— виртуальное насилие. Еслибы этот «высокий вид бытия» (К. Шмит)— дигитализация мира— реализовался, тогда наступилобы новое летоисчисление: все сталобы мифическим, прозрачным исиюминутным, все происходило симультанно внастоящем времени (real time), таким образом насилие «технофашизма» нельзя былобы никритиковать, нипреодолевать.
Информация живет симуляцией знания. Издесь неважно, истинна она илинет, важна лишь скоростьее предъявления инепрерывность трансляции. Модус актуальности заставляет максимально сближать происходящее синформацией опроисходящем. Но на каком-то этапе зазор становится неразличим. Реальность растворяется вгиперреальности,— эта расхожая формула говорит еще иотом, что происходит тотальное сращивание тела производящего, передающего иполучающего информацию. Человек замыкается вмире вторичных изображений, алюбая попытка поиска референта прямо или косвенно отсылает кмассмедийной реальности. Рождается одно обезличенное тело, которое быстро разбирается исобирается вточках информирования.
Информация нуждается впоследовательной цепи, гарантирующей точную передачу исохранение— впосреднике. «Знаки информационной эпохи вследующем: электронная революция— сейчас впереходе кцифровой суперреволюции,— медиальная коммуникация иглобальная связанность. Более чем какие-либо другие развитие этих трех маркирует переход кинформационной эпохе, сновым положением ипорядком знания, атакже организационными формами для тесно связанной информации икоммуникации. Информационный код аккумулирует всебе однородное линейное течение времени: информация накапливается, сохраняется ипередается СМИ. Именно захват власти средствами информации масс— характерная черта информационной эпохи. Постоянно говоря ипоказывая «сместа события», средства массовой информации девальвируют сам факт события иличный план участия внем; человек дистанцируется, точнее будет сказать, его заставляют дистанцироватьсятем, что ему сообщают обуже произошедшем или происходящем вотдаленном месте. Событие конструируется СМИ, лишаясь глубины экзистенциальной вовлеченности человека, отчуждаясь отнего.
§2. Человек информационной эпохи
Возросшая стерильность информации надругом полюсе— полюсе адресата— требует стерильного, усредненного домассового состоянияее потребителя. Неучастие лично впотоке событий компенсируется нагнетанием потока информационных событий. Перцептивное иментальное тело адресата расфокусированотем, что вплоскости экрана, страницы газеты или журнала происходит калейдоскопический сбор декоративных композиций изкриминальных, экономических, политических, культурных ит.п. происшествий. Видеале каждому блоку необходима своя интонация, однако пафос скорости, родивший клипированный режим предъявления информации, купирует способность эмоционального реагирования. Интонация выравнивается. Сообщение окончательно утрачивает первозданный смысл, отсылающий кглубине сопереживания, симпатического чувства исакрального со-жжения. Оно подменяется информацией. Становится дорогим товаром, который подается вяркой иудобной упаковке. Тотальная связанность актуального информационного пространства посредством кодов, удерживая архивную, разрушает память архаическую, опирающуюся наопыт боли, отчаяния, радости, встречи ссакральным.
Сегментированная, новтоже время крепко сплетенная информационная сеть формирует подобного себе ризоматического пользователя: информационно мобильного, без усилий схватывающего иотвлекающего отсебя фрагменты информации, равно совсеми коммуникабельного. Блочность информации разбивает соответственно жизнь человека намеханически разбираемые фрагменты, вслучайном наборе которых трудно восстановить логические или эмоциональные связи, удивительным образом напоминая китайскую энциклопедию Борхеса. Способность составления новых комбинаций знаков, букв ислов образует увлекающий доступностью информационныймир, вкотором «знание естьто, очем задаются вопросы втелевизионных играх» (Ж.-Ф. Лиотар).
Информационная «болезнь» поражает человека вдеперсонализированном пространстве передачи ежедневных новостей, обмена фрагментами смыслов икоммутации всего ився: проникновение впотребителя происходит без преград. Человек сам становится средой— массой— постоянного круговращения информации. Процесс затягивает, поскольку для извлечения ипередачиее, для налаживания коммуникации нетребуется ниусилий попереработке информации, нисопротивленияей (как раз наоборот, личное восприятие нарушает адекватную передачу иравномерное бесперебойное сообщение). Информация приводится вдвижение коммуницирующим агентоми, одновременно, растворяет его взнаковых структурах, поглощает его самого. Информационная пустота— непроницаемость, молчание, неспособность поддержать коммуникацию— считается винформационном обществе признаком необразованности человека инеразвитости (закрытости) общества. Как следствие, рождается страх потери источника информации, например, транзистора илиTV, иоказаться перед фактом информационного голода. Причем голода вмире, вкотором, как констатировал Джеймс Гибсон, «информация, присутствующая вобъемлющем свете, взвуках, запахах иестественных химических соединениях, неисчерпаема».
