«Я… ищу «смысла», но мне нужно не только понять «смысл»,
мне нужно и реализовать его в полноте жизни. Современный
же мир ищет «благ» жизни, силы жизни, но не ищет «смысла».
Н.А.Бердяев
Николай Александрович Бердяев родился 6/19 марта 1874Киеве. Его предки поотцовской линии принадлежали квысшей военной аристократии. Мать— изрода князей Кудашевых (поотцу) играфов Шуазель-Гуффье (поматери). В1894г. онпоступил вкиевский кадетский корпус. Однако обстановка военного учебного заведения оказалась для него совершенно чуждой, иБердяев поступает наестественный факультет киевского Университета Святого Владимира.
Студенческая среда весьма существенно повлияля нахарактер ижизненные ориентиры Бердяева. Несовершенство мира теперь порождает внем желание изменитьмир, искоренить зло инесправедливость. Ответа навопрос, как этого достичь, Бердяев ищет втеории научного социализма, которую начинает изучать с1894г., водном изкиевских социал-демократических кружков. Одновременно онпродолжает свои занятия философией, посещая лекции исеминары профессораГ.И.Челпанова.
Участие встуденческом движении заканчивается для Бердяева арестом в1898г., месячным тюремным заключением, судом иссылкой вВологду (1901— 1902гг.), где втовремя уже находилисьА.А.Богданов иА. В.Луночарский,Б. В.Савинков,Б. А.Кистяковский (автор известной статьи всборнике «Вехи»), А.М.Ремизов иП. Е.Щеглов. Кэтому времени Бердяев уже был известен как «критический марксист», автор статьи «А. Ф.Ланге икритическая философия вих отношении ксоциализму», которуюК.Каутский опубликовал воргане германской социал-демократической партии «Новое Время» (№№ 32—34за 1899—1900 гг.). Вскоре этот философский дебют Бердяева был дополнен появлениям его первой книги— «Субъективизм ииндивидуализм вобщественной философии. Критический этюд оН. К.Михайловском» (Спб., 1901).
Уже вссылке Бердяев начинает осозновать невозможность соединения вцелостном мировоззрении материалистического понимания истории ифилософского идеализма, ак1903г. окончательно укрепляется напути, покоторому уже пошли бывшие «легальные» марксистыП.Б.Струве, С.Н.Булгаков, С.Л.Франк. Это вконечном счете привело его в1904г. вжурнал «Новый путь»— трибуну религиозно-философских собраний, организованных вПетербургеД.С.Мережковским. Ноидеализм для Бердяева оказался лишь переходной философской формой. Конечнымже пунктом становится еще неясный образ религиозно-христианской философии, призванной выразить целостым иуниверсальным образом человеческий опыт.
В 1905—1906 гг. совместно сС. Н.Булгаковым Бердяев редактирует журнал «Вопросы жизни», стремясь сделать его центром единения новаторских течений всоциально-политической, религиозно-философской ихудожественной сфере. Поездка зимой 1907—1908 гг. вПариж иинтенсивное общение сМережковским иего кругом стимулирует обращение Бердяева кПравославию. Повозвращению вРоссию онпоселяется вМоскве, сближается скругом философов, объединенных вокруг книгоиздательства «Путь» (Г. А.Рачинский, Е.Н.Трубецкой, В.Ф.Эрн, С.Н.Булгаков, П.А.Флоренский) ипринимает деятельное участие ворганизации религиозно-философского общества памятиВл. Соловьева. Итогом творческих поисков этого периода становится опубликованная в1911г. «Философия свободы».
В«Философии свободы» Бердяев выступает как продолжатель главных традиций русской философии XIXвека. Устремленность Бердяева квсемирной соборности, призванной преодолеть церковный конфессионализм, находится врусле универсализмаВл. Соловьева иего учения о«Богочеловечестве».
Зимой 1912—1913 гг. Бердяев вместе сженойЛ.Ю.Трушевой едет вИталию ипривозит оттуда замысел ипервые страницы новой книги, законченной кфевралю 1914г. Это был опубликованный в1916г. «Смысл творчества», вкотором, отмечал Бердяев, его " религиозная философия" впервые была вполне осознана ивыражена (см.: «Самопознание. Опыт философской автобиографии», Париж, 1949, с.174).
Февраль 1917г. Бердяев приветствовал. Падение «священного русского царства» как лже-теократии и«мужицкого царства» воспринималосьим врусле творческих задач эпохи. Однако стечением времени Бердяев становится пессимистичней. За10дней допадения Временного правительства онпишет: «Традиционная история русской интеллигенции кончена... она побывала увласти, иназемле воцарилсяад. Поистине русская революция имеет какую-то большую миссию, номиссию нетворческую, отрицательную— она должна изобличить ложь ипустоту какой-то идеи, которой была одержима русская интеллигенция икоторой она отравила русский народ» (см.: Русская свобода.1917. №№ 24—25. С.5).
В 1918г. Бердяев создает Вольную Академию Духовной Культуры, при которой начинают работу несколько семинаров. Ончитает курс лекций пофилософии истории, участвует всеминаре поДостоевскому, атакже пишет книгу «Философия неравенства» (опубликована вБерлине в1923г.). В1920г. историко-филологический факультет Московского университета избирает его профессором. Ав1921г. онподвергается аресту всвязи сделом так называемого «тактического центра». Летом 1922г. последовал еще один арест, осенью— высылка запределы страны.
С 1922 по1924г. Бердяев живет вБерлине. Уже вэту эпоху онприобретает репутацию ведущего философа послевоенной Европы. Унего завязываются знакомства сО. Шпенглером, М.Шелером, Г.фон Кайзерлингом.
Начало второй мировой войны ивойна фашистской Германии сСССР обострила патриотические чувства Бердяева... Первой послевоенной книгой стала «Русская идея» (Париж, 1946), посвященная осмыслению истории русской философии.
Умер Бердяев 23марта 1948года зарабочим столом всвоем доме впригороде Парижа, Кламаре.
Жители Москвы и области в ближайшие дни смогут увидеть полет МКС
Международную космическую станцию (МКС) в ближайшие дни можно будет увидеть над Москвой и Подмосковьем, для этого ушедшим на изоляцию жителям даже не придется выходить на улицу - станция будет видна из окон квартир, сообщает Музей космонавтики.
Первопроходцы Марса. Пять самых знаменитых марсоходов
20 марта NASA сообщила о полной готовности марсохода Perseverance к полету. На него были установлены специальные пробоотборники для грунта. Именно в них марсоход может привезти на Землю образцы поверхности и, кто знает, возможно и жизнь.
На Марсе обнаружили странную дыру
Ученые НАСА обнаружили на снимках Марса необычную дыру. Отверстие расположено на склоне потухшего вулкана и может намекать на живые организмы, сообщается в блоге НАСА.
Планета Марс | Технический прогресс | Космодромы | высокие технологии | Современная культура | Иван Ильин | Шпенглер | Национальная идея | наукограды | городские игры
« Назад