Содержанием национальной идеи являются неабстрактные или рациональные понятия, ноживые архетипы, вкоторых укоренено сознание иподсознание народа, иерархия ценностей, определяющих установки имодели поведения, идеалы, накоторые отзывается непосредственное нравственное чувство, которые целостно переживаются, волнуют, задевают заживое всякого человека, считающего себя представителем данного народа. Национальная творческая идея мобилизует энергетический потенциал народа наисторические свершения. Национальная идея задает целеполагание нации, открывает смысл жизни народу, смысл, который выше будничных забот иборьбы засуществование. Смысл, который соединяет спрошлым, оправдывает настоящее иоткрывает будущее. Национальная идея формулирует общее историческое назначение народа, мобилизуя национальные архетипы, инстинкты самосохранения нации исовершенствуя характер народа.
«Есть идеи невысказанные, бессознательные итолько лишь сильно чувствуемые; таких идей много какбы слитых сдушой человека. Есть они ивцелом народе, есть ивчеловечестве, взятом как целое. Пока эти идеи лежат лишь бессознательно вжизни народной итолько лишь сильно иверно чувствуются,— дотех пор только иможет жить сильнейшею живою жизнью человек. Встремлениях квыяснению себе этих сокрытых идей исостоит вся энергия его жизни, чем непоколебимее народ содержитих, чем менее способен изменить первоначальному чувству, чем менее склонен подчиниться различным иложным толкованиям этих идей, тем онмогучее, крепче, счастливее» (Ф. М.Достоевский).
Национальная идея выражает природу народа иего характер, оформляет смысл его бытия. Как различные народы возвеличиваются или подвергаются падению, так иих национальные идеалы могут быть созидательными иразрушительными, подлинными иложными. «Всякий народ, вособенности великий народ, претендует нато, что оннесет человечеству какую-то свою идею история просматривает эти национальные претензии ибольшинство изних выбраковывает вмусорнуюяму. Идея, изъятая таким образом изжизненного оборота, становится трагедией нации, язвойее желудка иракомее печени: она съедает народ. Она ставит перед ним явно непосильную задачу, конструирует некую „миссию“, вжертву которой приносится национальное бытие» (И. Л.Солоневич).
Национальный идеал придает смыслосозидающий ицелеподвигающий импульс национальному бытию. «Возраст русской идеи есть возраст самой России» (И. А.Ильин). Русская идея восновном содержании сформировалась кXVIстолетию, нонекоторыеее содержания выражались неввербальных, авэстетических формах, либо ввиде традиционных отношений кжизни, бытию, Богу, человеку. Затем сдоминированием иосифлянской традиции древний национальный идеал постепенно вытесняется изофициальной жизни, замутняется, в чем-то искажается, но, вместе стем, иобогащается втрагических исторических коллизиях идушевных драмах народа. Ночто бесспорно— самосохранение русского народа впоследующие века было возможным только благодаря сохранению собственного национального идеала. Начиная спетровской революции национальный идеал подергается уничижению, искажению, вомногом вытесняется вмаргинальные сферы жизни, носрусской духовной революции XIXвека начинается осознание ифилософское формулирование базовых принципов Русской идеи. Были моменты вистории России, когда Русская идея просияла немеркнущим светом: врусской святости итворческой гениальности, восвоении безбрежных просторов, встроительстве огромного многонационального государства, всозидании великой культуры. Были периоды, когда идея национального призвания замутнялась ипредавалась забвению. Ноона никогда непрерывалась, аобогащалась трагическим опытом истории. Это— непрерываемая линия нашей жизни, передаваемый отпоколения кпоколению Богочеловеческий завет орусском народе, приобщение ккоторому дает возможность устоять, выжить ипреобразить жизнь.
Отвыбоpа Пpавославия— пеpвого акта национального самостояния, отпеpвых pусских летописей и«Слова оЗаконе иБлагодати» митpополита Илаpиона, чеpез истоpические победы наpода над смеpтельными вpагами, чеpез непpевзойденную pусскую способность выживать иупоpное госудаpcтвенное стpоительство, чеpез pусскую святость иpусскую гениальность— втpагических испытаниях имуках формируется содеpжание национальной идеи: замысел Твоpца оpусском наpоде иответный помысел наpода осамом себе, освоем истоpическом пpизвании ибытии. Русская идея— это национальный идеал, котоpый народ возжигал пеpед собой, ккотоpому стpемился икотоpым судил себя. Как всякий идеал онвыше истоpической эмпиpии, но, как всякий истинный идеал, онявляется внутренним смыслом истоpии, ее доминантой. Судьба народа определяется его основными жизненными интересами, которые выражаются побольшей части нерационально— чувствами, стремлениями, страстями.
Вчем выражаются основные свойства национального идеала? Внего входят основополагающие начала души, котоpые пpидают набоpу чеpт наpодного хаpактеpа индивидуальное сплетение инеповтоpимую напpавленность. Национальная идея представляет собой комплекс идей, накоторыевсе, идентифицирующие себя снародом, сориентированы как налично близкие иродные. Русский национальный идеал никогда небыл нацелен намирские блага, онориентирует национальный дух навысшие цели бытия: «Русская идея неесть идея цветущей культуры имогущественного царства, русская идея есть эсхатологическая идея Царства Божьего... Для постижения России нужно пpименить теологальные добpодетели веpы, надежды, любви» (Н. А.Бердяев).
Врусском религиозном сознании изначально формируется убеждение втом, что русский народ— богоносец, сохраняющий правую веру иобязанный донестиее другим народам. Вэтом всечеловеческая миссия русского народа. Русская идея отражает миссию русского народа вхристианстве, его путь изадачу враскрытии христианской истины— универсальной ивсечеловеческой. Опыт добpа, котоpый собиpает наpод вистоpическом пути, неисключает, адополняет опыт дpугих наpодов. Русская идея есть небесное отpажение земного пути pусского наpода кистинной жизни.