Ноэту информацию необходимо извлечь самомуи, чтобы придать своему личному опыту статус общезначимости, вписать водну издискурсивных практик, или, впределе,— уникальность своего видения сделать общедоступной— все это предполагает тяжелый икропотливый труд. Дефицит готовой информации психологически проявляется винформационном неврозе: информационной агрессии (защите) иинформационной зависимости. Поле знаков— линейно расчерченное поле блоков, фрагментов, схем, воспринимающееся как сеть-паутина, как набор бесчисленных комбинаций, как лабиринт (если оно воспринимается буквально, т.е. как единственно возможный вид коммуникации исообщения)— становится причиной невроза современного человека. Лечение его требует новых стратегий ориентации вмире, нового понимания информации.
Впостинформационном обществе есть надежда выйти запределы объектных отношений, линейного информирования— ретрансляционной передачи кодовой информации. Электорнные воспроизводящие ипередающие устройства именно этого инепозволяют сделать. Недостижимое врамках информационного общества искусство воскрешения контекста, реанимирования полноты событийности, неотвлекаясь отличного опыта, возможно впостинформационную эпоху. Впротивном случае, мыполучим выброшенного изистории субъекта. Того субъекта, которому философская традиция оказывает плохую службу, возвращая его игарантируя ему смысл лишь впространстве, заданном книжной культурой. «Новые медиа»— термин, который вводят специалисты потеории коммуникаций или медиа-философы, как например, Норберт Больц,— создают иную ситуацию философской работы: «Мыслитель должен мгновенно отвечать напоставленные вопросы ипринимать решение, апрежде удовлетворявшие нас теории техники, традиция этической рефлексии или теория познания более невсостоянии нам помочь». Человек настолько попал взависимость отмедиа-действительности, что это дало повод немецкому медиа-теоретику заявить свой шокирующий тезис: «Человек свободен как машина. Когда машины недумают, человек также недумает».
§4. Анестезия социального поля
«Утративший безопасность человек сообщает облик эпохе— писалК.Ясперс в1931году,— будь товпротесте своенравия, вотчаянии нигилизма, вбеспомощности многих, ненашедших выхода». Нанаших глазах существенно изменились как главные причины определяющие облик эпохи, так иформы протеста против господстваее главных настроений. Ныне поле культуры тотально обескровлено стерильными отношениями, которые являются ничем иным как проекцией нанего стерильности изон ненасилия социума. Вситуации повсеместной безопасности отовсюду ускользнувший, рассеявшись подискурсивным практикам ирастворившийся всетях ипотоках информации индивид ищет точку опоры— точку соприкосновения сподлинной жизнью, нонатыкается наватное безразличие окружающего мира, наотсутствие непосредственной власти иэмоционально значимых отношений— его постигает чувство отсутствия всех чувств. Фактически реализовался идеал стоиков апатии, освобождение души отвсех страстей. Однако реализация идеала влечет непредвиденные проблемы, главная изкоторых невозможность жить без страстей. Здесь мысталкиваемся сизвестным разочарованием перерастающим всмертельную скуку воплотившегося вжизнь идеала. Если прежде апатия являлась необходимым условием мысли, тосегодня она оказывается главным препятствием мысли телом. Ибо человек поприроде своей— существо чувствующее, аследовательно ранимое иранящее. Любое архаическое общество жило жертвоприношением; жертва— условие существования культуры. Форма существования через жертву, через боль, через восхищение, воодушевление ипраздник, которые уравновешивали рану Земле, насилие над топосом— побольшей части ныне неведома, как неведомо нам отдаленное будущее. Цивилизация стерильна— культура кровожадна. Последняя сопротивляется информационному опустошению естественных условий жизненного пространства. Если информация безучастна кчеловеку, топостинформационный способ обмена волнующими человека событиями— участлив, тактилен, органичен.
