/
КонтактыО проекте Блог
Galaktika

Вход | Регистрация


Запомнить меня
Забыли пароль?

 

  ПОИСК


 
 

 

Идеология развития /  Русская национальная идея: варианты /  Коммунизм как русская национальная идея  

Коммунизм как русская национальная идея

Сверхценность власти

В России в условиях рискованного земледелия любые работы, требовавшие длительного отвлечения от повседневных забот натурального хозяйства, должны были выполняться коллективно. Более того, при нередких у нас неурожайных годах само выживание становилось делом коллективным. Типичный для Западной Европы и США успешный фермер-одиночка в России был невозможен (а в большинстве ее районов невозможен и теперь). Соответственно здесь, как и далее к востоку, в Средней Азии, не могло привиться понятие неприкосновенности и святости частной собственности.

На Западе у независимых хозяев-собственников власть стала продуктом общественного договора. В России роль власти не могла не быть гораздо шире и глубже: чем больше человек зависит от безличных сил природы, тем больше его зависимость и от других людей, а значит, и от власти. Здесь ее всегда воспринимали как высшую, чуть ли не сверхъестественную силу, в этих условиях власть неизбежно стала предпосылкой богатства, сверхценностью, синонимом доступности всех мыслимых благ. Ответственность сопрягали с властью уже где-то на заднем плане.

Эти особенности России объективно способствовали формированию в ней общества, которое иногда называют "тоталитарным", предпочтем, вслед Зигмунду Фрейду, другой термин- "массовое", то есть полностью подчиняющее себе личность, растворяющее ее в себе.

Ликвидация богатых

Из сказанного очевидно, почему одна из концепций "массового" общества, а именно - созданный Марксом коммунизм с его идеей-лозунгом коллективной "власти народа", в России нашел для себя самую плодородную почву.

В российском массовом сознании "власть народа" восприняли в первую очередь как возможность безответственно обладать богатством, нимало не задумываясь о том, откуда это богатство возьмется. Гражданское общество - это общество хозяев, производителей, а "массовое" общество продолжает, как пишут ученые, первобытную орду, когда человек еще не имел такого понятия, как производство, когда любые блага он искал и находил в природе и воспринимал их как данные Богом. Следование этой традиции мы можем наблюдать в России, где до сегодняшнего дня массовое сознание вменяет в обязанность власти "накормить народ", в то время как в гражданском обществе функции власти совсем иные: ее задача - обеспечить условия максимально возможного развития производства, чтобы народ мог сам кормить себя и не только прокормить, но и создать богатства, обеспечивающие ему достойное место в мире.

Не случайно в России с восторгом были встречены лозунги коммунистов о "ликвидации богатых", а среди крестьян-бедняков - и "коллективизации". Всеобщая уравниловка, для которой в теории Маркса существовали не более чем предпосылки, в России была воспринята как руководство к действию, а коммунизм оказался подменен русской национальной идеей в формулировке: "все отнять и поделить поровну, по справедливости".

В названии одной из наиболее известных, классических работ марксизма: "Происхождение семьи, частной собственности и государства" перечислено то, что, по мнению основоположников этой теории, будет изжито в развитом коммунистическом обществе. Но в России доморощенные коммунисты "изжили" лишь частную собственность, причем относительно быстро, потому что она только начала здесь складываться - не менее половины производителей еще жили натуральным хозяйством. Уничтожение семьи как экономической ячейки общества, о чем с пафосом говорилось в "Манифесте Коммунистической партии", и отмирание государства находились вне пределов понимания для того общества, в котором большевики совершили свою революцию. Все остальные страны, приступавшие затем к "строительству коммунизма", делали это обычно по советским рецептам. В результате теория марксизма по сей день остается лишь теорией. Скорее всего это безумная утопия, потому что вряд ли достижимо преобладание коллективных, общественных интересов над личными. Либо - кто может поручиться? - идея, намного опередившая свое время. Во всяком случае, устремления российских коммунистов свелись к захвату столь вожделенной, самоценной в условиях России власти.

Главное в том, что коммунистическое общество, каким оно создавалось в России в качестве разновидности "массового", представляет собой диалектическую противоположность гражданскому, то есть обществу ответственных хозяев, собственников, в котором власть избирается демократическим путем и каждый член общества может сказать: "Государство - это мы".

по данным "Независимой Газеты"


« Назад

Хиты

В России начались испытания аппарата «Луна-25»
В России начались испытания аппарата «Луна-25»
Российские специалисты начали испытания аппарата «Луна-25» («Луна-Глоб»), который в 2019 году должен приступить к изучению спутника Земли. Об этом в ходе выставки Paris Air Show-2015 в Ле-Бурже РИА Новости сообщил представитель «Объединения имени Лавочкина», представившего там макет аппарата. 
Первый в истории частный спутник на солнечном парусе вышел на орбиту
Первый в истории частный спутник на солнечном парусе вышел на орбиту
Разработан и построен он был на деньги некоммерческого Планетарного общества США, объединяющего энтузиастов исследования дальнего космоса. 
Роскосмос отложил оглашение результатов расследования аварии «Прогресса»
Роскосмос отложил оглашение результатов расследования аварии «Прогресса»
Роскосмос продлил на неопределенный срок работу комиссии по расследованию причин произошедшей 28 апреля 2015 года аварии транспортного грузового корабля (ТГК) «Прогресс М-27М».