/
КонтактыО проекте Блог
Galaktika

Вход | Регистрация


Запомнить меня
Забыли пароль?

 

  ПОИСК


 
 

 

Идеология развития /  Новейшее мировоззрение /  Русский космизм /  Е. П. Блаватская и Русский Космизм  

Е. П. Блаватская и Русский Космизм

«Я – все, что было, есть и будет, и мой
покров не поднимал ни одни из смертных»
надпись на древней статуе Изиды.

Мы хотели бы обратиться к истокам философии русских космистов. Начнем с того, что основоположником философии космизма в России принято считать Николая Федоровича Федорова. Но, одновременно с Федоровым жила и создавала теософскую доктрину Елена Петровна Блаватская. Обе эти выдающиеся личности творили примерно в одно время с той лишь разницей, что Николай Федорович родился и прожил всю жизнь в России, а Елена Петровна создавала свою доктрину, живя в Америке, но, на мой взгляд, от этого она не перестала быть русским философом. Особенно, если мы примем во внимание тот факт, что принято считать человека носителем той культуры, на языке которой он общается и особенно думает. Таким образом, космизм возникает, как минимум, одновременно в двух странах: России и Америке.

В статье мы бы хотели кратко рассмотреть сходство и различие в философии Н.Федорова и Е.Блаватской.

Немного об основателях. Итак, Елена Петровна Блаватская родилась на 2 года позже Николая Федоровича, в 1831 году. В 18 лет она фиктивно выходит замуж. Ее брак продлился всего несколько месяцев, практически единственное, что она приобрела в браке – это фамилия (Блаватская - фамилия по мужу) и независимость (то, ради чего собственно она и вышла замуж, по отзывам ее родственников и близких друзей). С этого времени и до 1873 года она много путешествует: Турция, Египет, Греция, Англия, Америка, Индия, Япония, Тибет, Франция, Германия, Сирия, Италия и т.д. Несколько раз за это время она бывает в России и путешествует по Кавказу. В 1873 году она приезжает в Америку, а в 1878 становится первой русской женщиной, принявшей американское гражданство. В сентябре 1877 года в нью-йоркском издательстве J. W. Bouton` a выходит ее первый монументальный труд «Разоблаченная Изида», тысяча экземпляров которого, была распродана в течение двух дней. Она ведет активную общественную деятельность, много пишет. Венцом ее литературной деятельности становится «Тайная Доктрина», которая выходит в свет в 1888 году.

Николай Федорович Федоров родился в 1829 году в Тамбовской области. В 1849 году оканчивает Тамбовскую гимназию, и до 1852 г. учится в Ришельевском лицее, который так и не заканчивает. С 1868 по 1874 гг. он работает в Чертковской библиотеке помощником, а затем в течение 25 лет библиотекарем Румянцевского музея. При жизни Федоров печатался мало и всегда анонимно. Подготовленный к печати его учениками первый том «Философии общего дела» выходит в свет только в 1906 г., через три года после смерти его автора.

Таким образом, мы видим, что «Разоблаченная Изида» была опубликована на 29 лет раньше. И Федоров, и Блаватская относятся к религиозно-философскому направлению космизма, но, тем не менее, между их философией существуют определенные различия. Если Федорова можно назвать христианским философом (он сам называл свое учение активным христианством), то Блаватская – теософ. По определению Бориса Цыркова, теософия – это родительское древо истины, имеющее многочисленные ветви и побеги в виде религий, больших и малых. В теософской доктрине синтезирована религия, мифология, магия, оккультизм, естественнонаучные представления как древних народов, так и выдающихся ученых XIX века.

Обе эти личности оказали огромное влияние на культурную и общественную жизнь своего времени. Идея Федорова ценили, с ним советовались такие великие русские мыслители, как Ф.Достоевский и Л.Толстой, М.Горький и В.Брюсов, а также П. Филонов, Н. Заболоцкий и т.д. «Тайная доктрина» блаватской была настольной книгой А. Эйнштейна, ее высоко ценил Александр Скрябин, считая, что во многом обязан своим развитием именно этой книге. Герберт Спенсер прочитал Изиду и нашел в ней «прекрасные идеи».

