"Россия— самая безгосударственная, самая анархическая страна вмире. Ирусский народ— самый аполитичный народ, никогда неумевший устраивать свою землю. Все подлинно русские, национальные наши писатели, мыслители, публицисты были безгосударственниками, своеобразными анархистами. Анархизм— явление русского духа, он по-разному был присущ инашим крайним левым инашим крайним правым«.
(Н.А. Бердяев)
Этапы эволюции теории анархизма
Одним изстереотипов восприятия анархизма всоветской литературе напротяжении нескольких десятилетий было представление pнем как обучении снеизменным набором элементов истатичным содержанием. Отчасти отрицание возможности развития теории анархизма было связано сидеологизированнымее восприятием, продиктованным политическими иидеологическими соображениями без выяснения глубинной природы ироли этого явления вобщественном сознании инапрактике. Сдругой стороны, сведение анархизма кего ранним формам XIXв., неисследованность политических иправовых взглядов такой крупной фигуры какП.А.Кропоткин, неизвестность учений других теоретиков анархизма, особенно более позднего периода вРоссии,— все это обусловило восприятие политической иправовой теории анархизма как явления, остановившегося всвоем развитии. Сконца 1960-х гг., когда анархизм все более отчетливо стал вырисовываться вобщественном сознании как феномен, имеющий длительную историю исуществующий вомногих современных странах, стало меняться иотношение кнему сточки зрения понимания его эволюции визменяющихся общественных условиях. Кнеобходимости исследования становления иэволюции политического иправового сознания анархизма наука подошла всамое последнее время. Однако донастоящего времени проблемы эволюции теории анархизма, вчастности, политического сознания анархического типа вРоссии, относятся кчислу малоисследованных.
Анархизм как ивсе общественные явления возникает иэволюционирует входе исторического развития. Анархический тип политического сознания зарождается вобщественном политическом сознании как один изего полюсов вглубокой древности, видимо, наранних этапах институализации политических отношений. Сложные механизмы социально-политического развития, чередования циклов порядка ихаоса вобщественной системе активизировали вобщественном сознании, синхронно спеременой этих состояний, соответствующиеим идеологические явления ипроцессы. Помере эволюции политической иправовой реальности цивилизации, усложнения общественной жизни, повышения уровняее организованности, эволюционировали итипы (полюсы) политического сознания— этатизм ианархизм. Вчастности, менялась структура, содержание иформы анархизма, его удельный вес изначение вразличные периоды вобщественном сознании. Начиная сидей даосизма вДревнем Китае, идей киников ичасти софистов вДревней Греции, анархический тип политического сознания долгое время представлял собой сравнительно аморфное, отчасти фрагментарное, вомногом синкретное идеологическое образование (адекватное уровню развития политической культуры иполитического сознания).
Позднее, впериод буржуазно-демократических революций иформирования индустриального общества ссоответствующими ему политическими формами, анархический тип политического сознания достигает новой ступени развития. Вэтих условиях под воздействием целой системы факторов, вчастности, появления новой социальной основы (взначительной части мелкобуржуазной), происходит переход накопившихся количественных изменений вкачественные, ианархический тип политического сознания вXIXв. кристаллизуется натеоретическом уровне вцелостную систему идей, авпрактике-политическом отношении анархизм оформляется всравнительно разветвленное пестрое политическое движение.
Вдальнейшем, становление государственно-монополистического капитализма, противоречивые революционные процессы встранах сболее поздним индустриальным развитием, возникновение социалистических государств иобнаружившаяся вскоре после этого объективная тенденция кформированию тоталитарных политических режимов, появление институтов современной многопартийной политической системы— все это наряду сдругими факторами привело кглубокой трансформации политического сознания вXXв.Ванархическом сознаний, пережившим глубокий кризис впериод российской революции 1917г., происходили крупные изменения, протекали процессы синтеза, переосмысления прежних анархических идей, теорий, происходила интеграция втеорию анархизма некоторых идей, концепций, появившихся вразличных течениях политической иправовой мысли, вгуманитарных иестественных науках. Формируется ряд течений постклассического анархизма. Врезультате анархический тип сознания вРоссии после 1917г. достигает новой ступени теоретической зрелости,
Вистории политической иправовой мысли вРоссии XIX— XXвв., понашему мнению, можно выделить следующие этапы эволюции теоретического анархического сознания: 1) 1830-1870-е гг. — формирование иразвитие раннего классического анархизма; 2) 18.70-е гг. — начало XXв.— становление иразвитие позднего классического анархизма; 3) примерно с1903до периода гражданской войны 1918—1920 гг. — завершение эволюции икризис классического анархизма, атакже формирование раннего постклассического анархизма; 4) с 1918—1920. гг.до 1930-х гг. эволюция течений постклассического анархизма (вэмиграции ипозднее); 5) совторой половины 1980-х гг. — формирование современного постклассического анархизма натерритории бывшего СССР.
