" Русская доктрина" как русская национальная идея: основные положения
Цивилизация— личность
Россия представляет собой самостоятельный человеческиймир, невыводимый издругих исторических или культурных субъектов. Существование России безусловно, внем есть собственная правда, которая ненуждается вовнешнем оправдании. Мы— неЗапад инеВосток, неокраина Азии инемладшие братья европейцев. Русский мир— особая цивилизация сосвоим лицом, по-особому смотрящая ивидящая человека, общество, историю, Бога.
Россия неможет быть ограничена какой-либо служебной ролью, както: придатка, звена вцепи, смесителя, барьера, моста, передаточного буфера между разными расами, религиями, цивилизациями, либо какими-то другими началами истории. Любую служебную роль Россия может исполнять только посовместительству. Родина для русского человека представляет собой неотвлеченную систему, несумму индивидов, неорганизм, подобный растительному, асверхиндивидуальную исверхнациональную личность вистории. Именно поэтому полноценным носителем России, русского духа являются нестолько государственные формы иинституты, всегда втой или иной мере механистические, сколько сам русский человек.
Посягательство наРоссию-личность, вкакойбы форме оно нивыражалось (вформели военного вторжения, идейного отрицания или попыток навязатьей чужую волю), откогобы оно ниисходило (извне или изнутри), рассматривается русским человеком— носителем ивыразителем соборной личности России— как угроза естественному миропорядку ипопытка разрушения справедливого положения вещей.
Быть русским человеком— это понятие небиологическое, неязыковое идаже некультурно-конфессиональное, если последнее определяется всвете формальной принадлежности. Быть русским— значит исповедовать деятельную веру вРоссию, убежденность вее высоком предназначении. При этом доконца понять это предназначение врядли возможно человеку— здесь будет честнее остановиться перед тайным призванием этой «заповедной земли», «святой Руси».
Русская доктрина представляет собой непросто попытку идеологического самоопределенияее создателей, ноопыт соборного самоосознания России. Мыпредпринимаемее сегодня, накачественно новом этапе непредусмотренного внешними недружественными силами возрождения России. СРусской доктриной можно несоглашаться, нонельзя непризнать самой необходимости работы посозданию долговременной идейно-политической стратегии. Изчего такая стратегия должна исходить? Понашему мнению, изосознания иосуществления особой мировой роли России, которая еюисполнялась напротяжении веков. Хула на какие-то положения Доктрины простительна, хула наРоссию неимеет оправдания. Кто впрягается вдело Доктрины, утверждая свое, иное, или внося коррективы вуже созданное,— тот наш собрат исоратник. Кто отвергает такую стратегическую работу, считаяее бессмысленной, непомогаетей инеодобряетее— тот наш противник.
Государство Российское
Россия учреждена Богом инеможет быть кембы тонибыло переучреждена. Русские люди неотрекаются отсвоего прошлого. Несмотря науклонения отсвоего предназначения, вопреки заблуждениям предков исовременников, мыощущаем свою историю как целое, как непрерывную преемственность поколений, как свое единство спрошлым; одновременно мынеизбегаем нелицеприятной критики иоценок тех соотечественников (включая высших государственных деятелей), кто принял наверу навязанные извне ценности, осознавая полностью или частично стоящую заними стратегию внешнихсил.
Сегодняшняя Россия является продолжением исторической России— политический иправовой разрыв сМосковским государством, Российской империей или Советским Союзом непризнается, посколькуих никто неупразднял. Если вожди иправящий слой несоответствуют исторической России— это неотменяет самой России иприсущейей внутренней правды.
«Божье царство» наземле построить нельзя, оно утверждается вчеловеке, видеале преобразуя имир вокруг него. Земное государство неможет быть безупречным илишенным примесей зла— однако это недолжно мешать русским идти вгосударственное дело, отстаивать духовную суверенность России истремиться кпреображениюее в«государство социальной правды». Сэтим связано ирусское представление освободе— свобода неотделяется отправды инеживет безнее.
Россия недвижется поземле как цивилизаторский «каток», несплющивает другие народы икультуры вплоский ландшафт.
Настоящая свобода неможет быть построена нанеправде ипорабощении других. Сэтим связан неколониальный характер русской экспансии— налоговое бремя было единым для всех, включая коренное оседлое население. Вместе сосвоей державой Россия сообщала шедшим под эту державу племенам огромную степень духовной икультурной свободы, которая изначально воспринималась как естественная ценность. Поступательное влияние русской культуры ирелигии, русских нравов было мягким, ненавязчивым. Это влияние было связано также свовлечением присоединенных народов встроительство России, развитие исовершенствование общей цивилизации— ихпредставителям открывались все возможности вполучении образования, внауке, военном ремесле, торговле. Так оно должно оставаться ивпредь.
