/
КонтактыО проекте Блог
Galaktika

Вход | Регистрация


Запомнить меня
Забыли пароль?

 

  ПОИСК


 
 

 

Финансовые риски-2007

В годовщину дефолта эксперты «МН» составили собственный рейтинг болевых точек российской экономики

Девять лет назад, 17 августа 1998 года, страна пережила самую сильную финансовую катастрофу в своей новейшей истории — дефолт. Сегодня даже неспециалисту понятно, что повторение того сценария в современных условиях невозможно. Цены на нефть высоки, экономический рост устойчив, золотовалютные резервы колоссальны... Однако из этого вовсе не следует, что никаких проблем у российской экономики нет. «МН» предложили экспертам-экономистам составить собственные рейтинги финансовых рисков, которые потенциально угрожают стране.

Евсей Гурвич, руководитель Экономической экспертной группы:

  1. Самый сильный, но и самый маловероятный риск — это масштабное долгосрочное снижение цен на нефть, газ и другие сырьевые товары. В ближайшие годы он возможен только в случае какого-то общемирового экономического кризиса, который не очень вероятен.
  2. Кризис нынешней пенсионной системы, наоборот, очень даже возможен. Старение населения, происходящее в России, усугубляется переходными проблемами, например, очень сильным увеличением разрыва между пенсиями и зарплатами. Если правительство будет просто пытаться увеличивать пенсии, как это происходит сейчас, то пенсионный кризис может превратиться в бюджетный, поскольку порядка 3% ВВП ежегодно уходит на обеспечение пенсионных нужд. Правда, на ближайшую перспективу — до 2010 года — пенсионная проблема более-менее решена за счет выделения дополнительных бюджетных ресурсов. Но к 2016 году она может стать более острой.
  3. Долговой кризис частного сектора. Сегодняшний государственный долг, в отличие от ситуации 1998 года, совсем небольшой и не вызывает беспокойства. Но растет внешний долг частного сектора. С одной стороны, это хорошо: привлекаются ресурсы для развития экономики. Но в среднесрочном периоде, когда Центробанк планирует перейти к плавающему обменному курсу, который предполагает возможность резких колебаний курса, у некоторых компаний могут возникнуть проблемы с обслуживанием внешнего долга. При этом самый опасный сектор — государственные компании: они занимают достаточно много средств, а инвесторы не отказывают им, полагая, что в случае проблем ответственность примет на себя государство. Последние 4 года в среднем долг негосударственного сектора, включая компании с государственным участием, растет в долларовом выражении более чем на 50% в год. На 1 апреля 2007 года общий долг банковского и небанковского секторов составил 295 млрд долларов. Если так будет продолжаться, то риск станет реальным и реализуется в перспективе от 3 до 5 лет.
  4. Ухудшение качества кредитного портфеля банков. Банковский сектор развивается очень динамично, но он у нас пока еще достаточно уязвим. В России много банков, и не все из них достаточно надежны и прозрачны, из-за чего уровень доверия кредитных учреждений друг к другу не очень велик. А значит, на этом поле от сравнительно небольшого толчка могут расходиться круги. Поэтому нужно продолжать оздоровление банковской системы, совершенствовать банковский надзор, может быть, стимулировать укрупнение банков, поскольку крупные банки более устойчивы и у них больше возможности занимать.

Олег Кузнецов, генеральный директор Экспертного института Российского союза промышленников и предпринимателей:

  1. Угроза снижения цен на нефть. На нашем финансовом благополучии лежит отблеск высоких цен на энергоносители. Россия для мира все-таки остается в первую очередь поставщиком сырья и несет соответствующие риски. Известно, что цены на нефть претерпевают некие циклические колебания. Однако до сих пор нет внятной и надежной модели, которая позволила бы предсказать эти изменения. Но мы знаем, что есть некоторые принципиальные факторы, влияющие на них. В частности, развитые страны ищут и довольно успешно находят энергосберегающие пути развития своего производства: к примеру, США сокращают объем выбросов от сжигания автомобильного топлива очень быстрыми темпами — за 10 лет на 20%. Поэтому не исключено, что за нынешним подъемом цен на нефть может последовать их снижение, как это было 30 лет назад.
    Стремительно растущий корпоративный внешний долг. За 1 квартал 2007 года внешний долг только одних российских банков возрос примерно на 10 млрд — до 110 млрд долларов. А если взять остальные секторы, то за тот же период их долг вырос со 160 до 185 млрд долларов. Банкам выгодно занимать за рубежом под достаточно низкий процент, а в России отдавать те же деньги в долг под более высокий. Но и для остальных российских корпораций нефинансового сектора тоже выгоднее брать деньги за границей — из-за низкого процента. Получается, что наша финансовая система на отечественную экономику не работает: проще просто перекачивать деньги из-за границы. При этом основными должниками становятся крупные корпорации с серьезным государственным влиянием, такие как «Газпром». При этом часто они берут деньги не на модернизацию, а для поглощения других компаний и таким образом накапливают этот долг. И если вдруг что-то случится, отвечать по долгам придется государству.

