/
КонтактыО проекте Блог
Galaktika

Вход | Регистрация


Запомнить меня
Забыли пароль?

 

  ПОИСК


 
 

 

Владимир Николаевич Челомей

Владимир Николаевич Челомей — академик, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и четырех Государственных премий, ученый-механик, инженер, работы которого широко известны как в нашей стране, так и за ее пределами. Выдающийся конструктор авиационной и ракетно-космической техники В. Н. Челомей в течение 10 лет (1974—1984) избирался депутатом Верховного Совета СССР от Чувашской АССР.

Родился В. Н. Челомей 30 июня 1914 года в городе Седлец (Польша) в семье учителей народной школы, детство и юность прошли на Украине в Полтаве, а в 1926 г. семья переехала в Киев, где в 1927 г. он окончил семилетнюю трудовую школу № 45 и поступил в Киевский автомобильный техникум, в 1932 г. стал студентом авиационного факультета Киевского политехнического института (КПИ), который окончил в 1937 году с отличием, сдавая экзамены экстерном. Дипломная работа В. Н. Челомея «Колебания в авиационных двигателях., написанная им под руководством профессора И. Я. Штраермана, была признана выдающейся, и с 1937 г. — он аспирант АН Украинской ССР; в 1939 году В. Н. Челомей защитил кандидатскую диссертацию на тему «Динамическая устойчивость элементов авиационных конструкций» (Госиздат, М, 1939 г.).

В. Н. Челомей владел французским, немецким, английским и украинским языками.

Формирование В. Н. Челомея как будущего ученого произошло в студенческие годы. В это время он познакомился с замечательными учеными: Д. А. Граве, Н. М. Крыловым и Н. В. Ахиезером, а также с Н. Н. Боголюбовым. Одновременно с учебой в КПИ Челомей слушал лекции по математике и физике в Киевском университете, а в Академии наук УССР — лекции по механике известного ученого Туллио Леви-Чивита, приглашенного из Италии. Тогда же он увлекается механикой в целом и теорией колебаний применительно к решению практических задач. Еще студентом КПИ Челомей читает лекции по этим вопросам инженерам авиационного завода и издает в 1935 году литографированный курс векторного анализа; один из разделов этого курса позже вошел в наши учебники. Важным оказалось исследование Челомеем проблем динамической устойчивости упругих систем и дифференциальных уравнений второго порядка с периодическими коэффициентами. Полученные им практические рекомендации вошли в научно-техническую литературу.

С 1940 г. Челомей в Москве, докторант АН СССР, а с 1941 г. — научный сотрудник ЦИАМ им. П. И. Баранова, где занимается вопросами нестационарной газовой динамики.

В 1943 г. он создает впервые в нашей стране новый тип воздушнореактивного двигателя, так называемый "пульсирующий двигатель., где система всасывания и выхлопа автоматически управлялась самим рабочим процессом двигателя. На его базе создали самолеты-снаряды, запускавшиеся с тяжелых бомбардировщиков. В декабре 1944 г. по решению Государственного комитета обороны, после использования фашистами ФАУ-1 в Англии, в нашей стране были проведены испытания самолетов-снарядов Челомея на самолетах Пе-8, а позже на Ту-2 и Ту-4. В литературе и личном деле В. Н. Челомея, хранящемся в Архиве Российской Академии Наук, есть упоминания о командировке в 1946 г. В. Н. Челомея в Германию, где остались готовые немецкие ракеты ФАУ-1 и ФАУ-2.

Что мог увидеть Челомей в Германии, подробно пишут Б. Е. Черток, ныне академик, и ученый-аэродинамик Г. Н. Абрамович, командированный в Тюрингию-Пеннемюнде еще весной 1945 г. «Штетин-Пеннемюнде. — центр научно-конструкторских работ фон Брауна, занимавшийся серийным производством ракет ФАУ-2, с помощью которых Гитлер надеялся разрушить Лондон и выиграть войну против Англии. Г. Н. Абрамович отмечает, что первоклассные сооружения, крупные испытательные стенды Пеннемюнде производили большое впечатление. Масштабы испытательной работы у фон Брауна поражали своим размахом. Позже, в 1946 г., в Германию, упоминает Г. Н. Абрамович, была направлена специальная рабочая группа во главе с профессором Б. Е. Чертоком и профессором Ю. А. Победоносцевым.