Россия недвижется поземле как цивилизаторский «каток», несплющивает другие народы икультуры вплоский ландшафт. Наши братья, входящие врусскиймир, врастая внего, остаются при этом самими собой. Напротив, выпадение изрусского мира влечет засобой— что признают сегодня имногие представители бывших союзных республик— нетолько социальную деградацию, ноицивилизационное отставание ивконечном итоге потерю себя. Для русских государство является формой существования нации вцелом, анеодной только системой политических институтов. Тем более не«аппаратом» управления ипринуждения.
Втрадиционном русском представлении государство призвано служить как хранителем высшей правды, так истражем совокупного общего достояния, унаследованного отпредков. При этом врусских высокой степени развития достигает ииндивидуальное, не-шаблонное, творческое начало.
Русская нация
Мыявляемся государственной нацией. Каждый русский гражданин— частица государства иноситель государственности. Эта уникальная государственность формировалась как мир миров, дом многих иразных народов— такого опыта небыло инет ниуодной страны так называемого «цивилизованного человечества».
Мы мыслим нацию как силовое поле истории, которое удерживает исплачивает всебе различные этнические исоциальные группы. Нация— это самовозрастающий, способный ксверхплеменной солидарности социальный организм.
Россия складывалась некак «гражданская нация», акак определенный союз племен, ядром которого являются русские вузком смысле слова (тоесть великороссы). Вместе все эти племена составляют круг коренных народов России. ВXXвеке, всоответствии спровозглашенным тогда правом нации насамоопределение (элементом актуальной втот период конъюнктуры), различные этнические группы получили территориально-политическую автономию разного уровня, вдальнейшем, еще всоветский период, использованные местными элитами вкачестве средства борьбы запривилегии враспределении союзного бюджета.
Таким образом догма, чуждая исторической традиции России, стала источником экономических противоречий, которые при содействии внешних сил (прежде всего истэблишмента США, мотивированного собственными имперскими интересами) были в 1980-х годах вновь переведены вполитическую плоскость, скровавыми последствиями, лишениями ицивилизационным регрессом наСеверном Кавказе ивдругих регионах. Лишь в2000году было внедрено деление Российской Федерации нафедеральные округа, что создало условия для новой региональной политики. Однако утвержденная вначале 1920-х гг. территориальная конструкция сохраняется, несмотря накрайне формальный характер административных границ вомногих регионах, таких как ЯНАО, ХМАО, ЕАО, где титульный этнос составляет ничтожное (втом числе ипосвоей экономической роли) меньшинство.
Нация— это самовозрастающий, способный ксверхплеменной солидарности социальный организм.
Национально-территориальная система, несомненно, подлежит постепенному изменению ивконечном счете упразднению, что непротиворечит реализации этническими меньшинствами своих прав. Впринципе каждый коренной этнос должен обладать учредительным статусом навсей территории России, анетолько впределах своих «титульных» республик.
Замена умозрительно-формальной федеративной системы надоказавшую веками свою жизнеспособность имперскую систему государственного устройства предполагает единое для всей страны законодательство, учитывающее местные особенности. Это устройство нетождественно европейской модели национального государства, сплошь ирядом демонстрирующей неэффективность всамой Европе.
Разделение наших этнокультурных групп на«российские» и«русские»— терминологическая диверсия, которую необходимо распознать иобезвредить. Нужно вернуть вречевой обиход понятие «русские меньшинства». Мыдолжны называть себятак: «великороссы», «белорусы» «русские татары», «русские коми», «русские евреи» ит.д.Авсех вместе— просто «русскими». Точная, честная формула исторической России— русское ядро (великороссы) всоюзе срусскими этническими меньшинствами. Эта формула вовсе неозначает «узкий национализм», совсем наоборот— она его исключает. Поскольку именно такая формула дает возможность мыслить Россию как добровольную сверхплеменную коалицию народов. Эта формула России воплощает всебе живой парадокс сверхнациональной нации, какой русские иявляются фактически, ивоспринимаются внешним миром.
