/
КонтактыО проекте Блог
Galaktika

Вход | Регистрация


Запомнить меня
Забыли пароль?

 

  ПОИСК


 
 

 

Экономика высоких технологий /  Прогнозы на будущее /  Перспективные разработки, гипотезы, инновации /  Двигатель четвертого поколения — возвращение на землю  

Двигатель четвертого поколения — возвращение на землю

Одна из наиболее перспективных разработок пермских моторостроителей — газотурбинная установка ГТУ-25П на базе авиационного двигателя ПС-90А. Первая серийная машина была смонтирована на компрессорной станции «Игринская» ООО «Пермтрансгаз» и качает газ в составе газопровода «Ямбург-Тула». На сегодняшний день завершены межведомственные испытания опытного образца газоперекачивающего агрегата ГПА-25Р-ПС «Урал». В качестве привода центробежных нагнетателей природного газа в составе ГПА использована газотурбинная установка ГТУ-25П.

«Пермские моторы» остаются единственным в России производственным комплексом, осуществляющим серийный выпуск газотурбинных установок для нефтегазодобывающей отрасли и энергетики на базе авиационного двигателя четвертого поколения.

Разработка двигателей промышленного назначения ведется с начала 90-х годов XX века, что стало своевременной реакцией на крупнейшие перемены в экономической жизни страны. В 2004 г. на компрессорной станции Игринская начала работать первая опытно-промышленная газотурбинная установка ГТУ-25П.

ГТУ-25П предназначена для применения в качестве привода центробежных нагнетателей природного газа в составе газоперекачивающих агрегатов нового поколения и модернизации действующего (устаревшего) оборудования, а также в качестве привода электрогенератора в составе газотурбинной электростанции для выработки электрической энергии переменного тока.
Осваивая «гражданский» маркетинг, специалисты «Пермских моторов» искали «рыночно-адекватного», то есть платежеспособного, потребителя. Какую востребованную продукцию можно выпускать на основе авиационных технологий? В первую очередь — газотурбинные установки для промышленных предприятий. Первыми и основными покупателями этих «наземных двигателей» стали газовые и нефтяные компании.

Со временем круг потребителей расширился. Из-за быстрого роста цен на электроэнергию ряд промышленных предприятий начал организовывать собственную энергетику. Да и сами энергетические объекты стали активно переходить на газ. Наработки пермских авиастроителей оказались как нельзя кстати. Газоперекачивающие агрегаты и электростанции серии «Урал» с пермскими ГТУ мощностью от 2,5 до 16 МВт, изготовленные на «Пермских моторах», по достоинству оценили во многих отраслях. Около 400 турбин разной мощности работают по всей России — от Краснодара до Ямбурга.

Совместная работа «Пермских моторов» и «Пермтрансгаза» продолжается уже более 10 лет. Сегодня пермские газовые турбины мощностью 10, 12, 16 и 25 МВт установлены на компрессорных станциях «Игринская», «Ординская», «Пермская», «Горнозаводская», «Чайковская», а также на Карашурском подземном хранилище газа.

«Как творческий замысел ГТУ-25П появилась в 1999 году, — рассказывает Михаил Хайруллин, заместитель генерального конструктора — главный конструктор ГТУ для ГПА и объектов их применения ОАО „Авиадвигатель“. — Это принципиально новая разработка нашего КБ. В основе установки — двигатель ПС-90ГП-25, выполненный по схеме одноконтурного двухкаскадного двигателя со свободной силовой турбиной. Одновременно нами была разработана и новая силовая турбина. Необходимо отметить, что на сегодняшний день ГТУ-25П не имеет аналогов по к. п. д. (40 процентов) в простом цикле. С 2002 по 2003 гг. мы провели несколько циклов экспериментальных и доводочных испытаний двигателя».

«Еще в 1992 г. мы заключили генеральное соглашение с предприятиями пермского региона на создание газоперерабатывающих установок, — рассказывает заместитель генерального директора ООО „Пермтрансгаз“ Александр Ермолаев. — И основательно, шаг за шагом, на базе двигателя ПС-90А работаем по нескольким направлениям: проводим реконструкцию уже работающих ГТУ и создаем блочно-комплексные агрегаты».

«Задача форсировать применение ГТУ-25П одинаково актуальна не только для производителей, — считает Михаил Хайруллин. — С каждым годом растут объемы добычи и транспортировки газа, и, в случае положительного опыта эксплуатации установок пермских моторостроителей, „Газпром“ будет использовать ГТУ-25П при строительстве новых газопроводов».

«Мы стремимся использовать потенциал отечественных предприятий, — продолжает Александр Ермолаев. — На примере ГТУ-25П убедились, что земляки работают не хуже, как в плане конструктивных решений, так и непосредственно при производстве установки. Некоторые агрегаты отслужили по 25 лет.... Перспективные направления — разработка Штокмановского газоконденсатного месторождения, богатейших газовых залежей полуострова Ямал. Для них нужна новая техника, и здесь самой перспективной я могу назвать ГТУ-25П».

«Можно сказать, что сейчас на Игринской КС решается дальнейшая судьба машины, по крайней мере — перспективы ее применения в системе „Газпрома“, — рассказывает Александр Ермолаев. — Закончены испытания на соответствие опытного образца установки экологическим и техническим условиям. С февраля 2004 года начата опытная эксплуатация. Установка уже отработала более 7700 часов (это стандартная годовая наработка), а двигатель после плановой замены — 3750 часов. С учетом наших замечаний „Пермские моторы“ осуществили поставку второго комплекта ГТУ-25П.».

«Для оперативной доводки ГТУ-25П в конструкторском бюро была разработана целая программа, — говорит заместитель главного конструктора ОАО „Авиадвигатель“ Сергей Тихонов. — Серийная установка снабжена японским компрессорным нагнетателем 7V-2. В конструкцию добавлено новое устройство очистки воздуха, основательно переделана система охлаждения кожуха двигателя».
На сегодняшний день первая (уже серийная) установка ГТУ-25П установлена на компрессорной станции Игринская ООО «Пермтрансгаз» и успешно прошла приемочные испытания. Решением приемочной комиссии агрегат принят в промышленную эксплуатацию. Представителями «Газпрома» рекомендовано производство партии в количестве двенадцати двигателей ПС-90ГП-25, что еще раз подчеркивает своевременность создания оборудования для транзита

Источник engine.aviaport.ru


« Назад

Хиты

В России начались испытания аппарата «Луна-25»
В России начались испытания аппарата «Луна-25»
Российские специалисты начали испытания аппарата «Луна-25» («Луна-Глоб»), который в 2019 году должен приступить к изучению спутника Земли. Об этом в ходе выставки Paris Air Show-2015 в Ле-Бурже РИА Новости сообщил представитель «Объединения имени Лавочкина», представившего там макет аппарата. 
Первый в истории частный спутник на солнечном парусе вышел на орбиту
Первый в истории частный спутник на солнечном парусе вышел на орбиту
Разработан и построен он был на деньги некоммерческого Планетарного общества США, объединяющего энтузиастов исследования дальнего космоса. 
Роскосмос отложил оглашение результатов расследования аварии «Прогресса»
Роскосмос отложил оглашение результатов расследования аварии «Прогресса»
Роскосмос продлил на неопределенный срок работу комиссии по расследованию причин произошедшей 28 апреля 2015 года аварии транспортного грузового корабля (ТГК) «Прогресс М-27М».