Начальный этап связан сформированием иразвитием воззрений MА. Бакунина. Некоторые элементы анархизма содержались иуряда мыслителей изближайшего окружения Бакунина: влевом славянофильстве (К. С.Аксаков), внигилизме (В. А.Зайцев, Н.В.Соколов) идр. Кэтомуже периоду относится творчество бакунистов врусском революционном народничестве, втом числе эмигрантов (М. П.Сажин, H.H. Жуковский, З.К.Ралли идр.).
Второй итретий этапы прежде всего связаны створчествомП.А.Кропоткина— центральной фигуры вистории анархизма конца XIX— начала XXвв. Второй этап преимущественно эмигрантский. Особенность третьего этапа ввозрождении анархизма как политического движения всамой России (примерно с1903г.), его параллельное развитие ивзаимосвязь санархизмом вэмиграции. Ковторому итретьему этапам относится художественное ипублицистическое творчество христианского анархистаЛ.Н.Толстого, В.Н.Черкезова идр. Стретьим этапом эволюции анархизма связано творчество таких его теоретиков, какА.А.Боровой, Г.И.Гогелиа, М.И.Гольдсмит, П.Д.Турчанинов, Я.И.Кирилловский идр.
Этап эволюции постклассического анархизма связан прежде всего створчеством таких его теоретиков какА.А.Боровой, А.Л.Гордин, А.А.Солонович, А.М.Атабекян, А.А.Карелин, А.Ф.Агиенко, Г.П.Максимов, В.M. Эйхенбаум идр.
Наконец, внастоящее время впериод формирования современного позднего постклассического анархизма активно выступают стеоретическими ипублицистическими статьями такие лидеры современного анархизма, какА.Исаев, А.Червяков, А.Шубин, П.Рауш, Д.Жвания идр.
Периодическое изменение географической концентрации теоретиков российского анархизма, чередование мест разработки теории анархизма связаны сосменой политических режимов, репрессиями поотношению креволюционному иосвободительному движениям, уровнем развития политической свободы, счередующимися состояниями относительного порядка ихаоса вобщественных отношениях, институтах, сознании, сгеографическим распределением исоотношением этих факторов.
Далектика и факторы эволюции анархизма
Изменения, происходящие ванархическом сознании, вполне соответствуют критериям развития, принятым внауке. Вфилософской литературе развитие понимается как необратимое, направленное, закономерное изменение материальных иидеальных объектов, как одно извсеобщих свойств материи исознания. Необратимость развития анархического сознания проявляется внетождественности, несводимости друг кдругу, неповторяемости исторически эволюционирующих его форм. Обращение нановом историческом этапе кпрежним идеям (например, современного анархизма кнаиболее известным идеямМ.АБакунинаи, отчасти, П.А.Кропоткина, менее известного современным анархистам) принимает новые формы, происходит вконтексте иного содержания теории анархизма. Преемственность вистории политической иправовой мысли, втом числе втеории анархизма, нельзя рассматривать как механический процесс: она отличается сложной диалектикой.
