/
КонтактыО проекте Блог
Galaktika

Вход | Регистрация


Запомнить меня
Забыли пароль?

 

  ПОИСК


 
 

 

Идеология развития /  Новейшее мировоззрение /  Эрнст Юнгер /  Эрнст Юнгер - биография  

Эрнст Юнгер - биография

Эрнст Юнгер (Jünger, Ernst) (1895—1998), немецкий писатель. Родился 29 марта 1895 в Гейдельберге. Участник Первой (14 ранений, орден «За доблесть») и Второй (офицер вермахта в Париже, заслуживший репутацию «культурного атташе» Германии) мировых войн. Пережитое на войне отобразил в книге В стальных грозах (In Stahlgewittern, 1920). В сборнике эссе Авантюрное сердцеrn, 1920). В сборнике эссе Авантюрное сердце (Das abenteuerliche Herz, 1929; новая редакция 1938) дал развернутое изложение своих взглядов: гуманистические ценности и убеждения иллюзорны; построенная на них жизнь нереальна, действительность состоит из «трений и столкновений»; в осознанном и вольном противостоянии и участии в «трениях и столкновениях» человек обретет полноту бытия. Подлинной и осмысленной являются лишь жизнь искателя приключений и авантюриста. Политические выводы из этой философии «героического реализма» сделаны в книге Рабочий (Der Arbeiter, 1932). 

Совместно с Элиаде издавал журнал «Antaios» (1959—1971). Лауреат премии имени Гете (1982). Патриот Германии. Культовая фигура многих западноевропейских интеллектуалов и политиков 20 в. — вне зависимости от их политических ориентаций (Хайдеггер, Г. Коль, А. Жид, маршал Ф. Фош, П. Пикассо, Ф. Миттеран, Ж.-М. Ле Пен, И. Бехер, А. Гитлер и др.).

Другие произведения: На мраморных утесах (Auf den Marmorklippen,) 1939г. — аллегорический роман с критикой национал-социализма редакции А. Гитлера, книга Мир (Der Friede, 1948), дневник времен Второй мировой войны Лучи (Strahlungen, 1949), где показаны будни штабного офицера Юнгера во Франции. В утопическом романе Гелиополис (Heliopolis, 1949) решались философские и политические вопросы. Путевые заметки, в том числе Атлантическое путешествиепутешествие (Atlantische Fahrt, 1947) и Сарацинская башнябашня (Am Sarazenensturm, 1955). В Книге песочных часовsturm, 1955). В Книге песочных часов (Das Sanduhrbuch, 1954) Юнгер обратился к проблеме времени. Действие романа Стеклянные пчелыпчелы (GläserneGläserne Bienen, 1957) происходит на фоне невероятного прогресса технической цивилизации. В поздних произведениях Стена временивремени (An der Zeitmauer, 1959) и Мировой порядок (Der Weltstaat, 1960) Юнгер осмысливает метафизическую значимость и космическое значение всемирного кризиса. Позже вышли в свет Сочинения (Werke, 1960—1965) и Числа и божества (Zahlen und GötterZahlen und Götter, 1974). Основные сочинения: «Хвала звуку» или «Секреты речи» (1941), «Излучения» (1944), «Речь и телосложение» (1947), «За чертой» (1950), «Гордиев узел» (1953), «Типаж, имя, действующее лицо» (1963) и др.