В Пенненмюнде они собрали и восстановили документацию конструкций и технологий ракеты ФАУ-2, а подкомиссия ЦИАМ собрала материалы по воздушно-реактивным двигателям. Было ясно, что немцы значительно опередили аналогичные работы в других странах. Конструкторское бюро В. Н. Челомея работало круглосуточно. В нем были созданы крылатые ракеты морского, воздушного и наземного базирования. Ракеты получили название 10 X (десятая модификация оружия), последующая ракета 16 X — уже более совершенная, чем немецкая. Эти ракеты были приняты на вооружение Красной армии. В. Н. Челомея в 1945 г. наградили орденом Ленина. Полученная информация изучалась в ОКБ А. И. Микояна и в Летноисследовательском институте. Все сделанное было позже использовано для мирного освоения космоса.

Опыт изучения немецкой ракетной техники помог продвинуть такие же работы в нашей стране, США и Англии.

В 1944 г. В. Н. Челомей назначается Главным конструктором завода № 51 МАП5, в 1954 г. — Главным конструктором СКГ МАП, в 1959 г. — Главным конструктором авиационной техники Министерства общего машиностроения (Реутово).

В 1951 г. В. Н. Челомей защитил в МВТУ докторскую диссертацию по исследованию изгибно-крутильных колебаний валов авиационных двигателей, где решил трудную задачу, поставленную известным немецким механиком Э. Треффтцем. В частных случаях формулы В. Н. Челомея совпадают с известными результатами Н. Е. Кочина.

В 1952 г. В. Н. Челомей — профессор, организует в МВТУ кафедру «Динамика машин» (заведует ею с 1963 г. до своей кончины в 1984 г.), где читает курс лекций по динамической устойчивости колебательных систем и механических процессов.

В 1956 г. он указал на практическую возможность повышения устойчивости упругих и жидкостных систем с помощью высокочастотных вибраций. Это исследование получило позже обширное теоретическое развитие и практические применения; в 1958 г. разработал нелинейную теорию статической и динамической устойчивости гидравлических и пневматических золотниковых сервомеханизмов. Эту теорию В. Н. Челомей подтвердил специальными экспериментами.

В 1958 г. В. Н. Челомея избрали членом-корреспондентом АН СССР, а в 1962 г. — действительным членом АН СССР по специальности «механика». Как отмечает в своих воспоминаниях академик А. А. Дородницын, «теоретический багаж у В. Н. Челомея был выше, чем у остальных конструкторов... он был большим авторитетом и в академической среде. Он решал не только технические задачи, но и научные проблемы. В. Н. Челомей был ближе к аэродинамике. Его работы отличались лучшими аэродинамическими свойствами. Он также первый преодолел страх перед автоматикой. У него автоматически раскрывались крылья еще на крылатой ракете. Он не боялся практически применять те возможности автоматики, которые пока были известны лишь теоретически. У него чутье на все новое».

В 1963 г. по представлению академика М. В. Келдыша В. Н. Челомей избирается членом Президиума АН СССР. Академик Л. И. Седов, представляя В. Н. Челомея в академики, в своем отзыве отмечал, что научные и конструкторские работы В. Н. Челомея представляют...начало целой серии новых изысканий в области упругих систем, имеющих крупнейшее прикладное значение... В. Н. Челомей впервые создал теорию расчета винтовых пружин различной формы на устойчивость и колебания... его работы получили дальнейшее развитие и крупное прикладное значение в области автоматического управления. Он — автор разнообразных типов конструкций, многих принципиально новых изобретений в мировой технике, имеющих важное значение для обороны страны. В. Н. Челомею принадлежит создание первого ракетного старта крылатых беспилотных объектов. Такой старт теперь является общепринятым в мировой ракетной технике.

