Эрнст Юнгер (Jünger, Ernst) (1895—1998), немецкий писатель. Родился 29марта 1895в Гейдельберге. Участник Первой (14ранений, орден «Задоблесть») иВторой (офицер вермахта вПариже, заслуживший репутацию «культурного атташе» Германии) мировых войн. Пережитое навойне отобразил вкниге Встальных грозах (InStahlgewittern, 1920). Всборнике эссе Авантюрное сердцеrn, 1920). Всборнике эссе Авантюрное сердце (Das abenteuerliche Herz, 1929; новая редакция1938) дал развернутое изложение своих взглядов: гуманистические ценности иубеждения иллюзорны; построенная наних жизнь нереальна, действительность состоит из«трений истолкновений»; восознанном ивольном противостоянии иучастии в«трениях истолкновениях» человек обретет полноту бытия. Подлинной иосмысленной являются лишь жизнь искателя приключений иавантюриста. Политические выводы изэтой философии «героического реализма» сделаны вкниге Рабочий (Der Arbeiter, 1932).
Совместно сЭлиаде издавал журнал «Antaios» (1959—1971). Лауреат премии имени Гете (1982). Патриот Германии. Культовая фигура многих западноевропейских интеллектуалов иполитиков 20в.— вне зависимости отих политических ориентаций (Хайдеггер, Г.Коль, А.Жид, маршалФ.Фош, П.Пикассо, Ф.Миттеран,Ж.-М. ЛеПен, И.Бехер, А.Гитлер идр.).
Другие произведения: Намраморных утесах (Auf den Marmorklippen,) 1939г.— аллегорический роман скритикой национал-социализма редакцииА.Гитлера, книга Мир (Der Friede, 1948), дневник времен Второй мировой войны Лучи (Strahlungen, 1949), где показаны будни штабного офицера Юнгера воФранции. Вутопическом романе Гелиополис (Heliopolis, 1949) решались философские иполитические вопросы. Путевые заметки, втом числе Атлантическое путешествиепутешествие (Atlantische Fahrt, 1947) иСарацинская башнябашня (AmSarazenensturm, 1955). ВКниге песочных часовsturm, 1955). ВКниге песочных часов (Das Sanduhrbuch, 1954) Юнгер обратился кпроблеме времени. Действие романа Стеклянные пчелыпчелы (GläserneGläserne Bienen, 1957) происходит нафоне невероятного прогресса технической цивилизации. Впоздних произведениях Стена временивремени (Ander Zeitmauer, 1959) иМировой порядок (Der Weltstaat, 1960) Юнгер осмысливает метафизическую значимость икосмическое значение всемирного кризиса. Позже вышли всвет Сочинения (Werke, 1960—1965) иЧисла ибожества (Zahlen und GötterZahlen und Götter, 1974). Основные сочинения: «Хвала звуку» или «Секреты речи» (1941), «Излучения» (1944), «Речь ителосложение» (1947), «Зачертой» (1950), «Гордиев узел» (1953), «Типаж, имя, действующее лицо» (1963) идр.
