Почти всеобщее недоразумение, какое вызывала досих пор моя книга, есть доизвестной степени необходимое сопутствующее явление всякого воззрения, которое вторгается вдуховный строй данной эпохи нетолько своими выводами, ноуже всем своим методом ипрежде всего совершенно новым взглядом навещи, изкоторого вырастает исамый метод. Недоразумения умножаются, когда благодаря сцеплению случайностей такая книга делается модной, вследствие чего люди, мысль которых может быть достаточно подготовлена кее восприятию только временем ицелой посредствующей литературой, внезапно видят перед собой учение, которое напервых порах доступноим только сосвоей отрицательной стороны. При этом большей частью упускали извиду, что впервом томе был дан только фрагмент, наосновании которого, как явскоре убедился, нельзя было суверенностью судить оцелом. Вготовящемся квыходу втором томе, посвященном «Морфологии мировой истории», будет дано окончательное завершение, покрайней мере, одного круга вопросов. Другой круг, этический, как внимательные читатели, должно быть, заметили, намечен вкниге «Пруссия исоциализм». Немало недоразумений вызвало также ошеломляющее заглавие книги, хотя яопределенно подчеркнул, что оно было установлено еще задолго донастоящего момента ипредставляет собой строго-об’ективное обозначение некоторого исторического факта, имеющего параллели среди самых известных явлений истории. Ноесть люди которые гибель античного мира смешивают сгибелью океанского парохода. Понятие катастрофы взаглавии книги несодержится. Если вместо «закат» сказать «завершение»— слово, имеющее вустах Гете совершенно определенный смысл,— тоэлемент «пессимизма» будет исключен, отчего истинный смысл понятия нисколько неизменится.
Однако уже впервой своей части книга обращалась клюдям действия, аотнюдь неклюдям критической мысли. Дать образ мира, скоторым можно жить, анесистему, над которой можно умствовать, было подлинной целью моего труда. Тогда яэтого несознавал; тем неменее для обширного круга читателей это исключает возможность полного понимания.
Человек действия живет ввещах исними. Ему ненужно доказательств, часто оних даже непонимает. Физиономический такт— одно изслов, почти никем по-настоящему непонятых,— ведет его гораздо глубже, чем могбы сделать какой-нибудь демонстрирующий метод. То, что явысказал ичто научным умам показалось совершенным парадоксом, вглубине души давным-давно чувствовали люди, призванные кдействию; часто они этого даже несознавали. Когда они встречают «исторический релятивизм» вкниге, втеоретической формулировке, они его отвергают, между тем как напрактике, при наблюдении людей иположений снепосредственно-практической целью, онразумеется для них сам собой. Созерцательже внутренне чужд жизни. Онсозерцаетее сдругого берега ипритом снекоторой враждебностью ктому чуждому ипротивоборствующему, что его смущает всякийраз, когда эта жизнь хочет быть чем-то большим, чем созерцаемый об’ект. Созерцатели собирают, расчленяют исистематизируют; они требуют доказательств изнают вних толк. Для них такая книга, какмоя, навсегда останется заблуждением. Ибо, признаюсь, «философию для философии» явсегда глубоко презирал. Для меня нет ничего более скучного, чем чистая логика, научная психология, всеобщая этика иэстетика. Жизнь неимеет всебе ничего всеобщего иничего научного. Всякая строка, написанная недля того, чтобы служить практической жизни, кажется мне ненужной. Еслибы меня непоняли слишком буквально, ясказалбы: мой способ рассматривать мир относится ксистематическому, как мемуары государственного деятеля кидеальному государству утописта. Один пишет отом, что сам переживает, другой— отом, что онизмыслил.
Существует, однако, икак раз именно вГермании, особый, так сказать, государственнический способ переживать весьмир, естественное инесистематическое восприятие мира, которое может быть выражено только вособом жанре метафизических мемуаров. Необходимо знать, ккакой линии принадлежит моя книга, что всвязи свеликими именами будет суждением отнюдь неоранге, аисключительно оспособе видеть вещи.
