/
КонтактыО проекте Блог
Galaktika

Вход | Регистрация


Запомнить меня
Забыли пароль?

 

  ПОИСК


 
 

 

Экономика высоких технологий /  Исторический момент /  Hi Tech в СССР /  Довоенная оборонпромышленность в Новосибирской области. Часть 1  

Довоенная оборонпромышленность в Новосибирской области. Часть 1

Первые заводы оборонной промышленности в Новосибирской области стали сооружаться в 1930-е гг. Начинали они строиться как предприятия по производству гражданской продукции. До настоящего времени нет работ, в которых рассматривались бы изменения приоритетов в развитии промышленности, трудности создания крупных оборонных предприятий при отсутствии соответствующих материально-технических условий, квалифицированных рабочих — строителей, монтажников, инженерно-техни-ческих работников и др. В данной статье анализируются процессы создания материально-технической базы, производственной и социально-бытовой инфраструктуры оборонных предприятий, трудности и результаты деятельности строителей, производственников и руководящих кадров в предвоенные годы.

До войны на окраинах Новосибирска строилось три оборонных завода. В декабре 1929 г. правительство приняло решение о подготовке к строительству комбайнового завода в Новосибирске. В ноябре 1929 г. состоялось заседание коллегии Главметстроя ВСНХ СССР, на котором была принята программа — завершить строительство к 1 октября 1932 г., создать производственные мощности для выпуска 15 тыс. комбайнов в год с последующим увеличением до 25 тыс. Ставилась конкретная задача — к сельскохозяйственному сезону 1933 г. выпустить 2 200 сеялок, 4 500 сенокосилок и 3 000 комбайнов. Именно в этой технике испытывало острый дефицит сельское хозяйство края.

Первым начальником строительства и директором завода «Сибкомбайн» был А. И. Морин. 2 июля 1930 г. он сообщал в Высший совет народного хозяйства Куйбышеву о том, что закончено строительство временных мастерских, получено для них оборудование, начато сооружение заводоуправления, ремонтно-механического цеха, кузницы, заложено 10 корпусов «соцгорода» и т. д. Одновременно отмечалось, что несвоевременно поступает из Москвы и Ленинграда проектная документация, квалификация кадров низкая, обеспеченность оборудованием и инструментом, экскаваторами и автомашинами, а также строительными материалами плохая. На строительстве завода работали 3 000 рабочих, 30 % из них были квалифицированными. Рабочие-каменщики выполняли нормы выработки только на 40—50 %.

Состояние строительства завода проверили в начале 1931 г. Западно-Сибирская контрольная комиссия ВКП(б) и отдел рабоче-крестьянской инспекции, которые рекомендовали ВСНХ СССР, Союзсельмашу и другим центральным органам оказать надлежащее содействие строительству: своевременно и полностью обеспечивать строительные материалы и оборудование, а также инженерно-технические кадры. Кроме того, предлагалось возможно скорее перевести всех занятых в этой стройке на снабжение предметами широкого потребления и продуктами питания по нормам ударных строек в Сибири (Кузнецкстрой и др.), подпадающих, к тому же, под действие закона об отдельных местностях

Строительство завода осуществлялось неравномерно — то развивалось, то прекращалось — по причине неоднозначного отношения правительственных структур, поэтому было много проблем с выделением капитальных вложений, снабжением строительными материалами и техникой, обеспечением стройки инженерно-техническими кадрами. Вместе с тем, первый комбайн был изготовлен к началу уборки 1931 г. Успешно прошли его государственные испытания. Одновременно в Омской области испытывались комбайны Ростовского завода и завода «Коммунар». Государственная комиссия признала сибирский комбайн наилучшим.

В начале 1930-х гг. в стране было построено три завода по производству комбайнов общей мощностью 40—60 тыс. машин в год. В то время их выпуск обеспечивал потребности всего сельского хозяйства. А вот развернувшееся строительство текстильных фабрик в Сибири и Средней Азии потребовало создания соответствующего машиностроения. Поэтому ЦК ВКП(б) и СТО в ноябре 1932 г. приняли решение реконструировать «Сибкомбайн» и поручить ему производство текстильных машин с одновременным выпуском 5 000 комбайнов в год. Предприятие получило новое наименование — «Сибтекстильмашстрой», в декабре 1933 г. измененное на «Сибметаллстрой». К этому времени в материально-технической базе завода произошли заметные изменения: действовали инструментальный, ремонтно-механический и деревообрабатывающий цехи. В 1933 г. начали действовать литейный и транспортный цехи. К 1934 г. «Сибметаллстрой» становится машиностроительным заводом, выпускающим оборудование для текстильной промышленности, автотракторные детали, станки, мелкие и средние двигатели.