Юнгер испытал существенное влияние взглядовФ.Ницше иО. Шпенглера. Сторонник миропонимания «философии жизни». Врусле этих интеллектуальных традицийЮ. сумел продемонстрировать высокую эффективность замены традиционалистских философских категорий мифологизированными образами действительности ивсередине— второй половине 20ст. Основные проблемы философского творчестваЮ.— связь человека икосмоса, соотношение жизни исмерти, оппозиция мира ивойны. Целостную совокупность исходных, первичных жизненныхсил, воплощающих всебе нерасторжимую связь индивида сродом, Ю. трактовал как основу одушевленной телесности любого человеческого организма. Выступая как неотъемлемая часть природы, человек, согласноЮ., переживает изначальную глубину мироздания вне границ непосредственного опыта посредством таких эмоцийкак: а) мира сновидений;б) ощущений страха иужаса, минимизирующих дистанцию между личностью ипредожиданием смерти; в) экстаза упоения жизнью. Человек, поЮ., неизбывно зависит оттотемических, магических, технических ииных внешних, чуждых емусил. Современное индустриальное государство, поЮ., предельно технизировано (индивид лишен каких-либо осмысленных представлений оценностях жизни: культ техники выступает икак «высокая» метафизика, икак повседневная этика, полностью подавляющие его самость). Мировые войны ХХвека, помнениюЮ., могут быть интерпретированы как один изфакторов всеевропейского «гигантского индустриального процесса», как ипостась «воли квласти», результирующейся вмассовом жертвенном самоотречении людей. Пафос героики вданном случае отсутствует: человек реализует собственную предназначенность как придатка технических механизмов. Тоталитарное государство вцелях выживания, объективации своей абсолютной воли исопряженной сними геополитической экспансии вынуждено трансформировать идеи «общественного договора» иидеалы либерализма вглобальную модель перспективного «рабочего плана», врамках которого стираются базисные социальные водоразделы социумаи, вчастности, каждый «рабочий» («работник») необходимо выступает икак «солдат». Вдинамике как мирного, так ивоенного времени (согласноЮ., это вконечном счете взаимозаменяемые понятия) данный «рабочий план» может быть обозначен как состояние «тотальной мобилизации». «Рабочий» уЮ.,— это нестолько обобщенный термин для обозначения представителя определенного общественного класса, сколько категориальная словоформа для фиксации универсального типа человека. Последний являет собой естественный продукт эволюции техники, выступая носителем новаторского сознания, присущего 20ст. Значимость обретения абстрактной свободы для таких людей, поЮ., впределе своем уступает активному участию врепер-туарах героического служения Отчизне ибезукоризненному выполнению своих функциональных обязанностей как граждан.
В эпоху второй половины 20в., маркированной знамением термоядерной катастрофы, Ю. призывал каждого, кто всостоянии бороться засвою индивидуальную свободу, осознавее ценность, выбрать для себя (пусть даже ивполном одиночестве иизоляции) так называемый «путь черезлес» (эссеЮ. «Прогулка влесу»). Человек, готовый водиночку противостоять тоталитарному государству,— «человек, идущий через лес»— неизбежно обречен наобретение встречи сподлинным самим собой, восстанавливая свою изначальную духовно-телесную связь сродом, т.е. свое истинное наследие. Смерть— неугроза для человека, наконец обретшего себя. СогласноЮ., «свозрастом надо укреплять дружбу сосмертью.., даваяей прорасти втебе деревом, дающим тень».
Юность
Эрнст Юнгер родился вГейдельберге 29марта 1895года всемье доктора философии Эрнста Георга Юнгера иЛили (Каролин). Его отец, имевший докторскую степень похимии, пофинансовым соображениям оставил академическую карьеру, ипосле недолгого пребывания вГанновере семья переехала вШварценбург, средневековый городок вЭрцгеберге (Саксония), где Эрнст Юнгер-старший стал владельцем аптеки. Онсумел заработать достаточно средств для переезда в1907году вРебург, сельскую местность Нижней Саксонии. Можно отметить некоторые моменты вэтом периоде жизни Юнгера:
Школа:
Юнгер провел значительное время взакрытых школах, дисциплина идушная атмосфера которых способствовали развитию унего стремления кавтономии иуходу отдействительности.:
Природа:
В этоже время уЮнгера появилась страсть кэнтомологии, поощряемая отцом. Очевидно, природа позволяла ему пережить увлекательные ощущения исамоутверждение вохоте, атакже опыт жизненного пространства, необремененного тяжестью современного общества.
Литература:
С детского возраста Юнгер читал вогромных количествах. Повсей видимости, чтение также играло для него двойную роль. Во-первых, оно обеспечивало разносторонний воображаемыймир, куда могло бежать егоэго; во-вторых, процесс письма был опятьже формой самоутверждения ввоображаемом мире.
