/
КонтактыО проекте Блог
Galaktika

Вход | Регистрация


Запомнить меня
Забыли пароль?

 

  ПОИСК


 
 

 

Идеология развития /  Новейшее мировоззрение /  Русский космизм /  Ноосферно-социалистический путь как русская национальная идея  

Ноосферно-социалистический путь как русская национальная идея

Ноосферно-социалистический путь спасения человечества от рыночно-капиталистической экологической гибели человечества в XXI веке – путь водительства России и ее ноосферно-социалистического прорыва на собственных цивилизационных основаниях».
 

Сам поиск проективного россиеведения не может быть пост-модернистским, т.е. осуществляемым с «чистого листа», с игнорирования механизмов социально-цивилизационного наследования, а может быть только системогенетическим, объединяющим в себе «генетическое» и «проективное» начала. «Генетическое начало» требует раскрытия внутренних оснований бытия России и русского народа, их системогенезиса. «Проективное начало» обращено к «надмиру» российской цивилизации, к основаниям развитии «надсистемных слоев» бытия России, затем человечества, к Большой Логике Социоприродной Эволюции, императивы которой и предстают как «внешние императивы или Вызовы Истории.
 

«Основание» – это то, что определяет сущность данного явления. «Основание» есть онтологическая, бытийная категория. Одновременно, «основание» можно рассматривать как то, что лежит в базисе самоопределения системы, как инвариант системного наследования в эволюции систем (в соответствии с системогенетической логикой). И в этом смысле процесс системной самоидентификации всегда является процессом самоопределения своих оснований.
 

Когда такими системами являются «общество», «народ», «локальная цивилизация», то самоопределение в своих «основаниях» становится делом истории. История становится становлением оснований.
 

Поэтому определение оснований развития России и соответственно оснований стратегии ее развития в XXI веке невозможно без анализа логики истории России, без раскрытия ее системогенезиса. А поскольку вопросы «Что есть Россия? Что есть русский народ? Какова их миссия или предназначение?» являются постоянным предметом таких областей научно-культурной отечественной рефлексии, каковыми являются история России, философия истории России, русская философия, русская культура и др., постольку ответы на эти вопросы в какой то мере этими «областями» рефлексируются.
 

Сложились два оппонирующих взгляда на основания России:
 

один – отрицающий своеобразие оснований России, считающий ее «плохим европейским образованием», которое нужно исправить; этот взгляд пренебрежительно относится к реальной истории России, даже пытается ее отринуть, забыть (на почве этого взгляда в значительной степени сформировалось течение «западников»);
 

второй – признает своеобразие оснований России, рассматривает их как сущностное измерение России, в котором аккумулируется своеобразие реализованной истории, социальной эволюции (второй взгляд лежит в основе движения мысли «славянофилов» и «евразийцев»).
 

С позиций теории систем, системогенетики только второй взгляд является верным. И мы придерживаемся именно этого взгляда и отрицаем первый как ненаучный, неонтологический.


Первое основание – это основание, отражающее евразийское месторазвитие России как цивилизации. Синтез России, как этно-культурной, социально-экономической и цивилизационной системы, есть евразийский синтез, определивший ее исторический генез как евразийский системогенез. Философия истории России, как и сама история, является евразийскими, а не европейскими.
 

Евразийское месторазвитие определяет историософскую миссию России как «евразийской оси» истории (Макиндер). Это – второе основание развития России.
 

Устойчивость евразийского пространства в Истории человечества формировалась тогда и только тогда, когда появлялись государственные – суперэтнические «скрепы» этого пространства. Одновременно «российской Евразия» служила определенным буфером, который защищал Европу от Востока, в том числе, например, от Китая, дав в ней сложиться этногенезу на своей внутренней «основе».
 

Логика Истории российской Евразии всегда стремилась к стабилизации, которая всегда возникала тогда, когда возникала на ее территории государственно-цивилизационное единство.
 

Появление Российского государства стабилизировало эволюцию народов России и оказало влияние на геополитическую устойчивость мира в последние 300 лет.


Евразийское месторазвитие есть месторазвитие с большим хронотопом (т.е. с большой метрикой пространственно-временного континуума бытия), который определяет доминирование длиннопериодной части частотного спектра в развитии России. И это есть третье основание развития России, накладывающее свою печать на цикличность ее истории.
 

