Искусство илитература порождают стили, сюжеты иметафоры, обнаруживающие способность сразной степенью причудливости реализовываться вжизни: приватной, общественной, политической— какой угодно. Вроссийской традиции, где искусство ивособенности литература всегда воспринимались образованными людьми как нечто заведомо более реальное, чем сама реальность, эта тенденция всегда проявлялась особенно сильно инаглядно.
Давно замечено, что персонажам художественной литературы присуще оживать идействовать всвойственныхим стилистических характеристиках посвоему собственному усмотрению.
Так, герои Достоевского стали яркими деятелями русского декаданса ирусской революции. Стилистика революционной риторики была всущности стилистикой серебряного века, только оседлалиее невеликие поэты ихудожники, апровинциальные гимназисты-второгодники. Песни гражданской войны были насквозь прошиты ржавыми нитками декаданса, где мотив «смерти» стал главным мотивом. «Икак один умрем вборьбе заэто»— звучит оптимистически, неправдали?
Попутно заметим, что эта декадентская мутотня, завалявшись вскладках истории, спустя многие десятилетия выползла вхорошо известном лозунге «Да, смерть!».
Лексика ифразеология провинциального символизма, произвольно перемешанная ссоветским просторечным «дичком», довольно долго составляла основу стиля раннесоветской эпохи. Вэтом смысле яочень люблю пионерскую песенку 20-х годов про картошку. Как наглядна там взрывчатая мешанина изразных тухлых «бездн» ибодрого слободского гедонизма. Помните эту песню: «Эх, картошка, объеденье, пионеров идеал. Тот незнает наслажденья, кто картошки неедал». Тут тебе и«идеал», и«объеденье». Тут и«наслажденье», и«неедал». Это ибыл тот особый— эклектический, бастардный стиль эпохи, который так мощно зазвучал впрозе великого Зощенко.
Всередине 70-х годов прошедшего века внеофициальном русском искусстве возникло движение соц-арта, пафос которого основывался нахудожественной рефлексии поповоду советских идеологических знаков, символов ифразеологических схем, втегоды уже воспринятых как мертвые. Аискусство соц-арта было как раз очень живым ивеселым, хотя попонятным причинам неочень безопасным для его создателей.
Вгоды зрелой перестройки соц-арт «пошел внарод», стал одной изстилистических примет повседневного быта. Это было тогда, когда возникла мода назначки ГТО, переходящие красные знамена ипочетные грамоты спрофилями вождей. Так новое поколение «расставалось, смеясь, сосвоим прошлым».
Тогда ясгрустью подумал, что, став бытом, соц-арт как актуальное искусство умер или скорее музеефицировался, что более или менее одно итоже. Время показало, что яошибся, нообэтом позже.
Соц-арт стал бытом, ширпотребом, попсой, авискусстве 90-х зацвел пышным цветом постмодернизм, основанный наболее или менее конструктивном нарушении культурных, стилистических ипрочих иерархий. Серьезное— смешно. Смешное— серьезно идраматично. Постмодернизм— игра вцинизм, игра внеразличение добра изла, верха ииниза, игра внарушение границ идистанций. Постмодернизм какбы заключал вкавычки весь круг рассматриваемых жизненных явлений.
Таков был постмодерн, нодругой была общественная атмосфера— вполне патетичная, проективная, изобличительно-разоблачительная.
Постмодернизм ругали. Прежде всего за«моральный релятивизм» идемонстративный отказ отвоспитательных функций. Даже, япомню, какой-то изтогдашних министров внутренних дел как-то публично высказался втом духе, что вросте преступности виновато то-то,то-то,то-то и — почему-то— постмодернизм. Откуда взялся там «постмодернизм»? Кто изего начетчиков-экспертов подсунул ему этот «постмодернизм»? Что онсам представлял себе, произнося это замысловатое неведомое слово?
Так или иначе, ноипостмодернизм вошел вбыт. Ачто самое главное иинтересное— онпрочно вошел вполитическую практику иего стилистические особенности вовсю эксплуатируются бодрой шоблой всяческих политтехнологов нового призыва.
Нуачем еще кроме постмодернизма можно объяснить все происходящее, где все артикулируемые понятия икатегории, если они невзяты вкавычки, производят впечатление тяжкого коллективного бреда? Как без «постмодернизма» можно объяснить весь этот грандиозный кошачий концерт перед выборами? Как объяснить сами выборы сих девяноста восьмью, атоиста четырьмя процентами? Как можно объяснить все эти собачьи свадьбы ивсе эти тараканьи бега сих «планами», «преемниками» и«мишками»? Как можно объяснить, что вся общественная иполитическая жизнь мучительно напоминают толи пионерскую игру «Зарница», толи учения погражданской обороне?
Как можно объяснитьто, что врать стали уже настолько вдохновенно, окаянно иотъявленно, что невольно задаешься вопросом: нешутят лиони? Они это все кому вообще впаривают?
Никому. Понимай как хочешь иреагируй как хочешь. Адресат вэтомих «послании» мало кому интересен. Постмодернизм уних такой.
Такой вот уних постмодернизм, когда неотличишь, где министры Ивановы, агде «Иванушки-интернешнл», где ОМОН сдубинами, агде «Руки вверх». Публика, атакже массовки иподтанцовки утех иудругих более или менее одни итеже. Идым пускают одинаково. Идаже пресловутая «вертикаль»— понятие для постмодернизма неприемлемое— и та какая-то уних невертикальная.
Вот иему, постмодерну, пришел конец. Аактуальным вновь становится, как нистранно, все тотже соц-арт. Незряже нанего состоль симптоматичной яростью набросились культурные чиновники. Незряже стаким оглушительным успехом прошли его выставки— сначала вМоскве, потом вПариже.
Апостмодернизм...
Нетак давно ябыл приглашен водну измосковских школ. Математическую. После выступления один очкастый умник задал мне чисто «математический» вопрос. Онспросил: «Вымоглибы буквально вдвух словах объяснить, что такое постмодернизм?» Ничего себе вопрос, правда? Вдвух словах...
Нояответил. Причем именно вдвух словах. Ясказал: «Уже ничего».
Жители Москвы и области в ближайшие дни смогут увидеть полет МКС
Международную космическую станцию (МКС) в ближайшие дни можно будет увидеть над Москвой и Подмосковьем, для этого ушедшим на изоляцию жителям даже не придется выходить на улицу - станция будет видна из окон квартир, сообщает Музей космонавтики.
Первопроходцы Марса. Пять самых знаменитых марсоходов
20 марта NASA сообщила о полной готовности марсохода Perseverance к полету. На него были установлены специальные пробоотборники для грунта. Именно в них марсоход может привезти на Землю образцы поверхности и, кто знает, возможно и жизнь.
На Марсе обнаружили странную дыру
Ученые НАСА обнаружили на снимках Марса необычную дыру. Отверстие расположено на склоне потухшего вулкана и может намекать на живые организмы, сообщается в блоге НАСА.
Планета Марс | Технический прогресс | Космодромы | высокие технологии | Современная культура | Иван Ильин | Шпенглер | Национальная идея | наукограды | городские игры
« Назад