История между "жизнью" и "смертью": Освальд Шпенглер и Мартин Хайдеггер
Еще впрошлом столетии немецкий историкЭ.Шмидт охарактеризовал XVIIIвек как век философский, аXIX— как век исторический. Если применить эти оценки ксовременности, тоXXвек можно назвать веком борьбы систорией. Особой полемичностью отличалось начало столетия, когда европейское сознание стремилось преодолетьим же созданное иуже ставшее стереотипным «историческое мышление». Среди его наиболее спорных моментов были: сведение исторического процесса преимущественно крационализированной социально-политической истории, гипостазирование зафиксированного источниками события (принцип исторического исследования, сформулированныйЛ. фон Ранке) ипр. Новыеже концепции отказывались открайностей схематизирующего рационализма иэтатизма, стремясь соединить историческое знание сживой исторической действительностью иодновременно подчеркивая неоднозначность обеих составляющих.
Значительный импульс вэтом направлении был задан философией жизни, вчастности идеямиФ.НицшеиВ. Дильтея, утверждавшими изначальную историчность человеческой природы. Тема историко-временно́й основы человеческого существования была развернута вконцепцияхО.Шпенглера иМ. Хайдеггера [1], почти вравной степени резонансных иполярно различающихся посодержанию, методологии ихарактеру изложения. Втоже время они имели исвоеобразные идейные параллели, которые объяснялись одинаковой сверхзадачей: заложить основу нового исторического философствования исходя изпринципа сущностной историчности человеческой жизни. Ноэтаже сверхзадача обусловила иих обоюдное неприятие. И.А.Михайлов отмечает: «...неприемлемым оказался для Хайдеггера даже неотказ Шпенглера отпретензии философской мысли наобщезначимость, ато, что его коллеге удалось обосновать— правда, лишь всистеме координат своей философии— тот синтез, ккоторому стремился исам Хайдеггер. Насамом деле Шпенглеру удалось представить историю как жизнь...» [2] Для прояснения специфики обеих позиций следует рассмотреть контрапунктих философско-исторических идей.
Шпенглер ссамого начала принципиально противопоставляет «историю» и«природу», проводя оппозицию также вотношении методових постижения. Научное познание природы, которому образно соответствует сознание Канта, противополагается поэтическому переживанию истории, выраженному вличности Гёте (как образный вариант второго Шпенглер называет Наполеона иБисмарка, действенно воплотивших поэтическую суть истории). «Созерцание», «переживание», «действие» вкачестве аутентичных способов отношения кистории диктуется самой жизнью. Последняя нетолько описывается взначении одного издвух параметров действительности— постоянного становления, ноивыступает неявным критерием истины, несмотря накатегорическое утверждение относительности философского знания.
Названный принцип дихотомии является в«Закате Европы» важным методологическим приемом, спомощью которого Шпенглер выстраивает пары соотносительных понятий, образующих смысловое ядро его концепции. Сюда можно отнести оппозиции «становления» и«ставшего», «собственного» и«чужого», «души» и«мира», «возможного» и«действительного» («возможной культуры» и«действительной культуры»), атакже «высшей истории» и«зримой истории» ипр. Если вернуться к«жизни», тонапрашивающуюся альтернативу автор вначале четко неназывает, разворачиваяее лишь применительно котдельным культурам, которые, проживая собственную историю, сестественной необходимостью завершаютее [3]. Однако важный тезис изначального «прадушевного состояния вечно-младенческого человечества» какбы выводит смерть изпринципиальной противопоставленности жизни. Вместе стем общий смысловой пафос концепции обращен именно кэтой жизненной альтернативе, что позволяет усматривать вфилософско-историческом проекте Шпенглера интенции нового, дискретно-континуального подхода космыслению истории.
Взарубежной иотечественной литературе отмечается, что Шпенглеру свойственна органицистско-биологизаторская интерпретация жизни. Новажно уточнить, что философ придаетей также чрезвычайно значимую характеристику самоосмысления, специфической рефлексии, описываемой термином «бодрствование». Говорится о«бодрствующем сознании» («dass wache Bewusstsein»), при условии которого ивего рамках имеют место все названные выше бинарности. Роль центрального элемента среди них играет оппозиций души имира. При этом сам феномен бодрствования может выражаться вразнообразных состояниях: «... противоположность [души имира], наличие которой идентично самому факту чисто человеческого бодрствования. Есть различные степени ясности иостроты этой противоположности, стало быть, степени духовности бодрствования, отсмутного... понимающего ощущения первобытного человека иребенка... докрайней остроты только понимающего бодрствования... кантовского инаполеоновского мышления... Эта элементарная структура бодрствования... недоступна понятийно-рассудочному членению» [4].