Есть внемецкой мысли мощная струя, которая идет отЛейбница через Гете иГегеля вбудущее. Как все немецкое, она была обречена нато, чтобы течь сквозь века незамеченной исловно подземной, втовремя как наповерхности мысли даже уэтих людей господствовали чужие воззрения. Лейбниц был великим учителем Гете, хотя сам Гете никогда этого несознавал ипризывал имя чуждого ему посуществу Спинозы всякийраз, когда под влиянием Гердера или просто всилу духовного сродства вводил вкруг своих идей какую-нибудь подлинную мысль Лейбница. Для этого последнего особенно характерна постоянная связь свеликими событиями его времени. Если изсозданногоим исключитьто, что онписал всвязи сосвоими политическими планами, проектом соединения церквей, мыслями огорном деле, организацией науки иматематикой, тоостанется немного.
Гете походит нанеготем, что онвсегда мыслил, исходя извещей иприменительно квещам, т.-е. исторически, иникогда немогбы воздвигнуть отвлеченную систему. Могучий Гегель был последним, мышление которого, отправляющееся отфактов политической действительности, было еще несовсем задушено абстракциями. Затем явился Ницше, который подпал под власть дарвинизма, новместе стем, далеко опередив английско-дарвинистическую эпоху, дал нам всем туостроту зрения, благодаря которой мытеперь можем доставить победу этому живому направлению мысли.
Так представляются мне теперь тетайные предпосылки, которые неосознанно лежали воснове моего образа мыслей. Здесь нет ивпомине какого-нибудь построения извсеобщих положений. Однократно действительное совсей его психологией, неиграющее никакой роли уКанта иШопенгауера, также всецело господствует висторических работах Лейбница, как всозерцании природы Гете ивчтениях овсемирной истории Гегеля. Поэтому фактическое находится здесь совсем вдругом отношении кмысли, чем увсех систематиков. Упоследних оно является мертвым материалом, изкоторого извлекаются законы. Уменя это— примеры, освещающие пережитую мысль, которая только вэтой форме иможет быть выражена. Нотакой прием, ввиду его ненаучности, предполагает необычную силу понимания. Обычно, как язаметил, читатель заодной мыслью теряет извиду остальные ипоэтому неверно понимаетвсе, потому что все здесь так связано водно целое, что выделение чего-нибудь одного уже равносильно заблуждению. Нонужно уметь читать имежду строк. Многое дано только намеком, многое вообще неможет быть высказано внаучной форме.
Вцентре стоит идея судьбы. Пробудитьее вчитателе так трудно потому, что путем рассудочного размышления обретается толькоее противоположность: понятие причинности. Ибо судьба ислучай безусловно принадлежат совсем кдругому миру, чем познание причины идействия, основания иследствия. Опасность втом, чтобы слово судьба непринять просто заиное обозначение причинного ряда, который имеется налицо, ноостается скрытым отнас. Научное мышление никогда небудет всилах понять нас здесь. Способность видеть факты непосредственно переживаемой жизни пропадает, когда начинаешь аналитически размышлять. Судьба есть слово, которое постигается чувством. Время, тоска, жизнь— эти слова тесно связаны друг сдругом. Пусть никто невоображает, что проник всущество моей мысли, пока последний смысл этих слов, каких понимаюя, остается скрытым отнего. Отсудьбы ведет путь кочень трудно уловимому переживанию, которое яназываю переживанием глубины. Рассудочному мышлению оно ближе, нотолько всвоем завершенном результате, аневсвоем возникновении. Здесь сталкиваются две труднейших проблемы. Что означает слово время? Наэто нет научного ответа. Что означает слово пространство? Это возможная задача для теоретического размышления. Носвременем связана судьба, аспространством— причинность. Какже следует мыслить отношение между судьбой ипричиной? Ответ наэтот вопрос определяет собою переживание глубины, нооннеуловим для какогобы тонибыло научного опыта ивысказывания. Переживание глубины— стольже несомненный, сколь необ’яснимый факт. Третьим ивесьма трудным понятием является понятие физиономического такта.