Движение Wanderv?gel:
Юнгер иодин изего братьев, будущий поэт иписатель Фридрих Георг, вступили вдвижение «Wunstorf Wanderv?gel» в1911году. Хотя степень участия Юнгера неясна, группа была известна, как голос недовольной молодежи среднего класса, иее участие впеших прогулках поГермании было классическим жестом протеста. Можно предположить, что вэтом поступке впервые вжизни Юнгера его стремление кавтономии иподлинности перешло изобласти воображаемого вобласть реальной жизни. Перед поездкой воФранцию, азатем— вАфрику, Эрнст Юнгер проявляет страстный интерес к«Темному континенту». Тщетный вугнетающей обстановке заключения вантипатичной ему школьной системе, поиск Юнгером более жизненного, более подлинного Иного влитературе иприроде привлекли его внимание кпредполагаемой жизненности «Темного континента», где, как онвоображал, можно былобы вести более волнующую, более динамичную жизнь сбольшими возможностями для самореализации. Его воображение подпитывалось сообщениями Стэнли оего путешествиях поАфрике, Юнгер покинул Германию впоисках первозданного Иного, нарисованного его воображением. Полу-автобиографический роман «Африканская игра» (Afrikanische Spiele, 1936) основан насобытиях этого периода его жизни: отъезде изГермании вВерден, вступлении воФранцузский Иностранный легион, отправке вАлжир, который, кего разочарованию, выглядел наудивление европейским, участии вбазовых тренировках, самовольной отлучке сдвумя безуспешными попытками проложить путь в«сердце» Центральной Африки. Отцу удалось обеспечить его возвращение подипломатическим каналам. Хеймо Швилк воспроизводит участок неизвестной газеты от16ноября 1913года, где говорится: «Юнгер младший, сын доктора философии Юнгера, владельца горной шахты вРебурге, завербовался вофранцузский иностранный легион, сейчас уже находится напути изМарселя вАфрику. Отец беглеца обратился вдипломатические службы запомощью.»
По возвращении, Юнгер заключил сотцом договор, согласно которому ондолжен был закончить свое обучение передтем, как принять участие вхорошо организованной экспедиции наКилиманджаро. Однако, судя постихотворению, написанному Юнгером вскоре после приезда домой, оннебыл доволен этим соглашением. Начало вавгусте 1914Первой мировой войны предоставило возможность самореализации, побега избанальных изаконных рамок, причем наэтот раз это больше небыло проступком. Поэтому Юнгер пошел добровольцем, как только Кайзер отдал приказ омобилизации.
«Разразившаяся война 1914-го» (Kriegsausbruch1914)— короткая пьеса, впервые опубликованная в1934, рассказывает опериоде после объявления войны. Попрошествии 20лет, втечение 14лет описывая войну всвоих книгах, Юнгер рассказывает, как, укрепляя спарой рабочих крышу своего дома, окруженные совсех сторон сельскими пейзажами Нижней Саксонии, они услышали отпочтальона, что отдан приказ омобилизации. Вэтот момент, как сообщает Юнгер, онирешил пойти добровольцем. Казалось, что война может предоставитьему, как имногим другим, быстрый ипочти трансцендентальный путь выхода иззастоя буржуазного общества. Хронология службы Эрнста Юнгера вовремя войны:
1914
Юнгер идет добровольцем всамом начале войны. Онсдает досрочный экзамен нааттестат зрелости ипоступает вГейдельбергский университет, затем проходит базовую подготовку соктября подекабрь, после чего рота новобранцев, вкоторую онпопал, отправляется нафронт вШампани.
1915
Часть Юнгера остается напозициях врайоне Базанкурта. Февраль имарт онпроводит натренировочных курсах вРекувренсе. Вапреле полк развертывается вЛоррейне, иЮнгер впервый раз получает ранение вЛеЭпарж. Выздоравливает илетом проходит обучение накурсах подготовки офицеров вДоберитце, после чего присоединяется ксвоему полку вФанрихе (Энси). Затем длительное время проходит впозиционной войне вобласти Артуа. Вконце ноября ему присвоили звание лейтенанта.
1916
В апреле онпроходит новые тренировочные курсы, виюне возвращается нафронт, где его полк выдерживает возрастающее давление противника при подготовке наступления наСомме. Втяжелом бою под Жилльмоном Юнгер опять был ранен иэвакуирован, втовремя как его часть почти вся была уничтожена. Вернувшись нафронт вноябре онназначается вдивизионную разведку ивновь получает ранение под Сен-Пьер Ваастом. Награжденный Железным крестом 1-ой степени, онвозвращается вполк, снова вкачестве офицера разведки.