Современная цивилизация настойчиво соблазняет симулировать жизнь (компьютерная техника ителевидение весьма способствует этому), нореальное бытие культуры настойчиво указывает настихийное образование мест, где человек оказывается вличной зависимости отдругого, несет бремя усилия попроизводству иерархии намикроуровне. Человек нехочет инеможет проживать жизнь встерильных условиях. Унего есть невостребованная потребность всильных эмоциях инасыщенных переживаниях. Глубокоэшелонированная (засчет многочисленных институтов иветвей), адаптированная кполитической корректности иобставленная множеством гуманистических ловушек, власть провоцирует бунт тела, которое сражается зазоны зависимости, зазоны свободного воле- икровеизъявления. Как афористично выразился Борис Останин: «Человека увлекает ктолпе самое простое желание: прикоснуться. Всамом прямом смысле: телом». Человеку необходимо периодическое забвение себя, мощь экзистенциального напряжения ириск. Вэтом режиме запускается механизм воли кжизни, который своим спонтанным целеполаганием репрессирует большие идеологии иактуализирует подлинность переживания объединяющего всех события.
Актуальные формы высказывания вискусстве свидетельствуютнам, что человек сегодня вбольшей степени отлучен отболи, психологической зависимости, телесного контакта,— ониндивидуален втойже мере, что иего номер паспорта или счета вбанке,— чем отрегламентированных современной цивилизацией форм удовольствия. Человек неосознанно убегает отбезличной власти, отмировой империи информации; онуходит вразличные микросообщества, где превалирует аспект межличностной коммуникации, где происходит формирование единого тела, переживаемого как свое собственное. Человек стремится туда, где власть олицетворена, аугроза очевидна, где более жесткие, т.е. более личные отношения, где, наконец, можно полнокровно проживать конкретные жизненные ситуации. Ибо человеку присущ страх пустоты, страх одиночества, страх разрыва сплотностью человеческих связей. Ихотя аристотелевский тезис «Природа боится пустоты» наивен для современной физики, однако онверен вотношении социального ипсихологического поля. Пустота, как истерильность, невыносима вжизни: чем чище рефлексия, тем более отравлена окружающая среда.
§5. Идеология постинформационной искренности
Ныне леворадикальная свобода самовыражения стала популярна имассмедиизирована. Протест обжит иобустроен индустрией развлечений. Становится прибыльным. Маргинальность легко становится всеобщей модой. Азатем апроприируется обществом истановится классикой. Это неможет невызывать серьезную тревогу узаряженных нанонконформизм радикалов, комфортно ощущающих себя лишь всреде агрессивного ксебе отношение. Когда маргинальность ипопулярность меняются местами слишком быстро, тогда пробуждается тяга крефлексии. Выбросы творческой энергии наэтом этапе нонкомформисткого движения ориентируются наискреннее проживание (это нафоне развенчания искренности как культурного жеста инормы самопрезентации, как принуждения победившей идеологиик; синоним искренности впоструктуралистском пространстве— инвалидность) коротких дистанций илокальных состояний. Полнота иизбыток, искренность поверх ивопреки деконструкции любой искренности иаприорной девальвированности любого жеста наней выстраивающегося. Ровная доброжелательность миру— возможный шаг куникальности. Но, обратим внимание, что речь всегда идет опроживании, анеожизни, окоротких дистанциях, анеожизни вцелом.
Новот вчем парадокс, чем более радикально происходит отказ отцентра, тем настоятельней выступает конституирующим началом томесто, которое координирует чистоту отказа отцентра, отлюбых метафизических универсалий; витоге, оно само становится координирующим центром, каким является сегодня Париж или Калифорния. Кроме того, там, где центр существует всвоих продуктивных функциях, речь идет оботказе отцентра, Большой власти, рациональности, атам, где центр недостиг своей продуктивности, где уровень жизни значительно ниже, асознание недисциплинированно, т.е. реально пребывает вконтексте неразумности, стихии ииррациональности, там уповают наразум, апеллируют кнему, пытаются найти внем опору, инаего основе переустроить жизнь. Разум разументам, где унего недостает власти осуществить свою разумность.