Юнгер испытал существенное влияние взглядов Ф. Ницше и О. Шпенглера. Сторонник миропонимания «философии жизни». В русле этих интеллектуальных традиций Ю. сумел продемонстрировать высокую эффективность замены традиционалистских философских категорий мифологизированными образами действительности и в середине — второй половине 20 ст. Основные проблемы философского творчества Ю. — связь человека и космоса, соотношение жизни и смерти, оппозиция мира и войны. Целостную совокупность исходных, первичных жизненных сил, воплощающих в себе нерасторжимую связь индивида с родом, Ю. трактовал как основу одушевленной телесности любого человеческого организма. Выступая как неотъемлемая часть природы, человек, согласно Ю., переживает изначальную глубину мироздания вне границ непосредственного опыта посредством таких эмоций как: а) мира сновидений; б) ощущений страха и ужаса, минимизирующих дистанцию между личностью и предожиданием смерти; в) экстаза упоения жизнью. Человек, по Ю., неизбывно зависит от тотемических, магических, технических и иных внешних, чуждых ему сил. Современное индустриальное государство, по Ю., предельно технизировано (индивид лишен каких-либо осмысленных представлений о ценностях жизни: культ техники выступает и как «высокая» метафизика, и как повседневная этика, полностью подавляющие его самость). Мировые войны ХХ века, по мнению Ю., могут быть интерпретированы как один из факторов всеевропейского «гигантского индустриального процесса», как ипостась «воли к власти», результирующейся в массовом жертвенном самоотречении людей. Пафос героики в данном случае отсутствует: человек реализует собственную предназначенность как придатка технических механизмов. Тоталитарное государство в целях выживания, объективации своей абсолютной воли и сопряженной с ними геополитической экспансии вынуждено трансформировать идеи «общественного договора» и идеалы либерализма в глобальную модель перспективного «рабочего плана», в рамках которого стираются базисные социальные водоразделы социума и, в частности, каждый «рабочий» («работник») необходимо выступает и как «солдат». В динамике как мирного, так и военного времени (согласно Ю., это в конечном счете взаимозаменяемые понятия) данный «рабочий план» может быть обозначен как состояние «тотальной мобилизации». «Рабочий» у Ю., — это не столько обобщенный термин для обозначения представителя определенного общественного класса, сколько категориальная словоформа для фиксации универсального типа человека. Последний являет собой естественный продукт эволюции техники, выступая носителем новаторского сознания, присущего 20 ст. Значимость обретения абстрактной свободы для таких людей, по Ю., в пределе своем уступает активному участию в репер-туарах героического служения Отчизне и безукоризненному выполнению своих функциональных обязанностей как граждан.

В эпоху второй половины 20 в., маркированной знамением термоядерной катастрофы, Ю. призывал каждого, кто в состоянии бороться за свою индивидуальную свободу, осознав ее ценность, выбрать для себя (пусть даже и в полном одиночестве и изоляции) так называемый «путь через лес» (эссе Ю. «Прогулка в лесу»). Человек, готовый в одиночку противостоять тоталитарному государству, — «человек, идущий через лес» — неизбежно обречен на обретение встречи с подлинным самим собой, восстанавливая свою изначальную духовно-телесную связь с родом, т. е. свое истинное наследие. Смерть — не угроза для человека, наконец обретшего себя. Согласно Ю., «с возрастом надо укреплять дружбу со смертью.., давая ей прорасти в тебе деревом, дающим тень».


Юность

Эрнст Юнгер родился в Гейдельберге 29 марта 1895 года в семье доктора философии Эрнста Георга Юнгера и Лили (Каролин). Его отец, имевший докторскую степень по химии, по финансовым соображениям оставил академическую карьеру, и после недолгого пребывания в Ганновере семья переехала в Шварценбург, средневековый городок в Эрцгеберге (Саксония), где Эрнст Юнгер-старший стал владельцем аптеки. Он сумел заработать достаточно средств для переезда в 1907 году в Ребург, сельскую местность Нижней Саксонии. Можно отметить некоторые моменты в этом периоде жизни Юнгера:

Школа:
Юнгер провел значительное время в закрытых школах, дисциплина и душная атмосфера которых способствовали развитию у него стремления к автономии и уходу от действительности.:

Природа:
В это же время у Юнгера появилась страсть к энтомологии, поощряемая отцом. Очевидно, природа позволяла ему пережить увлекательные ощущения и самоутверждение в охоте, а также опыт жизненного пространства, не обремененного тяжестью современного общества.

Литература:
С детского возраста Юнгер читал в огромных количествах. По всей видимости, чтение также играло для него двойную роль. Во-первых, оно обеспечивало разносторонний воображаемый мир, куда могло бежать его эго; во-вторых, процесс письма был опять же формой самоутверждения в воображаемом мире.