1917
Январь Юнгер проводит накурсах ротных командиров. Сэтого времени онназначается командиром различных рот всвоем полку. Вмарте онкомандует патрулем, прикрывающим германское отступление израйона Соммы. Под Фресноу назначается командиром наблюдательного поста. Вмае полк занимает позиции наSiegfriedstellung (Линия Гинденбурга). Виюне передовой патруль, возглавляемый Юнгером, вступает вжестокую схватку сбританским/индийским боевыми патрулями. Затем полк отправляется вКамбрай наобучение.
Юнгер участвует вподготовке ударныхсил. Вконце июня полк перебрасывается воФландрию, где германские войска обороняются отбританского наступления под Ипром. Там Юнгер участвует всражении под Лангемарком, возглавляя оборону Стенбаха. Всентябре онруководит боевым отрядом, вступившим винтенсивные траншейные бои сфранцузами, получает ранение инаграждается Рыцарским крестом дома Гогенцоллернов.
1918
Январь, февраль имарт проходят вподготовке наступления Людендорфа. Рота Юнгера накрыта прямым попаданием снаряда напоследних этапах наступления. Юнгер принимает участие ватаке шотландских позиций при Экузе, где получает два ранения. Виюне онвозвращается вполк, сражающийся спревосходящими британскими силами наоткрытой позиции под Пюизи-ле-Монтом. Вавгусте полк предпринимает отчаянное контрнаступление вблизи Камбрая. Юнгер тяжело ранен, нопродолжает сражатьсяи, несмотря наокружение, сумел избежать плена. Заэтот подвиг, благодаря которому была спасена жизнь нескольких его солдат, Юнгер получает Pour leM?rite, высшую германскую военную награду. Конец войны онпроводит ввоенном госпитале. Веймарская республика:
Закончив войну вгоспитале, где онвыздоравливал после ранения, полученного под Сапиньи, Юнгер пережил крах своего мира: германская армия потерпела поражение, империя развалилась, образованы Советы, объявлена республика, происходит выплеск политического насилия, иподписан Версальский договор.
Оставаясь вРейхсвере до1923года, воюя сконтрабандистами иработая над новым руководством поподготовке пехоты, Юнгер искал новые ориентиры взамен уничтоженных войной. Онпродолжает много читать, изучая свое культурное наследие, наблюдая новую мета-Историю покниге Освальда Шпенглера «Закат Европы» (1918—22), исследует мир демонологии инеобычные возможности, предлагаемые различными психоактивными веществами, атакже продолжает писать. Первой появилась книга под названием «Стальные грозы» (Stahlgewittern), опубликованная в1920году. Вкниге суммируются военные впечатления наосновании дневника, который онвел вокопах. Вторая книга, «Борьба как внутреннее переживание» (Der Kampf als inneres Erlebnis), изданная в1922году, описывает войну вболее широком масштабе. Великолепный роман «Буря» (Sturm, 1923), полный рефлексий иподтекста, входит вмир литературы постмодерна, где больше вопросов, чем ответов. Более того, Юнгер также увлечен литературным экспрессионизмом, хотя лишь одна изего поэм («ZuKubins Bild: Der Mensch») дожила допубликации.
Политика
В 1923году Юнгер покидает армию иначинает учебу вЛейпцигском университете. Вэтомже году проявляются его противоречивые политические увлечения. Онпишет статью для национал-социалистической газеты Volkischer Beobachter («Народный обозреватель») под названием «Revolution und Idee» («Революция иИдея»), вкоторой проповедует революционный Национализм инеобходимость диктатуры. Можно предположить, что поворот Юнгера всторону правых революционеров объясняется стремлением совместить опыт войны иВеймара ипотребностью стабилизации своего мира.