Направленность изменений политического иправового анархического сознания входе его эволюции определяется направленностью изменений вобъекте его отражения— вгосударстве, других политических институтах, вправе. Структурное, функциональное ииное развитие влечет засобой развитие (усложнение, утончение ит.д.) идеальных средств отражения, моделирования этих явлений ипроцессов (втипах сознания как сположительным, так исотрицательным отношением кданным явлениям, процессам). Направленность происходивших изменений втеории анархизма проявилась впостепенном формировании раннего ипозднего классического анархизма, азатем вначале XXв.— вскладывании целой ветви новых течений постклассического анархизма. При этом анархическое сознание как нечто целостное имеет иобщие черты, аразвитие анархизма оказывается направленным развертыванием потенциальных возможностей этого типа сознания. "Для того, чтобы нечто развивалось,— писалА.Ф.Лосев,— необходимо, чтобы оно уже всамом начале содержало всебе взамкнутом инеразвернутом виде все свое дальнейшее становление идвижение". Наконец, закономерность исторических трансформаций анархизма обусловлена всей системой воздействующих нанего экономических, социально-классовых, политических, духовных ииных факторов. Закономерность эволюции анархизма проявляется ивподчиненииее общим закономерностям развития общественного сознания, ивдействии специфических закономерностей, свойственных системе идей анархизма.
Следует отметить некоторые особенности развития анархизма вРоссии вXIX—XXвв.: цикличность ипрерывность этого процесса, атакже относительное снижение теоретического уровня анархизма вначале нового цикла, «витка развития ипостепенный выход его нановый уровень теоретического осмысления реальности. Так было вначале XXв., когда формирующийся постклассический анархизм сначала вомногом уступал уровню развития классического анархизма. Подобная ситуация повторяется внастоящее время, когда новый (более поздний) постклассический анархизм значительно уступает уровню анархизма предшествующего этапа его эволюции. Однако история анархизма свидетельствует отом, что начиная новый «виток спирали» своего развития анархическое сознание, какбы всокращенном варианте, ускоренно проходит предшествующие этапы своей эволюции ипостепенно выходит куровню предыдущего кульминационного развития, раскрывая при этом новые возможности познания икритики, выдвигая новые идеи, концепции, обращаясь кновым методологическим основам ит.д.Так было взрелых произведенияхП.А.Кропоткина, завершившего развитие классического анархизма ивзрелых течениях постклассического анархизма, «перераставших» в 1920-х гг. традиционный анархизм. Есть основания предполагать постепенный выход нановый теоретический уровень инабудущих этапах развития современного анархизма. При этом отмеченные процессы протекают вусловиях общего ускорения ритма социального времени иувеличения информационной емкости общественных процессов.
Эволюция анархизма— сложный, неоднозначный ипротиворечивый процесс его адаптации кизменившимся историческим условиям. Впериод 1918-1920-е гг. анархизм пережил глубокий кризис, долгое время всоветской литературе трактовавшийся ошибочно как окончательный крах иконец анархизма. Вдействительности кризис привел кнапряженной работе анархического сознания, переосмыслениюим своих теоретических конструкций, кглубокой внутренней трансформации ипоявлению ряда новых течений. Фактически врезультате кризиса наметилась смена внутритиповых форм данного сознания. Посути это был кризис и«потрясение основ» классического анархизма, сформировавшегося вXIXв.Новнутри анархизма сначала XXв. уже формировалось несколько новых течений. Вусловиях кризиса классического анархизма происходит интенсивное развитие новых течений, их дальнейшая дифференциация. Постепенно именно они начинают определять «лицо» трансформированного анархизма.
Обновление, усложнение анархизма происходило нетолько науровне появления новых идей, концепций. Формировалась иновая историческая макроструктура анархического типа политического сознания— постклассический анархизм отделялся отанархизма классического. Тем самым происходила своего рода локализация кризиса анархического сознания как кризиса прежнего, традиционного анархизма. Постклассический анархизм воспринял отклассического анархизма ряд его фундаментальных идей, новобновленной форме, атакже выдвинул новые положения, концепции, поставил новые проблемы.
Врезультате кризиса классического анархизма, обнаружившего вомногом практическую несостоятельность, произошла своего рода «мутация» анархического сознания. Возникший при этом постклассический анархизм интегрировал два основных направления эволюции прежнего анархизма: а) линию относительной модернизации, при которой сохранялась значительная преемственность итесная связь обновленных теорий спредшествующими иб) линию максимально радикальной модернизации, предполагающей меньшую степень преемственности ибольший разрыв склассическим анархизмом, значительную его ревизию. Врезультате врамках постклассического анархизма появились два крупных идейных образования— модернизированный классический анархизм (неоклассический анархизм) инеклассический анархизм.
