Смысл данной статьи заключается впопытке выработать подход кобсуждению пределов (временных, пространственных, моральных) ключевого института современности— нации. Сдругой стороны, нам хотелосьбы попытаться осмыслить чрезвычайно запутанную всовременной общественной науке проблему национального, национализма ипостнационального.
Постнациональное, также как ипостиндустриальное, свидетельствует обокончании гегемонии того, что было, нонеогегемонии чего-то иного. Причем уэтого иного, грядущего, имени ещенет. Постиндустриальное указывает насмену господствующего хозяйственного уклада, постнациональное— господствующей политической идентичности, тоесть идентичности, обеспечивающей солидарность впределах нынешней системы международных отношений. Новая господствующая форма политической идентичности— если она возникнет,— «схватив» феноменологию геокультуры пространств, будет вынуждена реагировать навызовы, аналогичные помасштабутем, которые возникли назаре Нового времени. Тогда также происходило преобразование господствующей политической идентичности: империя среальным (потестарным) или символическим (сакральным) центром сменялась системой государств-наций. Наступала эпоха такназ. Современности. Приход этой эпохи хронологически совпал стем, что вамериканской социологии принято называть индустриальной революцией. Наложение этих двух событий друг надруга создало очень распространенное всовременной общественной мысли представление, что сконцом индустриальной эры впрошлое уйдет ифеномен государства-нации. Попытаемся разобраться, справедливоли данное предположение.
* * *
Итак, существует точка зрения, что переход западного общества кпостиндустриальной, информационной или когнитивной фазе развития мирового хозяйства несет ссобой помимо других изменений исчезновение государства-нации итесно связанной снацией демократии большинства. Внаиболее популярной формеэту, всвое время революционную, идею высказал известный заокеанский футуролог Элвин Тоффлер всвоей книге 1980г. «Третья волна».
Вотличие оттех аналитиков, которые предсказывают переход власти— всилу техже самых тенденций, накоторые обращает внимание Тоффлер,— кограниченному числу управленцев, руководителей транснациональных корпораций, или кнекоему Мировому Правительству, организованному набазе одной изсверхдержав, автор «Третьей волны» предсказывает вбудущем не«зловещую» концентрацию власти водних руках, аее дисперсию испециализацию.
Нам придется изобрести новые политические формы или «вместилища», чтобы установить подобие порядка вэтом мире— мире, вкотором государство-нация помногим причинам становится опасным анахронизмом.
Следует отметить, что вработе «Третья волна» ученый обходит стороной существенный вопрос, как мир Третьей волны сможет взаимодействовать смирами, продолжающими развиваться врамках предыдущих волн— оттого, кстати, проблема миграции ненаходит вего работах достаточного отражения. Вэтом сравнительно раннем своем сочинении Тоффлер абстрагируется отвсех проблем, связанных сфеноменом антропотока, совокупности идентификационных переходов между локализованными экономически игеополитически мирами.
Однако эти довольно неприятные вопросы выдвигаются вцентр его внимания вработах «Война ианти-война» (1993) и«Создавая новую цивилизацию» (1995), написанных всоавторстве ссупругой Хейди, где знаменитый футуролог говорит овозможных политических взаимоотношениях между, поего выражению, мирами «мотыги, конвейера икомпьютера». Онпризнает, что несмотря наутрату странами Третьей волны особой заинтересованности вовзаимодействии спартнерами Первой иВторой волн, поставляющихим быстро дешевеющие сырье ирабочую силу, полный разрыв между мирами маловероятен. «Невозможно остановить загрязнение окружающей среды, болезни ииммиграцию встраны Третьей волны». Отсюда следует вывод: "напряженность между цивилизацией Третьей Волны идвумя более ранними цивилизациями будет нарастать, иновая цивилизация может суспехом бороться заглобальную гегемонию также, как это делали модернизаторы Второй Волны поотношению ксвоим предшественникам— представителям Первой Волны— несколько веков назад«.
Свою точку зрения наосновной конфликт современности Тоффлер открыто противопоставляет иной расхожей идеологеме, получившей известность под наименованием «столкновение цивилизаций». Если Хантингтон видит основную ивобозримой перспективе неустранимую проблему международной политики вкультурных ирелигиозных противоречиях между народами, тоТоффлер доказывает, что основных антагонистов наступающего столетия будет разделять уровень технологического развития. Исходя изэтого, онвотличие отавтора «Столкновения цивилизаций», как можно судить извышеприведенной цитаты, склоняется квыводу онеизбежности «нового империализма».