Здесь мыслитель указывает напервооснову, исходный пункт иважнейшую составляющую «жизни»— сознательное схватывание внутренней сущностной раздвоенности, амбивалентной природы самой действительности. Ноподобное созерцание изначальной бинарности может выступать также вдвух видах взависимости оттого, какому установочному принципу оно подчинено. Действительность исозерцание действительности образуют какбы соотносящиеся плоскости, релевантные аспекты. Вкаждом изних специфику обеспечивает лишь доминирующее слагаемое, нонеособый набор характеристик. Так, «первичное неделимое впечатление» может быть ориентировано науже ставшее, пережитое— Шпенглер завершает этот семантический ряд «протяженностью» или «пространством», воплощающимся в«природе». Однако последняя неесть нечто самостоятельное, независимое отбодрствующего сознания: «природа» выступает вроли философемыили, скорее, мифологемы, символизирующей определенный тип созерцания. Следовательно, упомянутый выше параллелизм действительности исознания смещается таким образом, что точнее следует говорить осинкретической созерцаемой действительности, которая ипредстает вобразе природы.
Противоположная установка изначального «неделимого впечатления» связывается сдвижением, становлением, векторностью (направлением) или «временем». Время также символизирует определенный тип созерцания итем самым ссамого начала выводится запределы общепринятого научно-исторического словоупотребления ипонимания. Составляя оппозицию пространству, время соотносится с«историей». Поповоду истории иприроды Шпенглер уточняет: «Следует разуметь под ними возможные способы понимания всей совокупности осознанного... вформе единой... картины мира...» [5]. Иными словами, история, как иприрода, вобразно-рефлексивной форме характеризует взгляд намир, мировоззрение, которое снеобходимостью должно вырабатываться жизнью для интенсификации собственной действительности. Одна лишь онтологическая витальность недостаточна для подлинной жизни; последняя должна быть историчной, т.е. самоосмысляющей. Однако этот процесс неозначает проведения интроспективного анализа; речь идет осоотнесении индивидуального смысла сболее широким смысловым горизонтом. Подобный выход засобственные пределы, что описывается, содной стороны, как мистическое чувство сопричастности некоему предельному масштабу, асдругой— как самостоятельное миротворчество, миросозидание, посути иявляется историей. Шпенглер пишет: «... созерцание... есть тот акт переживания, который впроцессе своего осуществления оказывается самой историей» [6]. Косознанию собственной значимости вболее широком историко-культурном контексте способен нетолько отдельный человек (идаже нестолькоон), ноицелые культуры. Подлинная жизнь исторична как виндивидуальном, так иособенно вколлективно-типологическом варианте.
Однако возможна ипротивоположная ситуация, когда самосознание замыкается всобственных пределах, инатаком «неисторическом духе» тоже основываются целые культуры. Приводя вкачестве подобного примера античность, Шпенглер отмечает исключительно важную роль исторической памяти. Она является обязательным компонентом вназванном процессе осмысления, связывая вединое целое разрозненные эпизоды созерцаний исоздавая тем самым картину мира, оказывающуюся самой действительностью. Спомощью памяти актуализируется прошлое, соединяясь снастоящим иуказывая набудущее. Однако память, будучи специфической сущностной характеристикой индивидуума или культуры, присуща невсякому бодрствованию, ее геном может отсутствовать вкультурно-генетическом коде. Вэтом случае наличие темпорального аспекта еще необеспечивает историчности— такой вывод можно сделать исходя изшпенглеровских характеристик античной, индийской культур как культур неисторических: «... «Память» античного человека... есть нечто совершенно другое, поскольку здесь отсутствуют прошлое; ибудущее вкачестве упорядочивающих перспектив бодрствующей жизни... " [7] Неспособность расположить втом или ином направлении уже совершившееся какбы ликвидирует, стирает сами события, вчем исостоит эффект забывания. Однако тем самым подчеркивается двойственный характер истории, поскольку неотрицается сам факт события: оно произошло, ивтоже время его будтобы инебыло.