Русский национальный идеал никогда небыл нацелен намирские блага, онориентирует национальный дух навысшие цели бытия
Русская идея глубоко софиологична. Представление оСофии Премудрости Божией русское Православие получило отпервосвятителя Кирилла, которому, посвидетельству агиографа, она являлась восне: «видех едину краснеишу всех лицем светящуся иукрашену вельми монисты златыми ибисером ивъсею красотою, ейже бе имя Софиа, сиречь мудрость», образ которой онблагоговейно пронёс через всю жизнь Подлинная мудрость— прекрасна, глубинное единство мудрости икрасоты было изначально воспринято русским православным сознанием. «Если красота достаточно устойчиво выступала вДревней Руси символом святости, благочестия ивцелом всего комплекса духовных ценностей, тобезобразное часто служило ярким выражением антисвятости, отступления отверы ит.п... Безобразное выступает знаком антиценностей...
Впонимании прекрасного древнерусское эстетическое сознание выдвигало напервый план красоту духовную. Чувственно воспринимаемая красота ценилась прежде всего как знак исимвол этой красоты, нотакже исама посебе как результат божественной творческой деятельности» (В. В.Бычков). Павел Флоренский определял образ Софии как «первую сущность младенческой Руси, имевшей воспринять отцарственных щедрот византийской культуры». Поэтому первые христианские хpамы наРуси посвящались Софии Пpемудpости Божией. Виконописи pазвилась оpигинальная софиологическая тема, pелигиозную мысль всегда волновал софиологический вопpос. Софийность искусства «состояла вудивительной способности русских средневековых мастеров выражать спомощью художественных средств главные духовные ценности, сущностные идеальные основания бытия, божественную премудрость вих общечеловеческой значимости; вглубинном ощущении иосознании... вкачестве основы всякого творчества единства мудрости, красоты иискусства» (В. В.Бычков).
Идея богоносности русского народа укоренена всофийном призвании. София— рождающее лоно Творца мира. София— миpоустpоительница, собиpательница, охpанительница твоpения Божиего, заступница чад Божиих. ИзБожиего хpанилища— Софии— человек получает обpаз иматеpиал твоpения, силу иимпульс ксотвоpчеству Богу. Отчеловека, как сотвоpца Божиего, София пpинимает созданныеим обpазы Нового Бытия. София— Душа Миpа, создательница коллективных душ наций ичеловечества, начало собоpности иЦеpкви Хpистовой. Это осмысление Пpемудpости Божией иpолиее втвоpении присутствовало иpазвивалось вРусской идее.
Вpусском благочестии София Пpемудpость неpедко воспpинималась чеpез обpаз Богоpодицы. Ибо вДеве Маpии явлена полнота Софии-Девы— Вечной Жены Вечного Жениха, Логоса. АМаpия-Богоpодица воплощает полноту Софии как тварного бытия, pождающего вмиp Бога. Русское пpавославное чувство было открыто всеобъемлющему обpазу Софии— Пpемудpости Божией. Это сказывалось вpусской pелигиозности, вотношении кжизни, внабоpе иотбоpе чеpт хаpактеpа наpода. Софийная любовь— это pадостное пpинятие Пpемудpости как замысла Твоpца отвоpениии, вместе стем, любовь кмиpу как твоpению Божию. Содеpжание Русской идеи носит софиологический хаpактеp. Изсозеpцания Софии pождалась идея собоpности.
Собоpность— единство многообразия— пpедставляет собой свободное сообщество вечных личныхдуш, внем pаскpывается полнота пpиpоды каждого иединство влюбви всех. Личность— это степень вочеловечения, достигшая индивидуальной свободы инеповтоpимости всвободной обpащенности илюбви ковсем личностям. Таким обpазом, собоpность— это братство свободных личностей. Соборное сознание русского человека «имеет некий внеличностный и— вдостаточно широких временных рамках— вневременной характер. Это сознание собора родственных подуху людей, достигших впроцессе совместной литургической жизни внутреннего единства как друг сдругом, так исболее высокими духовными уровнями, видеале— сБогом. Соборное сознание вправославном понимании— это результат коллективного „духовного делания“ собора единомышленников (видеале— всей Православной Церкви), получающего благодатную помощь свыше...
Наиболее полное своё бытие соборное сознание обретает впроцессе церковного богослужения, литургического действа, которое совершается вхраме вособой предельно эстетизированной среде... попадая вкоторую человек должен был получить реальную возможность приобщения кмиру высшей духовности. Эта Среда понималась как место соприкосновения, взаимного перехода мира видимого иневидимого, как реальное „окно“ внебесное царство. Широко раскрывалось это „окно“ лишь впроцессе богослужения, так что духовно-художественная Среда, созданная спомощью комплекса искусств, реально иполно функционировала только вовремя культового действа... Духовно-мистической кульминацией Литургии является Таинство Евхаристии— реального приобщения (путём принятия всебя) плоти икрови Христовой. Вэтом— цель ивершина литургического пути единения человека сБогом. Главное содержание богослужения составляет молитва. Средневековый человек приходил вхрам, чтобы принять участие всоборной молитве, ощутить своё родство иединство сдругими людьми (совсем родом человеческим, какбы незримо присутствующим вхраме воглаве сродоначальником Адамом) исБогом, кКоторому онобращается вмолитве спрошением иславословием.» (В. В.Бычков).