Иллюзия, что можно заново создать нацию, что Россия нуждается всего лишь вкопировании формата «национального государства» по-европейски — насмешка над нашей нацией, которая существует иразвивается как минимум 600лет. Это незначит, что нанынешнем этапе своего развития нация ненуждается вобновлении исозидании заново ряда своих важнейших органов иинститутов (таких как Земский собор, местное самоуправление, институт народных защитников, институт государственных попечителей для этнических ирелигиозных меньшинств, координационные органы традиционных религий нацентральном иокружном уровнях управления идр.). Незначит это итого, что нация ненуждается висправлении многовекового перекоса, когда развитие целого осуществлялось вущерб развитию русского этнического ядра снесправедливой недооценкой его нужд (аточнее сказать— спереоценкой его терпения иготовности жертвовать собой). Исправить этот перекос— дело самих русских государственников.
Российское государство обязано вернуться кправильной расстановке приоритетов, когда реализация прав иинтересов народностей России недолжна умалять права иинтересы великорусского большинства.
Русский дух
Русский дух кристаллизуется всоциально значимых формах ирезультатах— его величие запечатлено ввеликой религиозной Традиции иввеликой мирской Культуре. Быть русским можно по-разному. Русскость может проявляться как вобщем, так ивисключительном, высоком смысле. Минимум уровень принадлежности кРоссии— это союз исотрудничество сней, приверженность русской цивилизации как своему большому дому. Вэтом смысле непринадлежность квеликороссам иславянам неделает граждан России нерусскими— нерусскимиих может сделать лишь сознательная конфронтация сРоссией, срусским миром.
Номожно стать русским иввысоком смысле слова— это значит жить русским духом, стать его олицетворением— задача огромная иневсем поплечу. Врусском языке слово «народ» имеет смысл не«серой массы», а, напротив, той высоты, взять которую способен далеко некаждый. Своего народа нужно быть достойным, честь принадлежать к«народу» нужно заслужить.
Память овеликих представителях нации сохранена вкультуре; поддержание этой памяти является прямой государственной задачей. Образцы высшей русскости— перед нами. Это святые, которые ваяли духовный лик страны, это воины, которые полили своей кровью родную землю, это творцы исозидатели, которые строили Россию. Утверждение этих образцов вкачестве примера— нетолько воспитание русскости, ноиусловие защиты духовного ифизического пространства для утверждения своей Традиции-Цивилизации. Поэтому высокое имя русского человека заслуживает лишьтот, кто крепко стоит всвоей русскости, нетеряет лица инеподдается веяниям, которые размывают наш национальныйдух.
Наша задача идолг неугодить всему миру, аотвоевать исохранить необходимое духовное ифизическое пространство для утверждения своей Традиции-Цивилизации.
Своего народа нужно быть достойным, честь принадлежать к«народу» нужно заслужить.
Русское Православие поправу обладает первенством чести среди традиционных вероисповеданий нашей страны, Русская Церковь (включая старообрядчество) внесла решающий вклад встановление иразвитие России. Традиционные для России религии, такие как православие, ислам, буддизм немогут рассматриваться как альтернативы друг другу. Священные для своих народов, они священны идля всей России. Формула русского отношения киным верам, ксоотечественникам-иноверцам проста иуникальна, вомногом противоположна западному подходу: мысуважением принимаем традиционные верования своих собратьев погосударственности иисторической судьбе. Россия— это неарена для столкновения воинственных прозелитов, для «свободной конкуренции» агрессивных миссионеров, это ненаш стиль духовной жизни.
Задача русского человека непротивопоставлять друг другу верования сограждан, аподдерживать единый для всех носителей русской цивилизации нравственныймир, этический кодекс, органичное иуниверсальное представление опрекрасном ибезобразном. Долг каждого поколения— приобщаться кВеликой Культуре ипитатьее, что является делом чести как для потомков нынешних граждан России, так идлятех, кто вливается врусскиймир, принимает наш образ мысли ижизни, кто делом доказываетто, что связал свою личную судьбу ссудьбой России, нетолько настоящей, ноибудущей.
Русское хозяйство
Кому-то покажется удивительным, нопосле разрушительного Смутного времени 90-х годов вначале нового столетия уРоссии появляется шанс возглавить процесс построения новой макрорегиональной системы— кэтому располагает исрединное географическое положение России, ее возможности вкачестве транзитной страны, ее огромный ресурсный потенциал, ее опыт державы, традиционно сочетавшей всебе несколько религиозных, культурных, этнических традиций (определяющих ибесценных вделе формирования «евразийского содружества» цивилизаций, континентального культурного, хозяйственного сплава, союза всфере коллективной безопасности).
Центром мировой экономической активности вближайшее столетие будет нетихоокеанский регион, аЕвразия. «Морская» геополитическая конструкция меняется на«материковое» устройство мира. Скорость данного процесса может быть увеличена путем выбора Россией активной позиции вэтом вопросе.