Условное историческое бытие— также как инебытие— относится каспекту мировоззрения, миросозидания. Согласно Шпенглеру, данный творческий процесс имеет всеже ограниченный характер: нетолько века иэпохи, ноиспособыих осмысления типичны посвоей сути, обладают общими чертами. История реализуется вопределенных формах, целостных образованиях, своеобразных квантах («культурах»), вкоторых может присутствовать, аможет инеприсутствоватьее квинтэссенция— историческое понимание, хотя событийные переживания имеют место всегда. Поэтому вполне оправданным представляется тезис Шпенглера оградации исторических культурных форм. Избегая рассудочно-категориальной схематизации, онвосстанавливает романтическую оппозицию высшего инизшего видов истории, параллелью которой выступают возможная идействительная культуры.
Наиболее близка кжизни, помысли Шпенглера, высшая история (осуществление возможной культуры), ибо она фактична, нонеобыденна, представляя собой символический горизонт, созерцаемый всовокупности всех его образных форм понимающим сознанием. Проблемой для понимания выступает нестолько отдельно взятый символ, сколькоих целокупность. Внутренняя организация такой целокупности, точнее, ее образное выражение есть судьба. Она завершает смысловой иассоциативныйряд, начинающийся «жизнью» и«бодрствующим сознанием». Судьба связана нетолько сбудущим, как этого можно было ожидать, ноиненаходится только впрошлом, легко поддающемся схематизации изаконотворчеству. Всудьбе выражается вектор, событийная исмысловая направленность всего жизненного процесса, т.е. связанность уже произошедшего сбудущим через происходящее внастоящий момент. Судьба, как иистория, есть укаждого, ноневсякий способен опознатьее. Отказывая некоторым культурам висторическом сознании, Шпенглер тем самым признает заними определенную судьбу. Всвязи сэтим целесообразно обратиться кего интерпретации европейской (фаустовской) культуры.
Тезис равноценности исамодостаточности культурных типов исключает всеобъемлющую метаструктуру, иШпенглер вначале характеризовал всемирную историю как специфическую идею Западной Европы, как присущую только этой культуре картину мира. Вместе стем уже при формулировке проблемы всемирная история предстает унего ввиде определенным образом упорядоченной панорамы различных типов действительной жизни. Упорядоченность относится нексхеме взаимосвязей между культурами, актенденции нарастания исторического чувства. Западноевропейскому миру отводится здесь особенная роль. Внем нетолько реализовалось историческое чувство, нопостроение исторических картин мира стало профессиональным занятием. Западная культура нетолько угадывает (причем достаточно точно) собственную судьбу, заключающуюся вблизком завершении, ей дана уникальная способность проникать висторическую суть других культур— нестолько для взаимодействия сними, сколько для обеспечения названного выше феномена всемирной истории. «Именно потому, что мощь фаустовского существования создала сегодня такой горизонт внутреннего опыта, каким раньше немог обладать никакой человек иникакая эпоха,— подчеркивает Шпенглер,—... многое изтого, что небыло историей еще сто лет назад, стало для нас сегодня историей, аименно жизнью, созвучной нашей собственной жизни... Вообще говоря, нет больше ничего неисторического сточки зрения цивилизации, охватывающей весьмир; ее сценой сделалась вся Земля» [8].
Втаком планетарном мироощущении заключается, помимо прочего, судьба всемирной истории: быть осмысленной ивысказанной средствами именно западноевропейской культуры. Признавая специфику отдельных эпох инародов, уникальностьих жизненного икультурного пути, Шпенглер отмечает известную ограниченностьих историко-временного понимания, связанную сограниченностью масштаба восприятия. Поего мнению, только западныймир, выдвинувший идею бесконечной протяженности, обеспечил себе максимальный масштаб для соотнесения ипостижения всех когда-либо имевших место историко-культурных реалий.
Если вернуться куже упомянутой альтернативе жизни, т.е. ксмерти, топервый, наиболее заметный план представляетее как завершение жизненного цикла, прекращение времени для данной культуры, растворениеее встихии неисторического. Данным тезисом Шпенглер какбы намечает тему постистории, которая актуализировалась вевропейской философии гораздо позднее. Вторымже планом выступает проблема исчерпания культурой собственного душевно-символического потенциала, т.е. потеря идентичности. Здесь смерть связывается скачественным изменением. Данная сторона становится определяющей, апроцессуальность выступает уже вкачестве фона. Тогда смерть предстает ввиде «чужой» истории, равнозначной неистории. Вэтой связи нетолько интерес, ноиактуальность представляет замечание Шпенглера оботмершем состоянии культуры, когда она может «столетиями итысячелетиями топорщить свои гнилые сучья», заграждая путь молодым, полным жизни культурам.