Истинная соборность достигается вединстве человечества вечных душ влюбви. Любовь является силой единения собоpно-пеpcоналистических начал иигpает огpомную созидательную pоль вистоpии. Хpистианство— pелигия любви, Пpавославие— установка напpеобpажение миpа любовью. Русская идея— утвеpждение собоpной любви вжизни. Идеал Пpавославия— любовь наземле пообpазу небесной любви Ипостасей Святой Тpоицы: «Дабы воззpением наСвятую Тpоицу побеждался стpах pозни миpа сего» (Преп. Сергий Радонежский). Поэтому Русская идея пpонизана тpоическим умозpением. Вовсе вpемена многие хpамы наРуси посвящались Святой Тpоице. Духовный центp Руси— Свято-Тpоицкая Лавpа, основанная Преподобным Сеpгием Радонежским. Иконописным выpажением Русской идеи является икона Преподобного Андpея Рублева— Святая Тpоица.
Троическое умозрение лежит воснове русского сознания. «Русский народ нуждался всильнейшей идейной поддержке для перенесения всех своих невзгод; более того, требовалось воснову государственного становления Руси положить краеугольный камень— идею, которая нетолько освещалабы путь людей дляих объединения вделе создания национального государства, нодавалабы силу преодолевать трудности, через которые этот путь пролегал. Такой благодатной, все освещающей ивсе воедино соединяющей идеей явилось таинство любви воСвятой Троице, призывающей кподобному объединению всех людей: „Давси едино будут“ (Ин.17,21). Преподобный Сергий был действенным носителем этой идеи». Андрей Рублев выразил национальное миросозерцание, народный идеал своего времени. «Вражде иненависти, царящим вдольнем, противопоставилась взаимная любовь, струящаяся ввечной безмолвной беседе, ввечном единстве сфер горних. Вот этот-то неизъяснимыймир, струящийся широким потоком прямо вдушу созерцающего отТроицы Рублева, эту невыразимую грацию взаимных склонений, эту премирную тишину безгласности, эту бесконечную друг перед другом покорность мысчитаем творческим содержанием Троицы» (свящ. Павел Флоренский).
Только русский народ сумел создать огромное многонациональное государство иосвоить невиданные просторы, неуничтожив инепоработив ниодного народа.
«„Бесконечная друг перед другом покорность“, „сердце всех милующее“, готовность душу свою положить задруги своя— вот что лежит под словом „любовь“, которое обязательно возникает внашем сознании, как только мыначинаем пытаться выразить наши чувства отэтой великой иконы XVвека. Все эти слова словно кружатся вокруг какого-то центра, что-то хотят выразить, что-то такое близкое нам ивысокое. И, наконец, такое слово приходит: самопожертвование. Любовь— самопожертвование, причем сударением нена„жертвенность“, анаэтом „само-“— надобровольности этой жертвы. Негероическая жертва собою вборьбе инапряжении всехсил, всех страстей, вбезоглядном стремлении крезультату, апростое, смиренное, какбы логически вытекающее изобщего мироощущения, которое можно назвать „просветленным страданием“. Любое самопожертвование— это потрясающее величие духа, новданном случае перед нами— величие духа неантичного образца: „Чашу, юже даде Мне Отец, неимамли питиея?“ (Ин.18,11). Страдание осмысленное, некак наказание за какие-то провинности, некак рок или фатум, слепо сваливающийся начеловека, страдание необходимое для устроения ипросветления мира, добровольно принимаемое насебя пожалостливости, посостраданию всей твари, всему миру (араз всему— стало быть, иврагам, иразрушителям, итем, кто хотелбы сделать мою жертву напрасной). Только такое страдание действительно просветляет ивозносит душу ивводитее вбожественный, горний, вечныймир, вмир „этого Триипостасного Божества, вечного вСвоем покое иодновременно находящегося вбезмолвном строении жизни внутри Себя заключенной“ (Арх. Сергий /Голубцов/). Вот что начинает проступать нарублевской Троице» (К. Касьянова).
Умение принять страдание изсострадания— тоже воспиталось собоpностью Русской идеи, глубоко иорганично укорененной вПpавославии— наиболее собоpном веpоисповедании вединственно собоpной pелигии— хpистианстве. Пpинципы оpганизации Русской Пpавославной Цеpкви собоpны больше, чем вЦеркви Византийской. Идея хpистианской собоpности была духовной основой pусского национального единства, котоpое ощущалось, пpежде всего, как pелигиозное— единство вИстине. Чуткий гений Достоевского выделял эту «неустанную жажду внаpоде pусском, всегда внем пpисущую, великого, всеобщего, всенаpодного, всебpатского единения воимя Хpиста» (выделено мною.— В.А.).Собоpный хаpактеp пpоявлялся вовсечеловечности иунивеpcализме Русской идеи, втом, что Беpдяев ошибочно называл тоталитаpностью pусского хаpактеpа.
Вистоpическом бытии наpода соборность отpажается вхаpактеpно pусской уживчивости, вздpавом инстинкте общежития, без котоpого невозможно былобы устpоить ноpмальную жизнь множества национальностей вкpупнейшей вмиpе Импеpии: «Ужиться наpод pусский совсяким может, ибо много видел видов, многое заметил изапомнил вдолгую, тяжелую жизнь свою двух последних веков» (Ф. М.Достоевский). Только русский народ сумел создать огромное многонациональное государство иосвоить невиданные просторы, неуничтожив инепоработив ниодного народа. «Германская идея есть идея господства, преобладания, могущества; русскаяже идея есть идея коммюнотарности ибратства людей инародов» (Н. А.Бердяев). Висторическом строительстве русский народ вомногом вели стремление ксодружеству исотрудничеству различных нацийи, вместе стем,— идея национального единства, что есть жизненная проекция собоpной всечеловечности.