Либо мывыступаем вкачестве ключевого субъекта образования новой континентальной системы, либо нам отведут место объекта вевроазиатском мегапространстве другие активные игроки. Третьего недано. Поэтой причине именно сейчас Россия должна рывком выйти наиную траекторию развития, став новым мировым центром технологического иинновационного синтеза, основным игроком наступающей когнитивной эпохи, вкоторой наука выступает ведущей, стратегической производительной силой. Мыпервыми столкнулись сугрозой перемалывания мира вжерновах глобализационного однообразия игрозными явлениями краха Индустриальной эпохи. Нам, чтобы несгинуть вбуре напереломе эпох, необходимо сознательно ицелеустремленно создавать игосударство, иобщество будущего. Быть смелыми идерзкими. Первыми строить иразвиватьто, чего еще нет вовсем остальном мире.
Нефть игаз для России— несамоцель, асредство. Преимущественное внимание государства кэнергетике неможет быть вектором национального развития. Оно может быть только тем благоприятным фоном, тем трамплином, скоторого стартуют инновационная экономика иновый индустриализм, сотворение передового социального игуманитарного уклада.
Нам, чтобы несгинуть вбуре напереломе эпох, необходимо сознательно ицелеустремленно создавать игосударство, иобщество будущего. Быть смелыми идерзкими.
Нам предстоит устранить паралич системы госзаказа вобласти фундаментальной науки, преодолеть хроническое недофинансирование исследований, повернуть вспять деградацию механизмов внедрения научных разработок, произошедшую всвязи сраспадом индустриальных циклов. Все это будет возможно только при условии восстановления смычки передовой науки синдустриальным укладом. Научные достижения, ожидающие внедрения впрактику, станут естественной основой модернизации индустрии.
Наше преимущество состоит втом, что это принципиально возможно без закрытия целых отраслей: новые технологии могут внедряться наместе уже разоренных игодами бездействующих производственных циклов советского времени. Более трудной проблемой является создание «снуля» полного цикла современного профессионального образования, новых научных школ ипрофессиональных династий. Класс профессионалов должен быть создан вомногом заново. Государство имеет возможность применить целый ряд рычагов всфере распределения, которые создалибы преимущества для этого класса перед ныне господствующим суррогатом среднего класса, стихийно образовавшегося изсреднего менеджмента иностранных компаний иих представительств.
Нам предстоит распрощаться скомпрадорским имародерствующим сословием, несвязывающим свое будущее срастущей ипроцветающей экономикой России. Сегодняшние условия фактически благоприятствуют иностранным производителям имеждународному финансово-торговому капиталу, способствуютих конкурентной победе над отечественным предпринимателем ипосредником. Мысвязываем возрождение иразвитие суверенной экономики сперспективой объединения снизу патриотической волны снационально ориентированным бизнесом, свведением рациональной игибкой налоговой системы иумеренного протекционизма, целенаправленно создающего преимущества для российских производителей иих партнеров изсоюзных стран.
Русский социум
Впервые завсю свою историю Россия столкнулась стакими чудовищными последствиями геополитических потрясений. Втечение 20лет продолжается демографический коллапс, втечение 15лет страна, откоторой отпали союзные республики, захлестывается волнами хаотической миграции, все эти годы происходит небывалый ранее отток коренного населения издальневосточных исибирских регионов наЗапад, разбухание мегаполисов засчет провинции.
Первый напрашивающийся вывод— люди ищут путей выживания, потеряв стабильную работу, которуюим обеспечивала русская цивилизация (вформате СССР). Второй— государство самоустранилось изсферы демографии имиграции, ипоследние робкие попытки власти вернуться кэтой теме высвечивают недостаточный масштаб преобразований, накоторые готовы пойти государственные мужи, изобличают либо недооценку ими угрозы, либоих неверие вто, что они способны что-то реально изменить.
Сама посебе миграция разноэтничных групп нестрашна. Вся история России— неуклонное изменение этнокультурного субстрата. Опасно другое: сегодня бурное размывание этнокультурного ядра никак некомпенсируется. Ранее вистории России катастрофические события вызывали здоровую реакцию— бурный демографический рост великорусского ядра, бурную миграционную экспансию русских. Сейчас мынаблюдаем совсем инойфон: процессы сворачивания иубывания ядра, при которых включение внаш субстрат культурно чуждых компонентов становится крайне угрожающим. Это означает, что миграционная политика неможет сводиться кмеханическому регулированию потоков рабочей силы, втом числе издружественных государств; принятие любых решений вэтой сфере должно исходить изприоритета сохранения иприумножения системообразующего великорусского этноса.