Тем, что яразумею под этим словом, вдействительности обладает всякий человек. Онживет сним, оннепрестанно применяет его напрактике. Даже абстрактный ученый, смехотворность которого зависит отслабого развития этого прирожденного такта, всеже обладаетим настолько, сколько нужно, чтобы вообще жить. Ноздесь мыимеем ввиду очень высокую форму развития этого такта, непроизвольный ибессознательный метод инстинктивного прозрения невповседневную жизнь, авход мировых событий,— метод, которым действительно владеют немногие. Это как разто, вчем совпадают, несмотря навсю противоположность практики итеории, прирожденный государственный деятель иподлинный историк. Нет сомнения, что этот метод как вистории, так ивдействительной жизни является гораздо более важным. Противоположный ему систематический метод служит только для нахождения истин, нофакты важнее, чем истины. Весь ход политической, экономической ичеловеческой истории вообще итечение каждой отдельной жизни покоится нанепрерывном применении этого метода людьми, участвующими вэтой жизни,— начиная отнезначительных, которые служат для истории материалом, икончая значительными, которые историю творят. Посравнению сэтим реальным преимуществом, какое физиономический метод имеет для людей действия идаже для людей мысли вважнейший периодих умственного роста, метод систематический, единственно признанный вфилософии, теряет почти всякое значение вовсемирно-историческом масштабе.
Особенность моего учения втом, что оно совершенно сознательно построено наэтом методе действительной жизни. Оно получает благодаря этому внутренний порядок, нонепревращается всистему.
Меньше всего была понятна мысль, которая, быть может, несовсем удачно, была обозначена словом релятивизм. Срелятивизмом вфизике, который покоится исключительно наматематической противоположности между константой ифункцией, оннеимеет решительно ничего общего. Пройдут года, прежде чем онбудет усвоен настолько, чтобыим можно было действительно жить. Ибо дело здесь идет орешительно-этическом взгляде намир, вкотором развертывается жизнь отдельной личности. Никто непоймет, что означает это слово, если оннеуловил идею судьбы. Релятивизм вистории, как яего понимаю, есть одно извыражений судьбы.
Однократность, непоправимость, невозвратимость всего совершающегося есть таформа, вкоторой судьба является человеку. Этот релятивизм, напрактике или втеории, был известен вовсе времена. Вдействительной жизни оннастолько разумеется сам собой иопределяет облик повседневности так всецело ибезусловно, что остается неосознанным ипоэтому большей частью весьма убежденно оспаривается вмоменты теоретического, т.-е. обобщающего размышления. Новой неявляется эта мысль исама посебе. Неможет быть ниодной действительно новой мысли внаше позднее время. Напротяжении всего 19-го века нет ниодной мысли, которая небылабы уже открыта схоластикой, как одна изее проблем, продумана еюиблестяще формулирована. Нодело втом, что релятивизм есть настолько непосредственный факт жизни ипоэтому так нефилософичен, что в«системах», покрайней мере, его никогда нетерпели. Старое крестьянское правило: что годится для одного, негодится для другого, примерно выражает противоположность всякой цеховой философии, которая как раз стремится доказать, что одно итоже годится для всех,— тоименно, что данный автор доказал всвоей этике. Ясовершенно сознательно взял другую сторону,— сторону жизни, анемысли. Обе наивные точки зрения либо утверждают, что есть нечто обязательное для всех веков, независимо отвремени исудьбы, либо отрицаютэто.