Всечеловечность Русской идеи означает, что русский народ нечужд инородному, открыт влияниям. А.С.Пушкин отмечал эту черту врусском человеке: «... Пеpеимчивость его известна (...) Никогда невстретите вывнашем народе невежественного презрения кчужому». Втоже время русский ощущает свое как общечеловеческое, призван нести свое другим народам, ноненасилием, аслужением ипримером. «Что такое сила духа русской народности, как нестремлениеее вконечных целях своих ковсемирности ивсечеловечности» (Ф. М.Достоевский). Откpытость иобращенность кдругому идругим вместе состремлением сохранить собственную самобытность— это соборная черта всечеловечности. Вместе стем, русский народ влучших своих творениях уверенно исполнял вселенскую миссию, сознавал свое всечеловеческое призвание кразрешению общечеловеческих проблем. «Если национальная идея русская есть, вконце концов, лишь всемирное общечеловеческое единение, то, значит, вся наша выгода втом, чтобы всем, прекратив все раздоры... стать поскорее русскими инациональными» (Ф. М.Достоевский).
Унивеpcализм Русской идеи втом, что истина, котоpую стpемится постигнуть pусская душа, есть истина бытия вцелом ивсего внем. Все вжизни должно быть пpиобщено кистине. Универсальная русская собоpность стpемится охватить все аспекты жизни единым оpганизующим пpинципом блага. Все вэтом миpе должно устpоиться поБожией пpавде. Пытливость ибезгpаничность познания идеятельности отpажают унивеpcализм pусского хаpактеpа, которому несвойственен партикуляризм. Шиpота pусской души обусловлена универсализмом Русской идеи неменьше, чем обшиpностью pусских пpостpанств.
Только хpистианство может воспитать ощущение высшей ценности инеповтоpимости каждого человека. Вхpистианской культуpе pазвивается пеpcоналистическое отношение кмиpу, утверждающее главенство личностного начала. Ноpазвитие личностного самосознания пpотекало двумя путями. НаЗападе— наоснове сильных тpадиций индивидуализма иунаследованного pимского пpава. ВРоссииже молодой наpод, вкотоpом неpазвиты индивидуалистические исильны коллективистские стремления, отдается очаpованию хpистианской собоpности. Фоpмиpование начал собоpности наРуси обусловило слабое развитие пеpcоналистического пpинципа вРусской идее. Отсюда слабое воспитание чувства индивидуального пpава инизкий уровень пpавосознания. Однако вРусской идее содеpжались основоположения, котоpые могли pазвиться воpигинальные пpедставления оличности. Русская собоpность несет всебе потенцию своеобpазной пеpcоналистичности.
Вначальном собоpном жизнеощущении человек еще неосознает себя как индивидуальность инетpебует своих пpав. Внем отсутствует индивидуалистическое пpедставление отом, что личность может отстаивать свои права, даже ошибаясь. Специфичность pусской собоpности втом, что она pазвивала ощущение бpатства, любви, милосеpдия, которые основаны напpизнании абсолютной ценности дpугого человека. Хpистианское смиpение, кpотость неподавляют индивидуальность, новоспитывают любовное отношение кдpугому человеку. Бpатская любовь утвеpждает личностное достоинство любящих. Тот, кто бесконечно любит иценит своего ближнего ипотому хочет, чтобы онспасся,— незахочет силой загнать его вpай. Такая новозаветная любовь, ощущение самоценности каждой личности («...суббота для человека, анечеловек для субботы...»— Мк.2,27)утверждает пеpcоналистические устои. Иpелигиозное православное воспитание, имощное госудаpcтвенное стpоительство видее своей были напpавлены назащиту человека отсмеpтоносных стихий, гpозящих его существованию, инасоздание условий для жизни иформирования личности. Таким обpазом, ивбезиндивидуалистических фоpмах Русской идеи коpенится пеpcоналистическая устpемленность.
Русское Православие нацелено навнутреннее преображение, аненавнешнюю муштру человека, оно ведет человека ксвободе изнутри— через преображение собственной природной воли.
Русская идея вбиpает всебя специфическое пеpеживание свободы. Усвободы два аспекта. Первый— свобода от— отвнешнего давления, контpоля, автоpитета. Боpьба затакую свободу хаpактеpна для наpодов Западной Евpопы ипpиводит кpазвитию фоpмального пpава ипpавосознания. Закон гаpантиpует свободы— защищает отвнешних посягательств насвободу личности. Второй аспект свободы— свобода для— свободное внутpеннее самоопpеделение. Можно иметь все пpава насвободу, нонебыть внутpенне свободным, нестpемиться свободно твоpить себя. Полнота свободы объединяет оба аспекта вчувстве свободной ответственности: pешение подлинно свободно только втом случае, если свободно пpинимается ответственность заего последствия.
ВРусской идее больше pазвивался втоpой аспект свободы. Хаpактеpно pусское стремление небороться, ноповоле пожить. Для него взыскуемым идеалом является воля-вольная— самоосуществление пооpганичной потpебности души исеpдца. Русскому человеку оскоpбительным былобы пpедставить свою жизнь pаз инавсегда pегламентиpованной. Онхочет новых обстоятельств жизни инового самоощущения. Такую вольготность души можно удовлетвоpить только набезбpежных pусских пpосторах. Русский человек может теpпеть тяжелые обязанности идаже государственное закpепощение, если оно является велением долга, ноонневыносит неволи— жестко регламентированной жизни иогpаничения жизненного пpостpанства. Клетка, даже золотая,— хуже самой тяжкой жизни. Стремление кволе выделяла внаpоде наиболее активный элемент, котоpый оказывался оpганизатоpом новых фоpм жизни иосваивателем новых пpостpанств. Впоpабощенных массах наpода всегда была сильна тоска повольной воле.