Подобное существование после смерти, может быть, вполне деятельное, неявляется, сточки зрения философа, историческим, поскольку внем отсутствует сущность культуры, ее душа. Таким образом, альтернативой «жизни» выступает, скорее, неисторическое, несобственное существование, что для каждой культуры становится необратимым. Всеже общая панорама ряда совершающихся «зримых историй» обретает собственный смысл всозревании такой культурной формы, которая способна квосприятию подобного смысла. Поэтому вконцепции философа можно отметить нетолько стоически-романтические темы упадка. Тамже была сделана заявка (весьма противоречиво выраженная) насоздание теории всемирной истории, где фактическая целокупность последней усматривается вее прерывающейся идифференцированной морфологии. Как отмечаетП.П.Гайденко, Шпенглер считал себя продолжателем гераклитовской традиции [9].
Вместе стем вего философско-исторических взглядах присутствуют интенции современного постмодернистского рассмотрения темы— образная ассоциативность, укоренение истории вгоризонте культуры, синкретизм историчности иисторического сознания, вытекающий избытийного, жизненного синкретизма. Самостоятельным аспектом выступает тема смерти культуры, или конца истории, как повторяющегося события. Современное сознание также пытается встроить данное положение вкачестве рядового элемента вновую историческую парадигму.
Хайдеггеровская концепция отмечает иные аспекты как самого жизненного процесса, так ифеномена истории. Выступающее здесь исходным пунктом исследования личностное бытие иокружающий его мир взаимообусловлены, интегрально объединены. Такое единство задается иутверждается вкачестве основополагающего способа человеческого существования. Вместе стем ивэкзистенциальной аналитике, ивисследовании проблем истории Хайдеггер акцентирует преимущественный статус индивидуально-персоналистических характеристик, принципиальную личностную обособленность, своего рода экзистенциальную первичность отдельного человеческого «Я». Рассматриваемый здесь человек есть одинокий вопрошатель ипартнер бытия. Изнего ивнем самом осуществляется подлинная жизнь, внем основываются характеристики временности иисторичности, напочве которых становится возможным феномен истории. Оговариваемые при этом «люди», «человеческие союзы», «культуры» лишь вариативно воспроизводят инвариантную структуру личностного бытия. «Мир есть только поспособу экзистирующего присутствие, которое фактично есть как бытие-в-мире»,— указывает философ [10].
Если Шпенглер исходит измножественности жизни икультурной истории (сущность культуры, Душа, развертывается вколичественном икачественно-типовом многообразии), тохайдеггеровский дискурс начинается изавершается человеческой единицей. Обе концепции встремлении преодолеть стереотипы гипостазируют водном случае коллективистскую, авдругом— индивидуально-личностную стороны человеческой жизни. Это можно рассматривать, всвою очередь, как выражение полярности экзистенциальных типов, имеющих равное право насуществование. Однако вбольшей степени здесь усматривается принципиальная особенность культурно-исторической ситуации XXвека, когда нетолько были заново поставлены традиционные вопросы означении ироли личности вистории, ноиосознана специфика коллективного сознания, важность понимания ответственности общества заисторический выбор исобственные действия.
Бытие личности ограничено, поХайдеггеру, рождением исмертью. Посуществу оно представляет собой промежуток между этими двумя моментами, т.е. определеноими. Такая определенность рассматривается икак темпоральная характеристика (поскольку события совершаются вовремени), икак онтологическая характеристика (ибо речь идет обытии инебытии). Временная природа личности ставит проблемуее целостности как темпоральной связанности; данная проблема разрешается через экзистенциал «заботы», обеспечивающей единство временных модусов. Изизначальной временности также «дедуцируется», как пишет Хайдеггер, иисторичность личностного бытия. Однако при этом важно отметить, что восновании заботыи, соответственно, историчности полагается специфическое восприятие данной целостности, своеобразный рефлексивныйакт. «Разработка этого вопроса требует очертить тот феномен, вкотором самом становится доступно нечто такое как бытие— бытийную понятливость. Последняя, однако, принадлежит кбытийному устройству присутствия. Лишь когда это сущее сначала достаточно исходно интерпретировано, включенная вего бытийное устройство понятность бытия сама может быть осмыслена инаэтой основе поставлен вопрос опонятом вней бытии...» [11]
Здесь, как иуШпенглера, речь идет опервооснове иусловии человеческого существования. Однако Шпенглер, говоря о«бодрствующем сознании», интенсификации жизненной действительности, подводит кидее образно-символического изобилия культурных организмов. Эйдетический аспект оказывается унего чрезвычайно важным, поэтому проблема целостности рассматриваетсяим через проблему стиля, стилевого единства. Хайдеггеруже подобная интерпретация представляется поверхностным, публицистическим приемом. Засферой образов сознания располагается более основательная, глубинная сфера состояний сознания, которую ониделает предметом экзистенциальной аналитики.
