/
КонтактыО проекте Блог
Galaktika

Вход | Регистрация


Запомнить меня
Забыли пароль?

 

  ПОИСК


 
 

 

Идеология развития /  Новейшее мировоззрение /  Русский космизм /  К. Э. Циолковский и становление ноосферы  

К. Э. Циолковский и становление ноосферы

Земля необходима как опора, как базис для распространения могущества человека в Солнечной системе и на ее планетах.

К. Э. Циолковский.

В литературе, посвященной становлению сферы разума, основоположниками концепции ноосферы считают, как правило, Э. Леруа, Пьера Тейяра и В. И. Вернадского. И в этом вряд ли приходится сомневаться, хотя сейчас мы уже встречаем и критические замечания в адрес В. И. Вернадского. Я считаю, что и К. Э. Циолковский также может считаться одним из основоположников этой концепции, хотя у него нет греческого наименования сферы разума, но понятие разума он употреблял. Дело, конечно, не в самом термине, а в содержании и направленности концепций сферы разума, которое у обоих ученых развивались примерно в сходном направлении.

Представления К. Э. Циолковского о сфере разума выгодно отличаются от представлений многих современных исследователей. Степень развития социального организма как целого он ставил в прямую зависимость от степени его разумности. Причем эта разумность, по его мнению, связана с этико-гуманистическими параметрами, имеется «нечто общее между всеми существами, достигшими совершенства: у них один ум, одно познание, одна цель — всеобщее и вечное счастье...» Видимо, это не следует понимать как отрицание многообразия форм жизни и плюрализма проявлений разума, а как намек на возможность у них общих черт интеллекта, законов познания, целей деятельности и т. д.

Всеобщее счастье и устранение всяких страданий — этот «категорический императив» космической этики К. Э. Циолковского — должен действовать во Вселенной. Цель совершенствования разума во Вселенной — бессмертие и счастье носителей этого разума. «Ноосфера Циолковского» отличается от «ноосферы Вернадского» не просто ярко выраженной космической направленностью, но и тем, что мыслится не только как космоноосфера, но и как астроноосфера.

Если космоноосфера — это развивающаяся в космосе сфера земного по своему происхождению разума, то астроноосфера — это уже объединение космоноосфер различного происхождения. А по Циолковскому, объединение должно быть, «ибо этого требуют выгоды существ, если они зрелы, то разумны, а если разумны, то не станут сами себе делать зла». Таким образом, по Циолковскому, степень гуманистичности разума неразрывно связана с объединением, что дает синергетический эффект, ведущий к цели существования и развития разумных существ — всеобщему благу и счастью.

Объединения разумных существ во Вселенной оказываются космической силой эволюции материи. Если В. И. Вернадский говорил о человеке и человечестве как о мощной геологической силе эволюции, то калужский ученый шел дальше и видел его космической силой. Он писал о том, что мысль может оказаться фактором эволюции космоса и объединенные в союзы разумные существа окажутся в состоянии влиять на развитие и устройство Вселенной. Причем это влияние должно полнее удовлетворять разумные потребности развития человека и человечества. Если среди атрибутов счастья Циолковский на приоритетное место выдвигает достижение бессмертия, то это он связывал с идеей автотрофности, причем опять-таки как социальной, так и индивидуальной.

Идею социальной автотрофности высказал впервые В. И. Вернадский, полагая, что человечество создаст технологии, которые смогут его обеспечить всем необходимым без использования готовых органических веществ биосферы. Однако В. И. Вернадский даже не предполагал, что его идея в принципе неосуществима на планете в широких масштабах. Это связано с тем, что использование косного вещества биосферы также подрывает основы существования жизни на планете, не способствует сохранению биосферы. Вот почему социальная автотрофность должна мыслиться не просто как независимость от живого вещества, а от биосферы Земли.

Как известно, К. Э. Циолковскому принадлежит мысль об освоении космоса и возможности его заселения человеком (вынос «индустрии в эфир»). Производство за пределами планеты уже не будет негативно влиять на ее биосферу и обеспечит социальную автотрофность. Именно на основе космического направления развития материального производства, его развертывания за пределами планеты и появляется возможность становления одной из зрелых ступеней ноосферы, которую я именую космическим обществом. И если верно, что ноосфера и автотрофный путь развития человечества не существуют друг без друга (так по крайней мере можно считать на основе трудов В. И. Вернадского), то все это реализуемо лишь на базе развития космоэкологической деятельности.

А это означает, что развитая ноосфера и социальная автотрофность реализуется главным образом на космической стадии становления сферы разума. К. Э. Циолковский мыслил развитие человека и человечества в космосе как независимое от биосферы Земли. Ученый выдвинул идею о превращении человека в космическое существо, живущее за счет энергии солнечного света, подобно растениям на Земле. Такая кардинальная трансформация человеческого организма, по мнению К. Э. Циолковского, приведет к продлению его жизни на тысячи лет и даже сделает его потенциально бессмертным. Когда-то эти идеи К. Э. Циолковского расценивались просто как фантастические, и на них ученые просто не обращали внимания. Сейчас появились гипотезы о «полевых формах» жизни и, возможно, мысли калужского ученого, включая и его фантастические идеи, все в большей степени будут восприниматься современной наукой.