России как воздух необходима комплексная исистемная, анеполовинчатая иимитационная демографическая программа, целью которой сталобы увеличение за 7—8 лет вдвое рождаемости наодну женщину детородного возраста, выход настабильный естественный прирост коренного (незавезенного извне) населения всередине XXIвека науровне нениже 2—3 процентов вгод.
России нужна неприватизация социально-дотационной сферы (ЖКХ, пенсионных фондов, здравоохранения, образования), усугубляющая раскол общества, адостижение национального консенсуса через внятную осязаемую для каждого гражданина социальную политику.
Кчислу основных социальных программ будущей России следует отнести: социальную инвентаризацию вовсех регионах, преобразование системы социальной защиты, направленное насоздание справедливой системы ранжирования заслуг, социально ориентированную налоговую реформу иряд других. Попытки навязать России модель социального обеспечения слаборазвитой страны, свернуть государственное образование издравоохранение неприемлемы ипреступны, авнедрение подобных программ насредства отиностранных грантов следует рассматривать как государственную измену сотягчающими обстоятельствами.
Вера вРоссию
Россия является для своего народа духовным символом такогоже порядка, как Бог, Церковь, вера. Символ веры вРоссию— это кредо патриота, для которого Россия является высшей драгоценностью его жизни, сообщает жизни облагораживающий смысл. Для верующего человека должно быть очевидно, что Святая Русь занимает особое место взамысле Божием. Миссия народа России— быть хранителем заповедной земли, ачерез нее хранить мировую гармонию. Поэтому символ веры может касаться нетолько религиозных истин впривычном смысле, ноисамой страны. Принадлежность стране приобретает духовный смысл.
Миссия народа России— быть хранителем заповедной земли, ачерез нее хранить мировую гармонию.
Страна как высший порядок икак личность, раскрывающая себя вистории,— это святыня. Поэтому символ веры вРоссию может объединять нетолько православных патриотов, ноипатриотов-мусульман, патриотов-буддистов, других верующих, наконец, патриотов-атеистов идаже агностиков. Мыстремимся говорить наязыке, понятном нетолько единоверцам, авсем людям, которых соединяет сРоссией общее дело, общие исторические истоки, созидание единой цивилизации. Согласие ссимволом веры вРоссию делает всех людей вопределенном смысле верующими— верующими вРоссию. Если Россия уникальна, если она является личностью, анепассивным материалом, тоноситель веры вРоссию внутренне самодостаточен инезависим от«ветров» внешних влияний иискушений; онстоит всебе.
Самостояние неозначает изоляционизма, оно означает отсутствие боязни «небыть принятым вАзии» или «выпасть изЕвропы». Стояние русского человека всебе есть, посуществу, стояние вистории— благо она движется посвоим законам, аневсоответствии сдогмами западников или поклонников восточных ценностей. Азия иЕвропа могут развиваться вразные эпохи по-разному,по-своему, наше дело— неприслоняться кним как ксвоей опоре, нерассчитывать наних, асообразовываться смировыми процессами, вовремя подставлять ветру свои паруса, заблаговременно готовиться кбурям, гибко использовать смену мировых течений воблаго России. Втоже время миссия Русской цивилизации— удержать род людской откатастрофы. Спасая себя, великая Россия выручает все человечество. Ибо единственный шанс русских набудущее— впостроении цивилизации нового типа, цивилизации справедливости, мудрости имилосердия.
Жители Москвы и области в ближайшие дни смогут увидеть полет МКС
Международную космическую станцию (МКС) в ближайшие дни можно будет увидеть над Москвой и Подмосковьем, для этого ушедшим на изоляцию жителям даже не придется выходить на улицу - станция будет видна из окон квартир, сообщает Музей космонавтики.
Первопроходцы Марса. Пять самых знаменитых марсоходов
20 марта NASA сообщила о полной готовности марсохода Perseverance к полету. На него были установлены специальные пробоотборники для грунта. Именно в них марсоход может привезти на Землю образцы поверхности и, кто знает, возможно и жизнь.
На Марсе обнаружили странную дыру
Ученые НАСА обнаружили на снимках Марса необычную дыру. Отверстие расположено на склоне потухшего вулкана и может намекать на живые организмы, сообщается в блоге НАСА.
Планета Марс | Технический прогресс | Космодромы | высокие технологии | Современная культура | Иван Ильин | Шпенглер | Национальная идея | наукограды | городские игры
« Назад