Большое пространство российской Евразии как системы (Россия как большая пространственная система) выступает циклозадатчиком по логике системогенетики длинных больших циклов развития.
 

«Холодность» территории – евразийского «меторазвития» России, обусловливающая высокую энергостоимоть воспроизводства условий жизни населения, всех институтов российского «общества – государства» – четвертое основание развитие России. Именно это основание приводит к «русским горкам» в истории России, т.е. периодическим циклам мобилизационного напряжения общества и последующего расслабления. Наблюдается своеобразная фрактальность в ритмах напряжения и расслабления в годовых циклах жизни человека в России и в ритмах Истории России как евразийской цивилизации. Эта фрактальность в цикличности развития России как «цивилизации с высокой энергостоимостью» еще нуждается в методологической рефлексии на основе системогенетической картины мира.
 

Данное основание является одним из ведущих в формировании специфики законов экономического (и социального) развития России.
 

Это основание может быть названо как основание высокой энергетической стоимости хозяйственного природопотребления в России.  В логике циклов степени открытости — закрытости экономики России, это основание исторически обусловливает в целом более высокий уровень закрытости экономики России по сравнению со страновыми экономическими системами с низкой энергостоимостью на протяжении всей ее истории.
 

Пятое основание России – ее духовность, вернее действующий примат духовного начала над материальным началом, «цивилизационный социализм».
 

Россия есть духовная цивилизация и как таковая, в этом качестве, она может быть названа и «православной цивилизацией». Для России характерен не утилитарный взгляд на мир, так пронизавший все поры «тела» капиталистического Запад, а духовно-эсхатологический, нравственный. Духовное основание России есть «цивилизационный социализм».
«Цивилизационный социализм» – новое понятие,  очень близкое к понятию «общинного» или «крестьянского социализма» Лосского и Трубецкого. Оно заключает в себе смысл системы ценностей, поддерживающих устои общинности, соборности, отношения социальной справедливости, культ правды, устремления к «всеединству», «всечеловечности», к универсальному, творческому раскрытию родовых сил человека, примат ценности труда.


«Цивилизационный социализм» – это и «всечеловечность» как измерение российской/русской цивилизации. Поэтому Россия является «цивилизацией всечеловечности» и моделью будущей «всечеловечности» бытия человечества. «Всечеловечность» проявляется в межэтническом синтезе или этнической кооперации при водительстве русского народа, которая и обеспечила межэтнический – цивилизационный «сплав» в России, который характерен только и только для нее. Россия как «цивилизация правды» есть «трудовая цивилизация». Труд как ценность высочайшего уровня определяет ядро духовной субстанции России.
 

Шестое основание России – идеократия.
Идеократия есть власть идеи. «Большой хронотоп бытия» России требует большой идеи. «Идея» скрепляет бытие человека в этом большом пространстве» в единое целое. Можно сказать так: идеократия есть коррелят большого пространства – времени бытия России.
И.А.Ильин зорко заметил: «Издревле Россия была географическим организмом больших рек и удаленных морей. Среднерусская возвышенность есть живой центр: сначала «волоки», потом каналы…». Этот большой «географический организм» России в своем бытии поддерживался большой идеей, властью этой идеи. Собственно говоря, идеократия является формой организации общественного интеллекта.
 

Седьмое основание российской цивилизации есть русская цивилизация, русский народ, русскость как фундаментальной свойство российской цивилизации и ее духовности.
Категория «русской цивилизации» нуждается в своем осмыслении и развитии. Она несет в себе дуализм духовности России, связанной с взаимодействием, историческим диалогом двух начал – евразийского и славянского.
Тезис «в основании России как цивилизации – русская цивилизация» перерастает в тезис «в основании России как цивилизации – восточнославянская цивилизация» и славянское измерение России делает ее центром притяжение православного славянства (первый внешний круг притяжения славянства) и славянства в целом (второй внешний круг притяжения славянства).
Славянство внутри России в первую очередь есть великорусская общность или «великорусский народ» в широком смысле и в таком своем измерении оно составляет цивилизационное основание России.
Диалектическое снятие» в этом триадическом круге позволяет выстроить тождество:
евразийство ← → евразийская русскость как форма проявления русскости в евразийском пространстве

евразийство ← → «евразийское славянство» как форма бытия славянства в России;
славянство ← → славянские народы как основание евразийства России;
русскость ← → русское основание евразийства России.