Ното, что релятивизмом называюя, неесть нито, нидругое. Здесь мною создано нечто новое; япоказываю при помощи того опытного факта, что мировая история неесть какой-нибудь единый процесс, агруппа, состоящая пока извосьми высоких культур, совершенно самостоятельных, нововсех своих частях однородных поструктуре,— что всякий созерцатель, все равно, мыслитли ондля жизни или для мысли, всегда мыслит только как человек своего времени. Этим отводится одно изсамых вздорных возражений, сделанных против моей точки зрения: будто релятивизм опровергает сам себя. Ибо оказывается, что для каждой культуры, для каждой изее эпох идля каждого человеческого типа впределах этой эпохи существует некоторое, вместе сним данное идля него необходимое миросозерцание, которое для данного времени имеет всебе нечто абсолютное. Оно только неявляется таковым для других времен. Длянас, людей сегодняшнегодня, существует необходимое миросозерцание, нооно, разумеется, нето, какое было вгетевское время. Понятия истинного иложного вданном случае неприменимы. Здесь имеют силу лишь понятия глубокого иплоского. Кто мыслит иначе, тот вовсяком случае неможет мыслить исторически. Всякое живое воззрение, втом числе иизложенное мною, принадлежит определенному времени. Оно выросло издругого воззрения исовременем снова перейдет вдругое. Напротяжении всей истории точно также несуществует вечно истинных или вечно ложных учений, как вразвитии растения нет истинных иложных ступеней. Все они необходимы, иотой или другой можно только сказать, что она удалась или неудалась посравнению стем, что именно вданном случае требовалось. Носовершенно тоже самое можно сказать олюбом мировоззрении. Это чувствует даже самый строгий систематик. Онхарактеризует чужие учения, как своевременные или слишком ранние или устарелые, итем самым допускает, что понятия истинного иложного имеют силу только, так сказать, для переднего плана науки, нонедляее живой сущности.
Этим вскрывается различие между фактами иистинами. Факт есть нечто однократное, что было или будет вдействительности. Истина есть нечто, что вовсе ненуждается вдействительном осуществлении для того, чтобы существовать вкачестве возможности. Судьба имеет отношение кфактам, связь причины идействия есть истина. Это известно сдавнихпор. Незаметили только, что именно поэтому жизнь связана содними только фактами, только изфактов состоит итолько нафакты направляется. Истины суть величины мышления, иих значимость имеет место в«царстве мысли». Никто, даже самый далекий отмира систематик, всвоей жизни нинаминуту неможет обойти этот... факт. Онего инеобходит, ноонзабывает онем, как только отжизни переходит кразмышлению надней.
Если ямогу притязать накакую-нибудь заслугу, тоона заключается втом, что отныне набудущее уже нельзя будет смотреть, как наtabula rasa, накоторой можно написатьвсе, что заблагорассудится тому или другому. Неограниченное инеобузданное «дабудеттак!» должно уступить место холодному иясному взгляду, который обозревает возможные ипоэтому необходимые факты будущего инаэтом основании производит выбор. Первое, что неотвратимым роком стоит перед человеком ичего неможет постигнуть никакая мысль инеможет изменить никакая воля, есть время иместо его рождения: каждый рождается внедренным вкакой-нибудь народ, религию, сословие, время, культуру. Ноэтим уже все сказано. Поволе рока такой-то человек родился нерабом вовремя Перикла или рыцарем вовремя крестовых походов, аврабочем доме или ввилле наших дней. Если что-нибудь может быть названо участью, судьбою, роком, то, конечно, это. История означает, что жизнь вообще непрестанно изменяется; нодля каждого отдельного человека она такая, анедругая. Вместе сего рождением дана его природа икруг возможных для него задач, внутри которого имеет свое законное место свобода выбора. Начто способна ичего хочет его природа, что допускается ичто недопускается условиями его рождения,— этим вокруг каждого очерчен круг счастья или несчастья, величия или низости, трагического или смешного, что всецело наполняет его жизнь имежду прочим определяет, имеетли она какое-нибудь значение всвязи сжизнью общей, другими словами, имеетли она какое-нибудь историческое значение.
