/
КонтактыО проекте Блог
Galaktika

Вход | Регистрация


Запомнить меня
Забыли пароль?

 

  ПОИСК


 
 

 

Дмитрий Павлович Григорович

Дмитрий Павлович Григорович — один из первых российских и советских авиаконструкторов. Родился в 1883 году. В 1909 г. окончил Киевский политехнический институт. С 1912 работал техническим директором завода Первого Российского общества воздухоплавания.

Молодой инженер увлекся идеей создания конструкции самолета типа «летающей лодки». Идея создания гидросамолета возникла у Григоровича не случайно. Россия, омываемая многими морями и океанами, богатая реками и озерами, нуждалась в самолете, который мог бы использовать в качестве взлетной и посадочной площадки водные пространства. И вот в начале 1913 г. был спроектирован первый в мире гидросамолет «М-1». За ним в том же году появились самолеты «М-2» и «М-4».

Летающая лодка "М-1«- двухместный учебно-тренировочный биплан с мотором «Гном». Мощность двигателя его была равна 80 л. с. Полетный вес гидросамолета равнялся 880 кг, причем на полезную нагрузку приходилось 260 кг. Скорость «М-1» достигала 100 км/час.

Талантливый инженер Д. П. Григорович, непрерывно улучшая свой гидросамолет «М-1», создает одну за другой конструкции летающих лодок, лучшей из которых была «М-5», созданная в 1914 г.

Гидросамолет «М-5» принес Григоровичу широкую известность. Летающая лодка «М-5» обладала весьма высокими летными характеристиками, хорошими мореходными качествами. Поэтому она была немедленно принята на вооружение. Это был двухместный биплан деревянной конструкции. Размах крыльев самолета — 11,5 м; площадь крыла — 30 кв. м; крыло двухлонжеронное, обтянутое полотном; общий вес конструкции — 660 кг, на 220 кг меньше веса его прототипа «М-1»; полезная нагрузка «М-5» — 300 кг. Гидросамолет развивал скорость 128 км/час. По тому времени эта скорость являлась весьма высокой. Посадочная же скорость «М-5» едва достигала 68 км/час. Потолок «М-5» был равен 4450 м, а продолжительность пребывания в воздухе — 5 часов. Высоту 1000 м машина набирала за 5 мин. 36 сек., а высоту 3000 м — за 24 мин. 36 сек. Самолет «М-5» прослужил более семи лет. Многие наши морские летчики прошли обучение на этой машине.

Первые русские гидросамолеты и особенно гидросамолет «М-5» и разведывательный самолет типа «М-9» приобрели самую широкую известность. Не случайно военное ведомство Соединенных Штатов Америки вскоре после начала мировой империалистической войны 1914—1918 гг. попросило русское правительство передать ему несколько гидросамолетов конструкции Д. П. Григоровича. Используя русские самолеты как образцы, американцы организовали серийное производство аналогичного типа машин.

Летающие лодки Григоровича «М-1», «М-2» и «М-4», построенные в России в 1912—1913 гг., были первыми в мире гидросамолетами. За рубежом (в частности, в Англии) практически пригодные конструкции гидросамолетов появились лишь в 1914 г.

Д. П. Григорович является также автором самолета «М-11» — морского истребителя типа летающей лодки. Это была первая в мире конструкция морского истребителя. На нем были установлены также впервые в мире броня и неподвижное оружие.

Успехами русских конструкторов и строителей самолетов, в том числе гидросамолетов, наша страна вправе гордиться. Конструкторское бюро, руководимое Д. П. Григоровичем, состояло из пятидесяти человек и выпускало ежегодно до трех новых типов машин. В конструкторском бюро, кроме Григоровича, работал инженер М. Шишмарев — талантливый конструктор, впоследствии генерал-майор инженерно-авиационной службы, доктор технических наук. В частности, М. Шишмаревым в то время была разработана установка полуавтоматической пушки калибра 37 мм для самолета «М-9». В зарубежных странах вооружение такого калибра вошло в практику только через несколько десятков лет.