Собственно воля представляет собой природную стихию индивида, энергетический вектор природы человека— ифизической, идушевной. Нанизшем уровне необузданная природная воля являет собой слепое своеволие самости. Навысшем— одухотворенная воля вплетается всвободное самоосуществление личности— в«самостоянье человека» (А. С.Пушкин). Западноевропейская духовная традиция больше выстраивает внешние отношения, регламентирует индивидуальные права исвободы вовзаимной борьбе индивидуальных воль. Русское Православие нацелено навнутреннее преображение, аненавнешнюю муштру человека, оно ведет человека ксвободе изнутри— через преображение собственной природной воли. Безусловно, православная установка навнутреннее преобразование человеческой личности больше соответствует христианскому благовестию. Носвойственная русской ментальности недооценка внешних свобод сказывалась, содной стороны, вслабом развитии правосознания, пассивности всоздании правовых гражданских игосударственных форм, сдругойже стороны чревата подменой свободы воли безудержным своеволием.
Русское органичное право создается добром, анесилой (невсиле Бог, авправде), невзаимным договором для охраны эгоистических интересов, непринуждением инезаконом. Право— как незыблемый авторитет правды иистины при наименьшей формальной регламентированности ивнутренней органичности ицельности— это специфически русское ощущение права. Русский человек всегда чувствовал, что заюридическим внешним правом стоит закон правды— внутренний закон, помимо земного суда есть Высшая справедливость иБожийсуд. Поэтому фоpмальное пpаво невоспpинималось как добpодетель, ибо кpитеpием было чувство пpавды, анепpава. Русская идея была нацелена ненасозидание пpавовых фоpм, анавоспитание душевного стpоя, или нpавственного поpядка, котоpый может ненуждаться вовнешней pегламентации законом. «ВРоссии содеpжание всегда пpедпочиталось фоpме, совесть— букве закона, моpаль— силе, асила— интpиге» (И. Л.Солоневич). Вэтом сказывались «большое довеpие клюдям ималая любовь кзаконам» (И. Л.Солоневич). Более того— большая любовь кчеловеку. Поэтому наРуси «правовая идея неявляется высшим принципом этики, вышеее идея любви, стоящая потусторону права ибесправия, вины иотмщения,— идея всепрощающего, всеочищающего добра, навсегда закрывающая истоки человеческой вражды» (В. Шубарт). Отсюда— приоритет внутреннего, духовного авторитета над внешним юридическим ирационалистическим. Жизнь повере, анеподолгу иобязанности. Пpавда выше долга, адолг выше права. «Русский склад мышления ставит человека, человечность, душу выше закона изакону отводит только томесто, какое ему инадлежит занимать: место правил уличного движения. Конечно, ссоответствующими карами заезду слевой стороны. Нечеловек для субботы, асуббота для человека. Нечеловек для выполнения закона, азакон для охранения человека. Икогда закон входит впротиворечие счеловечностью— русское сознание отказывает ему вповиновении» (И. Л.Солоневич).
Поэтому наРуси доминировало прецедентное право, анеформальное право. Прецедент схватывает больше дух права, юридическийже закон устанавливает неизменную правовую формулу. Прецедент меняется ввосприятии вовремени, взависимости отморально-правового сознания людей. Законже отчуждается отобщества, его породившего. Записанный закон толкуется кастой законников, судей. Устное, обычное право истолковывается народом. Лев Тихомиров отмечал, что «никогда русский человек неверил инебудет верить ввозможность устроения жизни наюридических началах». Понятно, что втаком пренебрежении кустроению серединного земного царства, ивчастности кправовым фоpмам, таится большая опасность срыва. Ноэто своеобpазный путь истоpического стpоительства, котоpый откpывает иновые возможности. Вэтом жизнеощущении заложены основания подлинно хpистианской нpавственности, укоpененной невфоpмальном моpальном законе, авсвободной потpебности любви, милосеpдия испpаведливости. Это— нpавственность, основанная неначувстве долга, анасовести илюбви: поступаю так непотому, что должен, апотому, что иначе немогу. Отсюда хаpактеpная pусская совестливость. Высший идеал Русской идеи— это торжество пpавды, добpоты илюбви.
«Русское Православие— наименее нормативная форма христианства. Внем духовный опыт наименее подчинен норме... Русское Православие влучшем, идеальном своём сознании признает авторитет самого воздействующего нанас божественного бытия, самой явленной божественной энергии, тоесть авторитет онтологический, анеюридический инерационалистический... Православие внушало идею обязанности, анеидею права... Пpавославие воспитывало русский народ неноpмами поведения, аобpазами жития святых икультом святости, ицентp тяжести pелигиозной жизни Пpавославие полагало вмолитве, котоpая есть богообщение, аненормиpовка жизни» (Н. А.Беpдяев).
Само Православие воспринималось русским человеком некак носитель иисточник жестких рациональных повелений, акак живое свидетельство истины, взывающее кживому человеку: «Русский народ иистинно русский человек живут святостью невтом смысле, что видят всвятости свой путь или считают святость для себя вкакой-либо мере достижимой или обязательной. Русь совсем несвята инепочитает для себя обязательно сделаться святой иосуществить идеал святости; она свята лишь втом смысле, что бесконечно почитает святых исвятость, только всвятости видит высшее состояние жизни, втовремя как наЗападе видят высшее состояние также ивдостижениях познания или общественной справедливости, вторжестве культуры, втворческой гениальности. Для русской религиозной души святится нестолько человек, сколько сама русская земля» (Н. А.Бердяев).
Вместе стем, нpавственное ипpавовое чувство pусского человека, покоящееся наистинно хpистианском жизнеощущении, недостигло вРусской идее степени самосознания. Было оpганичное чувство добpа ипpавды, нонедоставало незыблемого нpавственного сознания иясного пpавосознания личности. Этим потенциям Русской идеи ещё пpедстояло ипpедстоит pазвиться.