Ныне уже нестоль интересно как нечто разбирается— будь-то власть, субъект, центр, смысл или идеология. Гораздо интереснее (для России идругих восточно-европейских стран это интересно вдвойне, поскольку после отказа отпрежней идеологии исмены глобальных ориентиров социального устройства общества, ничего радикально деструктивного вориентациях ииндивидуальных целях бывших советских граждан непроизошло. Осталось лишь ощущение недоумения оттой работы, которую выполняла прежняя идеология, недоумение, которое выросло досерьезного вопрошания уСлавойя Жижека: «люди все знали, новсе равно делалиэто.» Почему?) то, что остается, что удерживает иудерживается. Что является тем неосознаваемым всебе пределом, который сохраняет способность вписываться всоциум, впространство коммуникации? Ичто это замир, который продолжает считаться своим? Кто икак живет после того, как все традиционные формы центрации умерли? Естьли то (аесли есть, тоосознаваемо лионо), что уплотняет пространство сообщения? Каким полем оно ориентировано? Покаким тропинкам (Holzwege) должен ходить современный житель того пространства, которое слегкой рукиДж. Гибсона, после его фантастического романа «Нейромант», стало называться киберпространством ивсвете чего (даиестьли свет ввиртуальной реальности?) размышлять обытии сущего? Что вэтой виртуальной реальности горячит кровь, заставляя искать опасность, восторг победы или отчаянье поражения наполе сражения компьютерной игры?
Почему сегодняшняя искренность новая, вчемее отличие отстарой? Старая искренность— искренность вовлеченности впроект; однако, идеологически ориентированное высказывание впостсовременности, освоившей практики психоанализа идеконструкции, становится анахронизмом. Искренность новая, навысоте адаптации предшествующего опыта трансгрессии, протеста, ускользания, науровне постмодернистского умения перемещать исочетать разнородное, дает выход итехничное выражение коллективному, втом числе исобственному, бессознательному. Там, где модернист искренен помимо воли, художник постинформационной эпохи искренен всвоей воле пережить— телом, акцией, встречей сдругим иего болью,— импульсы бессознательного.
Чем полнее реализуются цивилизованные потребности, тем громче иизощренней предлагаются варианты новых, нотем труднее почувствовать роскошь тихой жизни неспровоцированного желания иизвлечь чистую ноту непосредственного изглубин памяти тела. Концепт «новой искренности» позволяет быть ипроявляться бессознательному вреакциях тела вкачестве культурного жеста. Искренность иуверенность изпсихологического самоотчета художника эпохи модерн впостмодернисткую эпоху становятся художественным приемом. Знаком такого сдвига является рефлексивное внимания ксобственному телу ителу сообщества, ощущемого как свое.
Искренность постинформационной эпохи непереходит вкачество искренности произведения, вмитьковскую наивность. Она остается внутренней интенцией, мотивом ктворчеству ивыражению, искренностью сопереживания миру близкому, окрестности. Дистанция ссобственным произведением при этом сокращается, поскольку оно больше непредставляет художника, аосуществляет его желание вреальном масштабе ивремени, рефлексируя одновременно актуальное состояние его окружения. Такое произведение можно считать рефлексией, дистанцированной отсвета разума, рефлексией вмодусе тела, его усилия ивоодушевления. Проблемой впространстве представления иперекодирования любого послания винформацию стало недистанцирование иследующая заним ирония, асокращение дистанции поотношению ксебе— самоидентификация, ксобственному телу— полнота иобъемность ощущений. Художник, воспринимая витальные иинформационные импульсы телом, без надзора ицензуры господствующего текста, возрождает культуру целостного реагирования.
Новая искренность состоит внемотивированности идеологией, заказом, умопостигаемостью, политикой. Тело неразумеет сути дела. Жест новой искренности, однако, поисполнению остается художественно точным, выверенным потехнике выражения, перенимая утрадиции мастерство ухищрений, искусность.
Вопрос обискренности— это вновь вопрос обистине, ведь неявно подразумевается, что говорящий искренне говорит истину: художником вершится многоликая истина бытия, открывается— выводится внепотаенность— тайна.
Жители Москвы и области в ближайшие дни смогут увидеть полет МКС
Международную космическую станцию (МКС) в ближайшие дни можно будет увидеть над Москвой и Подмосковьем, для этого ушедшим на изоляцию жителям даже не придется выходить на улицу - станция будет видна из окон квартир, сообщает Музей космонавтики.
Первопроходцы Марса. Пять самых знаменитых марсоходов
20 марта NASA сообщила о полной готовности марсохода Perseverance к полету. На него были установлены специальные пробоотборники для грунта. Именно в них марсоход может привезти на Землю образцы поверхности и, кто знает, возможно и жизнь.
На Марсе обнаружили странную дыру
Ученые НАСА обнаружили на снимках Марса необычную дыру. Отверстие расположено на склоне потухшего вулкана и может намекать на живые организмы, сообщается в блоге НАСА.
Планета Марс | Технический прогресс | Космодромы | высокие технологии | Современная культура | Иван Ильин | Шпенглер | Национальная идея | наукограды | городские игры
« Назад