Уже известно о том, что в космической устремленности мышления Циолковского важную роль играли экологические факторы. И это тоже связано со становлением ноосферы, если ноосферу мыслить, как общество экологическое, т. е. общество, в котором будут устранены угрозы глобальных экокатастроф и экокризисов. Экологическая составляющая ноосферы оказывается весьма существенной и не случайно некоторые ученые даже полагают, что социальная экология должна заниматься исследованием закономерностей становления и функционирования ноосферы. С этим мнением можно согласиться, если, конечно, не считать, что лишь социальная экология должна исследовать становление ноосферы. На мой взгляд, сюда следует включить и социальную информатику, которая изучает становление первой ступени ноосферы, которой можно считать глобальную информационную цивилизацию. В перспективе речь, по-видимому, должна идти о становлении комплекса наук о ноосфере, или ноосферологии, носящей междисциплинарный, интегративно-общенаучный характер.

Ноосферология — это не только наука о становлении и развитии самого разума, но вместе с тем и о закономерностях становления сферы разума — социальной и природной среды, в которой развертывается деятельность высокоразвитых цивилизаций, включая и среду космическую. Причем эта последняя вовсе не сводится к косной природе космоса, а включает в себя и среду разумную. В ноосферологию следует также включить и глобалистику как комплекс наук, занимающихся изучением глобальных проблем социального развития, ориентированных на перспективу выживания человечества. Совершенно очевидно, что становление ноосферы выступает как альтернатива гибели человечества. И не случайно К. Э. Циолковский, размышляя о преимуществах и перспективах освоения космоса, указывал на один из возможных путей их решения, связанный с освоением космоса, хотя и путь далеко не единственный. Конечно, во времена К. Э. Циолковского глобальные проблемы еще не осознавались, но ученый предчувствовал возможность угроз человечеству.

Причем, по его мнению, «знание всех угрожающих сил космоса поможет развитию людей, так как грозящая гибель заставит их быть настороже, заставит напрячь все свои умственные и технические средства, чтобы победить природу».

Ученый видел причину возможной гибели человечества во внешних по отношению к обществу «мировых враждебных силах». Нам сейчас понятно, что силы, «которые могут погубить человечество» скрываются в нем самом, и прежде всего в угрозе термоядерной и экологической катастроф. Но и в этом случае космонавтика также оказывается одним из механизмов решения глобальных проблем и становления ноосферы.

Не менее важно формирование ноосферного — «сверхнового» мышления, ориентированного на выживание человечества и на стратегию становления ноосферы. Именно в ноосфере в наиболее полной мере воплотятся идеалы гуманизма, наивысшего развития достигнет интеллект человека и цивилизации в целом, которой будет обеспечено безопасное во всех отношениях развитие.

Я мыслю ноосферу лишь как грядущее, а не уже существующее состояние общества. И это очень важно, ибо вряд ли можно отождествлять ноосферу с техносферой, современной социосферой, искусственной средой, губящей природу, а тем более с прогнозируемым некоторыми технократами бесприродным техническим миром. Несмотря на утопичность и неопределенность современных представлений о будущей ноосфере, мы должны видеть ориентиры и пути своего выживания, стремиться к сохранению не только биосферы, но и человечества в целом.

Ноосфера обретает свою зрелость, лишь выходя за пределы планеты, ее биосферы и распространяясь по пространству космоса в направлении к астроноосфере. Ноосфера не прямо возникает из биосферы, как об этом писал В. И. Вернадский, а из социосферы, причем отнюдь не трансформируя биосферу, а всячески сохраняя ее. Впрочем, речь должна идти не только о сохранении биосферы на планете, но и всей целостности планеты, поскольку, как полагал К. Э. Циолковский: «Земля необходима как опора, как базис для распространения могущества человека в Солнечной системе и на ее планетах».

http://epizodsspace.testpilot.ru ( " Земля и Вселенная" 1991 №6 по материалам статьи  А. Д, Урсул академик АН Молдовы " К. Э. Циолковский и становление ноосферы")

 


« Назад

Хиты

В России начались испытания аппарата «Луна-25»
В России начались испытания аппарата «Луна-25»
Российские специалисты начали испытания аппарата «Луна-25» («Луна-Глоб»), который в 2019 году должен приступить к изучению спутника Земли. Об этом в ходе выставки Paris Air Show-2015 в Ле-Бурже РИА Новости сообщил представитель «Объединения имени Лавочкина», представившего там макет аппарата. 
Первый в истории частный спутник на солнечном парусе вышел на орбиту
Первый в истории частный спутник на солнечном парусе вышел на орбиту
Разработан и построен он был на деньги некоммерческого Планетарного общества США, объединяющего энтузиастов исследования дальнего космоса. 
Роскосмос отложил оглашение результатов расследования аварии «Прогресса»
Роскосмос отложил оглашение результатов расследования аварии «Прогресса»
Роскосмос продлил на неопределенный срок работу комиссии по расследованию причин произошедшей 28 апреля 2015 года аварии транспортного грузового корабля (ТГК) «Прогресс М-27М».