В докладной записке «О строительстве крупных промышленных предприятий в Новосибирской области», направленной 21 сентября 1940 г. И. В. Сталину первым секретарем обкома Г. Н. Пуговкиным, отмечается, что комбинат № 179 строится с 1934 г. Общая стоимость его строительства составляет 829 млн р. С этого времени началось его технологическое оснащение для производства снарядов, с одновременным производством гражданской продукции. В 1934—1936 гг., несмотря на продолжавшееся строительство многих крупных объектов производственного назначения, коллектив «Металлстроя» освоил производство и выпускал запасные части к тракторам, автомобилям и текстильным машинам, а также различное оборудование для водного и железнодорожного транспорта и другую продукцию. В 1937 г. завод получил новое задание — освоить производство шести типов станков, в том числе токарного «161». Технологически цехи завода не были готовы к выполнению этого задания, отсутствовали и инженеры-станкостроители. Но к концу года станкостроители изготовили первый токарный станок «161» и 24 станка ПЛ-25.

В предвоенные годы перед коллективом строителей и производственников правительство ставило задачу пуска завода на полную мощность. В 1938—1940 гг. станкостроители продолжали осваивать выпуск новых видов станков (П-30, ЭО (электрообжиг), токарно-винторезный «161А» и др.). Но по-прежнему большое место в производстве занимали запасные части для текстильных машин, тракторов и автомобилей. В это время уже четко вырисовались основные производственные направления комбината. Крупнейший в стране строящийся комбинат боеприпасов имел в своем составе целый ряд производств:

· первое снарядное, рассчитанное на годовой выпуск 11 млн штук 76-122-152-мм осколочно-фугасных снарядов;

· снарядное, на оборудовании фирмы «Шкода», производительностью 2 млн штук 122-152-мм снарядов;

· взрывательное, рассчитанное на годовой выпуск 16 млн штук взрывателей ГВМЗ;

· патронное, годовая мощность 1,5 млрд 7,62-мм и 100 млн штук 12,7-мм патронов;

· снаряжательное — снаряжение всего выпуска взрывателей и патронов;

· прокатное — производство стальной и биметаллической ленты для выпуска патронов, производительностью 220 тыс. тонн биметалла в год.

Кроме того, создавались инструментальное, тарное, газогенераторное, компрессорное производство, ТЭЦ и многие другие объекты производственной и социально-бытовой инфраструктуры.

С 1934 по 1940 гг. в сооружение комбината было вложено 272 млн р., однако строительство велось не по производственным направлениям. Поэтому ни на одном объекте не были закончены строительно-монтажные работы, что не позволяло ввести в эксплуатацию оборонные мощности. В незавершенном строительстве находилось 130 млн р. капитальных вложений. Однако наркомат боеприпасов не обращал на это внимания, допускал приемку в эксплуатацию производственных объектов, не увязанных между собой. Так, в систему комбината в 1939 г. было включено второе снарядное производство на основе оборудования фирмы «Шкода», которое по договору должно было начать прибывать на комбинат вместе со специалистами с апреля 1940 г., а площадей для этого производства не было — к их строительству только приступили. Тогда как для первого снарядного производства, рассчитанного на годовую производительность 11 млн штук снарядов, были построены производственные площади и фундаменты, но не было оборудования.

Для одного из цехов прокатного завода на площадке комбината лежало оборудование, поставленное в 1939 г. фирмой «Робертсон», а для всех других цехов было заказано оборудование американской фирмы «Места» со сроками поставки: март — август 1940 г. Однако к строительству производственных площадей для прокатного производства приступили только в 1940 г. Для этого же производства потребовалось 50 тыс. кВт электроэнергии, а между тем, еще не были начаты проектные работы по ТЭЦ, не утверждены типы ее оборудования. Других же источников питания электроэнергией прокатного производства не имелось.

Базы снабжения материалами всех производств комбината наркоматом не были определены, следовательно, потребности в металле и других материалах не учитывались. Проекты цехового и внутризаводского транспорта для комбината еще не были разработаны, что вызывало осложнения в работе комбината.