Хотя Юнгер вскоре оставил тогда еще небольшую национал-социалистическую партию, даже невступив внее, онбыл связан сомногими пограничными правыми группами, отЛиги ветеранов «Стальной шлем» донационал-большевиков Эрнста Никиша. Наряду ссозданием множества политических очерков для различных журналов, Юнгер привнес большой элемент политики всвои книги овойне. Третье издание «Стальных гроз» было выполнено встиле радикального национализма, авкнигах «Лесок125» (Das Waldchen125) и«Огонь иКровь» (Feuer und Blut) военный опыт ставится наслужбу радикальному революционному техницистскому национализму, осмысленном врамках тоталитарной структуры. Большой очерк «Труженик» (Der Arbeiter, 1932) является кульминацией тоталитарных взглядов этого периода жизни, однако, ктомуже времени Юнгер начинает разочаровываться вполитике.
Оторванность
Несмотря наполитическую активность Юнгера, его литературное творчество склоняло его следовать попути, уводящему отрадикальных тоталитарных взглядов, обусловленных его национализмом ивыраженных внео-гегельянской философии образа (Gestalt), что нашло отражение в«Труженике». Повсей видимости, вотрывочных набросках работы «Безрассудное сердце» (Das Abenteuerliche Herz, 1929), несмотря напопытки поставить вкаждом наброске точку, имеется тенденция краскрытию идеконструкции всех понятий обобразе (Gestalt).
Создание семьи:
Юнгер продолжает свое обучение (зоология ифилософия) вЛейпцигском университете домая 1926года, затем, находясь водном шаге дополучения степени доктора, оставляет учебу без академической квалификации. Впроцессе учебы онсовершил поездку вНеаполь. Женитьба Юнгера наГрете фон Эйзен, скоторой они познакомились вГанновере в1923году, состоялась 3августа 1926года.Ихпервыйсын, Эрнст, родился 1мая 1926года, второй— Александр— в1934году. Начиная с1926года, Юнгер живет налитературные гонорары, которых было достаточно, чтобы онсмог совершить путешествия воФранцию, наБалеары ивХорватию.
Связи
Швилк сообщает оконтактах Юнгера в1927году сЭрнстом Никишем, Фридрихом Хильшером, Францем Шаувекером, Фридрихом Вильгельмом Хэйнцем, Вильгельмом Стэплем, Альбрехтом Эрихом Гюнтером, Эрнстом фон Саломоном, Отто Штрассером, Йозефом Геббельсом, Арнольдом Бронненом, Эрихом Мюхсэмом, Эрнстом Толлером, Карлом Шмиттом, Рудольфом Шлихтером, Альфредом Кубином, Эрнстом Ровольтом, Эдмундом Шульцем иВалериу Марку. Вранний период Веймара Юнгер, очевидно, имел контакты сПаулем Стигеманом, Куртом Швиттерсом иКлабундом. В1923году онвтечение месяца отвечал задобровольческие формирования вРоссбахе вНижней Саксонии. В1931году, согласно данным Швилка Юнгер состоял впереписке сМартином Хайдеггером иКарлом Шмиттом.
Третий Рейх:
После кратковременного увлечения национал-социалистами в1923году (посвящение экземпляра «Огня иКрови» (Feuer und Blut) Адольфу Гитлеру [«dem nationalen Fuhrer Adolf Hitler»], который даже назначил встречу сним, отмененную впоследниймиг), Юнгер начинает относиться кнационал-социализму срастущей дистанцией, отвергая предложения оместе визбирательном списке НСДАП иоскорбительно отзываясь оГеббельсе. Противодействие попыткам национал-социалистов заявить свои права наполучившего ктому времени известность автора книг овойне выразилось ивотказе Юнгера в1933году отместа вподвергнутой чистке Поэтической академии (Dichterakademie) иобыском Гестапо вего доме.
Внутренняя эмиграция
Уход Юнгера отпрямых политических комментариев принял форму внутренней эмиграции, досих пор широко обсуждающейся. Вдекабре 1933года онотправляется вГослар, расположенный вгорах Гарца, убегая откомпромиссной жизни Берлина, через три года переезжает вЮберлинген наозере Бодензее, и, наконец, онснова переезжает вКирххорст вНижней Саксонии. Юнгер также продолжает активно путешествовать— вНорвегию в1935, вБразилию, наКанары ивМарокко в1936(ср. Atlantische Fahrt, 1947), вПариж в1937и наРодос в1938году. ВПариже онвстречается сДжозефом Брейтбахом, Жульеном Грином, Андре Жидом, Джин Шламбергер иАннет Колб.