Я бы хотела остановиться на основных идеях «Разоблаченной Изиды». Оставим пока в стороне уникальную личность самой Елены Петровны, ибо это тема отдельной статьи, не будем стараться охватить в одной статье более, чем возможно.

Приведем слова Беатрис Гастингс, которая говорит, что Изида «дала читателям XIX века ключ к тайнам науки и теологии древности и современности. В новое время наука и теология стали антагонистами, но в древности были едины и вместе приближались к конечной Истине, «ибо духовная интуиция восполняла здесь ограниченность данных психике ощущений. После своего обособления точная наука отвергает помощь внутреннего голоса, а религия становится просто-напросто догматическим богословием, и обе они - телами без души».

Далее. Любая эзотерическая доктрина, такая как буддизм, брахманизм или гонимая каббала, учит, что неопределенная и непостижимая Сущность проявляется в последовательности правильных и гармоничных чередований свойственных ей активного и пассивного начал. В поэтической фразеологии Ману такие обстоятельства названы « “днем” и “ночью” Брахмы» (Когда приходит рассвет. Жизнь и труды Елены Петровны Блаватской. Говард Мэрфи. Пер с англ. Юрий Окунь. Изд. «Урал LTD», 1999. Стр. 173-175).

Именно эта идея вечной сущности, беспричинной Причины, частью которой является присущий человеку дух, составляет суть эзотерической доктрины. Эту идею Блаватская вводит в Изиде и впоследствии более полно раскрывает в «Тайной доктрине».

«Разоблаченная Изида» была написано в то время, когда наука и религия полностью обособились друг от друга и, практически, перестали даже прислушиваться друг к другу. Древняя мудрость Платона и Гермеса была почти забыта и считалась, не соответствующей духу времени, в умах людей было огромное количество предрассудков и стереотипов, господствовало чрезмерное увлечение медиумизмом. Истина была утеряна и «день властвования догм над людьми докатился до своих сумерек» (Блаватская Е.П. Разоблаченная Изида. Том 1.Пер. с англ. К.Леонова, О.Колесникова. – М.: Изд-во Эксмо, 2004. – 832 с., стр.14). Нужен был кто-то, кто бы смог найти и воссоединить всю мудрость, накопленную человечеством веками, но, увы, рассеянную. Это задача была не простой и сама Елена Петровна отчетливо понимала это. В предисловии к Изиде она пишет:

«Мы вполне отдаем себе отчет, насколько серьезное дело мы предпринимаем, и в подтверждение можем сказать наперед, что будет неудивительно, если против нас ополчатся следующие слои общества:Христиане, которые усмотрят, что мы ставим под сомнение свидетельства истинности их веры.Ученые, которые обнаружат, что их притязания отнесены в один разряд с притязаниями римской католической церкви на непогрешимость, а также мудрецы и философы древнего мира в некоторых отношениях поставлены выше их.Псевдоученые, разумеется, будут яростно поносить нас.Сторонники широкой церкви и поборники секуляризации обнаружат, что мы не принимаем их подхода, но требуем признания всей истины.Литераторы и различные авторитеты, скрывающие свои истинные убеждения из уважения к общественным предрассудкам.

Продажные писаки и паразиты прессы, бесчестящие благородную профессию и спекулирующие ее властью, которая посильней королевской, с легкостью станут насмехаться над вещами, слишком чудесными для их понимания; ведь гонорар для них дороже искренности. Многие выступят с честной критикой; многие явят лицемерие. Но мы смотрим в будущее… мы работаем для более светлого завтра» (Сильвия Крэнстон при участии Кэри Уильямс. Е.П.Блаватская: жизнь и творчество основательницы современного теософского движения.-Пер. на русский. Рига-Москва: ЛИГАТМА, 1996.-720 с.:ил., стр.192).