19 июля 1963 г. Президиум АН СССР в Постановлении за подписью президента АН СССР постановил, что «академики С. П. Королев и В. Н. Челомей осуществляют общее руководство разработкой научных проблем по новой технике». В начале 1958 г., как пишет в своей книге С. Н. Хрущев, его учитель по МВТУ профессор Л. И. Ткачев, зная увлечение С. Н. Хрущева флотом, повез его к В. Н. Челомею — главному конструктору ракетного вооружения подводных лодок. Вначале конструкторское бюро Челомея выглядело весьма скромно, «небольшой трехэтажный цех с пристроенным к одной стене так называемыми бытовками, рядом помещение, похожее на сарай. Там размещался сборочный цех — святая святых конструкторского бюро. Территорию окружал деревянный забор... в ворота пропускали беспрепятственно, без пропусков. Кабинет В. Н. Челомея невелик, на счету каждый сантиметр, на стенах красочные плакаты — невиданные подводные лодки с какими-то трубами, из труб вылетают ракеты с маленькими, сильно скошенными назад крылышками».

Далее В. Н. Челомей продемонстрировал плексигласовый цилиндр на невысокой подставке и ракету с плотно прижатыми к туловищу крылышками и подчеркнул преимущество крылатых ракет, которые тогда называли самолеты-снаряды. За счет подъемной силы крыльев они способны при значительно меньшем весе нести более тяжелый груз. Рассказал о ФАУ-1, американских «Матадорах», «Регулусах». Изобретения В. Н. Челомея в то время поддерживали моряки.

Первый искусственный спутник Земли был запущен 4 октября 1957 г. Началась космическая эра. Еще 16 марта 1954 г. М. В. Келдыш собрал в АН СССР совещание по разработке документа «Об искусственном спутнике Земли. для ЦК КПСС и СМ СССР. На совещании присутствовали С. П. Королев, М. Н. Тихонравов, П. Л. Капица, С. Н. Вернов, Л. И. Седов, И. А. Кибель, А. Ю. Ишлинский, Д. Е. Охоцимский, Т. М. Энеев. В 1956 г. М. В. Келдыш был назначен председателем «Комиссии Президиума АН СССР по искусственному спутнику Земли», а затем М. В. Келдыш стал председателем Межведомственного научно-технического совета по космическим исследованиям при Академии наук (оставался им до 1978 г., до кончины).

В 1959 г. (15.29 сентября) состоялся визит Н. С. Хрущева в США. Прилетел Н. С. Хрущев в Вашингтон на военно-воздушную базу Эндрюс на только-что построенном самолете ТУ-114 (опытном образце). Перелет длился 12 часов 21 минуту. Встретил Н. С. Хрущева президент США Дуайт Эйзенхауер. Цель поездки Н. С. Хрущева — обсуждение вопроса о разоружении (ответный визит Д. Эйзенхауера состоялся в июне 1960 г.). На приеме в Белом доме Н. С. Хрущев вручил Дуайту Эйзенхауеру памятный дар — копию советского вымпела, доставленного в ракете на Луну, и золотой значок, изготовленный в честь этого выдающегося события. Подлинник вымпела находится на Луне. США произвели на Н. С. Хрущева огромное впечатление. Он пытливо знакомился со всеми сторонами жизни этой страны. И нам хорошо знакомы многие начинания, которые коснулись нашей жизни, сделанные под воздействием этого визита. К 1958 г. международная обстановка в мире обострилась и соответственно увеличилась забота об обороноспособности.

Еще в начале 1957 г. Н. С. Хрущев на заседании Государственного Совета Обороны предложил программу постепенной замены дальней бомбардировочной авиации баллистическими ракетами, а также предложил сместить центр тяжести противовоздушной обороны от самолетов-перехватчиков к зенитным ракетным комплексам. Это требовало перераспределения капиталовложений, перепрофилирования заводов, создание необходимых кадров. Остро стал вопрос финансирования ракетно-космической техники.

Н. С. Хрущеву пришлось решать судьбу ракет через отказ министру морского флота Н. Г. Кузнецову в финансировании строительства нового современного флота. С министром авиационной промышленности П. Д. Дементьевым решался вопрос о судьбе авиационных конструкторских бюро. За А. Н. Туполевым — самолеты Ту-104 и Ту-114, за А. И. Микояном, С. А. Лавочкиным и П. О. Сухим — фронтовая авиация, за С. В. Ильюшиным — Ил-18, О. К. Антоновым — Ан-8, Ан-12, Ан-10 «Украина». Приняли решение: их трогать нельзя. А. С. Яковлеву резко сократили финансирование.