Внутренняя эмиграция была для Юнгера формой обособления отполитических событий, происходящих вокруг него. Онпишет собрание очерков «Листки иКамни» (Blaetter und Steine, 1934), где скрыто критикует расизм нацистов, роман «Африканская игра» (Afrikanische Spiele, 1936), значительно изменяет «Безрассудное сердце» (Das abenteuerliche Herz, 1938) и, наконец, создает выдающийся роман «Намраморных утёсах» (Auf den Marmorklippen). Этот роман, внастоящее время при первом прочтении представляющийся непонятным, часто интерпретируется как почти неприкрытая критика нацистской тирании. Насамом деле, книга дает возможность подобного тенденциозного истолкования, отражая растущую враждебность Юнгера крежиму через гнетущую фигуру Главного Лесничего (Oberfoerster). Однако книга критиковалась изаэстетизацию насилия. Обе трактовки, повсей видимости, представляют чрезмерные упрощения крайне сложного имногозначного литературного шедевра, которые противоречат изысканности его языка.
В 1939году Гитлер начал новую мировую войну. Эрнст Юнгер, наэтот раз вчине капитана, был призван вавгусте 1939года. Вторая мировая война: Юнгер был назначен командиром пехотной роты ХIХ полка. Сноября 1939по май 1940года его рота находилась наЗападном валу вдоль франко-германской границы, вначале вГрефферне, затем вИффецгейме.
Вторая Мировая небыла для Юнгера временем действия. Его уже неинтересовали воинские подвиги. Марш вслед затанками воФранцию вмае-июле 1940года небыл для него путем истинной борьбы. Более того, действия Юнгера сводились лишь котстраненному наблюдению, атакже спасению культурных ценностей Лаона. В1941году, после периода несения караульной службы сосвоей ротой вПариже, Юнгер переводится вштаб генерала Отто фон Штюльпнагеля, командующего германской армией воФранции, будучи знаком сполковником Отто Шпейделем, начальником штаба. Юнгер работал вотеле Мажестик, ажил всоседнем отеле Рафаэль. Онотвечал заработу над операцией «Морскойлев», планом вторжения вВеликобританию, занимаясь цензурой писем иотслеживая связи между армией ипартией. Зимой онначинает работу над первым черновым вариантом книги «Мир» (Der Friede). После публикации в1942году книги «Сады иУлицы» (Garten und Strassen) ибыстрого переводаее нафранцузский под названием Jardins etRoutes, Юнгер приобретает много почитателей вПариже. Список его знакомств соответствует перечню известнейших деятелей французской культуры воккупации: Саша Гитри, Кокто, Поль Летар, Селин, Гастон Галлимар, Поль Моран, Банин, Жорж Брак, Пабло Пикассо, Анри деМонтерлан, Пьер Дрю ЛаРошель, Флоренс Гулд. Фигурируют итакие известные личности, как Жерар Небель иЖерар Геллер. Вконце 1942/начале 1943Юнгер предпринимает поездку наВосточный фронт. Целью являлось прозондировать Офицерский Корпус или оказаться вне досягаемости парижского гестапо. Его, разумеется, устраивало находиться под защитой армии, что позволило издать в1943году книгу «Myrdun: письма изНорвегии» (Myrdun: Briefe aus Norwegen), учитывая официальное запрещение публикаций после отказа уничтожить скрытую критическую ссылку на 73-й псалом. Однако, дневники Юнгера под названием «Излучения» (Strahlungen) говорят как обинтересе кантикварным книгам, так иопоиске некоей определенности, поиске, который привел его кпрочтению всей Библии.
По разным причинам 1944год явился для Юнгера годом окончания войны. Онбыл уволен изармии вследствие репрессий после июльского покушения наГитлера. Сильным ударом для него явилась смерть 29ноября сына Эрнста вКаррере (Италия). Эрнст-младший был отправлен висправительный батальон поприговору военного трибунала заорганизацию подрывных дискуссий всвоей части.
В 1945году, втовремя, как его книга «Мир», сее призывом кевропейскому обновлению наоснове новой пост-нигилистической теологии, получила широкое распространение, Эрнст Юнгер оставался вКирххорсте. Вкачестве командира местного народного ополчения оннастоял, чтобы его оборванная милиция несопротивлялась американскому наступлению.