Надо сказать, что здесь она попала в точку. Не даром предисловие к I тому заканчивается словами приветствия римских гладиаторов Цезарю: « MORITURUSTESALUTAT» («Идущий на смерть приветствует тебя!») Кем только не называли Е.П.Б и вероотступницей, и язычницей и шарлатанкой, и обманщицей, а все потому, что II том Изиды, не содержащий «ни одного слова против чистых учений Иисуса» бросал «перчатку догматическим богословам» (Блаватская Е.П. Разоблаченная Изида. Том II.Пер. с англ. К.Леонова, О.Колесникова. – М.: Изд-во Эксмо, 2004. – 832 с., стр.10).

Оставим «за кадром» способ написания Изиды и авторство самой Елены Петровны, которая утверждала, что лишь записывала то, что ей сообщали Учителя (об этом мы уже писали в статье « H. P. B.»). Не будем мы говорить и о том, кто такие Учителя, поскольку для того чтобы объяснить это человеку незнакомому с восточной философией, потребовалось бы провести достаточно обширный экскурс на эту тему. Мы будем говорить только о самой книге и о том, что сама Е.П.Б. говорила о ней, ибо кто лучше автора сможет рассказать об этом?

По выражению Бориса де Зиркоффа, духовная жизнь нашей планеты имеет свои приливы и отливы, в которых дает себя знать во всей полноте внутренний ритм жизни космоса. На наш взгляд, очень точное определение. В некоторые кульминационные моменты нам - людям, дается огромное количество бесценных знаний, а потом время на их усвоение.

Теперь возвратимся к Изиде - книге, которая содержит в себе как раз такие знания. Вот что пишет сама Е.П.Б. в предисловии:

«Это попытка помочь исследователям разглядеть жизненные принципы, лежащие в основе философских систем старины» […] «Мы не верим ни в какую магию, которая превзошла бы кругозор и способности человеческого ума, ни в «чудо», божественное или дьявольское, если оно подразумевает нарушение законов природы, вечно существующих. Тем не менее, мы принимаем, как правильное, высказывание талантливого автора « Festus», что человеческое сердце еще не выразило себя полностью, и что мы никогда еще не постигали и даже не понимали степени его сил» (Блаватская Е.П. Разоблаченная Изида. Том 1.Пер. с англ. К.Леонова, О.Колесникова. – М.: Изд-во Эксмо, 2004. – 832 с., стр.11).

Далее, во введении к Изиде, Елена Петровна высказывает мысль, которая полностью согласуется с основными принципами философии русских космистов (к идеями которых, прислушивается современная философия, в отличие от идей Блаватской, отношение к которым весьма неоднозначное):

«Разве это слишком много – верить, что человеку следовало бы развивать новые чувствования и более тесную связь с природой? Логика эволюции должна научить этому, если доводить ее до законных заключений. Если где-то во время восхождения от растения до благороднейшего человека зародилась душа, одаренная разумностью, то не будет неразумным сделать вывод и проверить, что в человеке растет способность, дающая ему возможность разбираться в фактах и в истинах превосходящих наш нынешний кругозор» (Блаватская Е.П. Разоблаченная Изида. Том 1.Пер. с англ. К.Леонова, О.Колесникова. – М.: Изд-во Эксмо, 2004. – 832 с., стр.11-12).

Не странно ли, что мы - люди, веками ищущие Истину, до сих пор склонны больше видеть ее в гаданиях и приметах (хотя и это верно), но не утруждаем себя попытаться понять уже систематизированное знание, являющееся результатом огромной работы? Почему мы так предвзято относимся к теософии? Потому ли, что она не истинна или потому что надо пытаться понять ее, а для этого проделать огромную работу, в первую очередь со своим сознанием, а это очень не просто? Может, мы просто боимся разрушить свою устоявшуюся картину мира? Но ведь и сам мир меняется, причем меняется очень быстро, а вот степень нашей приспособленности к нему, успешности, и счастья зависит не просто от наличия картины мира, а от степени ее соответствия реальности и Истине.