Дошли до В. М. Мясищева, у которого в Филях было современнейшее конструкторское бюро и большой завод. В. М. Мясищев заканчивал в это время разработку нового сверхзвукового стратегического бомбардировщика М-50. Было решено закрыть КБ В. М. Мясищева, так как данные М-50 не выходили за пределы зарубежных показателей. 9 июля 1961 г. на авиационном празднике в Тушино М-50 совершил свой последний полет. Сейчас, по мнению специалистов, совершенство форм и другие технические решения М-50 находят свое повторное воплощение в новых конструкциях.

КБ и производственную базу В. М. Мясищева присоединили к КБ В. Н. Челомея, которое стало крупнейшим научно-производственным комплексом и космическим объединением под названием «Салют-1»

В книге Н. С. Хрущева "Воспоминания. находим запись: "Сегодня 7 июля 1971 г., понедельник. Продолжаю воспоминания о ракетном оружии. Его создание приобрело бурный характер. Королев, Янгель, Челомей... Все они работали над ракетами дальнего действия, большой грузоподъемности и крупных зарядов. Создавалось несколько марок таких ракет. Другие талантливые конструкторы разрабатывали реактивное оружие против танков, зенитные ракеты и ракеты ближнего действия. Челомей же буквально засыпал нас новыми предложениями: глобальные ракеты, межконтинентальные ракеты, ракеты классов «корабль-земля. и «земля-корабль.. Он сумел сделать мобильную межконтинентальную ракету. Ее мы приняли на вооружение взамен некоторых янгельских... Его (Челомея) предложения действительно оказались универсальными и к тому же наиболее выгодными и экономически, и в смысле мобилизационной боеготовности. Потом он же предложил тяжелую ракету, которая поднимала в космос груза больше, чем ракета Королева... Развивалась творческая конкуренция».

13 мая 1959 г. вышло два постановления Правительства о разработке межконтинентальной ракеты Р-16 Янгеля и об аналогичной ракете Р-96. Эти решения принимались в связи с успехами в ракетной технике в США. С 1959 г. В. Н. Челомей — Генеральный конструктор авиационной и ракетно-космической техники Министерства Общего Машиностроения (МОМ), ему присваивают звание Героя Социалистического Труда и присуждают Ленинскую премию за изобретение — раскрытие крыла ракеты в полете и создание автоматических беспилотных объектов. В июле-августе ракету П-5 с раскрывающимся крылом приняли на вооружение. В декабре 1959 г. маршал артиллерии М. И. Неделин констатирует, что ракетные войска стратегического назначения стали реальностью.

В Севастополе, при участии Главнокомандующего Военно-морского флота С. Г. Горшкова и конструктора подводных лодок П. П. Пустынцева был проведен смотр военно-морского вооружения.

В 1960 г. В. Н. Челомеем начаты разработки воздушно-космических аппаратов с аэродинамическим входом в атмосферу, а также спутников, маневрирующих на орбите (серия «Полет»).

30 мая 1960 г. принято решение — не принимать на вооружение баллистические ракеты стратегического назначения в наземном варианте, а только шахтные (первая шахтная ракета Р-16 была успешно запущена в середине 1963 г.).

К 1963 г. В. Н. Челомеем разрешены проблемы динамики движения на подводном участке и созданы длительно работающие двигатели на твердом топливе ракет П-53. За эти работы В. Н. Челомей удостоен вторично звания Героя Социалистического Труда.

В. Н. Челомей был блестящим педагогом и популяризатором науки, научные исследования доводил до практического воплощения.

В 1964 г. вышел двухтомник В. Н. Челомея «Избранные труды», в который вошли оригинальные работы по различным проблемам прикладной математики, применению механики к инженерным задачам. Особое значение имеет статья В. Н. Челомея про обобщение классической задачи Эйлера об устойчивости и доказательство возможности повышения устойчивости путем вибрации.