Издесь мыимеем перед собой тобезусловно новое вмоем учении, что наконец должно было быть высказано ивведено вжизнь икчему стремился весь 19-й век: сознательное отношение фаустовского человека кистории. Опять-таки непоняли, почему ятак настаиваю назамене новым образом схемы: древность— средневековье— новое время, неудобство которой уже давно стало ощущаться даже рядовыми учеными. Бодрствующий человек всегда живет образом, который определяет все его решения иформирует его духовную жизнь, нодействительно освободиться отстарого образа онможет нераньше, чем овладеет идоконца проникнется новым.
«Исторический взгляд» есть нечто, возможное только для западно-европейского человека, даидля него лишь ссегодняшнегодня; еще Ницше говорил обисторической болезни. Онимел при этом ввидуто, что видел тогда повсюду вокруг себя: чуждающуюся жизни романтику литераторов, мечтательное погружение филологов вкакое-нибудь далекое прошлое, робость патриотов сих постоянной оглядкой напредков, прежде чем решиться накакой-нибудьшаг, сравнение занедостатком самостоятельности. Мы, немцы, после 1870года страдали отвсего этого больше, чем какой-нибудь другой народ. Немыли стучались вовсе двери— кдревним германцам, ккрестоносным рыцарям, кгрекам Гельдерлина, когда нам хотелось узнать, как нужно действовать вэпоху электричества? Англичанин был счастливее вэтом отношении: при нем была вся масса его учреждений, оставшихся современ норманнов— его право, его свободы, его обычаи— ионмог постоянно поддерживать могучую традицию, неразрушаяее. Ему никогда неприходилось устремлять тоскующий взор загрань тысячелетия погибших идеалов. Исторической болезнью все еще страдает инемецкий идеализм игуманизм наших дней; она заставляет нас строить вздорные планы обулучшении мира иежедневно порождает новые проекты, которые ставят себе целью основательное иокончательное устроение всех областей жизни икоторых единственная практическая ценность заключается втом, что Лондон иПариж оказываются перед лицом более слабых противников.
Исторический взгляд есть нечто прямо противоположное. Онозначает знание, уверенное всебе, строгое, холодное знание. Тысячелетие исторического мышления иисследования накопило для нас необ’ятную сокровищницу незнания— это былобы нетак важно,— аопыта. Это жизненный опыт всовершенно новом смысле,— разумеется, если взглянуть нанего втой перспективе, которую яздесь наметил. Мы, инемцы больше, чем какой-нибудь другой народ, видели досих пор впрошлом образцы, покоторым следует жить. Нообразцов несуществует. Существуют только примеры,— примеры того, как развивается, достигает своего завершения исклоняется ксвоему концу жизнь отдельных людей, целых народов ицелых культур, как относятся друг кдругу характер ивнешнее положение, темп ипродолжительность жизни. Мывидим вних нето, чему мыдолжны подражать, аход развития, который учитнас, как изнаших собственных предпосылок разовьются наши собственные дальнейшие пути.