Человеческая жизнь есть осуществление времени, аее состояния выступают как различные временные состояния. Прошлое, настоящее ибудущее представляют здесь аспект направленности, векторности, принципиальной распределяемости специфических объектов нарелевантнойим специфической шкале. Объектом становится «понимающее» переживание ситуаций. Однако понимание унего неозначает, как уШпенглера, прочтения образно-стилевого языка той или иной культуры, оно всегда остается выражением бытийного основания жизни. Данный, второй, аспект рассматривается Хайдеггером втеме историчности исвязывается сфеноменом событийности. Посуществу историчность (история) являет лишь одно— предельное— событие: причастность бытию. Однако оно никогда небывает одинаковым, представая всякий раз как уникальная «констелляция» (выражение Хайдеггера) состояний экзистенции. Вместе стем здесь возможна некоторая типологизация: философ рассматривает экзистенциалы «страх», «забота», «вина», «совесть» идр. взначении способов исторического существования человека.
Личностная история, оказывающаяся также иличной историей, предполагает глубинную сущность, выступающую ипричиной, ицелью самого бытия личности. Понимание относится здесь кфакту собственной конечности, собственной смерти. Его необычность состоит втом, что, небудучи дан вэкзистенциальном опыте, онвсеже обладает полновесной реальной значимостью. Помысли философа, именно «бытие ксмерти» придает фактичность, целостность, подлинность человеческому существованию [12]. Осознание собственной конечности неозначает, как пишет Хайдеггер, спекуляций наэту тему итем более вульгарно-практических действий. Понимание собственной смертности означает обостренное внимание кбытию иего альтернативе. Здесь важно вновь подчеркнуть индивидуально-персоналистическое истолкование темы: историчность обусловливает процесс личностной идентификации, всвязи счем подробно рассматривается данный феномен. Для любого «Я» собственная смерть играет роль картезианского cogito ergosum, безусловного момента, который полностью принадлежит только этому «Я» итем самым подводит личность кнаиболее глубокому самопознанию.
Также ивисследовании других (названных выше) экзистенциалов Хайдеггер неоднократно подчеркиваетих центростремительное ядро— уникальность человеческой личности. Так, вголосе совести звучит призыв «ксвоей самости». Через совесть кчеловеку взывает забота осохранении внутреннего единства, целостности, т.е. собственной сущности. Вина демонстрирует «ничтожность самого себя» (невсмысле моральности, авсмысле существования всостоянии необретения себя). Страх ставит человека непосредственно перед лицом своей подлинности. Следует сказать, что хайдеггеровский анализ данного вопроса также дихотомичен, как иупомянутое выше истолкование действительности Шпенглером. НоХайдеггер более определенно подчеркивает аспект истинности воппозиции личности имира, что выражается впротивопоставлении собственного— истинного— бытия инесобственного бытия (собственной инесобственной истории). Подобная онтологизация философско-исторической проблематики, содной стороны, допускаетее теософское имифологизированное истолкование, асдругой— она отражает стремление преодолеть тенденции кфрагментарности философствования, которые обозначились уже вначале XXвека. Всвязи сэтимЮ.А.Кимелев пишет: «Философская мысль отказалась отустановки навсеобъемлющую систематизацию исторического прошлого как необходимого предуготовления настоящего или будущего... отпостулирования или конструирования универсального исторического смысла» [13].
Здесь важно также отметить особенное значение, которое оба мыслителя придавали одному извременных модусов— будущему. Помнению Кимелева, современное историческое сознание сосредоточивается преимущественно насоциально-исторической действительности вее настоящем ибудущем измерениях. Всвязи сэтим модели философствования, представленные Шпенглером иХайдеггером, чрезвычайно характерны. Ускорение темпа секуляризованной, огосударствленной жизни европейской культуры устанавливает свои приоритеты, среди которых напервом месте— умение предвосхитить события, спланироватьих. Такой навык становится сущностной чертой самой действительности, ивнейже демонстрируется ограниченность его возможностей. Поэтому подчеркнутое внимание кбудущему соединяется вданных концепциях собязательным фактором конца истории, смерти культуры. Вместе стем сохраняет актуальность хайдегтеровское истолкование роли традиции висторическом процессе. Его высказывание отом, что прошлое приходит избудущего, является непросто риторическим, оно утверждает необходимость нового отношения кжизни иистории.