Движение Wanderv?gel:
Юнгер и один из его братьев, будущий поэт и писатель Фридрих Георг, вступили в движение «Wunstorf Wanderv?gel» в 1911 году. Хотя степень участия Юнгера неясна, группа была известна, как голос недовольной молодежи среднего класса, и ее участие в пеших прогулках по Германии было классическим жестом протеста. Можно предположить, что в этом поступке впервые в жизни Юнгера его стремление к автономии и подлинности перешло из области воображаемого в область реальной жизни. Перед поездкой во Францию, а затем — в Африку, Эрнст Юнгер проявляет страстный интерес к «Темному континенту». Тщетный в угнетающей обстановке заключения в антипатичной ему школьной системе, поиск Юнгером более жизненного, более подлинного Иного в литературе и природе привлекли его внимание к предполагаемой жизненности «Темного континента», где, как он воображал, можно было бы вести более волнующую, более динамичную жизнь с большими возможностями для самореализации. Его воображение подпитывалось сообщениями Стэнли о его путешествиях по Африке, Юнгер покинул Германию в поисках первозданного Иного, нарисованного его воображением. Полу-автобиографический роман «Африканская игра» (Afrikanische Spiele, 1936) основан на событиях этого периода его жизни: отъезде из Германии в Верден, вступлении во Французский Иностранный легион, отправке в Алжир, который, к его разочарованию, выглядел на удивление европейским, участии в базовых тренировках, самовольной отлучке с двумя безуспешными попытками проложить путь в «сердце» Центральной Африки. Отцу удалось обеспечить его возвращение по дипломатическим каналам. Хеймо Швилк воспроизводит участок неизвестной газеты от 16 ноября 1913 года, где говорится: «Юнгер младший, сын доктора философии Юнгера, владельца горной шахты в Ребурге, завербовался во французский иностранный легион, сейчас уже находится на пути из Марселя в Африку. Отец беглеца обратился в дипломатические службы за помощью.»

По возвращении, Юнгер заключил с отцом договор, согласно которому он должен был закончить свое обучение перед тем, как принять участие в хорошо организованной экспедиции на Килиманджаро. Однако, судя по стихотворению, написанному Юнгером вскоре после приезда домой, он не был доволен этим соглашением. Начало в августе 1914 Первой мировой войны предоставило возможность самореализации, побега из банальных и законных рамок, причем на этот раз это больше не было проступком. Поэтому Юнгер пошел добровольцем, как только Кайзер отдал приказ о мобилизации.

«Разразившаяся война 1914-го» (Kriegsausbruch 1914) — короткая пьеса, впервые опубликованная в 1934, рассказывает о периоде после объявления войны. По прошествии 20 лет, в течение 14 лет описывая войну в своих книгах, Юнгер рассказывает, как, укрепляя с парой рабочих крышу своего дома, окруженные со всех сторон сельскими пейзажами Нижней Саксонии, они услышали от почтальона, что отдан приказ о мобилизации. В этот момент, как сообщает Юнгер, он и решил пойти добровольцем. Казалось, что война может предоставить ему, как и многим другим, быстрый и почти трансцендентальный путь выхода из застоя буржуазного общества. Хронология службы Эрнста Юнгера во время войны:

1914

Юнгер идет добровольцем в самом начале войны. Он сдает досрочный экзамен на аттестат зрелости и поступает в Гейдельбергский университет, затем проходит базовую подготовку с октября по декабрь, после чего рота новобранцев, в которую он попал, отправляется на фронт в Шампани.

1915

Часть Юнгера остается на позициях в районе Базанкурта. Февраль и март он проводит на тренировочных курсах в Рекувренсе. В апреле полк развертывается в Лоррейне, и Юнгер в первый раз получает ранение в Ле Эпарж. Выздоравливает и летом проходит обучение на курсах подготовки офицеров в Доберитце, после чего присоединяется к своему полку в Фанрихе (Энси). Затем длительное время проходит в позиционной войне в области Артуа. В конце ноября ему присвоили звание лейтенанта.

1916

В апреле он проходит новые тренировочные курсы, в июне возвращается на фронт, где его полк выдерживает возрастающее давление противника при подготовке наступления на Сомме. В тяжелом бою под Жилльмоном Юнгер опять был ранен и эвакуирован, в то время как его часть почти вся была уничтожена. Вернувшись на фронт в ноябре он назначается в дивизионную разведку и вновь получает ранение под Сен-Пьер Ваастом. Награжденный Железным крестом 1-ой степени, он возвращается в полк, снова в качестве офицера разведки.