Летом 1964 г. под председательством начальника ЦАГИ В. М. Мясищева было созвано внеочередное заседание жюри конкурса имени Н. Е. Жуковского. Несмотря на отпускной период и зной летнего дня, собрались все члены жюри в составе М. В. Келдыша, В. П. Глушко, А. А. Дородницына, С. П. Королева, А. М. Люлька, Л. И. Седова, П. О. Сухого, С. К. Туманского, А. Н. Туполева, А. С. Яковлева, Г. П. Свищева и единогласно проголосовали за присуждение В. Н. Челомею за выдающиеся заслуги в области ракетной и авиационной техники премии первой степени и золотой медали имени Н. Е. Жуковского.

В 1974 г. к шестидесятилетию со дня рождения В. Н. Челомея вышла из печати прекрасно изданная книга «Избранные проблемы прикладной механики». В составе редколлегии Л. И. Седов, Н. Н. Боголюбов, И. И. Артоболевский, М. А. Лаврентьев, В. И. Кузнецов, Э. И. Григолюк. В сборник представили свои статьи ведущие ученые-механики — около 75 статей. Среди авторов: Л. И. Седов, «О некоторых работах Туллио Леви-Чивита в аналитической механике» (к 100-летию со дня его рождения); Г. Г. Черный, «Пограничный слой на движущейся поверхности.; Н. Н. Боголюбов, «Об одном методе В. Н. Челомея в теории колебаний», а также статьи отечественных и зарубежных ученых по современным и актуальным вопросам механики твердых и деформируемых тел, по проблемам взаимодействия оболочек с жидкостью и движению жидкостей и газов. В 1977 году В. Н. Челомей был удостоен золотой медали А. М. Ляпунова — высшей награды Академии Наук за выдающиеся работы в области математики и механики.

14 октября 1964 г. пленум ЦК КПСС освободил Н. С. Хрущева от обязанностей Первого секретаря ЦК КПСС, члена Президиума ЦК КПСС и Председателя Совета Министров СССР. В связи с этим в деятельности В. Н. Челомея возникает много трудностей. В конструкторское бюро зачастили всевозможные инспекции и ревизии, были осложнения с военно-промышленной комиссией. Не поддерживали военные и, в частности, лично Д. Ф. Устинов, надежда была только на А. А. Гречко.

В. Н. Челомей добивается технически и административно пуска первой межконтинентальной универсальной баллистической ракеты, с упрощенной шахтной пусковой установкой УР-200, которая по показателям до сих пор не ниже ракет США.

В начале 1965 г. началась «лунная гонка», конкурировали С. П. Королев и В. Н. Челомей. К 1966 г. В. Н. Челомей подготовил проект УР700 — лунный корабль, его поддерживал В. П. Глушко, обещавший сделать новые двигатели для одной из ступеней УР.

Экспертная комиссия, в истории лунной программы получившая название «Комиссии Келдыша», состояла из представителей министерства обороны, конструкторских бюро и Академии наук. Большинство поддерживало С. П. Королева.

В. Н. Челомей был очень независимым и гордым человеком, не шедшим на поклон. На заседания комиссии почти не ездил, а если приезжал, то от него слышали его крылатую фразу «если не хотите помогать, то хоть не мешайте». В итоге работы комиссии, М. В. Келдыш, несмотря на дружбу с С. П. Королевым и пренебрегая конъюнктурой — отставкой Н. С. Хрущева, горой встал на защиту проекта В. Н. Челомея, пророчески предвидя будущее и выдающуюся роль ракеты «Протон» в космонавтике.

Проект В. Н. Челомея под давлением убедительной аргументации М. В. Келдыша был утвержден. Носитель «Протон» обеспечил нашей стране успехи в освоении Луны, Венеры, Марса, создании и функционировании орбитальной станции «Мир» (до настоящего времени). В 1980 г. была разработана автоматическая станция «Алмаз» с радиолокатором на борту. Станция не имела аналогов в мире. Запуск аналогичной станции «Алмаз» этого класса был осуществлен в 1987 г. («Космос», 1970).

Как вспоминают коллеги М. В. Келдыша — «М. В. Келдыш был исключительно принципиальным человеком, для которого интересные дела, интересы страны были выше ведомственных интересов и даже интересов его дружбы со многими очень известными в стране учеными. Он был государственным деятелем в высшем смысле этого слова».