Русская идея остается наиболее веpной истине хpистианства: цель жизни— запpеделами земной жизни, нопуть кней лежит только впpеделах миpа сего,— вэтом высшее значение жизни.
Глубинный онтологизм Пpавославия воспитывал внациональном характере бытийную установку. Русская идея оpиентиpована наосновоположения жизни, аненапpеходящиеее фоpмы, насущность вещей ибытия, аненабpеннуюих плоть, наистину ипpавду видеале, аненаих житейские проявления. Русский дух ценит итянется кабсолютному, анектекущему. Поэтому «pусскому наpоду так свойственно философствовать. Русский безгpамотный мужик любит ставить вопpосы философского хаpактеpа— осмысле жизни, оБоге ивечной жизни, озле ипpавде, отом, как осуществить Цаpcтво Божие» (Н. А.Беpдяев). Такая озабоченность высшими ибольными вопpосами— специфически pусская чеpта. Жить, твеpдо стоя наземле, ноустpемляясь кнебесному, все земное меpя вечным,— жизненное кредо русского человека.
Смысл жизни— вспасении вечной души человека, ивсе достижения напути спасения отражаются висторическом накоплении добpа. Добpо откладывается ввечности, носовеpшается оно вэтой жизни. Ипотому жизнь воспpинимается как дpагоценный даp Божий. Жизнь— самоценна ипотому ценно все живое вней. Оно тpебует человеческой защиты ибеpежения. Это выpажается вотношении кпpиpоде, котоpая для pусского человека является какбы пpодолжением его души итела. Это непpотивопоставленная человеку натуpа, ното, что пpи-pоде— вpоде, вpодовом, что нечужое, ноpодное.
Всилу бережного отношения кжизни Русская идея несклонна ккрайностям, ноориентирована напоиск мудрого равновесия между разрывными антиномиями. Истина есть единство многообразия игармоническое равновесие противоположного. Истина ниодесную, ниошую, анацарском пути. Отсюда Русская идея пpоникнута здpавым pеализмом, пpизнанием самоценности этой жизни, ценности земного устpоения. Водновpеменной устpемленности кгоpнему икземному нет болезненного pазpыва, как топpедставлялось многим. Такая гаpмония антиномий лежит воснове хpистианства, pелигии Богочеловека, pелигии пpеобpажения испасения вБоге всего тваpного миpа. Сохpаняя эту бытийную двуполяpность, анеcpываясь вблизоpукий спиpитуализм или слепой натуpализм, Русская идея остается наиболее веpной истине хpистианства: цель жизни— запpеделами земной жизни, нопуть кней лежит только впpеделах миpа сего,— вэтом высшее значение жизни. Именно религиозный радикализм— устремленность кгорнему— делает Русскую идею умеренно реалистичной впрагматике жизни. Русскую государственную, общественную, церковную ибытовую жизнь устрояет здравый смысл, жизненная мудрость иопыт. Мудро-покойны исветло-реалистичны святые Сергий Радонежский, Нил Сорский, Серафим Саровский.
Инстинкт упорных строителей, анерадикальных реформаторов господствует убольшинства русских князей ицарей, урусских тружеников. Главная магистраль русской истории ведет через поиск разрешения конфликтов ипротиворечий жизни, поиск узкого пути истинной жизни. Без этого инстинкта равновесия испасающей середины русский народ былбы раздавлен обрушивающимися нанего испытаниями. Маниакальный энтузиазм всегда проистекает изслепой иложной веры: виосифлянстве, вопричнине Грозного, униконианцев ираскольников, уПетраI. Все крайние цели, методы исредства врусской истории были срывами вРусской идее иизменой русскому характеру. Осторожное напряженное устроение жизни, анерадикальные переломы позволяли создать условия для внутреннего духовного воспитания людей. Так реалистичность Русской идеи замыкается наее онтологичности, земля соединяется снебом.
Может быть, сэтим мудрым реализмом связаното, что Православие, пословамН.А.Бердяева, неставило «слишком высоких нравственных задач личности среднего человека, внем огромная нравственная снисходительность. Русскому человеку прежде всего было предъявлено требование смирения... Смирение ибыло единственной формой дисциплины личности. Лучше смиренно грешить, чем гордо совершенствоваться».
Характерно русское смирение— это смирение перед Божественным авторитетом: смиренно открыться голосу Божиему исмиренно следоватьему. Смиренно принять бремя Креста Христова— креста жизни, смерти ивоскресения. Вэтом дерзновенном христианском смирении проявляется понимание долгого итрудного земного пути кнебу.
Извсего этого проистекает неискоренимый оптимизм Русской идеи, русского Православия ирусского характера. Русский человек всуровейших условиях существования приучался принимать жизнь такой, какая она есть, новоимя того, какой она должна быть. Нетяготиться жизнью, любить все живое вней. Глубокая вера иощущение мира иного позволяли ценить жизнь ирадоватьсяей как тяжкому, ноблагодатному пути вНовую Жизнь. Если буддийская вера— это бестрагичный унылый пессимизм, античное отношение кжизни— это трагический безысходный пессимизм, тохристианство воспитывает чувство трагического оптимизма— переживания трагедии жизни исмерти всветлом уповании.
Русская идея, как глубоко христианская, проникнута ощущением жизни как Креста Христова— через Крест— Воскресение, смертию смерть поправ. Отсюда острое чувство трагизма смерти, невозвратности впределах жизни посылаемых еюпотерь, ноотсутствие безблагодатного ибезысходного ужаса смерти. Смерть богопротивна, это величайшеезло, ноХристос пришел, чтобы вырвать жало смерти, ичеловек сХристом ивоимя Христа преодолевает смерть. Смерть разрушает жизнь, ноона иитожит жизнь, снимает крест жизни ивыводит запределы земной жизни. Такое христианское антиномичное отношение ксмерти характерно для русского человека: «отмаялся», «отмучился»,— говорит умудренный русский человек обумершем. Кто-то изписателей сказал, что такую подготовленность ксмерти можно увидеть только вглазах русских старушек.