1917

Январь Юнгер проводит на курсах ротных командиров. С этого времени он назначается командиром различных рот в своем полку. В марте он командует патрулем, прикрывающим германское отступление из района Соммы. Под Фресноу назначается командиром наблюдательного поста. В мае полк занимает позиции на Siegfriedstellung (Линия Гинденбурга). В июне передовой патруль, возглавляемый Юнгером, вступает в жестокую схватку с британским/индийским боевыми патрулями. Затем полк отправляется в Камбрай на обучение.
Юнгер участвует в подготовке ударных сил. В конце июня полк перебрасывается во Фландрию, где германские войска обороняются от британского наступления под Ипром. Там Юнгер участвует в сражении под Лангемарком, возглавляя оборону Стенбаха. В сентябре он руководит боевым отрядом, вступившим в интенсивные траншейные бои с французами, получает ранение и награждается Рыцарским крестом дома Гогенцоллернов.

1918

Январь, февраль и март проходят в подготовке наступления Людендорфа. Рота Юнгера накрыта прямым попаданием снаряда на последних этапах наступления. Юнгер принимает участие в атаке шотландских позиций при Экузе, где получает два ранения. В июне он возвращается в полк, сражающийся с превосходящими британскими силами на открытой позиции под Пюизи-ле-Монтом. В августе полк предпринимает отчаянное контрнаступление вблизи Камбрая. Юнгер тяжело ранен, но продолжает сражаться и, несмотря на окружение, сумел избежать плена. За этот подвиг, благодаря которому была спасена жизнь нескольких его солдат, Юнгер получает Pour le M?rite, высшую германскую военную награду. Конец войны он проводит в военном госпитале. Веймарская республика:
Закончив войну в госпитале, где он выздоравливал после ранения, полученного под Сапиньи, Юнгер пережил крах своего мира: германская армия потерпела поражение, империя развалилась, образованы Советы, объявлена республика, происходит выплеск политического насилия, и подписан Версальский договор.
Оставаясь в Рейхсвере до 1923 года, воюя с контрабандистами и работая над новым руководством по подготовке пехоты, Юнгер искал новые ориентиры взамен уничтоженных войной. Он продолжает много читать, изучая свое культурное наследие, наблюдая новую мета-Историю по книге Освальда Шпенглера «Закат Европы» (1918—22), исследует мир демонологии и необычные возможности, предлагаемые различными психоактивными веществами, а также продолжает писать. Первой появилась книга под названием «Стальные грозы» (Stahlgewittern), опубликованная в 1920 году. В книге суммируются военные впечатления на основании дневника, который он вел в окопах. Вторая книга, «Борьба как внутреннее переживание» (Der Kampf als inneres Erlebnis), изданная в 1922 году, описывает войну в более широком масштабе. Великолепный роман «Буря» (Sturm, 1923), полный рефлексий и подтекста, входит в мир литературы постмодерна, где больше вопросов, чем ответов. Более того, Юнгер также увлечен литературным экспрессионизмом, хотя лишь одна из его поэм («Zu Kubins Bild: Der Mensch») дожила до публикации.

Политика

В 1923 году Юнгер покидает армию и начинает учебу в Лейпцигском университете. В этом же году проявляются его противоречивые политические увлечения. Он пишет статью для национал-социалистической газеты Volkischer Beobachter («Народный обозреватель») под названием «Revolution und Idee» («Революция и Идея»), в которой проповедует революционный Национализм и необходимость диктатуры. Можно предположить, что поворот Юнгера в сторону правых революционеров объясняется стремлением совместить опыт войны и Веймара и потребностью стабилизации своего мира.
Хотя Юнгер вскоре оставил тогда еще небольшую национал-социалистическую партию, даже не вступив в нее, он был связан со многими пограничными правыми группами, от Лиги ветеранов «Стальной шлем» до национал-большевиков Эрнста Никиша. Наряду с созданием множества политических очерков для различных журналов, Юнгер привнес большой элемент политики в свои книги о войне. Третье издание «Стальных гроз» было выполнено в стиле радикального национализма, а в книгах «Лесок 125» (Das Waldchen 125) и «Огонь и Кровь» (Feuer und Blut) военный опыт ставится на службу радикальному революционному техницистскому национализму, осмысленном в рамках тоталитарной структуры. Большой очерк «Труженик» (Der Arbeiter, 1932) является кульминацией тоталитарных взглядов этого периода жизни, однако, к тому же времени Юнгер начинает разочаровываться в политике.