Междутем, его положение было шатким всвязи сначалом процедур денацификации Оккупационными силами.
Федеративная Республика Германии:
Биография Юнгера после войны была гораздо менее богата событиями, чем впредыдущие 50лет. После значительного периода полемики идебатов поповоду так называемого «дела Юнгера», имевших место сразу после войны, онпостепенно вошел вканоны германской литературы, несмотря напродолжающиеся шумные споры оего личности иработе, большая часть изкоторых были высказыванием узкопартийных точек зрения— восхваление или поношение его работ сторонниками различных политических платформ. Пока внешняя жизнь Юнгера, особенно после переезда вдеревню Вилфлинген вВерхней Швабии, где онпоселился вдоме лесничего вбольшом поместье Штауффенберга (1950год), текла относительно тихо, его литературная работа продвигалась широкими шагами. После Второй Мировой онсоздает одни изсамых интересных инаименее изученных работ.
Конец 1940-х
Сразу после войны Юнгера запретили издавать вБританской оккупационной зоне, иего первые работы появились вне Германии: «Мир» вАмстердаме в1946году, «Поездка поАтлантике» (Atlantische Fahrt)— вЛондоне для германских военнопленных в1947году идневники путешествий «Иззолотой раковины» (Aus der goldenen Muschel)— вЦюрихе в1948году. Кроме того, Юнгер отказался заполнить анкету поденацификации, что неускорило снятие запрета.
В 1949году военные дневники Юнгера были опубликованы под названием «Излучения» (Strahlungen) [впоследствии переделывались], ипоявился квази-фантастический роман-утопия «Гелиополис» (Heliopolis). Heliopolis является еще одной многомерной книгой, однако конфликт между Ландфогтом иПроконсулом отражает (наодном изуровней) борьбу завласть между вермахтом ипартией нацистов.
1950-е
В 1950-х годах Юнгер занимается больше эссеистикой. Кроме прочего, оннаписал: 1950: «Очерте»— Uber die Linie. Очерк преодоления нигилизма. Ср. Мартин Хайдеггер «Квопросу бытия: о«черте» («Zur Seinsfrage: Uber «die Linie», 1955).
1951: «Поход влес» (Der Waldgang)— очерк возможностей индивидуального сопротивления гнету общества.
1953: «Гордиев узел» (Der gordische Knoten)— размышления оботношениях Востока иЗапада.
1954: «Книга песочных часов» (Das Sanduhrbuch). Эссе осохранении старого исовременности.
1956: «Ривароль» (Rivarol). Перевод избранных работ французского контрреволюционера срасширенным обзорным вступлением.
1959: «Устены времени» (Ander Zeitmauer). Сложное проблемное эссе оизменениях эры мировой истории, ичеловеческой истории, как таковой.
В этоже время Юнгер пишет короткий рассказ «Охота накабана» (Die Eberjagd, 1952) ироман «Присутствие назолотом поручне» (Besuch auf Goldenholm, 1952), вкотором нашли отражение его ранние опыты смескалином иЛСД. Роман «Стеклянные пчелы» (Glaserne Bienen, 1957) крайне интересным образом затрагивает проблему технологии исимулякра иутверждает до-бодрийяровскую идею гипер-реальности.
1960-е
Юнгер продолжает получать культурные илитературные награды. Расширяется круг его путешествий. Его интересы включают Египет иСудан (1962), Ближний Восток (1965) иАнголу (1966). В1960году умирает первая жена Юнгера, Грета, ав1962он женится наЛизелотте Лорер.
Он пишет эссе «Мировое государство» (Der Weltstaat, 1960), «Сграффити» (Sgraffiti, 1960), фрагментарное продолжение набросков «Безрассудного сердца» (Das abenteuerliche Herz), «Версии» (Fassungen, 1961), «Тип, Имя, Образ.» (Typus, Name, Gestalt, 1963). Вэто десятилетие также появились первая версия собрания сочинений иавтобиографическая книга «Тихие охоты» (Subtile Jagden), санекдотами иразмышлениями оего энтомологических занятиях.