Евгений Ясин, научный руководитель Высшей школы экономики:

  1. Рост цен на нефть и чрезмерный избыток доходов, которые создают угрозу инфляции. Конечно, эта ситуация прямо противоположна той, что привела к дефолту 9 лет назад. Голландская болезнь, связанная с переизбытком средств, ведет к ущербному положению несырьевых отраслей. Между тем здоровая экономика — это прежде всего поддержание баланса. Мы же слишком ушли от золотой середины: пока цены на нефть высоки, велик соблазн лежать на печи и ничего не делать.
  2. В связи с финансовым изобилием слишком много средств тратится на создание всевозможных госхолдингов. Считаю, что ключевую роль в развитии экономики все-таки должен играть рынок, обострение конкуренции. Это не значит, что госпрограммы не нужны. Но они не должны сводиться только к тому, что по сути восстанавливаются союзные министерства в виде госхолдингов.
  3. Неустойчивость финансовых рынков. Недооцененность российских компаний привела к бурному росту фондового рынка, который сейчас, совершенно очевидно, достиг уровня насыщения. При этом наш рынок тесно связан с мировым, а там наблюдается высокая волатильность.

Григорий Томчин, президент Всероссийской ассоциации приватизируемых и частных предприятий:

  1. Сегодня нет коротких рисков, но есть длинные. Главный из них — слишком сильное падение доллара. Оно может угрожать не дефолтом, но дестабилизацией российской экономики, которая все еще достаточно сильно долларизована. Все-таки доллар пока еще мировая валюта, и мощь европейской экономики, которая поддерживает евро, гораздо ниже, чем мощь американской.
  2. Слишком сильное укрепление рубля, которое уже приводит к снижению российского импорта. Впрочем, пока нефть дорогая, а Минфин действует достаточно грамотно, крепкий рубль не столь уж опасен для экономики.
  3. Колебание цены на нефть — менее управляемый и наиболее «длинный» финансовый риск. Поскольку мы уже набрали достаточно много бюджетных обязательств, зависимость доходов бюджета от цены на нефть критически выросла. Сейчас говорят: у России уже ненефтяной бюджет. Может быть, но та экономика, которая этот бюджет формирует, поддерживается пока еще именно ценой на нефть. И альтернативного пути развития мы пока не нашли. Инновационная экономика — это длинный путь: лет в 25. Поэтому и действуют длинные риски. В частности, мировое сообщество может отказаться от нашего сырья, и тогда экономика провалится. Тем более что формирование цены на нефть и газ происходит не на нашем потребительском рынке, а на мировом. Но из этой ситуации есть выход. Если сделать Россию транзитной страной, тогда весь мир будет охранять этот транзит — и финансовые риски просто исчезнут.
  4. Слабость пенсионной системы. Если мы не будем заниматься созданием нормальной пенсионной накопительной системы через вкладывание пенсионных средств в платные дороги, в создание транзитных путей, по которым будут проходить грузы из Юго-Восточной Азии в Европу, в высокодоходные предприятия, в институциональные компании, то это тоже может стать серьезным риском.

* * *

Подведем некоторые итоги нашего экспресс-опроса. Во многом мнения экспертов «МН» совпадают, в чем-то — расходятся. Тем не менее мы считаем возможным на основании их оценок составить сводный рейтинг финансовых рисков-2007. Вот он:

  1. Угроза снижения мировых цен на нефть.
  2. Стремительный рост корпоративного внешнего долга.
  3. Уязвимость пенсионной системы.
  4. Угроза резкого падения доллара.
  5. Угроза инфляционного всплеска в результате чрезмерного роста доходов.
  6. Чрезмерное укрепление рубля, приводящее к снижению импорта.
  7. Неоправданно высокая трата средств на создание госкорпораций.
  8. Зависимость российского фондового рынка от мировой конъюнктуры.
  9. Ухудшение кредитного портфеля банков.

Вряд ли руководители финансового блока правительства и Центробанка не в курсе существования вышеназванных угроз. Однако в последнее время в их речах звучат сплошь восторженные оценки положения дел и перспектив российской экономики. В связи с этим хочется посоветовать каждому из них вырезать рейтинг финансовых рисков «МН» и повесить его над своим рабочим столом. Чтобы случайно не прошляпить новый дефолт!

Источник mn.ru


« Назад

Хиты

В России начались испытания аппарата «Луна-25»
В России начались испытания аппарата «Луна-25»
Российские специалисты начали испытания аппарата «Луна-25» («Луна-Глоб»), который в 2019 году должен приступить к изучению спутника Земли. Об этом в ходе выставки Paris Air Show-2015 в Ле-Бурже РИА Новости сообщил представитель «Объединения имени Лавочкина», представившего там макет аппарата. 
Первый в истории частный спутник на солнечном парусе вышел на орбиту
Первый в истории частный спутник на солнечном парусе вышел на орбиту
Разработан и построен он был на деньги некоммерческого Планетарного общества США, объединяющего энтузиастов исследования дальнего космоса. 
Роскосмос отложил оглашение результатов расследования аварии «Прогресса»
Роскосмос отложил оглашение результатов расследования аварии «Прогресса»
Роскосмос продлил на неопределенный срок работу комиссии по расследованию причин произошедшей 28 апреля 2015 года аварии транспортного грузового корабля (ТГК) «Прогресс М-27М».