«Люди и партии, секты и школы – только мотыльки-однодневки мирового дня. ИСТИНА, высоко восседающая на своей алмазной скале, одна только владычествует вечно» (Блаватская Е.П. Разоблаченная Изида. Том 1.Пер. с англ. К.Леонова, О.Колесникова. – М.: Изд-во Эксмо, 2004. – 832 с., стр.11).

Мы ищем истину, но боимся ее найти. Почему? Может быть, потому что большинство из нас просто не знает, что делать дальше, после того как найдут ее? Если цель – найти Истину, то искать ее страшно, потому что потом будет не к чему стремится. А если поиск Истины – это только начало осознанного и счастливого пути человека на земле и в космосе, его настоящей жизни? Тогда это меняет многое.

Смысл процесса человеческой эволюции путем перевоплощения так объяснен в отрывке Изиды:

«Эта философия учит, что природа никогда не оставляет свою работу незавершенной; если не удалась первая попытка, она предпринимает следующую. Когда природа развивает человеческий зародыш, смысл заключается в том, чтобы человек стал совершенным – физически, умственно и духовно. Тело его должно вырастать, достигать зрелости, изнашиваться и умирать; его ум должен раскрываться, созревать и обретать гармоничную уравновешенность; его божественный дух должен озарять внутреннего человека и легко сливаться с ним. Ни один человек не завершит свой великий цикл, или «круг необходимости», пока вес это не достигнуто. Как неповоротливые участники конных бегов еще только преодолевают первую четверть дистанции, в то время как победитель уже пересекает финишную черту, так же и в беге [к сознательному] бессмертию некоторые души опережают остальных и достигают цели, когда мириады участников едва передвигаются под тяжестью материи где-то рядом с отправной точкой. Некоторые неудачники выбрасывают насовсем, теряя всякие шансы на награду; некоторые возвращаются назад той же дорогой и начинают снова… Так, подобно оборотам колеса, постоянно сменяют друг друга смерть и рождение… » (Сильвия Крэнстон (при участии Кэри Уильямс). Е.П. Блаватская: Жизнь и творчество основательницы современного теософского движения. –Пер. на русский. Рига – Москва: ЛИГАТМА. 1996.-720 с.:ил, стр. 204).

Если теперь мы вспомним основную идею учения Федорова, а именно то, что человеческая жизнь рассматривается во всем многообразии форм и связей с бесконечным Космосом. А человек – есть существо космическое по своей сути, эволюционирующее, совершенствующееся и развивающееся, и движущей силой этого является нравственное начало, а именно: идеи блага, добра, гармонии и красоты, то увидим, что они полностью согласуются с рассмотренными нами положениями теософии Елены Блаватской.

по материалам статьи Глушкиной Ю. В. " Религиозно-философское направление космизма: Россия и Америка"


« Назад

Хиты

В России начались испытания аппарата «Луна-25»
В России начались испытания аппарата «Луна-25»
Российские специалисты начали испытания аппарата «Луна-25» («Луна-Глоб»), который в 2019 году должен приступить к изучению спутника Земли. Об этом в ходе выставки Paris Air Show-2015 в Ле-Бурже РИА Новости сообщил представитель «Объединения имени Лавочкина», представившего там макет аппарата. 
Первый в истории частный спутник на солнечном парусе вышел на орбиту
Первый в истории частный спутник на солнечном парусе вышел на орбиту
Разработан и построен он был на деньги некоммерческого Планетарного общества США, объединяющего энтузиастов исследования дальнего космоса. 
Роскосмос отложил оглашение результатов расследования аварии «Прогресса»
Роскосмос отложил оглашение результатов расследования аварии «Прогресса»
Роскосмос продлил на неопределенный срок работу комиссии по расследованию причин произошедшей 28 апреля 2015 года аварии транспортного грузового корабля (ТГК) «Прогресс М-27М».