Указанная диалектика не перечеркивает вклад в евразийский синтез тюркских, монгольских и угро-финских народов, а также других евразийских народов, их вклад в синтез России – евразийской общинной цивилизации и своеобразной этнической кооперации, в котором (в синтезе) государствообразующая и суперэтнообразующая роль русского народа остается ведущей.
Русская цивилизация как основание, как русское измерение евразийства, является «ядром» культурно-исторического архетипа России (понятие Н.Я. Данилевского), в котором роль русской культуры, русского языка и русской философии трудно переоценить.


Восьмое основание бытия российской цивилизации – хозяйственное. Хозяйство в России всегда имело сакрально-космический смысл, на что обратил внимание в своей православно-космической философии хозяйства С.Н. Булгаков, ныне эту линию его философии хозяйства успешно развивает Ю.М. Осипов и его школа в МГУ.
Хозяйство есть природопотребление, но и природогармонизация. Если человек хочет экологически – ноосферно выжить в XXI веке, он должен хозяйствовать по эколого-ноосферным законам.


Вследствие «холодности» климата, высокой энергостоимости хозяйственных процессов и, сязанной с этим системогенетически, более тесной связи хозяйства с другими сторонами жизни человека и общества в России, «хозяйство» в российской цивилизации оказалось намного менее отчужденным в своих функциях от жизни, чем на Западе, оно предстает и как сам образ жизни, и как философия жизни.
  

Хозяйство российской цивилизации потому сакрально, что оно космическое, что оно «софийно» (т.е. не просто целесообразно в прагматическом смысле), а «мудро-сообразно», т.е. предстает в форме, сообразной «божественной природе», сохраняет этику бережного отношения к жизни, олицетворяемой природой. С.Н.Булгаков, с позиций православной философии («православной сакральности земли»), очень глубоко раскрыл это «русско-космическое измерение хозяйства» как витального основания бытия русского человека и России в целом. «Общее Дело» Н.Ф.Федорова вырастает из единства земли и единства живой природы, постоянно возрождающейся на этой земле.
 

Девятое основание бытия российской цивилизации – высокая обороноспособность. Россия была защищающейся крепостью.
 

Действие данного основания может рассматриваться как одно из проявлений функции российской цивилизации в геополитической логике мира – быть «маятником» «напряжений» и «расслаблений» в системе мировых отношений, быть «чувствительным местом – предиктором» в осуществляющейся истории человечества. Уроки двух самых больших войн в ХХ веке, которые пережила Россия, только подтверждают эти основание и закон.
 

«Императив» несет в себе смысл долженствования в процессах «управления будущим» или «будущетворения». «Императив» связан с «основаниями», он из них частично вытекает.
 

«Императивы» делятся на два класса – внешние и внутренние.
 

Внутренние императивы следует из законов функционирования и развития системы, они являются формой рефлексии субъекта над «законами» системы и соответствующего долженствования по отношению к будущему. Внешние императивы отражают собой «требования-ограничения», которые предъявляются «системе» со стороны «надсистемы» в процессе собственного функционирования и развития.
 

Первый ведущий, внешний императив, который обращен к человечеству и к России в системе его бытия, есть императив выживаемости человечества в XXI веке в форме управляемой социоприродной эволюции на базе общественного интеллекта и образовательного общества.
 

Данный императив носит антикапиталистический, антирыночный характер, потому что первая фаза Глобальный Экологической Катастрофы на рубеже ХХ-го и XXI-го веков порождена именно стихийно-рыночной формой хозяйствования и агрессивным природопользованием и человекопотреблением на основе капиталократии и функционала прибыли как показателя эффективности. Если человечество, и Россия как часть глобальной человеческой цивилизации, не сменяет основания рыночно-капиталистического мирохозяйствования и соответственно «развития», то глобальная рыночно-капиталистическая гибель человечества и России к середине XXI века становится неизбежной.
 

«Императив выживаемости» человечества в XXI веке, отображая собой, онтологические основания бытия человечества как монолита «разумного живого вещества» в Биосфере (понятие В.И.Вернадского – В.П.Казначеева), в своем исполнении опирается на синтез социалистического и ноосферного императивов.
 