Учиться таким образом умели ираньше иные знатоки человеческой души, ноони учились только насвоих учениках, подчиненных, сотрудниках, аиной государственный деятель стонким умом— насвоем времени, насвоих выдающихся современниках ицелых народах. Вэтом состояло великое искусство повелевать стихиями жизни, основанное напроникновении вее возможности инапредвиденииее хода. Это давало ключ кгосподству над другими. Это человека самого делало роком. Нотеперь мыможем предусмотреть ход всей нашей культуры настолетия вперед, как еслибы перед нами было существо, вкоторое мынасквозь проникли взором. Мызнаем, что всякий факт есть случайность, непредвидимая изаранее неустановимая, номызнаем также, имея пред собою образы других культур, что ход идух будущего, как для отдельного человека, так идля целой культуры, неслучайны, что благодаря свободному решению действующих лиц это развитие может, правда, либо завершиться великолепным концом, либо подвергнуться опасности захиреть ипогибнуть, нонеможет быть изменено всвоем смысле инаправлении. Это впервые делает возможным воспитание вбольшом стиле, познание внутренних возможностей ипостановку задач, сознательную подготовку отдельных людей кэтим задачам, которые устанавливаются наосновании фактов, а не каких-то «идеальных» абстракций. Впервый раз мыусматриваем, как факт, что вся литература идеальных «истин», все эти благородные, благодушные, вздорные замыслы, проекты ирешения суть нечто вполне бесполезное, что повторялось ивовсех других культурах всоответствующие периоды ивсегда имело только тот результат, что какой-нибудь маленький ученый всвоем углу мог впоследствии написать обэтом книгу. Ипоэтому ещераз: для чистого созерцателя истины, может быть, исуществуют, нодля жизни никаких истиннет, аесть только факты.
Итут яподхожу квопросу опессимизме. Когда в1911годуя, под впечатлением Агадира, внезапно открыл мою «философию», над европейско-американским миром властвовал плоский оптимизм дарвинистической эпохи. Поэтому, извнутреннего протеста, явзаглавии моей книги сознательно подчеркнул тусторону развития, которую тогда никто нехотел видеть. Еслибы мне пришлось выбирать сегодня, тояпостаралсябы найти другую формулу против стольже плоского пессимизма. Яменьше, чем всякий другой, считаю возможным коценке истории подходить сготовыми шаблонами.
Но, действительно, ввопросе о«цели человечества» я— принципиальный ирешительный пессимист. Человечество для меня— зоологическая величина. Яневижу нигде прогресса, цели, пути человечества, кроме как вголовах западно-европейских филистеров прогресса. Яневижу даже никакого духа иужвовсяком случае никакого единства стремлений, чувств ипонимания вэтой простой массе населения, именуемой человечеством. Осмысленную направленность жизни кнекоторой цели, единство души, воли ипереживания явижу только вистории отдельных культур. Это есть нечто ограниченное ифактически существующее, ноименно поэтому оно содержит всебе сознательные цели, достижения изатем новые задачи, состоящие невэтических фразах иобщих принципах, авосязаемых исторических целях.
Кто это называет пессимизмом, тот руководится банальной мудростью своего затверженного идеализма. Для него история— шоссейная дорога, покоторой плетется человечество, всегда водном итомже направлении, всегда скаким-нибудь философским общим местом перед глазами. Философы давным-давно установили, правда, каждый по-иному, новсеже каждый единственно правильно, вкаких благородных иабстрактных словесных созвучиях должна быть выражена истинная цель, нодля оптимизма требуетсяеще, чтобы мывсе больше приближались кней, никогдаее недостигая. Достижимый конец противоречилбы идеалу. Если кто-нибудь протестует, тоон— пессимист.
Япостыдилсябы жить стакими дешевыми идеалами. Вних есть трусость прирожденных затворников имечтателей, которые боятся посмотреть действительности влицо ивдвух-трех трезвых словах поставить себе действительную цель.Имнепременно нужны всеоб’емлющие принципы, сияющиеим из каких-то далей. Это успокаивает тревогутех, кто утратил способность кдерзновению, котваге, ковсему, что требует силы действия, инициативы, личного превосходства. Что наних такая книга, какмоя, может подействовать уничтожающе, это язнаю. ИзАмерики мне писали немцы, что она действует, как холодныйдуш, натех, кто исполнен решимости быть чем-нибудь вжизни. Кто рожден для слов имечтаний, тот впитывает всебя ядизкаждой книги. Язнаю этих «юношей», которыми кишат все литературные ихудожественные кварталы ивсе высшие учебные заведения; отобязанности быть энергичнымиих освобождал сначала Шопенгауер, апотом Ницше. Теперь они нашли себе нового освободителя.