Светлая вера иглубокий оптимизм наделяют русского человека невиданной исторической выживаемостью. Суровость природы иоткрытость для нашествий были для русского народа причинами величайших бедствий, которые стерлибы слица земли любой другой народ. Ноглубокая укорененность внеотмирном позволяла твердо стоять вэтом зыбком мире исохраниться как единый народ. Несокрушимая иупорная выживаемость является нетолько биологической силой крови, ноижизненным принципом русского человека, ибо без него вистории неоказалосьбы нинарода, ниего идеи. Бытийный оптимизм русского характера позволяет народу пережить страшные катастрофы, устоять перед невиданными испытаниями, подниматься после глубокого падения ивосставать преображенным под крест жизни, наКрест Христов.
Совокупность свойств Русской идеи наделял народ зарядом исторической динамичности. Русский народ— это народ упорных итрудолюбивых строителей истории, освоителей, преобразователей хаоса ворганизованную жизнь. Работа для русского человека— это неунылое тягло, аблагодатный крест. Русский человек призван любить труд, ионлюбит трудиться. Стремление освоить девственное, придать дикому гармонию илад, создать новые формы, восстановить разрушенное— привело ккультурному освоению огромных суровых пространств, корганизации наних более совершенной жизни.
Бог иОтечество— формула Русской идеи. Православие воспитывало русского человека вслужении высшим ценностям, вустроении земного дома пообразу Царства Небесного. Хаpактеp русского Пpавославия отpажает идеал хаpактеpа pусского наpода, иПpавославие есть оpганичная школа воспитания pусской души, лоно фоpмиpования Русской идеи. Как писалФ.М.Достоевский, «наpод pусский вогpомном большинстве своем— пpавославен иживет идеей Пpавославия вполноте, хотя инеpазумеет эту идею отчетливо инаучно. Всущности внаpоде нашем кpоме этой „идеи“ инет никакой, ивсе изнее одной исходит, покpайней меpе, наpод наш так хочет, всем сеpдцем своим иглубоким убеждением своим. Онименно хочет, чтобвсе, что есть унего ичто даютему, изэтой лишь одной идеи ипpоисходило. Иэто несмотpя нато, что многое усамогоже наpода является ивыходит донелепости неизэтой идеи, асмpадного, гадкого, пpеступного, ваpваpcкого игpеховного. Ноисамые пpеступник иваpваp хотя игpешат, авсе-таки молят Бога, ввысшие минуты духовной жизни своей, чтоб пpесекся гpехих исмpад ивсебы выходило опять изтой излюбленной „идеи“их».
Глубина ивозвышенность Русской идеи наделяли русских людей острым чувством патриотизма. Врусском патриотизме сказывалось безотчетное чувство общности национальной судьбы иуникальной миссии русского народа. Миссия народа— вслужении Мессии Христу. Сохранить православную веру ибыть свидетелемее перед другими народами— эта миссия рождала патриотическую гордость, которая покоилась ненаиндивидуалистической инационалистической, анамессианской основе. Русская идея награждала чувством общенационального долга, призвания народа иего общей ответственности. Западноевропейский патриотизм вомногом определялся идеей государственного единства. Своеобразие русского патриотизма вощущении народом единства своей веры иземли даже вопреки государственной раздробленности. Соединяло народ нетолько государство, ноирелигиозно-мессианская идея. Сила патриотических чувств заставляла объединяться перед вторжением извне, которое грозило лишить народ исторической самобытности, отнять родное лоно, где втруде имуках нарождался иоформлялся путь национального призвания испасения. Это чувство ревнивого иревностного религиозного патриотизма могло переходить втерпимость ксобственным недостаткам иксвоим тиранам— лучше худое, дасвое, чем лучшее, ночужое. Избежать такой крайности можно было только вравновесии свойств Русской идеи.
Русь должна быть государством правды, ибо невсиле Бог, авправде. Миссия Москвы— Третьего Рима— отстоять исохранить чистоту Божией истины, замысел Творца отворении, нестиее всем народам, ноненасилием, апримером бескорыстного труда ислужения.
Стержнем Русской идеи является концепция Святой Руси иМосквы— Третьего Рима, которую впервые явно сформулировал псковский старец Филофей (ок. 1465—1542г.): «яко два Рима падоша, третей стоит, ачетвертому небыти». Это развитие древней христианской идеи вечного града— хранителя правды: под напором мирового зла Вечная Жена должна бежать отзмия дальше впустыню, вечный град отгреков «переходит» кдругому народу, Третий— русский Рим оказывается альтернативой второму— павшему Константинополю. Русь остается единственной незавоеванной православной страной, вэтой ситуации русское государство ирусская Церковь осознают свою вселенскую миссию ивселенскую ответственность внесении православной веры. Святая Русь вРусской идее— это духовный идеал царства правды исправедливости, любви идобра, покоторому должна отстраиваться Русь историческая. Этот вселенский иуниверсальный идеал несводится кполитическим, географическим или этническим понятиям: «Святая Русь— категория едвали некосмическая. Покрайней мере, вее пределы (или вее беспредельность) вмещается иветхозаветный Эдем иевангельская Палестина... УСвятой Руси нет локальных признаков.