Социалистический идеал в XXI веке уже немыслим без «ноосферы будущего» как формы социоприродной гармонии, без ограничения материальных потребностей человека ради потребностей развития Биосферы как своего «природного дома», вне которого его жизнь теряет свои витальные основания. Социализм становится экологическим, духовным, ноосферным и это его «измерение» – такое же сущностное, как общественная собственность на средства производства, свободное, гармоничное развитие человека, раскрытие его творческих потенций, способностей.
 

Социализм как «очеловечивание человека», как гуманизм реализуется тогда и только тогда, когда он реализуется как «ноосфера будущего», социоприродная управляемая гармония на базе общественного интеллекта и образовательного общества, т.е. как ноосферный гуманизм. Человек обретает истинное бытие, обретает собственную правду бытия лишь тогда, когда он не только преодолевает капиталистическое отчуждение, капиталистическую фетишность бытия, но и преодолевает свое исторически-эволюционное на основе принятых форм хозяйствования отчуждение от Природы – Биосферы становясь «природным человеком», но в новом качестве самой «природности», – качестве ноосферного человека.
 

«Императив выживаемости» в форме ноосферно-социалистического императива трансформируется в духовный императив. Духовные основания общинных цивилизаций Востока, в том числе духовной цивилизации России, востребуются в XXI веке в логике реализации императива выживаемости. Но не только востребуются, но и преобразуются. Духовность становится ноосферной, космической, включающей в свой этический базис «живую этику».


Второй внешний императив отражает действие закона роста идеальной детерминации в истории через общественный интеллект. Речь идет о становлении ноосферной цивилизации в облике «цивилизации общественного интеллекта и образовательного общества».
 

Третий внешний императив – императив ноосферно-социалистический. Ноосферно-социалистический императив – это направление «Великого Эволюционного Перелома», которым, скорее всего, будет определять содержание всего XXI века.


Четвертый внешний императив вытекает из противостояния России глобальному империализму мировой финансовой капиталократии, ее стратегии по ликвидации России и русского народа как субъектов истории.
 

Его можно назвать императивом противостояния России глобальному империализму, процессу ее колонизации. Отметим, что этот императив носит внешний характер постольку, поскольку угрозу для России вырастает из самой исторической логики развития империализма в ХХ веке и в начале XXI века, из стратегии глобального империализма (ранее – империализма Запада) на уничтожение России.


Сущность внешних императивов по отношению к будущему России состоит в следующем: если требования этих внешних императивов предлагаемой «стратегией развития России в XXI веке» не выполняются, то стратегия является утопической и не реализуемой. Если основания России как цивилизации и ее внутренние императивы, вытекающие из законов ее функционирования и развития, поставляют нам «механизмы развития» и раскрывают наследственную, консервативную, генетическую часть в логике развития России, то внешние императивы – те ограничения, в рамках которых формируются общественный идеал, национальная идея развития, целенормативный «блок» стратегии.
 

Внутренние императивы стратегии развития России в XXI веке отражают в первую очередь действие оснований и экономических законов функционирования и развития России как общинной, евразийской цивилизации.
 

Первый внутренний императив отражает действие инфраструктурного закона.
 

Его требование состоит в следующем положении: инфраструктура России, ее экономики и взаимодействия социальных институтов, должна быть единой и обеспечивать единство социального и экономического, в целом – цивилизационного, пространства и находиться во владении «общества-государства»; при этом, с учетом действия закона энергетической стоимости и факторов «большого пространства-времени» цены на энергоресурсы и тарифы на транспорте должны быть в несколько раз (до порядка) ниже мировых, – на таком уровне, чтобы обеспечивать связанность экономического пространства России (за счет большого радиуса рентабельности транспортных перевозок), обеспечивать необходимые стандарты жизни в «регионах с высокой энергостоимостью воспроизводства».
 

Второй внутренний императив– императив централизации в управлении экономикой России. Этот императив – внутренний, он вытекает из закона централизации управления развитием экономики России, который в свою очередь обусловлен большим пространством-временем и «холодностью» климата в российской Евразии, необходимостью концентрации ресурсов и управления их расходованием с учетом «дальних целей» развития и выживания.
 

Третий внутренний императив– императив мобилизационной экономики и мобилизационного общества в России или «императив мобилизации». Мы уже обсуждали генезис мобилизационного характера российской экономики, отражающий действие двух факторов истории России – экстремальности климата и в целом географических условий воспроизводства жизни общества (эта характеристика подкрепляется высокой частотой природных катастроф в России, ставивших под угрозу жизнь населения) и ее бытия как «защищающейся крепости», высокой частотой войн на ее территории по сравнению с другими регионами мира. Второй фактор, и мы то же обращали на это внимание, отражал основание российской евразийской цивилизации как «географической оси» истории.