Оторванность

Несмотря на политическую активность Юнгера, его литературное творчество склоняло его следовать по пути, уводящему от радикальных тоталитарных взглядов, обусловленных его национализмом и выраженных в нео-гегельянской философии образа (Gestalt), что нашло отражение в «Труженике». По всей видимости, в отрывочных набросках работы «Безрассудное сердце» (Das Abenteuerliche Herz, 1929), несмотря на попытки поставить в каждом наброске точку, имеется тенденция к раскрытию и деконструкции всех понятий об образе (Gestalt).
Создание семьи:
Юнгер продолжает свое обучение (зоология и философия) в Лейпцигском университете до мая 1926 года, затем, находясь в одном шаге до получения степени доктора, оставляет учебу без академической квалификации. В процессе учебы он совершил поездку в Неаполь. Женитьба Юнгера на Грете фон Эйзен, с которой они познакомились в Ганновере в 1923 году, состоялась 3 августа 1926 года. Их первый сын, Эрнст, родился 1 мая 1926 года, второй — Александр — в 1934 году. Начиная с 1926 года, Юнгер живет на литературные гонорары, которых было достаточно, чтобы он смог совершить путешествия во Францию, на Балеары и в Хорватию.

Связи

Швилк сообщает о контактах Юнгера в 1927 году с Эрнстом Никишем, Фридрихом Хильшером, Францем Шаувекером, Фридрихом Вильгельмом Хэйнцем, Вильгельмом Стэплем, Альбрехтом Эрихом Гюнтером, Эрнстом фон Саломоном, Отто Штрассером, Йозефом Геббельсом, Арнольдом Бронненом, Эрихом Мюхсэмом, Эрнстом Толлером, Карлом Шмиттом, Рудольфом Шлихтером, Альфредом Кубином, Эрнстом Ровольтом, Эдмундом Шульцем и Валериу Марку. В ранний период Веймара Юнгер, очевидно, имел контакты с Паулем Стигеманом, Куртом Швиттерсом и Клабундом. В 1923 году он в течение месяца отвечал за добровольческие формирования в Россбахе в Нижней Саксонии. В 1931 году, согласно данным Швилка Юнгер состоял в переписке с Мартином Хайдеггером и Карлом Шмиттом.
Третий Рейх:
После кратковременного увлечения национал-социалистами в 1923 году (посвящение экземпляра «Огня и Крови» (Feuer und Blut) Адольфу Гитлеру [«dem nationalen Fuhrer Adolf Hitler»], который даже назначил встречу с ним, отмененную в последний миг), Юнгер начинает относиться к национал-социализму с растущей дистанцией, отвергая предложения о месте в избирательном списке НСДАП и оскорбительно отзываясь о Геббельсе. Противодействие попыткам национал-социалистов заявить свои права на получившего к тому времени известность автора книг о войне выразилось и в отказе Юнгера в 1933 году от места в подвергнутой чистке Поэтической академии (Dichterakademie) и обыском Гестапо в его доме.