Что существенно— Тоффлер подвергает критике национализм исключительно как идеологию сопротивления мира Второй волны миру Третьей. Национализм для него вообще— идеология, целиком иполностью относящаяся кфазе индустриализма. Любые агрессивные действия передового— тоесть постиндустриального— отряда человечества поотношению кстоящим наболее низкой ступени развития общностям таким термином немаркируются.
Как мыуже говорили, Тоффлер прогнозирует постепенное исчезновение государства-нации как института, порожденного Второй волной. Вопрос, какая новая солидарность вытеснит вбудущем национальную, он, тем неменее, оставляет открытым, заявляя только, что «нам придется изобрести новые политические формы или «вместилища», чтобы установить подобие порядка вэтом мире— мире, вкотором государство-нация помногим причинам становится опасным анахронизмом«.
Вообще, некая двусмысленность инеясность ввопросе огрядущей организации власти,— аона свойственна иболее поздним сочинениям футуролога, весьма критически относящегося ксуществующей двухпартийной модели американской демократии— оставляет широкое поле для фактически любого политического экспериментирования— отультра-либерального дототалитарного. Тоффлер камуфлирует одну существенную проблему, связанную свластью, аименно— вопрос оприменении насилия.
Оночень много илюбопытно— особенно вкниге 1990г. «Метаморфозы власти»— пишет оменеджериальном типе руководства, вынужденного сталкиваться срастущим числом проблем ивызовов итем самым приобретать ряд нехарактерных для управленца Второй волны способностей— быстроту врешении поставленных задач, умение вограниченный срок освоить новую сферу деятельности ит.д.Однако при чтении его сочинений иособенно «Третьей волны» все время хочется спросить автора, что произойдет смиром, если сдиффузией власти ираспылением суверенитета государство утратит право намонопольное применение насилия? Неприведетли такая диффузия прямиком к«цивилизационному регрессу», тоесть, наязыке самого автора «Метаморфоз власти», обратному переходу «отвласти знания» к«власти кобуры»? Икак сделатьтак, чтобы пистолет, находящийся вэтой кобуре, как мызнаем, очень шумный пистолет, никогда оттуда небыл вынут?
Если этот пистолет вместе скобурой будет находиться вруках умирового лидера— для благоденствия обитателей «практопии»— практичного мира Третьей волны, лишенном "безжалостной антидемократичности, милитаризма«,— точто помешает тогда возникновению новой бюрократии, концентрирующей всвоих руках военные иинформационные ресурсы итем самым обладающей поистине безграничной властью над миром? Ноесли мыпредположим, что такой мировой власти невозникнет имир останется разделенным— пускай, по каким-то новым границам,— тонам тогда следует поразмыслить, какие идентификационные критерии окажутся положены воснову этих границ? Иначе говоря, каким может оказаться политическое разделение нового века, даже если мыслить его условно, поТоффлеру.
Вот для ответа наэтот вопрос мыирешили обратиться кпроблеме национального, национализма ипостнационального.
Национальное инационализм уже сегодня, претерпевая серьезную модификацию вместе совсем обществом, тем неменее, пока неутратили своего значения вкачестве рамок политической интеграции.
Характерное для Тоффлера представление, что национальное вситуации очередной цивилизационной трансформации всецело уходит впрошлое, исчезая без возврата, нам всилу вышеозначенных причин кажется несколько наивным. Национальное инационализм уже сегодня, претерпевая серьезную модификацию вместе совсем обществом, тем неменее, пока неутратили своего значения вкачестве рамок политической интеграции. Ночтобы оценить вероятный вектор трансформации национального следует разобраться— пускай, ввесьма отдаленном приближении— всамом феномене нации, отделив внем аспекты поверхностные итем самым преходящие отаспектов глубинных, фундаментальных.
Мыполагаем, что первое— именно более поверхностный аспект— может быть отнесено кнации как общественному институту, призванному интегрировать общество впериод— примем относительно релевантную вданном случае терминологию Тоффлера— Второй волны, авторое кнации как моральному принципу, глубинной установке политической морали, сохраняющей свое значение ипри переходе отВторой волны кТретьей (фазовый переход), и, возможно, впериод Третьей волны (новой фазы господства).