Важно отметить, что процессы, протекавшие ванархическом сознании вРоссии в 1918-1920-х гг. были более ярким, несколько опережающим имногообразным проявлением общих мировых тенденций эволюции анархизма. Наиболее ярко вышеназванные черты проявляются унеклассического анархизма. Вэтомже направлении постклассического анархизма отчетливо прослеживается тенденция ксинтезу начал анархизма-индивидуализма ианархизма-коммунизма, что нашло крайнее выражение втеории интериндивидуализмаА.Л.Гордина. Особое внимание неклассического анархизма кпроблемам свободы личности продолжает общую традицию анархизма, проявившуюся вработахМ.Штирнера, П.Ж.Прудона, М.А.Бакунина, П.А.Кропоткина. Обостренностьже постановки этой проблемы связана сособенностями развития вРоссии капиталистических отношений, некоторых буржуазно-демократических политических иправовых институтов до1917г. Опыт войн иреволюций начала XXв., формирование первых тоталитарных режимов в 1920-х гг. давал много нового материала для размышлений онезащищенности личности, ее бесправия ибессилия поотношению кгосударству вэтих условиях.
Эволюция анархизма определяется системой факторов: экономических, социально-классовых, политических, юридических, духовных. Все факторы, усиливающие вобществе социальную неустойчивость, дестабилизацию, порождающие психологию отчаяния, содействующие дискредитации ираспаду существующих политических структур, институтов, систем, нагнетающие ожидание глобального исторического скачка вразвитии, своего рода чуда ит.д. являются теми векторами воздействия, равнодействующая которых кристаллизуется вэволюционирующую иимеющую большую или меньшую степень распространенности систему идей анархизма.
Всфере экономики кним относятся: разорение мелких собственников, обнищание различных социальных слоев, безнадежно опускающихся все ниже иниже зачерту бедности, контраст между нищетой народа ибогатством государства, государственное покровительство перераспределению собственности винтересах капитала ивопреки интересам широких слоев общества, чрезмерные государственные прямые или косвенные налоги снаселения, развитие государственного монополизма иего диктат, порождающие недовольство мелких собственников, неэффективное инекомпетентное вмешательство государства вэкономику, экономические кризисы, недостаток продуктов питания итоваров первой необходимости, гиперинфляция, огромные расходы насодержание армии итд.
Ксоциальным факторам, влияющим навозникновение, эволюцию иинтенсивность распространения идеологии анархизма можно отнести: рост социальных слоев свысокой степенью неустойчивостиих положения вобществе (мелкобуржуазных, деклассированных, люмпенизированных ит.д.), получившие огласку льготы ипривилегии бюрократии, особенно непропорциональныеее вкладу вобщественное производство, науку икультуру ит.д.
Кобщим политическим факторам, благоприятным для развития анархизма относятся: произвол властей, деспотизм, процветающий бюрократизм, отсутствие или неразвитость демократических традиций, чрезмерный централизм иконцентрация власти водном органе или уодного лица, отсутствие местной инициативы исамоуправления, милитаризация политической жизни, рост взяточничества икоррупции вгосударственном аппарате, утрата авторитета властью идоверия населения кней, непопулярность проводимой правительством политики, падение международного престижа государства, участие вбессмысленных войнах или поражение вних, распад существующих государственных форм инеопределенность новых, сепаратистские ицентробежные тенденции вполитической жизни, наличие сильной оппозиции, использующей популистские методы итактику ит.д.
Каналогичного характера юридическим факторам могут быть отнесены: юридическая незащищенность личности, фиктивность формально признанных прав человека игражданина, подмена права произволом вформе законов или других актов, высокая степень противоречивости законодательства, многозаконие инеисполнение законов, нарушения законности, особенно самими государственными органами, падение роли законодательных органов, произвольные отмена, толкование законов илиих дискредитация, игнорирование органами власти иуправления— высшими или местными, широкое распространение имногообразие форм правового нигилизма, разрыв иневыполнение международных соглашений ит.д.
Факторы духовной сферы, содействующие формулированию иэволюции анархического сознания, включают: некомпетентное бюрократическое вмешательство государства всферу науки, культуры, искусства, религии, идеологии; коизис государственной идеологии; кризис икрушение тоталитарной формы общественного сознания; глобальная переоценка ценностей политического, правового, нравственного сознания, разрушение прежних его устоев, стереотипов, традиций; распространение космополитических, антимилитаристских, радикально-либеральных, ультра-революционных идей как стимулирующих создание благоприятных для анархизма условий существования ит.д.
