/
КонтактыО проекте Блог
Galaktika

Вход | Регистрация


Запомнить меня
Забыли пароль?

 

  ПОИСК


 
 

 

Экономика высоких технологий /  Исторический момент /  Личность в истории Hi Tech /  Паровозу Черепановых стукнуло 170 лет  

Паровозу Черепановых стукнуло 170 лет

В Свердловской области празднуют 170-летие первого российского паровоза.

На родине «пароходного дилижанса» в Нижнем Тагиле открылся музей его создателей, отца и сына Черепановых.

Инженеры «Уралвагонзавода», изготовившие макет черепановского механизма, заявили, что смогли повторить его лишь на треть. Большинство описаний и чертежи безвозвратно утеряны.

«Сохранился всего один рисунок, — сетует конструктор „Уралвагонзавода“ Алексей Кузнецов, — остальное пришлось домысливать. Особенно тяжело было решить, как сшивать корпус паровоза. Все известные нам локомотивы изготовлены с помощью сварки. Но у Черепановых не могло быть сварочного аппарата. Мы решили склепать „пароход“. Однако, вряд ли он похож на настоящий больше, чем на 30%. Это максимум, на который мы способны сегодня».

Большинство приехавших на праздник полагает, что создатели паровоза были братьями.

«В Нижнем Тагиле даже шутку придумали для приезжих, — смеется актер местного драматического театра Сергей Зырянов, сыгравший на открытии музея Черепанова-старшего. — Экскурсовод показывает на памятник и говорит: „Это изобретатели паровоза братья Черепановы. Отец и сын“, — и это нормально воспринимается! Получается, если их двое на одном постаменте, да с бородами оба — значит, братья».

Учился в Англии

Старший Черепанов, Ефим Алексеевич, происходил из крепостных знаменитых уральских заводчиков Демидовых.

Талантливый самородок своим трудом вышел, выражаясь по-современному, в менеджеры, но вольную получил лишь за год до постройки паровоза, в 1833 году.

К этому моменту Ефим Черепанов одиннадцать лет работал главным механиком Нижнетагильских заводов, успел поучиться в Европе и соорудить множество разных паровых машин.

В 1821 году он был командирован в Англию для выяснения причин падения сбыта демидовского железа за границей.

Там Черепанов впервые увидел рельсовую дорогу с паровой тягой и «заболел» этой идеей.

Но собственный «сухопутный пароход» он смог построить только через тринадцать лет, в августе 1834 года, вместе с сыном Мироном.

Первая в России железная дорога имела протяженность всего восемьсот метров.

«Пароходный дилижанс» мог перевозить три с половиной тонны груза и двигаться со скоростью 15 километров в час.

Уже через семь месяцев Черепановы построили второй паровоз грузоподъемностью 17 тонн, и хозяева решили использовать его на производстве.

Протяженность «чугунных колесопроводов» была увеличена до трех с половиной километров, и паровоз Черепановых начал возить руду на заводы.

Сотрудники музея «Дом Черепановых» особенно гордятся тем, что нижнетагильская железная дорога заработала на два года раньше Царскосельской, которую официально считают первой в России.

Крепостные таланты

Начиная с эпохи Петра I, Урал долгое время был главным и, по сути, единственным индустриальным регионом России.

Хотя музей и назван именем Черепановых, там представлены многие изобретения, сделанные тагильчанами в XVIII—XIX столетиях.

Русские конструкторы и изобретатели того времени чаще всего были крепостными. Мечтая о свободе, они пытались потрафить царям и вельможам механическими игрушками.

Вмонтированный в экипаж орган Таковы, например, «музыкальные дрожки», созданные демидовским крепостным Егором Кузнецовым и подаренные в 1803 году императрице Марии Федоровне, матери Александра I.

Кроме того, дрожки были снабжены «верстомером» — первым в истории прообразом современного спидометра. Звон колокольчика отмечал каждую версту, что позволяло вычислить скорость движения.

Сами дрожки хранятся в Эрмитаже, а в Нижнем Тагиле сохранилось описание и изображение механизма.

Источник news.bbc.co.uk


« Назад

Хиты

В России начались испытания аппарата «Луна-25»
В России начались испытания аппарата «Луна-25»
Российские специалисты начали испытания аппарата «Луна-25» («Луна-Глоб»), который в 2019 году должен приступить к изучению спутника Земли. Об этом в ходе выставки Paris Air Show-2015 в Ле-Бурже РИА Новости сообщил представитель «Объединения имени Лавочкина», представившего там макет аппарата. 
Первый в истории частный спутник на солнечном парусе вышел на орбиту
Первый в истории частный спутник на солнечном парусе вышел на орбиту
Разработан и построен он был на деньги некоммерческого Планетарного общества США, объединяющего энтузиастов исследования дальнего космоса. 
Роскосмос отложил оглашение результатов расследования аварии «Прогресса»
Роскосмос отложил оглашение результатов расследования аварии «Прогресса»
Роскосмос продлил на неопределенный срок работу комиссии по расследованию причин произошедшей 28 апреля 2015 года аварии транспортного грузового корабля (ТГК) «Прогресс М-27М».