Четвертый внутренний императив – «императив планирования», императив плановой регуляции экономического развития России. «Либеральная утопия» игнорирует усиление роли планового механизма в общей логике экономического развития человечества к концу ХХ века как оппонента и антипода механизму рынка. Мы уже указывали, что прорыв России первой к плановым началам ведения хозяйства был обусловлен ее общинно-евразийскими основаниями, «цивилизационным социализмом», «цивилизационным основанием правды». Реставрация действия плановых механизмов в России, в новом, модернизированном виде – один из главных пунктов тактического горизонта стратегии развития России в XXI веке.
 

Пятый внутренний императив– императив общинно-государственного землепользования. Этот императив отражает действие закона общинно-государственного землепользования, в котором отражено действие более «общего закона – закона кооперации и российско-цивилизационного императива власти земли». Нарушение этого императива ведет к разрушению ключевого основания бытия России, русского народа и других ее народов – сохранение общественной – государственной собственности на землю и ее ресурсы. Поэтому один из важнейших этапов тактического горизонта стратегии развития России в XXI веке является национализация земли, запрет капиталистического рынка земли, замена частной собственности на землю институтом аренды, в том числе «бессрочной аренды», при условии продуктивного использования сельскохозяйственных земель и принципа принадлежности ресурсов земли всему народу России. Общественно-государственная собственность на землю – важнейшее основание бытия России в XXI веке и фактор ее перехода к ноосферному развитию.
 

Шестой внутренний императивв стратегии развития России в XXI веке – императив кооперации. «Общинность» в функции основания может трактоваться как кооперативное начало. «Община» всегда может быть определена социально-трудовой кооперацией. Закон кооперации, как мы отмечали, становится ведущим в развитии «ноосферы будущего», Ноосферизма. Речь идет о выходе человечества из экологического тупика истории через Великий Отказ от доминант (приоритетов) частной собственности и конкуренции и переход к доминантам (приоритетам) общественной собственности и кооперации, т.е. ведущим основаниям социализма как социального и экономического строя.
 

Седьмой внутренний императивв стратегии развития России в XXI веке отражает действие «закона стратегического резервирования для сглаживания кризисов ее развития». Его можно назвать «императив стратегического резервирования».


Главные положения стратегии развития России в XXI веке:
 

Положение 1. Стратегия развития России начинается с «контр-контрреволюции», т.е. с социалистической революции, убирающей те основания уничтожения России, которые легли в базис стратегии глобального империализма и ее транслятора – «политики реформ» ельцинизма-путинизма. Иными словами, социалистическая революция в XXI веке предстает как «революция ради спасения России», как «национально-освободительная, антиколониальная, антиимпериалистическая, антиглобализационная революция».
 

Само понятие «революции» не имеет насильственного содержания, она может быть мирной, ненасильственной, легитимной. Вопрос о конкретных формах этой революции решит сама история, потому что она поставлена на повестку дня самой историей, цивилизационными основаниями России.
 

Положение 2. Стратегия развития России в XXI веке должна быть разделена на две части: тактическую («тактический горизонт») и стратегическую («стратегический горизонт»). Действует принцип: цели тактического горизонта стратегии развития России должны подчиняться целям стратегического горизонта этой же стратегии.
 

Положение 3. Главные императивы, определяющие цели стратегического горизонта стратегии развития России в XXI веке:
 

  • Ноосферно-социалистический императив.
  • Императив управляемости.
  • Императив примата идеальной детерминации через общественный интеллект и на основе образовательного общества.


 

Переход России в состояние «цивилизации образовательного общества» может одновременно рассматриваться как образовательная формационная и человеческая революция с удовлетворением требований императивов этой «революции»:
 

Императив опережающего развития науки и образования, в первую очередь высшего образования, с ориентиром на переход России к всеобщему высшему образованию в ближайшее 20 лет и создание образовательного общества в России. Иными словами, формой спасения России в XXI веке, ее развития и будущего могущества является «образованная Россия».

Императив противостояния России глобальному империализму. Он требует восстановления системы достаточной обороноспособности (сильного военно-промышленного комплекса, сильных армии и флота) как цивилизационного основания России – евразийской цивилизации.