Итак, обе концепции имели как перекликающиеся, так ирасходящиеся друг сдругом идеи. Обе настаивали напреобразовании существующих схем исторического сознания, навнесении внего экзистенциальных, личностных аспектов, подчеркивали трагичность, катастрофичность исторического бытия. ОднакоО.Шпенглер стремился выйти загеографические идисциплинарные рамки, говоря о«морфологии всемирной истории» ивыводяее наисторию культур, аМ. Хайдеггер обращался кличностным глубинам, полагая, что все многообразие мира заключенотам. Обе концепции, несмотря насвои универсалистские установки, атакже иблагодаряим, ярко демонстрируют специфику именно европейского исторического философствования.
Характеризуя теоретическую атмосферу XXв. вГермании (икосвенно вЕвропе), немецкий исследовательX. Шнедельбах отмечает исключительную роль трех философских произведений. Поего мнению, эпоху определили «История иклассовое сознание» Г.Лукача, «Логико-философский трактат» Л.Витгенштейна и«Бытие ивремя» М.Хайдеггера. Неназванный здесь «Закат Европы» бесспорно составил самостоятельную эпоху вXXстолетии. Что касается дальнейшего развития философско-историчсской мысли, можно согласиться спозициейX. Шнедельбаха: «Быть может, ее будущее заключается втом, очем нам напоминает Кант... всеназначении [Funktion] быть своего рода аппендиксом практической философии, тоесть рефлексировать над представляющимися иреализуемыми целями человеческих действий вовсемирно-исторической перспективе» [14].
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] Здесь рассматриваются идеи, изложенные в«Закате Европы» и«Бытии ивремени». Впоследствии взгляды обоих мыслителей претерпели существенные изменения.
[2] МихайловИ.А. Ранний Хайдеггер. М., 1999. С.155.
[3] Правда, уже воВведении говорится о«мертвых формах», изучаемых математическими законами. Однако речь идет здесь охарактеристике неких объектов, анеокачестве данной характеристики, взятом всамом себе. «Мертвые формы» опосредованно указывают насмерть, нонераскрываютее существа.
[4] ШпенглерО. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т, 1. М., 1993. С.202.
[5] Тамже. С.203.
[6] Тамже. С.250.
[7] Тамже. С.135.
[8] ШпенглерО. Закат ЕвропыТ.2. М., 1998. С. 50—51.
[9] ГайденкоП.П. Прорыв ктрансцендентному: Новая онтология XXвека. М., 1991. С.312.
[10] ХайдеггерМ. Бытие ивремя. М., 1997. С.380.
[11] Тамже. С.372.
[12] Еще Сократ, говоря офилософствовании как приуготовлении ксмерти, предостерегал отошибочных толкований. Осмерти следует мыслить, имея целью истинную жизнь.
[13] КимелевЮ.А. Философия истории. Системно-исторический очерк // Философия истории. Антология. М., 1994. С.18. Проблема возрастающей роли онтологии всовременной философской мысли исследовала вуказанной работеП.П.Гайденко.
Жители Москвы и области в ближайшие дни смогут увидеть полет МКС
Международную космическую станцию (МКС) в ближайшие дни можно будет увидеть над Москвой и Подмосковьем, для этого ушедшим на изоляцию жителям даже не придется выходить на улицу - станция будет видна из окон квартир, сообщает Музей космонавтики.
Первопроходцы Марса. Пять самых знаменитых марсоходов
20 марта NASA сообщила о полной готовности марсохода Perseverance к полету. На него были установлены специальные пробоотборники для грунта. Именно в них марсоход может привезти на Землю образцы поверхности и, кто знает, возможно и жизнь.
На Марсе обнаружили странную дыру
Ученые НАСА обнаружили на снимках Марса необычную дыру. Отверстие расположено на склоне потухшего вулкана и может намекать на живые организмы, сообщается в блоге НАСА.
Планета Марс | Технический прогресс | Космодромы | высокие технологии | Современная культура | Иван Ильин | Шпенглер | Национальная идея | наукограды | городские игры
« Назад