/
КонтактыО проекте Блог
Galaktika

Вход | Регистрация


Запомнить меня
Забыли пароль?

 

  ПОИСК


 
 

 

Валентин Петрович Глушко

Глушко Валентин Петрович — крупнейший советский ученый в области ракетно-космической техники; один из пионеров ракетно-космической техники; основоположник отечественного жидкостного ракетного двигателестроения; генеральный конструктор многоразового ракетно-космического комплекса "Энергия"-"Буран«, академик Академии Наук СССР (1958; член-корреспондент с 1953), дважды Герой Социалистического Труда (1956, 1961). Член КПСС с 1956.

В 1921 начал интересоваться вопросами космонавтики, с 1923 переписывался с К. Э. Циолковским, с 1924 публиковал научно-популярные и научные работы по космонавтике. По окончании учебы в Ленинградском университете (1925—1929) работал в Газодинамической лаборатории (1929—1933), где в 1929 сформировал подразделение по разработке ЭРД, ЖРД и ракет на жидком топливе, продолжившие работу в Реактивном научно-исследовательском институте (НИИ No 3 НКОП) (1934—1938) и реорганизованное в ОКБ-СД (1941), именуемое затем ОКБ-456 ныне НПО Энергомаш имени академика В. П. Глушко. 1941—74 главный конструктор. С 22.05.1974—10.01.1989 генеральный конструктор НПО «Энергия».

23.03.1938 был арестован органами НКВД г. Москвы на основании информации, располагаемой органами НКВД о вредительской деятельности В. П. Глушко в ракетной технике. (Следственное дело Центрального архива ФСБ No Р18935 (18102)). 28.03.1938 подписано Постановление об избрании меры пресечения и предъявлении обвинения по ст. 58-7-II, и содержания его под стражей. На основании актов технической экспертизы, проведенной в институте по заданию НКВД, а также доносов А. Г. Костикова, Юкова, Панькина, М. К. Тихонравова, Л. С. Душкина и др. 15.08.1939 Особое Совещание при Наркоме НКВД приговорило его к 8 годам исправительно трудовых лагерей, но впоследствии был оставлен для работы в техбюро.

Сначала он был направлен на московский авиацонный моторостроительный завод в Тушино, где занимался разработкой проекта вспомогательной установки ЖРД на двухмоторном самолете С-100 для форсирования маневров самолета, а затем в 1941 в Казань для продолжения работ. Под руководством В. П. Глушко за период до 1944 было создано семейство вспомогательных авиационных ЖРД РД-1, РД-1ХЗ, РД-2 и РД-3 с насосной подачей азотной кислоты и керосина, с регулируемой тягой и максимальной тягой у земли от 300 до 900 кг. Эти двигатели прошли в 1943—1946 гг. наземные и летные испытания на самолетах Пе-2Р, Ла-7Р и 120Р, Як-3, Су-6 и Су-7. Двигатели РД-1ХЗ и РД-2 прошли государственные испытания, отчеты по которым утверждены И. В. Сталиным.

Согласно письму Л. П. Берия от 16.07.1944 на имя Сталина с просьбой о досрочном освобождении конструкторов за выполнение работ, имеющих важное оборонное значение, 02.08.1944 В. П. Глушко был освобожден и направлен в Германию с целью ознакомления с трофейной немецкой ракетной техникой.

30.05.1956 постановление Особого Совещание при НКВД СССР было отменено и дело за отсутствием состава преступления прекращено. В. П. Глушко был полностью реабилитирован.

Основные работы посвящены теоретическим и экспериментальным исследованиям по важнейшим вопросам создания и развития ЖРД и КА. Конструктор первого в мире электротермического ракетного двигателя, первых отечественных ЖРД, жидкостных ракет РЛА. Конструктор ЖРД: ОРМ, ОРМ-1 — ОРМ-70, −101, −102, РД-1 — РД-3, РД-100 — РД-103, РД-107 и РД-108 для РН «Восток», РД-119 и РД-214 для РН «Протон», РД-301 и мн. др. Под его руководством разработаны мощные ЖРД на низкокипящих и высококипящих топливах, используемые не первых ступенях и большинстве вторых ступеней всех советских РН и мн. дальних боевых ракет. В 1930 предложил в качестве компонентов топлива ЖРД азотную кислоту, растворы четырехокиси азота в азотной кислоте, тетранитпометан, перекись водорода, хлорную кислоту, бериллий (с водородом и кислородом), порох с бериллием, разработал профилированное сопло и теплоизоляцию камеры сгорания двуокисью циркония. В 1931 предложил химическое зажигание и самовоспломеняющееся топливо, карданный подвес ЖРД для управления полетом ракеты. В 1931—33 разработал агрегаты для подачи топлива в ЖРД — поршневой, турбонасосный с центробежными насосами и мн. др.

Золотая медаль им. К. Э. Циолковского АН СССР (1958), диплом им. Поля Тиссандье (ФАИ) (1967). Действительный член Международной академии астронавтики (1976). Депутат Верховного Совета СССР 7-11-го созывов. Член ЦК КПСС с 1976. Ленинская премия СССР (1957), Государственная премия СССР (1967, 1984). Награжден 5 орденами Ленина (1956, 1958, 1961, 1968, 1978), орденом Октябрьской Революции (1971), орденом Трудового Красного Знамени (1945); медалями: «В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина» (За трудовую доблесть) (1970), «XXX лет победы советского народа в Великой Отечественной войне» (1975), «40 лет победы советского народа в Великой Отечественной войне» (1985), «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» (1945), «Ветеран труда» (1984), «В память 800-летия Москвы» (1948).

Почетный гражданин 8 городов. В Одессе установлены Бронзовый бюст на Приморском бульваре и мемориальная доска на доме 10 по Ольгиевской ул., где он жил с 1921 по 1925. В Казани на здании авиационного института открыта мемориальная доска. В 1994 решением Международной астронавтической федерации его именем назнан кратер, диаметром 43 километра на заповедной видимой стороне Луны.

Источник www.rustrana.ru


« Назад

Хиты

В России начались испытания аппарата «Луна-25»
В России начались испытания аппарата «Луна-25»
Российские специалисты начали испытания аппарата «Луна-25» («Луна-Глоб»), который в 2019 году должен приступить к изучению спутника Земли. Об этом в ходе выставки Paris Air Show-2015 в Ле-Бурже РИА Новости сообщил представитель «Объединения имени Лавочкина», представившего там макет аппарата. 
Первый в истории частный спутник на солнечном парусе вышел на орбиту
Первый в истории частный спутник на солнечном парусе вышел на орбиту
Разработан и построен он был на деньги некоммерческого Планетарного общества США, объединяющего энтузиастов исследования дальнего космоса. 
Роскосмос отложил оглашение результатов расследования аварии «Прогресса»
Роскосмос отложил оглашение результатов расследования аварии «Прогресса»
Роскосмос продлил на неопределенный срок работу комиссии по расследованию причин произошедшей 28 апреля 2015 года аварии транспортного грузового корабля (ТГК) «Прогресс М-27М».