Императив сильной государственности России. Он вытекает из системы законов экономического развития России. Сильное государство формируется в логике неразделимости общества и государства, т.е. как единый организм «общество-государство».Сильное государство в России, таким образом, вступает как императив ее сохранения и развития.


Императив восстановления государствообразующей миссии русского народа. Этот императив, обращенный к стратегии развития России в XXI веке, – отражение русскости российской цивилизации – ее корневого основания. Война против русскости, русского сознания составляет, как мы уже отмечали, стержень духовно-информационной войны глобального империализма Запада против России.

Для России императив устранения демографического кризиса существует и он – часть стратегии развития России в XXI веке, по крайней мере, на ближайшие 2-3 десятилетия. Но он не может быть решен прямыми методами. Необходимо устранить причины такой демографической катастрофы, а они – в самой капиталистической контрреволюции, в системе индивидуалистических, антисоборных, антисоциальных ценностей глобального империализма, в войне против ценностного генома русского народа и других народов России, в отсутствии позитивной идеологии, обращенный к уму и духовности русского народа, в уничтожении цивилизационных оснований России и бытия русского народа (мы их выше проанализировали).
 

Поэтому реализация императива выхода из демографической катастрофы русского народа и других народов России, в частности малых народов Севера России, не может быть принципиально осуществлена в пространстве капиталистической контрреволюции, неолиберальных установок. Вымирание русского народа – только следствие (фактор «Х» в концепции Гундарова) процесса разрушения цивилизационных оснований российской цивилизации, осуществляемого «неолибералами» или «младореформаторами», как называют нынешних идеологов и исполнителей капиталистической контрреволюции. Русский народ в стратегии развития России в XXI веке должен стать народом – творцом державного строительства и народом-водителем на пути выхода России и человечества из «западни» Глобальной Экологической Катастрофы глобального империализма.
 
Тактический горизонт стратегии развития России в XXI веке требует раскрытия внутренних императивов развития России, которые вытекают из вышеизложенных законов ее развития.
 

Быть России в XXI веке или не быть? Мы отвечаем – Быть! Но быть как ноосферной, образованной, социалистической России, в которой мудрость «зрелых» и «старых» подкрепляется «энергией» и «энтузиазмом» молодых. Мы верим в будущее России и в ее силы для преодоления нынешней «контрреволюции».
 

Будущее – не в потребительстве, в этом своем идеале Запад проиграл самое главное основание своего будущего в диалоге с Эволюцией и Космосом, а – в творчестве. Будущее не за «человеком потребляющим», который является другой стороной «человека-капиталоробота», а за «человеком творящим», «человеком-гармонителем», в котором его креативно-гармоническое природное начало приобретает ноосферный, космический масштаб и в этом «масштабе» самоутверждается.
 

Российский творящий гений создал Русский Космизм, обеспечил прорыв человека в космос в лице Юрия Гагарина, создал великую культуру, построил советский социализм, создал величайшие в мире науку и образование, и он способен снова осуществить новый прорыв – к «ноосфере будущего», о которой мечтал величайший русский мыслитель ХХ века Владимир Иванович Вернадский.
 

http://www.trinitas.ru (Субетто А.И.  "Ноосферно-социалистический путь подъема великой державности России как органичный путь России в XXI веке")


« Назад

Хиты

В России начались испытания аппарата «Луна-25»
В России начались испытания аппарата «Луна-25»
Российские специалисты начали испытания аппарата «Луна-25» («Луна-Глоб»), который в 2019 году должен приступить к изучению спутника Земли. Об этом в ходе выставки Paris Air Show-2015 в Ле-Бурже РИА Новости сообщил представитель «Объединения имени Лавочкина», представившего там макет аппарата. 
Первый в истории частный спутник на солнечном парусе вышел на орбиту
Первый в истории частный спутник на солнечном парусе вышел на орбиту
Разработан и построен он был на деньги некоммерческого Планетарного общества США, объединяющего энтузиастов исследования дальнего космоса. 
Роскосмос отложил оглашение результатов расследования аварии «Прогресса»
Роскосмос отложил оглашение результатов расследования аварии «Прогресса»
Роскосмос продлил на неопределенный срок работу комиссии по расследованию причин произошедшей 28 апреля 2015 года аварии транспортного грузового корабля (ТГК) «Прогресс М-27М».