Внутренняя эмиграция

Уход Юнгера от прямых политических комментариев принял форму внутренней эмиграции, до сих пор широко обсуждающейся. В декабре 1933 года он отправляется в Гослар, расположенный в горах Гарца, убегая от компромиссной жизни Берлина, через три года переезжает в Юберлинген на озере Бодензее, и, наконец, он снова переезжает в Кирххорст в Нижней Саксонии. Юнгер также продолжает активно путешествовать — в Норвегию в 1935, в Бразилию, на Канары и в Марокко в 1936 (ср. Atlantische Fahrt, 1947), в Париж в 1937 и на Родос в 1938 году. В Париже он встречается с Джозефом Брейтбахом, Жульеном Грином, Андре Жидом, Джин Шламбергер и Аннет Колб.
Внутренняя эмиграция была для Юнгера формой обособления от политических событий, происходящих вокруг него. Он пишет собрание очерков «Листки и Камни» (Blaetter und Steine, 1934), где скрыто критикует расизм нацистов, роман «Африканская игра» (Afrikanische Spiele, 1936), значительно изменяет «Безрассудное сердце» (Das abenteuerliche Herz, 1938) и, наконец, создает выдающийся роман «На мраморных утёсах» (Auf den Marmorklippen). Этот роман, в настоящее время при первом прочтении представляющийся непонятным, часто интерпретируется как почти неприкрытая критика нацистской тирании. На самом деле, книга дает возможность подобного тенденциозного истолкования, отражая растущую враждебность Юнгера к режиму через гнетущую фигуру Главного Лесничего (Oberfoerster). Однако книга критиковалась и за эстетизацию насилия. Обе трактовки, по всей видимости, представляют чрезмерные упрощения крайне сложного и многозначного литературного шедевра, которые противоречат изысканности его языка.

В 1939 году Гитлер начал новую мировую войну. Эрнст Юнгер, на этот раз в чине капитана, был призван в августе 1939 года. Вторая мировая война: Юнгер был назначен командиром пехотной роты ХIХ полка. С ноября 1939 по май 1940 года его рота находилась на Западном валу вдоль франко-германской границы, вначале в Грефферне, затем в Иффецгейме.

Вторая Мировая не была для Юнгера временем действия. Его уже не интересовали воинские подвиги. Марш вслед за танками во Францию в мае-июле 1940 года не был для него путем истинной борьбы. Более того, действия Юнгера сводились лишь к отстраненному наблюдению, а также спасению культурных ценностей Лаона. В 1941 году, после периода несения караульной службы со своей ротой в Париже, Юнгер переводится в штаб генерала Отто фон Штюльпнагеля, командующего германской армией во Франции, будучи знаком с полковником Отто Шпейделем, начальником штаба. Юнгер работал в отеле Мажестик, а жил в соседнем отеле Рафаэль. Он отвечал за работу над операцией «Морской лев», планом вторжения в Великобританию, занимаясь цензурой писем и отслеживая связи между армией и партией. Зимой он начинает работу над первым черновым вариантом книги «Мир» (Der Friede). После публикации в 1942 году книги «Сады и Улицы» (Garten und Strassen) и быстрого перевода ее на французский под названием Jardins et Routes, Юнгер приобретает много почитателей в Париже. Список его знакомств соответствует перечню известнейших деятелей французской культуры в оккупации: Саша Гитри, Кокто, Поль Летар, Селин, Гастон Галлимар, Поль Моран, Банин, Жорж Брак, Пабло Пикассо, Анри де Монтерлан, Пьер Дрю Ла Рошель, Флоренс Гулд. Фигурируют и такие известные личности, как Жерар Небель и Жерар Геллер. В конце 1942/начале 1943 Юнгер предпринимает поездку на Восточный фронт. Целью являлось прозондировать Офицерский Корпус или оказаться вне досягаемости парижского гестапо. Его, разумеется, устраивало находиться под защитой армии, что позволило издать в 1943 году книгу «Myrdun: письма из Норвегии» (Myrdun: Briefe aus Norwegen), учитывая официальное запрещение публикаций после отказа уничтожить скрытую критическую ссылку на 73-й псалом. Однако, дневники Юнгера под названием «Излучения» (Strahlungen) говорят как об интересе к антикварным книгам, так и о поиске некоей определенности, поиске, который привел его к прочтению всей Библии.

По разным причинам 1944 год явился для Юнгера годом окончания войны. Он был уволен из армии вследствие репрессий после июльского покушения на Гитлера. Сильным ударом для него явилась смерть 29 ноября сына Эрнста в Каррере (Италия). Эрнст-младший был отправлен в исправительный батальон по приговору военного трибунала за организацию подрывных дискуссий в своей части.