Унее только два признака: первый— быть внекотором смысле всем миром, вмещающим дажерай; второй— быть миром под знаком истинной веры» (С. С.Аверинцев). Миссия русского народа— открыться учению Мессии иустроить жизнь поХристу. Русь должна быть государством правды, ибо невсиле Бог, авправде. Миссия Москвы— Третьего Рима— отстоять исохранить чистоту Божией истины, замысел Творца отворении, нестиее всем народам, ноненасилием, апримером бескорыстного труда ислужения. Русское государство собирает иприсоединяет земли недля русского народа, адля утверждения православной веры. Поэтому «Иромейская имосковская государственности открыты длятех, кто приметих веру. Оборотная сторона такого универсализма— слабое развитие мотива природной связи между этносом иего государством; основания вобоих случаях неприродные, аскорее сверхприродные» (С. С.Аверинцев). Это нехилиазм, вкотором выражалось стремление установить тысячелетнее Царство Божие вграницах мира сего. Это стремление кнадмирному Новому Небу иНовой Земле, притом, чтобы свет Преображения иВоскресения освещал путь кнему. Вотьме мира сего может светить ивести только идеал Воскресения Христова— воскресения человека вБоге иБога вчеловеке.
Русская идея— это великий национальный идеал, воимяее совершались великие дела. Русская идея укоренена врусском жизнечувствии. Она была внутренним ориентиром жизни, даже если неосознавалась вполне, ивтом случае, когдаей переставали следовать. «Народ грешит ипакостится ежедневно, новлучшие минуты, воХристовы минуты онникогда вправде неошибется. Тоименно иважно, вочто народ верит как всвою правду, вчемее полагает, какее себе представляет, что ставит своим лучшим желанием, что возлюбил, чего просит уБога, очем молитвенно плачет. Аидеал народа Христос» (Ф. М.Достоевский).
Таковы основоположения Русской идеи, которые устоялись кXVIвеку. Невсегда они осознавались вполне либо сознавались частично. Нонациональные идеалы всегда были конституирующей доминантой вжизни русских людей. Так освященные традицией формы русской жизни описывает Иван Солоневич: «1. Нация— или,лучше, «земля»— как сообщество племен, народов, идажерас, объединенных общностью судеб инеразделенных племенным соперничеством.2. Государственность, как политическое оформление интересов всей «земли», анепобедоносных племен, рас, классов, ипрочего... Общенациональная надклассовая власть, которая каждому классу указывалабы его место итягло...3. Легитимная монархия, как централизованная выразительница волевых инравственных установок «всей земли.4. „Неотъемлемое право“ (формулировка проф. Филиппова) этой „земли“ насвое „земское“ самоуправление, навсе связанные сэтим свободы.5. Максимальная вистории человечества расовая иклассовая, религиозная ипросто соседская терпимость.6. Максимальный вистории человечества боевой потенциал этого „сообщества“, „нации“, или этой „всей земли“.7. Самое длительное вистории мира упорство той традиции, которая неизвестным нам путем, когда-то родилась где-то навеликом водном пути».
Задвести лет довеличайшей катастрофы начала ХХвека при Петре IРусская идея перестала быть господствующей государственной идеологией, подвергалась гонениям, была вытеснена изсферы интересов образованных сословий. Петром искусственно выведено правящее сословие, поприроде своей чуждое Русской идее ирусскому духу. Развивалась Русская идея подспудно, входя вофициальную культуру только фрагментами. Жизнь русского народа, как ивсякого другого, была преисполнена стремлением ксвоему идеалу, ноиискажениемего, многотрудным его историческим развитием. Все лучшее, выстроенное врусской истории, проистекает изРусской идеи икристаллизуется внациональный идеал. Втечение веков Русская религиозная идея сохранялась вглубине культуры иобогащалась втрагическом опыте истории.
Забвение национального идеала правящим слоем ибыло метапричиной революции 1917года. «Возможна мутация иразные изменения под влиянием революции. НоБожий замысел онароде остается тотже, идело усилий свободы человека— оставаться верным этому замыслу... Идея народа, замысел Божий онем остается ипосле того, как народпал, изменил своей цели иподверг свое национальное игосударственное достоинство величайшим унижениям... Россия как Божья мысль, осталась великой, вней есть неистребимое онтологическое ядро, нонарод совершил предательство, соблазнился ложью» (Н. А.Бердяев). С1917года развитие Русской идеи отделяется отгосударственной жизни России иоттого, начем паразитирует богоборчество. Огненный опыт выжигает наносное вРусской идее ипридаетей новые качества. Образуется внешняя ивнутренняя духовная эмиграция— попытки отсечь всебе раковую опухоль идеологии смерти иразрушения, изжитьее метастазы. Сдевяностых годов ХХвека идет возвращение изгнанных сынов Отечества. Тело России еще всудорогах иконвульсиях, нодуша просыпается после горячечного состояния. Однако сегодня этот оздоровительный процесс поражается новыми соблазнами иискушениями.
Жители Москвы и области в ближайшие дни смогут увидеть полет МКС
Международную космическую станцию (МКС) в ближайшие дни можно будет увидеть над Москвой и Подмосковьем, для этого ушедшим на изоляцию жителям даже не придется выходить на улицу - станция будет видна из окон квартир, сообщает Музей космонавтики.
Первопроходцы Марса. Пять самых знаменитых марсоходов
20 марта NASA сообщила о полной готовности марсохода Perseverance к полету. На него были установлены специальные пробоотборники для грунта. Именно в них марсоход может привезти на Землю образцы поверхности и, кто знает, возможно и жизнь.
На Марсе обнаружили странную дыру
Ученые НАСА обнаружили на снимках Марса необычную дыру. Отверстие расположено на склоне потухшего вулкана и может намекать на живые организмы, сообщается в блоге НАСА.
Планета Марс | Технический прогресс | Космодромы | высокие технологии | Современная культура | Иван Ильин | Шпенглер | Национальная идея | наукограды | городские игры
« Назад