* * *
Нация некак этническая, акак гражданская общность, представляет собой явление, имеющее две стороны— ценностную (аксиологическую) исоциологическую. Это нетолько конкретный (ивэтом смысле, разумеется, имеющий свой конкретный срок существования) институт организации власти инаселения, ноинабор определенных ценностных установок. Эти последние также актуализируются вопределенный период историии, вероятно, вдругую эпоху утратят свою релевантность. Нопока, нанаш взгляд, именно эти ценностные установки определяют политическую мораль.
Что представляет собой феномен «политической морали»? Это существующий набор ценностных ограничений для каждого политического деятеля современности иполитики вцелом, точем политик неимеет права жертвовать. Политик может, руководствуясь интересами государства, пренебречь очень многим. Онимеет право вчрезвычайной ситуации принести вжертву благосостояние населения, например, при проведении непопулярных экономических реформ, онможет даже висключительных случаях положить наалтарь Отечества человеческие жизни. Уинстон Черчилль, приходя квласти в1940г., произнес знаменитую фразу отом, что оннеможет пообещать своему народу ничего кроме пота, крови ислез. Иникто неможет сказать, что, продолжая напряженную войну сГитлером, Черчилль действовал аморально.
Новтаком случае, какие рамки существуют уполитика, каким, если угодно «идолам», онобязан поклоняться?
Политик имеет право— вкритический для руководимойим страны момент— пожертвовать благосостоянием людей, их социальными правами, дажеих жизнями, нооннеимеет права поработить одну часть населения воимя другой или лишить своих граждан политических прав, интегрировав их внекую сверхнациональную империю,— все свои действия онобязан мотивировать заботой онациональной свободе инациональной солидарности.
Мыполагаем, этих идолов всовременную эпоху, эпоху Модернити, уполитики два— свобода исолидарность. Одновременное выдвижение этих двух ценностных установок исоставляет феномен нации именно ваксиологическом— анесоциологическом— его аспекте. Политик неможет жертвовать национальной свободой инеможет разрывать единую ткань национальной солидарности. Всвязи сэтим нацию, видимо, иследует определять как сообщество людей, солидарно отстаивающих собственную свободу. Или точнее, общность, солидарно отстаивающая политическую свободу своих граждан посредством создания— именно для этой цели— особых государственных институтов иесть нация.
Политик имеет право— вкритический для руководимойим страны момент— пожертвовать благосостоянием людей, их социальными правами, дажеих жизнями (при столкновении свнешним противником), нооннеимеет права поработить одну часть населения воимя другой (наивысшей или наилучшей) или лишить своих граждан политических прав, интегрировав (пускай, даже воимя очень высоких исветлых целей) их внекую сверхнациональную империю,— все свои действия онобязан мотивировать заботой онациональной свободе инациональной солидарности. Еслиже политик говорит, что готов низвергнуть эти «идолы» воимя иных— стабильности мирового сообщества, победы коммунизма вовсем мире, утверждения превосходства избранной расы ит.д., ит. п.— этого политика, какбы честен перед самим собой, перед исповедуемымиим высшими ценностями оннибыл, сточки зрения политической морали Современности, нельзя непризнать аморальным. Любое противодействие— вплоть догражданского неповиновения— ему,напротив, будет, сточки зрения политической морали, вполне оправдано.
Мывданном случае обходим различие между консервативной илиберальной трактовками нации, накоторое делает упор, например, Михаил Ремизов всвоей недавней книге «Опыт консервативной критики». Помнению этого автора, «идеология гражданской нации» «вытесняет националистическое содержание нации как культурно-исторического континуумаее либеральным содержанием как правого континуума» и"тем самым она выбивает из-под государства его основную легитимирующую фигуру«. Мыисходим изтого, что нация как регулятивный принцип политической морали представляет собой соотнесение консервативной илиберальной установок, тоесть солидарности исвободы. Национал-консерватизм, сторонником которого является Ремизов, просто тематизирует основания солидарности, обнаруживаяих висторических обстоятельствах возникновения национальной общности. Однако эти основания— какимибы фундаментальными они нибыли— нельзя рассматривать как предельные основания мотивации политика, игнорирование коих может быть поставлено ему ввину.
Генезис политической морали современности представляет собой очень сложную проблему. Вее основе, по-видимому, распад традиционных институтов доверия— безусловного доверия освященной сакральным авторитетом власти. Власти папы иимператора вЗападной Европе ицаря вРоссии (нам кажется, следует согласиться сД. С.Мережковским, который считал, что русский самодержец являлся для народного сознания фигурой, равнозначной нестолько европейским суверенам, сколько римскому первосвященнику). Кризис доверия или «сакральной вертикали» (употребляем этот термин втрактовкеМ.В.Ильина) актуализирует тот ценностный комплекс, который лежит восновании современной нации,— недоверие клюбому типу абсолютной гегемонии.