В 1945 году, в то время, как его книга «Мир», с ее призывом к европейскому обновлению на основе новой пост-нигилистической теологии, получила широкое распространение, Эрнст Юнгер оставался в Кирххорсте. В качестве командира местного народного ополчения он настоял, чтобы его оборванная милиция не сопротивлялась американскому наступлению.

Между тем, его положение было шатким в связи с началом процедур денацификации Оккупационными силами.
Федеративная Республика Германии:
Биография Юнгера после войны была гораздо менее богата событиями, чем в предыдущие 50 лет. После значительного периода полемики и дебатов по поводу так называемого «дела Юнгера», имевших место сразу после войны, он постепенно вошел в каноны германской литературы, несмотря на продолжающиеся шумные споры о его личности и работе, большая часть из которых были высказыванием узкопартийных точек зрения — восхваление или поношение его работ сторонниками различных политических платформ. Пока внешняя жизнь Юнгера, особенно после переезда в деревню Вилфлинген в Верхней Швабии, где он поселился в доме лесничего в большом поместье Штауффенберга (1950 год), текла относительно тихо, его литературная работа продвигалась широкими шагами. После Второй Мировой он создает одни из самых интересных и наименее изученных работ.

Конец 1940-х

Сразу после войны Юнгера запретили издавать в Британской оккупационной зоне, и его первые работы появились вне Германии: «Мир» в Амстердаме в 1946 году, «Поездка по Атлантике» (Atlantische Fahrt) — в Лондоне для германских военнопленных в 1947 году и дневники путешествий «Из золотой раковины» (Aus der goldenen Muschel) — в Цюрихе в 1948 году. Кроме того, Юнгер отказался заполнить анкету по денацификации, что не ускорило снятие запрета.

В 1949 году военные дневники Юнгера были опубликованы под названием «Излучения» (Strahlungen) [впоследствии переделывались], и появился квази-фантастический роман-утопия «Гелиополис» (Heliopolis). Heliopolis является еще одной многомерной книгой, однако конфликт между Ландфогтом и Проконсулом отражает (на одном из уровней) борьбу за власть между вермахтом и партией нацистов.

1950-е

В 1950-х годах Юнгер занимается больше эссеистикой. Кроме прочего, он написал: 1950: «О черте» — Uber die Linie. Очерк преодоления нигилизма. Ср. Мартин Хайдеггер «К вопросу бытия: о «черте» («Zur Seinsfrage: Uber «die Linie», 1955).
1951: «Поход в лес» (Der Waldgang) — очерк возможностей индивидуального сопротивления гнету общества.
1953: «Гордиев узел» (Der gordische Knoten) — размышления об отношениях Востока и Запада.
1954: «Книга песочных часов» (Das Sanduhrbuch). Эссе о сохранении старого и современности.
1956: «Ривароль» (Rivarol). Перевод избранных работ французского контрреволюционера с расширенным обзорным вступлением.
1959: «У стены времени» (An der Zeitmauer). Сложное проблемное эссе о изменениях эры мировой истории, и человеческой истории, как таковой.
В это же время Юнгер пишет короткий рассказ «Охота на кабана» (Die Eberjagd, 1952) и роман «Присутствие на золотом поручне» (Besuch auf Goldenholm, 1952), в котором нашли отражение его ранние опыты с мескалином и ЛСД. Роман «Стеклянные пчелы» (Glaserne Bienen, 1957) крайне интересным образом затрагивает проблему технологии и симулякра и утверждает до-бодрийяровскую идею гипер-реальности.

1960-е

Юнгер продолжает получать культурные и литературные награды. Расширяется круг его путешествий. Его интересы включают Египет и Судан (1962), Ближний Восток (1965) и Анголу (1966). В 1960 году умирает первая жена Юнгера, Грета, а в 1962 он женится на Лизелотте Лорер.
Он пишет эссе «Мировое государство» (Der Weltstaat, 1960), «Сграффити» (Sgraffiti, 1960), фрагментарное продолжение набросков «Безрассудного сердца» (Das abenteuerliche Herz), «Версии» (Fassungen, 1961), «Тип, Имя, Образ.» (Typus, Name, Gestalt, 1963). В это десятилетие также появились первая версия собрания сочинений и автобиографическая книга «Тихие охоты» (Subtile Jagden), с анекдотами и размышлениями о его энтомологических занятиях.