Ксоциально-психологическим факторам, содействующим формированию иразвитию анархического сознания, следует отнести, вчастности: наличие уопределенных социальных групп маргинального сознания, психологии отключенности иотчужденности отофициальной политической жизни иполитических институтов; возникновение устойчивого чувства безысходности, отчаяния, или, наоборот, надежд намгновенные разовые радикальные перемены вобщественном положении, возникновение иустойчивость отрицательных чувств, эмоций, образов поотношению кгосударству, его органам, законодательству, кбюрократии ит.д.
Сложное сочетание иразличная интенсивность отмеченных факторов, многоплановые связиих сдругими явлениями ипроцессами, протекающими вобществе, определяют особенности эволюции анархического сознания вразличные исторические эпохи, периоды, вразличных регионах. Эволюция социально-экономической, политической системы, права, развитие науки, культуры, общественного сознания оказывают свое влияние инаэволюцию анархизма.
Особенно интенсивное имногообразное развитие анархизма вРоссии определялось некоторыми специфическими факторами, конкретно-историческими условиями существования иэволюции российского анархизма. Л.Н.Толстой связывал "такоерадикальное отношение кгосударству сособенностями «русского характера», его максимализмом ("все или ничего"). ПомнениюНА. Бердяева, "Россия— самая безгосударственная, самая анархическая страна вмире. Ирусский народ— самый аполитичный народ, никогда неумевший устраивать свою землю. Все подлинно русские, национальные наши писатели, мыслители, публицисты были безгосударственниками, своеобразными анархистами. Анархизм— явление русского духа, он по-разному был присущ инашим крайним левым инашим крайним правым«.
Причины широкого распространения анархизма вРоссии вконце XIX— начале XXвв. многообразны. Прежде всего они связаны сособенностями исторического развития России вэтот период. Назревание иразвитие буржуазной революции встране соединилось споражениями вКрымской войне ивойне сЯпонией, стяготами первой мировой войны, сподавлением революции 1905—1907 гг. Широкое проникновение капиталистических начал вэкономику изапаздывание преобразований вполитической сфере, праве создавало дополнительные противоречия. Сложное переплетение экономических, социальных, политических, идеологических, национальных противоречий отличали общественную жизнь иобщественное сознание России этого периода. Вначале XXв. вРоссии возникает зона повышенного исторического напряжения. Накопившаяся инеимеющая возможности легально реализоваться, революционная энергия высвободилась, вкатастрофической форме, разрушая ипрошлое ипредставлявшиеся нерадикальными альтернативные варианты будущего развития (втом числе конституционный путь преобразований).
Вторичное развитие капитализма вРоссии наболее высоком историческом уровне ипод влиянием опередившихее стран происходило форсированно итребовало решительного разрешения накопившихся отразных эпох противоречий. Необходим был более энергичный исторический «рывок», «скачок». «Сжатие» вдесятилетия идаже годы процессов, развертывавшихся встранах первичного буржуазного развития настолетия, "приводит, общества второго эшелона кгораздо большему социальному напряжению, диспропорциям, общественным противоречиям иконфликтам«. Дополнительное историческое напряжение вело квысокой степени поляризаций политического сознания, максимальному раскрытию возможностей его типов, атакже кобщей радикализации политической мысли. Это создавало благоприятную среду для развертывания иширокого распространения форм анархического сознания.
Ксущественным особенностям буржуазной трансформации встранах второго эшелона относится более значительная роль государства игосударственного капитализма. При этом деятельность государства оказывалась весьма противоречивой: «активно насаждая технико-организационные формы буржуазного хозяйства», оно выступало как консервативная сила вобщественно-политической жизни. Одновременно происходил быстрый рост российской бюрократии. Если в1804г. Российская империя имела примерно 13260табельных чиновников, тов1847г. их было уже 61548чел. (более чем в4,5раза больше). Согласно переписи 1897г. численность служащих государственного аппарата составляла около 250тыс.чел., ав1917г. покосвенным оценкам— примерно 600—700. тыс. чел.. Кстати, как известно, к1986г. вСССР ваппарате государственного управления работали 18—19 млн. чел. или было занято 32,6млн. должностей. Быстрый рост бюрократии ибюрократизация разбухшего государственного аппарата всегда служили одним изфакторов развития анархического сознания.