В этой ситуации значительна роль Л. И. Седова, оказавшего действенную и моральную поддержку В. Н. Челомею. Их научные и дружеские отношения продолжались более 30 лет. Как можно было услышать от очевидцев их взаимоотношений, встретились две изумительные личности, обретшие взаимопонимание. Не случайно Л. И. Седов в 1967 г. написал В. Н. Челомею на книге: «Дорогому Владимиру Николаевичу Челомею, хорошо понимающему механику и жизнь».

В. Н. Челомей обладал богатейшей научной фантазией, был человеком увлеченным. Обращаясь на лекциях к студентам, он говорил: «Не думайте, что все уже открыто и сделано в механике, в этой одной из древнейших наук». В 1983 г. в Научный совет Академии наук по механике жидкостей и газов, где председателем был Л. И. Седов, прислали для окончательного заключения на предмет открытия заявку профессоров О. И. Кудрина и А. В. Квасникова об обнаружении явления аномально высокого прироста реактивной силы, возникающей при эжектировании атмосферного воздуха пульсирующей реактивной струей. Л. И. Седов, прочитав эту заявку, воскликнул: «Да ведь это Челомей!» Так работа авторского коллектива В. Н. Челомея, О. И. Кудрина и А. В. Квасникова была представлена на рассмотрение Президиума Академии наук. Докладывать было поручено самому придирчивому эксперту — профессору Г. Ю. Степанову. 20 марта 1986 г. предложенная заявка была зарегистрирована как открытие в Государственном реестре научных открытий под номером 314 уже после кончины (8 декабря 1984 г.) В. Н. Челомея.

В 1995 г. к 80-летию В. Н. Челомея вышел сборник статей «Механика в авиации и космонавтике». Председатель редакционного совета академик К. В. Фролов, члены редакционного совета В. С. Авдуевский, Н. Н. Боголюбов, Г. А. Ефремов, Л. И. Седов, С. В. Челомей. В сборник вошли статьи ученых в области ракетостроения и прикладной механики. Они представляют В. Н. Челомея как ученого-исследователя в области механики динамических и колебательных процессов.

В. Н. Челомей обладал исключительным даром научного предвидения, его научные идеи и практические разработки продолжают служить отечественной науке и технике.

Детище В. Н. Челомея — НПО машиностроения, единственное в мире предприятие ракетно-космической отрасли, ведущее разработку комплексов трех различных направлений с крылатыми ракетами, баллистическими ракетами и космическими аппаратами.

Уместно закончить словами М. В. Келдыша: «Космические ракеты создали новую эпоху как в вопросах обороны, так и в развитии науки и народного хозяйства нашей страны. Возможность взглянуть на Землю со стороны, когда были получены фотографии с первых космических зондов, возможность облететь ее всего за полтора часа — все это повлияло на сознание людей, повысило во всем мире чувство ответственности за судьбу собственной планеты».

При составлении доклада использованы документальные материалы из личного дела академика В. Н. Челомея, хранящиеся в Архиве Российской академии наук и Научного совета РАН по механике жидкостей и газов, воспоминания профессоров Г. Н. Абрамовича и С. Н. Хрущева, литературные источники, тематические энциклопедии, документы и фотоматериалы Музея академика В. Н. Челомея в ФГУП "НПО машиностроения., Реутово (Наукоград).

Источник www.rustrana.ru


« Назад

Хиты

В России начались испытания аппарата «Луна-25»
В России начались испытания аппарата «Луна-25»
Российские специалисты начали испытания аппарата «Луна-25» («Луна-Глоб»), который в 2019 году должен приступить к изучению спутника Земли. Об этом в ходе выставки Paris Air Show-2015 в Ле-Бурже РИА Новости сообщил представитель «Объединения имени Лавочкина», представившего там макет аппарата. 
Первый в истории частный спутник на солнечном парусе вышел на орбиту
Первый в истории частный спутник на солнечном парусе вышел на орбиту
Разработан и построен он был на деньги некоммерческого Планетарного общества США, объединяющего энтузиастов исследования дальнего космоса. 
Роскосмос отложил оглашение результатов расследования аварии «Прогресса»
Роскосмос отложил оглашение результатов расследования аварии «Прогресса»
Роскосмос продлил на неопределенный срок работу комиссии по расследованию причин произошедшей 28 апреля 2015 года аварии транспортного грузового корабля (ТГК) «Прогресс М-27М».