Условия труда строителей гидросамолетов были весьма тяжелыми. Новые конструкции создавались на технически отсталой базе. Продувка моделей самолетов, их отдельных деталей, проверка моделей лодок в бассейнах не производились. Однако за годы первой мировой войны конструкторское бюро Д. П. Григоровича все же выпустило свыше десяти типов различных машин, многие из которых по тому времени были лучшими в мире.

В 1916 г. Д. П. Григорович создал два сухопутных самолета: «С-1» и «С-2». Самолет «С-2» представлял собой один из первых в мире самолетов-двухвосток. В том же году им был сконструирован и построен двухпоплавковый гидросамолет «М-20». Особенностью этой машины являлась ее способность взлетать с воды и со снега. Авиаторы любили эту машину за ее высокие летные качества.

В следующем 1917 г. Григорович создал два больших гидросамолета. Первая конструкция представляла собой двухпоплавковый биплан. Это был первый в мире торпедоносец, много лет являвшийся единственным самолетом подобного типа. Назывался этот тип машины «ГАСН» (гидроаэроплан специального назначения). Он нес на себе торпеду весом в тысячу килограммов. Вторая конструкция — летающая лодка «МК-1» (морской крейсер). Особенностью самолета «МК-1» являлось то, что бипланная коробка крыльев несла на себе моторы (три мотора — один с тянущим и два с толкающими винтами) и крепилась к корпусу лодки не жесткими узлами, а посредством специальных амортизаторов. По прошествии многих лет французы, кстати без указания имени автора — Григоровича, стали применять подобную схему крепления коробки крыльев к фюзеляжу и выдавать ее за изобретение А. Фармана.

1918 г. ознаменовался постройкой нескольких опытных гидросамолетов «М-17», «М-18» и «М-19». С 1921 г. Д. П. Григорович начал работать на авиационных заводах, где он сконструировал несколько морских и сухопутных самолетов. В частности, он построил первые советские истребители «И-2», «И-2 бис», «И-З», летающую лодку «М-24» и разведчик открытого моря («РОМ»), обладавший высокими летными качествами и хорошей мореходностью. Д. П. Григорович является автором замечательной машины «И-5». Она была создана им совместно с Н. Н. Поликарповым. Самолет «И-5» — истребитель, обладавший отличной скороподъемностью и исключительной маневренностью, был длительное время одной из основных машин, состоявших на вооружении молодой советской авиации.

За свою 30-летнюю деятельность в авиации Дмитрий Павлович Григорович создал свыше 60 типов самолетов, из них 38 типов машин строились серийно. Ему принадлежит идея создания первого в мире гидросамолета, а также первого в мире истребителя с убирающимся в воздухе шасси.

Российские авиаторы с уважением вспоминают выдающегося конструктора Дмитрия Павловича Григоровича, внесшего большой вклад в отечественную авиационную науку.

Источник www.rustrana.ru


« Назад

Хиты

В России начались испытания аппарата «Луна-25»
В России начались испытания аппарата «Луна-25»
Российские специалисты начали испытания аппарата «Луна-25» («Луна-Глоб»), который в 2019 году должен приступить к изучению спутника Земли. Об этом в ходе выставки Paris Air Show-2015 в Ле-Бурже РИА Новости сообщил представитель «Объединения имени Лавочкина», представившего там макет аппарата. 
Первый в истории частный спутник на солнечном парусе вышел на орбиту
Первый в истории частный спутник на солнечном парусе вышел на орбиту
Разработан и построен он был на деньги некоммерческого Планетарного общества США, объединяющего энтузиастов исследования дальнего космоса. 
Роскосмос отложил оглашение результатов расследования аварии «Прогресса»
Роскосмос отложил оглашение результатов расследования аварии «Прогресса»
Роскосмос продлил на неопределенный срок работу комиссии по расследованию причин произошедшей 28 апреля 2015 года аварии транспортного грузового корабля (ТГК) «Прогресс М-27М». 
 

О работе: Профессиональная консультация на mr66.ru.