1970-е

Юнгер продолжает много путешествовать и коллекционировать награды в области литературы и культуры. Наиболее заметные работы этого периода: 1970: «Сближение: Наркотики и Опьянение» (Ann?herungen: Drogen und Rausch) — автобиографический очерк, суммирующий размышления по поводу его различных опытов с наркотиками, от пивных вечеринок перед Первой Мировой до путешествий в мир ЛСД вместе с Альбертом Хофманом.
1973: «Близнец» (Die Zwille) — роман, в котором нашел отражение опыт школьной жизни Юнгера, а также воспоминания детства и времени перемен; одновременно глубоко личный и глобально-исторический.
1974: изданы «Числа и божества» (Zahlen und Gotter).
1977: «Оймесвил» (Eumeswil). Рассказ еще об одном фантастическом городе, во многом — продолжение «Гелиополиса». Более того, в нем начинается исследование идей пост-истории и вновь изучаются возможности индивидуума в борьбе за настоящую свободу. «Анарх» (Anarch) в основной линии романа является преемником «Путешествующего по лесу».
1980-е:
Юнгер продолжает путешествовать и получать литературные призы. Он занят переработкой своих дневников с 1965 года; серия называется Siebzig Verweht I — V (1980 — 1997). Достойны внимания четыре работы:
1983: «Проблема Алладина» (Aladins Problem) — роман о современности и смерти.
1983: «Автор и авторство» (Autor und Autorschaft) — размышления о литературном творчестве и авторе.
1985: «Опасная встреча» (Eine gef?hrliche Begegnung) — шумно встреченный детективный рассказ, действие которого происходит в fin-de-siecle Париже.
1987: «Комета Галлея — дважды» (Zwei Mal Halley) — автобиографическая работа, рассказывающая о его первой и второй встречах с кометой Галлея.

1980-е

В 1980-х Юнгер более заметен в качестве общественного деятеля, что несомненно связано с влиянием ХДС в германской политике. Дебаты по поводу «дела Юнгера» вновь разгорелись в 1982 году, когда городской совет Франкфурта решил присудить ему Премию Гёте. В 1984 году он принимает участие в церемонии памяти погибших в двух мировых войнах, в которой также присутствовали Гельмут Коль и Франсуа Миттеран, впоследствие посетившие его в Вилфлингене в 1985 году, когда ему исполнилось 90 лет.

1990-е

В 1990 году издается сборник «Ножницы» (Die Schere) — сложная коллекция афоризмов на тему состояния современного/постсовременного мира. Прочие публикации Юнгера ограничиваются дальнейшими изданиями Siebzig Verweht, за исключением очерка под названием «Смена образа» (Gestaltwandel).
Столетний юбилей Юнгера был отпразднован в 1995 году с большой официальной шумихой. Он договорился о помещении своих бумаг в Архиве германской литературы в Марбах ам Некар, где, с разрешения его вдовы, рукописи, печатные работы и оригиналы дневников доступны для академических исследований.
Эрнст Юнгер скончался 17 февраля 1998 года в Швабии, в г. Вильфингене под Штуттгартом.


« Назад

Хиты

В России начались испытания аппарата «Луна-25»
В России начались испытания аппарата «Луна-25»
Российские специалисты начали испытания аппарата «Луна-25» («Луна-Глоб»), который в 2019 году должен приступить к изучению спутника Земли. Об этом в ходе выставки Paris Air Show-2015 в Ле-Бурже РИА Новости сообщил представитель «Объединения имени Лавочкина», представившего там макет аппарата. 
Первый в истории частный спутник на солнечном парусе вышел на орбиту
Первый в истории частный спутник на солнечном парусе вышел на орбиту
Разработан и построен он был на деньги некоммерческого Планетарного общества США, объединяющего энтузиастов исследования дальнего космоса. 
Роскосмос отложил оглашение результатов расследования аварии «Прогресса»
Роскосмос отложил оглашение результатов расследования аварии «Прогресса»
Роскосмос продлил на неопределенный срок работу комиссии по расследованию причин произошедшей 28 апреля 2015 года аварии транспортного грузового корабля (ТГК) «Прогресс М-27М».