/
КонтактыО проекте Блог
Galaktika

Вход | Регистрация


Запомнить меня
Забыли пароль?

 

  ПОИСК


 
 

 

Экономика высоких технологий /  Прогнозы на будущее /  Перспективные разработки, гипотезы, инновации /  Двигатель четвертого поколения — возвращение на землю  

Двигатель четвертого поколения — возвращение на землю

Одна из наиболее перспективных разработок пермских моторостроителей — газотурбинная установка ГТУ-25П на базе авиационного двигателя ПС-90А. Первая серийная машина была смонтирована на компрессорной станции «Игринская» ООО «Пермтрансгаз» и качает газ в составе газопровода «Ямбург-Тула». На сегодняшний день завершены межведомственные испытания опытного образца газоперекачивающего агрегата ГПА-25Р-ПС «Урал». В качестве привода центробежных нагнетателей природного газа в составе ГПА использована газотурбинная установка ГТУ-25П.

«Пермские моторы» остаются единственным в России производственным комплексом, осуществляющим серийный выпуск газотурбинных установок для нефтегазодобывающей отрасли и энергетики на базе авиационного двигателя четвертого поколения.

Разработка двигателей промышленного назначения ведется с начала 90-х годов XX века, что стало своевременной реакцией на крупнейшие перемены в экономической жизни страны. В 2004 г. на компрессорной станции Игринская начала работать первая опытно-промышленная газотурбинная установка ГТУ-25П.

ГТУ-25П предназначена для применения в качестве привода центробежных нагнетателей природного газа в составе газоперекачивающих агрегатов нового поколения и модернизации действующего (устаревшего) оборудования, а также в качестве привода электрогенератора в составе газотурбинной электростанции для выработки электрической энергии переменного тока.
Осваивая «гражданский» маркетинг, специалисты «Пермских моторов» искали «рыночно-адекватного», то есть платежеспособного, потребителя. Какую востребованную продукцию можно выпускать на основе авиационных технологий? В первую очередь — газотурбинные установки для промышленных предприятий. Первыми и основными покупателями этих «наземных двигателей» стали газовые и нефтяные компании.

Со временем круг потребителей расширился. Из-за быстрого роста цен на электроэнергию ряд промышленных предприятий начал организовывать собственную энергетику. Да и сами энергетические объекты стали активно переходить на газ. Наработки пермских авиастроителей оказались как нельзя кстати. Газоперекачивающие агрегаты и электростанции серии «Урал» с пермскими ГТУ мощностью от 2,5 до 16 МВт, изготовленные на «Пермских моторах», по достоинству оценили во многих отраслях. Около 400 турбин разной мощности работают по всей России — от Краснодара до Ямбурга.

Совместная работа «Пермских моторов» и «Пермтрансгаза» продолжается уже более 10 лет. Сегодня пермские газовые турбины мощностью 10, 12, 16 и 25 МВт установлены на компрессорных станциях «Игринская», «Ординская», «Пермская», «Горнозаводская», «Чайковская», а также на Карашурском подземном хранилище газа.

«Как творческий замысел ГТУ-25П появилась в 1999 году, — рассказывает Михаил Хайруллин, заместитель генерального конструктора — главный конструктор ГТУ для ГПА и объектов их применения ОАО „Авиадвигатель“. — Это принципиально новая разработка нашего КБ. В основе установки — двигатель ПС-90ГП-25, выполненный по схеме одноконтурного двухкаскадного двигателя со свободной силовой турбиной. Одновременно нами была разработана и новая силовая турбина. Необходимо отметить, что на сегодняшний день ГТУ-25П не имеет аналогов по к. п. д. (40 процентов) в простом цикле. С 2002 по 2003 гг. мы провели несколько циклов экспериментальных и доводочных испытаний двигателя».

«Еще в 1992 г. мы заключили генеральное соглашение с предприятиями пермского региона на создание газоперерабатывающих установок, — рассказывает заместитель генерального директора ООО „Пермтрансгаз“ Александр Ермолаев. — И основательно, шаг за шагом, на базе двигателя ПС-90А работаем по нескольким направлениям: проводим реконструкцию уже работающих ГТУ и создаем блочно-комплексные агрегаты».

«Задача форсировать применение ГТУ-25П одинаково актуальна не только для производителей, — считает Михаил Хайруллин. — С каждым годом растут объемы добычи и транспортировки газа, и, в случае положительного опыта эксплуатации установок пермских моторостроителей, „Газпром“ будет использовать ГТУ-25П при строительстве новых газопроводов».

«Мы стремимся использовать потенциал отечественных предприятий, — продолжает Александр Ермолаев. — На примере ГТУ-25П убедились, что земляки работают не хуже, как в плане конструктивных решений, так и непосредственно при производстве установки. Некоторые агрегаты отслужили по 25 лет.... Перспективные направления — разработка Штокмановского газоконденсатного месторождения, богатейших газовых залежей полуострова Ямал. Для них нужна новая техника, и здесь самой перспективной я могу назвать ГТУ-25П».

«Можно сказать, что сейчас на Игринской КС решается дальнейшая судьба машины, по крайней мере — перспективы ее применения в системе „Газпрома“, — рассказывает Александр Ермолаев. — Закончены испытания на соответствие опытного образца установки экологическим и техническим условиям. С февраля 2004 года начата опытная эксплуатация. Установка уже отработала более 7700 часов (это стандартная годовая наработка), а двигатель после плановой замены — 3750 часов. С учетом наших замечаний „Пермские моторы“ осуществили поставку второго комплекта ГТУ-25П.».

«Для оперативной доводки ГТУ-25П в конструкторском бюро была разработана целая программа, — говорит заместитель главного конструктора ОАО „Авиадвигатель“ Сергей Тихонов. — Серийная установка снабжена японским компрессорным нагнетателем 7V-2. В конструкцию добавлено новое устройство очистки воздуха, основательно переделана система охлаждения кожуха двигателя».
На сегодняшний день первая (уже серийная) установка ГТУ-25П установлена на компрессорной станции Игринская ООО «Пермтрансгаз» и успешно прошла приемочные испытания. Решением приемочной комиссии агрегат принят в промышленную эксплуатацию. Представителями «Газпрома» рекомендовано производство партии в количестве двенадцати двигателей ПС-90ГП-25, что еще раз подчеркивает своевременность создания оборудования для транзита

Источник engine.aviaport.ru


« Назад

Хиты

Жители Москвы и области в ближайшие дни смогут увидеть полет МКС
Жители Москвы и области в ближайшие дни смогут увидеть полет МКС
Международную космическую станцию (МКС) в ближайшие дни можно будет увидеть над Москвой и Подмосковьем, для этого ушедшим на изоляцию жителям даже не придется выходить на улицу - станция будет видна из окон квартир, сообщает Музей космонавтики. 
Первопроходцы Марса. Пять самых знаменитых марсоходов
Первопроходцы Марса. Пять самых знаменитых марсоходов
20 марта NASA сообщила о полной готовности марсохода Perseverance к полету. На него были установлены специальные пробоотборники для грунта. Именно в них марсоход может привезти на Землю образцы поверхности и, кто знает, возможно и жизнь. 
На Марсе обнаружили странную дыру
На Марсе обнаружили странную дыру
Ученые НАСА обнаружили на снимках Марса необычную дыру. Отверстие расположено на склоне потухшего вулкана и может намекать на живые организмы, сообщается в блоге НАСА.