Нация как конкретный институт, возникший— согласимся сТоффлером— виндустриальную эпоху, взначительной степени для того, чтобы снять противоречия между центром новой социальной системы (городом) иее аграрной периферией (деревней),— действительно будет видоизмениться. Очевидно, что только вэтом, узком, смысле нация свышеупомянутым фазовым переходом претерпит существенную системную трансформацию— втом числе, вплане расширенияее границ ивключения всвой состав новых народов, культур итерриторий.
Однако сама посебе такая трансформация вовсе необязательно затронет онтологические основания нации как социального института, обеспечивающего солидарность людей вплане защиты ими своей свободы. Поэтому, признав справедливость знаменитой фразы Эрнста Геллнера отом, что «национализм создал нацию», подразумевающей, что национализм как идеология предшествовал возникновению нации как политического института, можно сказать, что национализм переживет нацию. Тоесть система определенных ценностных установок переживет конкретную общность, развивающуюся взаданных этими установками рамках. Ноесли национализм продолжит «плодоносить», всмысле порождать политические институты, востребованные культурой Третьей волны, токакими окажутся эти новые формы солидарности, станутли их современники маркироватьих как национальное или постнациональное— нам неизвестно.
Таким образом, вполне вероятно, что смена доминирующего уклада будет означать конец гегемонии индустриализма. Новопрос, какой окажется доминирующая вмире формы политической солидарности,— остается открытым. Другими словами, насколько постиндустриальное есть одновременно ипостнациональное мынезнаем.
Конечно, любая конкретная национальная общность представляет собой нечто большее, чем возникший всилу необходимости союз людей исообществ. Как совершенно справедливо подчеркивает Цымбурский, характеристикой национальной идентичности может считаться определенный исторический опыт нации, принятие которого является свидетельством «натурализации» индивида. Ноопыт это как раз тахарактеристика, которая неотмечена печатью исключительности— втом смысле, что если япричастен кодному историческому опыту, тоянеизбежно оказываюсь исключен издругого. Попринципу, если янемужчина, тоя— женщина. Вконце концов, при бракосочетании жених иневеста соединяют частный опыт своей жизни вобщую историю своей будущей семьии, затем, рода.
Итак, нам предстоит разобраться, очем идет речь при разговоре оконце «национального»? Отом, что нации, границы национального при переходе кновому мироустройству расширяются, сужаются, трансформируются, короче, видоизменяются? Или отом, что внынешнюю эпоху «элиты» эмансипируются отмассы, всилу чего последние оказываются предоставлены самим себе, теряя всякое влияние напроводимую этими элитами политику? Отом, что «недоразвитым» сообществам, принадлежащим квторосортным мирам, следует отказаться отполитической, даипросто личной свободы впользу «благожелательной гегемонии» «детей Солнца» изпарадиза Третьей волны? Или отом, что нам предстоит найти новые формы сотрудничества ивзаимодействия, перейдя наобщий для стран Севера иЮга язык геокультурного проектирования? Иначе говоря, идетли речь орасширении рамки национальной солидарности или оее разрушении, обувеличении или сокращении свободы вмире, одальнейшем шаге истории (вгегелевском смысле слова) или оее «конце»?
Жители Москвы и области в ближайшие дни смогут увидеть полет МКС
Международную космическую станцию (МКС) в ближайшие дни можно будет увидеть над Москвой и Подмосковьем, для этого ушедшим на изоляцию жителям даже не придется выходить на улицу - станция будет видна из окон квартир, сообщает Музей космонавтики.
Первопроходцы Марса. Пять самых знаменитых марсоходов
20 марта NASA сообщила о полной готовности марсохода Perseverance к полету. На него были установлены специальные пробоотборники для грунта. Именно в них марсоход может привезти на Землю образцы поверхности и, кто знает, возможно и жизнь.
На Марсе обнаружили странную дыру
Ученые НАСА обнаружили на снимках Марса необычную дыру. Отверстие расположено на склоне потухшего вулкана и может намекать на живые организмы, сообщается в блоге НАСА.
Планета Марс | Технический прогресс | Космодромы | высокие технологии | Современная культура | Иван Ильин | Шпенглер | Национальная идея | наукограды | городские игры
« Назад