Паровозу Черепановых стукнуло 170 лет
В Свердловской области празднуют 170-летие первого российского паровоза.
На родине «пароходного дилижанса» в Нижнем Тагиле открылся музей его создателей, отца и сына Черепановых.
Инженеры «Уралвагонзавода», изготовившие макет черепановского механизма, заявили, что смогли повторить его лишь на треть. Большинство описаний и чертежи безвозвратно утеряны.
«Сохранился всего один рисунок, — сетует конструктор „Уралвагонзавода“ Алексей Кузнецов, — остальное пришлось домысливать. Особенно тяжело было решить, как сшивать корпус паровоза. Все известные нам локомотивы изготовлены с помощью сварки. Но у Черепановых не могло быть сварочного аппарата. Мы решили склепать „пароход“. Однако, вряд ли он похож на настоящий больше, чем на 30%. Это максимум, на который мы способны сегодня».
Большинство приехавших на праздник полагает, что создатели паровоза были братьями.
«В Нижнем Тагиле даже шутку придумали для приезжих, — смеется актер местного драматического театра Сергей Зырянов, сыгравший на открытии музея Черепанова-старшего. — Экскурсовод показывает на памятник и говорит: „Это изобретатели паровоза братья Черепановы. Отец и сын“, — и это нормально воспринимается! Получается, если их двое на одном постаменте, да с бородами оба — значит, братья».
Учился в Англии
Старший Черепанов, Ефим Алексеевич, происходил из крепостных знаменитых уральских заводчиков Демидовых.
Талантливый самородок своим трудом вышел, выражаясь по-современному, в менеджеры, но вольную получил лишь за год до постройки паровоза, в 1833 году.
К этому моменту Ефим Черепанов одиннадцать лет работал главным механиком Нижнетагильских заводов, успел поучиться в Европе и соорудить множество разных паровых машин.
В 1821 году он был командирован в Англию для выяснения причин падения сбыта демидовского железа за границей.
Там Черепанов впервые увидел рельсовую дорогу с паровой тягой и «заболел» этой идеей.
Но собственный «сухопутный пароход» он смог построить только через тринадцать лет, в августе 1834 года, вместе с сыном Мироном.
Первая в России железная дорога имела протяженность всего восемьсот метров.
«Пароходный дилижанс» мог перевозить три с половиной тонны груза и двигаться со скоростью 15 километров в час.
Уже через семь месяцев Черепановы построили второй паровоз грузоподъемностью 17 тонн, и хозяева решили использовать его на производстве.
Протяженность «чугунных колесопроводов» была увеличена до трех с половиной километров, и паровоз Черепановых начал возить руду на заводы.
Сотрудники музея «Дом Черепановых» особенно гордятся тем, что нижнетагильская железная дорога заработала на два года раньше Царскосельской, которую официально считают первой в России.
Крепостные таланты
Начиная с эпохи Петра I, Урал долгое время был главным и, по сути, единственным индустриальным регионом России.
Хотя музей и назван именем Черепановых, там представлены многие изобретения, сделанные тагильчанами в XVIII—XIX столетиях.
Русские конструкторы и изобретатели того времени чаще всего были крепостными. Мечтая о свободе, они пытались потрафить царям и вельможам механическими игрушками.
Вмонтированный в экипаж орган Таковы, например, «музыкальные дрожки», созданные демидовским крепостным Егором Кузнецовым и подаренные в 1803 году императрице Марии Федоровне, матери Александра I.
Кроме того, дрожки были снабжены «верстомером» — первым в истории прообразом современного спидометра. Звон колокольчика отмечал каждую версту, что позволяло вычислить скорость движения.
Сами дрожки хранятся в Эрмитаже, а в Нижнем Тагиле сохранилось описание и изображение механизма.
Источник news.bbc.co.uk
|
« Назад