/
КонтактыО проекте Блог
Galaktika

Вход | Регистрация


Запомнить меня
Забыли пароль?

 

  ПОИСК


 
 

 

Идеология развития /  Русская национальная идея: варианты /  Москва - Третий Рим как русская национальная идея: история вопроса  

Москва - Третий Рим как русская национальная идея: история вопроса

 В первый раз национальная идея была сформулирована во времена Московской Руси. Речь идет о знаменитой доктрине «Москва – Третий Рим», которую обосновал старец Филофей (XV в.). Она предполагала преемственность Руси от Рима и Византии. Причем, в первую очередь, подразумевалась преемственность духовная, метафизическая. В представлении старца Филофея, Рим - трансцендентное «ромейское царьство».

Историк Н. В. Синицина характеризует его следующим образом: «Ромейское царство - трансцендентная империя… это функция духовного характера, лишенная постоянной пространственно-временной прикрепленности. Носителями ее были и древняя Римская империя (в качестве «слуги Христова строения») и Восточная Римская империя - Византия («Греческое царство»), а теперь она переходит к России». Последняя более всего приблизилась к идеалу этой незримой империи. И она считала своей миссией сохранение священное царства, которое стояло нерушимой скалой в море вселенской апостасии.


Это – высший, метафизический уровень. Однако, идея «Третьего Рима» имела и политический уровень. Уже в XVI веке русские цари считают себя еще и царями вселенскими. Эта функция переходит к ним от басилевсов павшей Византии, которые рассматривали себя владыками всего мира. При этом сами русские цари не практиковали никакой экспансии, призванной установить мировое господство. Они просто считали себя владыками мира и действовали в пределах России соответствующим образом.


Одновременно с преемственностью от Византии утверждается и преемственность от Рима. Так, в «Сказании о князьях Владимирских» династия Рюрика производится от рода римского императора Августа. Русь четко позиционировала свою легитимность в качестве единственной священной империи, воплощающий дух Рима и Византии.


Показательно, что русскими царями и императорами неоднократно выдвигалась идея присоединения к России Царьграда-Константинополя, захваченного турками. Эти идеи активно муссировались в царствование Алексея Михайловича и Екатерины Алексеевны. Для русской национальной элиты всегда была очевидна некая сверхзадача – захват Константинополя и средиземноморских проливов. Именно эта перспектива двигала русскими в первую мировую войну. Но даже и после второй мировой войны советское руководство выдвинуло требование присоединения проливов, что является показателем силы «царьградской» идеи.


 В петербургский период идея «Москва – третий Рим» практически никем не формулировалась. Она ушла в прошлое, хотя в то же время сохранилась ее царьградская компонента. В известном смысле, на смену «Третьему Риму» пришла идея «Святой Руси», так или иначе раскрываемая славянофилами. Некоторые мыслители, такие, например, как о. Павел Флоренский, даже противопоставляли «Святую Русь» и «Третий Рим». Они считали, что национальные основы России самодостаточны и имеют исток в самих себе. 


В XIX веке была предложена новая официальная версия русской идеи. Министр просвещения C. С. Уваров сформулировал свою знаменитую триаду русского национального бытия: «Православие, Самодержавие, Народность». По мнению историка П. Боханова, она была перифразом старого русского воинского клича «За Веру, Царя и Отечество». Это очень ценное замечание. Если идея «Москва-Третий Рим» вышла из среды русского старчества, то уваровскую триаду следует считать творением военно-служилой аристократии. Она четко определяет приоритет религии (Православие), но подчеркивает важнейшую роль государства (Самодержавие) и нации (Народность). Упомянутая триада никогда не была принята в качестве официальной государственной доктрины, однако само государство действовало в точном с ней соответствии.


В началеXX века возникает еще одна версия русской идеи – доктрина «Великой России». Одним из ее наиболее активных пропагандистов был либерал-консерватор П. Б. Струве, который понимал под «Великой Россией» сильное национальное государство, основанное, одновременно, и на гражданской свободе, и на империалистической экспансии. Примерно такой же идеал «Великой России» защищал П. А. Столыпин, считавший, что русский, который не ощущает своей гражданской значимости, не может осознать величие своей страны. Одним из ответвлений такой идеи следует считать идею великорусскости, которую выдвигали многие националисты начала прошлого века, в частности, М. О. Меньшиков. Обращает на себя внимание то, что идея «Великой России» не апеллирует к религии, хотя ее приверженцы были, как правило, искренне верующими и воцерковленными людьми. Сказалась некоторая секуляризация национальной мысли.


 В то же время большинство монархистов из т. н. «Черной сотни» придерживалось старой триады, причем озвучивая ее в виде воинского клича – «За Веру, Царя и Отечество».


После революции попытки сформулировать национальную идею предпринимались некоторыми течениями в русской эмиграции. Так, довольно-таки популярная Русская Фашистская партия выдвинула свою триаду – «Бог, Нация, Труд». Тем не менее, эта триада не пережила своего создателя – лидера РФП К. Родзаевского, расстрелянного в 1946 году в советской тюрьме. Приходится констатировать, что никакой новой версии русской идеи эмиграция так и не создала.


 В СССР вообще не было возможности открыто работать над формулированием национальной идеи. Некоторым ее подобием можно назвать идею «Советской Родины», выдвинутой Сталиным в противовес «чистому», пролетарскому интернационализму. Впрочем, это был уже явный суррогат.


 В настоящее время русская общественная мысль снова пытается сформулировать русскую идею. Снова на слуху «Третий Рим», «Святая Русь», «Православие, Самодержавие, Народность» и «Великая Россия». Представляется, что наиболее продуктивным был бы синтез этих доктрин. Каждая из них по-своему раскрывает разные стороны русского национального бытия.

Рустрана.ру: " Русская цивилизация"


« Назад

Хиты

В России начались испытания аппарата «Луна-25»
В России начались испытания аппарата «Луна-25»
Российские специалисты начали испытания аппарата «Луна-25» («Луна-Глоб»), который в 2019 году должен приступить к изучению спутника Земли. Об этом в ходе выставки Paris Air Show-2015 в Ле-Бурже РИА Новости сообщил представитель «Объединения имени Лавочкина», представившего там макет аппарата. 
Первый в истории частный спутник на солнечном парусе вышел на орбиту
Первый в истории частный спутник на солнечном парусе вышел на орбиту
Разработан и построен он был на деньги некоммерческого Планетарного общества США, объединяющего энтузиастов исследования дальнего космоса. 
Роскосмос отложил оглашение результатов расследования аварии «Прогресса»
Роскосмос отложил оглашение результатов расследования аварии «Прогресса»
Роскосмос продлил на неопределенный срок работу комиссии по расследованию причин произошедшей 28 апреля 2015 года аварии транспортного грузового корабля (ТГК) «Прогресс М-27М».