Нет, янепессимист. Быть пессимистом значит: невидеть впереди никаких задач. Яже вижу так много задач еще нерешенных, что боюсь, что унас нехватит для них времени илюдей. Наука права находится еще взачаточном состоянии. Досих пор она была почти только филологией. Политическая экономия вообще еще нестала наукой. История еще только открывает свои важнейшие— для нашей жизни— об’екты*1. Ополитических, экономических иорганизационных задачах нашего будущего яздесь неговорю. Нонаши идеалисты ищут другого: они ищут удобного миросозерцания, системы, которая обязывает лишь ктому, чтобы иметь убеждение, морального оправдания для своей бездеятельности. Они ведут бесконечные дебаты, сидя всвоих углах, для которых они рождены. Пусть они вних остаются.
Что, собственно, следует изтого факта, что перед нами неизмеряемый тысячелетиями прогресс «человечества», для которого мысочиняем какую-нибудь программу, нерискуя, что действительность внесет внее поправки,— анесколько веков фаустовской культуры, исторические контуры которой мывидим?
Пуританская гордость Англии говорит: все предопределено,— следовательно, ядолжна победить. Другиеже говорят: все предопределено иктомуже так прозаично итак далеко отидеала,— следовательно, нет смысла браться задело. Нотаковы уже задачи, еще оставшиеся длянас, людей Запада. Перед людьми действия это открывает величественные горизонты; но, конечно, для романтиков иидеологов, которые немогут осмыслить свое отношение кмиру иначе, как сочиняя стихи, рисуя картины, строя этические системы или изживая какое-нибудь торжественное миросозерцание, это безнадежная перспектива.
Издесь яоткрыто выскажу мою мысль, какойбы крик ниподнялся поэтому поводу: унас переоценивают искусство иабстрактное мышление вих историческом значении. Как нисущественна былаих роль вих великие периоды, всегда существовало нечто более существенное. Вопрос оценности науки поставил Ницше. Наступает время поставить вопрос также оценности искусства. Эпохи без истинного искусства ифилософии все-таки могут быть могучими эпохами; этому нас научили римляне. Но, конечно, для идеалистов это есть вопрос жизни исмерти.
Нонедлянас. Мне говорили, что без искусства нестоит жить; яотвечаю вопросом: для кого нестоит? Ялично нехотелбы прожить свой век вРиме Мария иЦезаря скульптором, моралистом или стихотворцем, или членом какой-нибудь секты, которая, сидя всвоем углу, литературным жестом выражала презрение римской политике. Квеликому искусству нашего прошлого— ибо современность его неимеет— никто нестоит ближе меня; янехотелбы жить без Гете, без Шекспира, без древних архитектур; каждое произведение благородного искусства ренессанса волнует меня именно потому, что явижу его границы. Бах иМоцарт для меня превыше всего; ноотсюда вовсе неследует, что необходимо называть художниками имыслителями тысячи пишущих, рисующих, философствующих обитателей наших столиц. Нам грозит опасность, какбы все эти бессильные, женственные, ненужные «движения» небыли приняты задействительную потребность идаже более того— запотребность времени. Яназываю это художественно-ремесленным миросозерцанием. Архитектура, живопись ипоэзия, как художественное ремесло, религия, как художественное ремесло, политика, как художественное ремесло, даже миросозерцание, как художественное ремесло,— вот что поднимается зловонным туманом над всеми этими кружками исоюзами, кафе иаудиториями, выставками, редакциями ижурналами. Ивсе это требует непросто терпимого отношения ксебе, это притязает нагосподство, это называет себя немецкой культурой; это стремится указывать пути будущему.