1970-е
Юнгер продолжает много путешествовать иколлекционировать награды вобласти литературы икультуры. Наиболее заметные работы этого периода: 1970: «Сближение: Наркотики иОпьянение» (Ann?herungen: Drogen und Rausch)— автобиографический очерк, суммирующий размышления поповоду его различных опытов снаркотиками, отпивных вечеринок перед Первой Мировой допутешествий вмир ЛСД вместе сАльбертом Хофманом.
1973: «Близнец» (Die Zwille)— роман, вкотором нашел отражение опыт школьной жизни Юнгера, атакже воспоминания детства ивремени перемен; одновременно глубоко личный иглобально-исторический.
1974: изданы «Числа ибожества» (Zahlen und Gotter).
1977: «Оймесвил» (Eumeswil). Рассказ еще ободном фантастическом городе, вомногом— продолжение «Гелиополиса». Более того, внем начинается исследование идей пост-истории ивновь изучаются возможности индивидуума вборьбе занастоящую свободу. «Анарх» (Anarch) восновной линии романа является преемником «Путешествующего полесу».
1980-е:
Юнгер продолжает путешествовать иполучать литературные призы. Онзанят переработкой своих дневников с1965года; серия называется Siebzig Verweht I— V(1980— 1997).Достойны внимания четыре работы:
1983: «Проблема Алладина» (Aladins Problem)— роман осовременности исмерти.
1983: «Автор иавторство» (Autor und Autorschaft)— размышления олитературном творчестве иавторе.
1985: «Опасная встреча» (Eine gef?hrliche Begegnung)— шумно встреченный детективный рассказ, действие которого происходит вfin-de-siecle Париже.
1987: «Комета Галлея— дважды» (Zwei Mal Halley)— автобиографическая работа, рассказывающая оего первой ивторой встречах скометой Галлея.
1980-е
В 1980-х Юнгер более заметен вкачестве общественного деятеля, что несомненно связано свлиянием ХДС вгерманской политике. Дебаты поповоду «дела Юнгера» вновь разгорелись в1982году, когда городской совет Франкфурта решил присудить ему Премию Гёте. В1984году онпринимает участие вцеремонии памяти погибших вдвух мировых войнах, вкоторой также присутствовали Гельмут Коль иФрансуа Миттеран, впоследствие посетившие его вВилфлингене в1985году, когда ему исполнилось 90 лет.
1990-е
В 1990году издается сборник «Ножницы» (Die Schere)— сложная коллекция афоризмов натему состояния современного/постсовременного мира. Прочие публикации Юнгера ограничиваются дальнейшими изданиями Siebzig Verweht, заисключением очерка под названием «Смена образа» (Gestaltwandel).
Столетний юбилей Юнгера был отпразднован в1995году сбольшой официальной шумихой. Ондоговорился опомещении своих бумаг вАрхиве германской литературы вМарбах амНекар, где, сразрешения его вдовы, рукописи, печатные работы иоригиналы дневников доступны для академических исследований.
Эрнст Юнгер скончался 17февраля 1998года вШвабии, вг.Вильфингене под Штуттгартом.
Жители Москвы и области в ближайшие дни смогут увидеть полет МКС
Международную космическую станцию (МКС) в ближайшие дни можно будет увидеть над Москвой и Подмосковьем, для этого ушедшим на изоляцию жителям даже не придется выходить на улицу - станция будет видна из окон квартир, сообщает Музей космонавтики.
Первопроходцы Марса. Пять самых знаменитых марсоходов
20 марта NASA сообщила о полной готовности марсохода Perseverance к полету. На него были установлены специальные пробоотборники для грунта. Именно в них марсоход может привезти на Землю образцы поверхности и, кто знает, возможно и жизнь.
На Марсе обнаружили странную дыру
Ученые НАСА обнаружили на снимках Марса необычную дыру. Отверстие расположено на склоне потухшего вулкана и может намекать на живые организмы, сообщается в блоге НАСА.
Планета Марс | Технический прогресс | Космодромы | высокие технологии | Современная культура | Иван Ильин | Шпенглер | Национальная идея | наукограды | городские игры
« Назад