Российское самодержавие обнаруживало недальновидное упорство внеприятии хотябы ограниченного конституционного строя, даже посравнению сдругими странами, относящимися ковторому эшелону капиталистического развития. Так, буржуазные конституции были приняты вГреции в1844г., вРумынии в1866г., вСербии в1869г., вБолгарии в1879г., вЯпонии в1840г. ит. д. ВРоссии элементы конституционного строя появились лишь в1906г. Непоследовательные, противоречивые преобразования «сверху» вРоссии вели кнакоплению энергии мощного социального взрыва «снизу», кросту стихийности вреволюционном движении, кутрате веры ввозможности использования прежних или реформированных форм государства изаконодательства винтересах социального прогресса.
Впериод мировой войны анархические настроения получают новое развитие. Бессмысленность, бесперспективность, антинародность войны, принесенные еюбедствия, жертвы, утрата доверия правительству, антимилитаристская пропаганда, массовое дезертирство сфронта способствовали росту антигосударственных настроений. Содействовали этому исамораспад части государственных структур, паралич государственной власти, двоевластие, «слом» старого государственного механизма иотмена законодательства прежних правительств в1917г., формирование с1905г. альтернативных государственным структурам органов революционной власти иуправления— Советов.
Геополитические факторы также наложили свой отпечаток наформы государства иполитическое сознание России. Гигантскому потерритории государству требуется значительно больше усилий для преодоления центробежных тенденций. Это влияет начисленность государственного аппарата, формы правления игосударственного устройства, политический режим. Евразийское географическое положение России ведет ксинтезу веё политической культуре культурных традиций Запада иВостока, Европы иАзии, что иобогащает российскую политическую культуру, ноипорождает некоторые дополнительные противоречия вполитическом сознании.
Масштабы страны оказывают определенное влияние напротивопоставление вобыденном сознании географически удаленной отмногих мест империи, икак правило, идеализируемой центральной власти ивласти местной, отношение ккоторой весьма критическое. Такое контрастное восприятие власти таило всебе опасность вслучае разочарования вцентральной государственной власти, вмонархе, возможной экстраполяции этого разочарования, недоверия нагосударство вцелом. Иеще одно обстоятельство, связанное сгеополитическим фактором. Расположенность государства наогромной территории, объединениеим сотен больших ималых народов, связь ипограничные естественные контакты государства-гиганта смногочисленными государствами Европы, Азии, Америки иобусловленная этим повышенная заинтересованность его всостоянии дел вомногих регионах планеты,— все это уподданных крупнейшего государства планеты формирует чувство причастности кмировым процессам, содействует более активному обращению кидеям ипроблемам планетарного масштаба. Это всвою очередь питает идеи интернационализма икосмополитизма, являющиеся, как правило, составной частью анархического сознания.
Влитературе обращалось внимание натакую черту эволюции анархизма, как все более отчетливое превращение его впродукт современного города. Эта тенденция ярко выражена впостклассическом анархизме.
по книге С. Ф. Ударцева "Политическая и правовая теория анархизма в России: история и современность""
Жители Москвы и области в ближайшие дни смогут увидеть полет МКС
Международную космическую станцию (МКС) в ближайшие дни можно будет увидеть над Москвой и Подмосковьем, для этого ушедшим на изоляцию жителям даже не придется выходить на улицу - станция будет видна из окон квартир, сообщает Музей космонавтики.
Первопроходцы Марса. Пять самых знаменитых марсоходов
20 марта NASA сообщила о полной готовности марсохода Perseverance к полету. На него были установлены специальные пробоотборники для грунта. Именно в них марсоход может привезти на Землю образцы поверхности и, кто знает, возможно и жизнь.
На Марсе обнаружили странную дыру
Ученые НАСА обнаружили на снимках Марса необычную дыру. Отверстие расположено на склоне потухшего вулкана и может намекать на живые организмы, сообщается в блоге НАСА.
Планета Марс | Технический прогресс | Космодромы | высокие технологии | Современная культура | Иван Ильин | Шпенглер | Национальная идея | наукограды | городские игры
« Назад