Нодаже издесь яеще вижу задачи, только невижу людей,— людей, которым они былибы поплечу. Создание немецкого романа есть одна иззадач нашего века; досих пор мыимеем только Гете. Нодля романа нужны личности, выдающиеся поэнергии ишироте кругозора, выросшие среди крупныхдел, люди свозвышенным взглядом навещи исбольшим тактом. Унас все еще нет немецкой прозы втом смысле, как есть английская ифранцузская. Все, что мыимеем досихпор, это— стиль отдельных писателей, который оточень низкого среднего уровня подымается дочисто-индивидуального мастерства. Создать прозу могбы роман; носейчас люди практического дела— промышленники, высшие офицеры, организаторы— пишут лучше, основательнее, яснее иглубже, чем все эти литераторы десятого ранга, которые изстиля сделали спорт. Яхотелбы видеть встране Тиля Эйленшпигеля фарс большого стиля, совсемирно-историческими горизонтами, искрящийся умом, трагический, легкий итонкий. Это почти единственная форма, вкоторой внаши дни можно быть философом ипоэтом одновременно, невпадая вфальшь. Унас все еще нет того, очем всвое время мечтал Ницше,— немецкой музыки, подобной «Кармен», исполненной породы иума, брызжущей мелодиями, темпами, огнем, родоначальниками которой непостыдилисьбы назвать себя Моцарт иИоганн Штраус, Брукнер имолодой Шуман. Нонаши нынешние акробаты оркестра неспособны ниначто. Что когда-то, когда существовало живое искусство, было общепринятой нормой, было тактом жизни, который пронизывал художников, художественные творения ипублику изаставлял каждого творить ивоспринимать именнотак, как это было нужно, так что великие ималые художники отличались друг отдруга нестрогостью формы, атолько глубиной своих концепций,— тотеперь уступило место рассудочной схеме, самому презренному, что только может быть. Все, вчем угасла жизнь, строится посхеме. Они строят посхеме личную культуру стеософией икультом великих учителей, личную религию сизданиями Будды навеленевой бумаге, они набрасывают схему построения государства изэроса. Современи революции они хотелибы строить посхеме сельское хозяйство, торговлю ипромышленность.
Эти идеалы нужно разбить вдребезги; чем громче будет треск, тем лучше. Твердость, римская твердость— вот что начинает господствовать вмире. Нидля чего другого скоро неостанется места. Искусство?— Да,ноизбетона истали. Поэзия?— Да,нопоэзия людей сжелезными нервами инеумолимой глубиной взгляда. Религия?— Да,новтаком случае возьми свой молитвенник вруки, анеКонфуция навеленовой бумаге, ииди вцерковь. Политика?— Да,нополитика государственных мужей, анеисправителей мирового порядка. Все остальное невсчет. Аглавное— никогда незабывать, чтомы, люди нашего века, имеем засобой ичто перед нами. Другого Гете унас, немцев, больше небудет, нобудет— Цезарь.
Перевод—И.Румер
*1 Ряд таких задач ставится во втором томе моей книги.
Жители Москвы и области в ближайшие дни смогут увидеть полет МКС
Международную космическую станцию (МКС) в ближайшие дни можно будет увидеть над Москвой и Подмосковьем, для этого ушедшим на изоляцию жителям даже не придется выходить на улицу - станция будет видна из окон квартир, сообщает Музей космонавтики.
Первопроходцы Марса. Пять самых знаменитых марсоходов
20 марта NASA сообщила о полной готовности марсохода Perseverance к полету. На него были установлены специальные пробоотборники для грунта. Именно в них марсоход может привезти на Землю образцы поверхности и, кто знает, возможно и жизнь.
На Марсе обнаружили странную дыру
Ученые НАСА обнаружили на снимках Марса необычную дыру. Отверстие расположено на склоне потухшего вулкана и может намекать на живые организмы, сообщается в блоге НАСА.
Планета Марс | Технический прогресс | Космодромы | высокие технологии | Современная культура | Иван Ильин | Шпенглер | Национальная идея | наукограды | городские игры
« Назад