Неотъемлемой частью комбината боеприпасов должно было быть снаряжательное производство и полигон для испытания снарядов. Это давало возможность комбинату выпускать готовую продукцию, то есть законченный выстрел. Не имея производства по снаряжению снарядов и полигона, комбинат вынужден был направлять корпуса снарядов для снаряжения в центр страны, а для испытания — на один из полигонов в Павлограде, Софрино, Нижнем Тагиле, создавая, таким образом, массу встречных перевозок и увеличивая себестоимость продукции. Однако в план строительных работ 1940 г. снаряжательный завод не был включен, а для начала строительства полигона наркомат боеприпасов выделил лишь 2 млн р. Несмотря на то, что освоение некоторых изделий оборонного значения началось на комбинате в 1938 г., комплектной оборонной продукции не было выпущено и в 1939 г. Наркомат боеприпасов установил план производства на 1939 г.: 250 тыс. снарядов, 200 тыс. взрывателей, 202 млн патронов, но по существу, не принял никаких мер для выполнения этого задания. Строительно-монтажные работы в первом снарядном, патронном и взрывательном производствах завершились лишь в конце года и были приняты в эксплуатацию с крупнейшими дефектами и некомплектностью оборудования. Некомплектность оборудования, отсутствие документации и необходимых инструментов, неопытность кадров привели к тому, что до 70 % произведенной продукции оказалось бракованной.

Комитет обороны при СНК СССР 13 июня 1940 г. принял решение о форсированном строительстве комбината № 179 с введением в действие в 1940 г. мощностей: по производству снарядов — на 75 %, взрывателей — на 50, патронов — на 50, деревотарному производству — на 60 %. Строительство всего комбината этим решением предлагалось закончить к 1 декабря 1941 г. Поэтому решением Комитета обороны было доведено задание освоить на строительстве комбината 362 млн р. вместо ранее установленного плана в 178 млн р. В связи с тем, что за первое полугодие 1940 г. строители освоили только 59,2 млн р., во втором полугодии необходимо было производить строительные работы на сумму 50 млн р. ежемесячно. Для выполнения задания Комитета обороны необходимо было расширить производственно-техническую базу стройки, увеличить материально-технические фонды, дополнительно набрать около 20 тыс. чел. строительных и монтажных рабочих, укомплектовать стройку комбината дополнительно инженерно-техническими работниками, особенно монтажниками.

Новосибирский обком мобилизовал в области 1,7 тыс. рабочих и просил ЦК ВКП(б) (секретарей А. А. Андреева, Г. М. Маленкова) обязать наркоматы боеприпасов и строительства принять меры по вербовке рабочей силы для выполнения программы строительных работ во втором полугодии, увеличить мощность двух кирпичных заводов, прикрепить для обеспечения стройки цементом Яшкинский цементный завод, получить строительный лес из Асинлага НКВД, обязать 4-й проектный институт наркомата боеприпасов осуществлять проектирование непосредственно на строительной площадке снарядного завода на базе оборудования фирмы «Шкода», прокатного завода, ТЭЦ и других важнейших объектов. Также необходимо было ускорить решение вопроса о строительстве Коммунального моста через р. Обь, так как создаваемые на левом берегу Оби крупные предприятия с десятками тысяч рабочих были отрезаны от основной части города.

Но наркомат боеприпасов, несмотря на докладные записки в ЦК ВКП(б) от 16 марта, 11 мая и 25 июля 1940 г. и решение ЦК, не принял мер к развертыванию строительства в соответствии с заданиями Комитета обороны. Снарядное производство не имело комплексных мощностей, его оборудование было смонтировано по временной планировке на 10 % проектной мощности. Взрывательное производство было оборудовано на 7,5 %, а патронное — на 8 % проектной мощности.

Одновременно со строительством, комбинат № 179 с 1939 г. начал выпускать оборонную продукцию. В 1940 г. его коллектив изготовил 261 тыс. шт. 76-миллиметровых снарядов, выполнив годовой план на 65,3 %; взрывателей: КТМ 1 — 170 тыс. шт., 97 % от плана; ГВМЗ — 250 тыс. шт., 104,2 % от плана; винтовых патронов — 25 970 тыс. шт., 10,4 % от плана. Основные производственные трудности заключались в том, что комбинат испытывал недостаток в режущем, контрольно-измерительном инструменте и сложных приборах, а также в неудовлетворительном снабжении спецсталями и твердыми сплавами. На комбинате работало 4 454 рабочих, или 73,3 % от планового показателя, ИТР — 856 чел., 85,6 % от плана. При общей необеспеченности уровень квалификации рабочих и ИТР не соответствовал требованиям технически сложного и трудоемкого производства. Большая часть руководящего состава и ИТР не имела никакого опыта работы на данном производстве. Весь состав рабочих кадров был сформирован из лиц, впервые пришедших на работу в оборонную промышленность; причем основная масса рабочих получала подготовку либо на заводе (система ученичества), либо в школах ФЗ У. 67,5 % от всего количества рабочих имели стаж работы в среднем 11 месяцев, возраст — до 25 лет. К началу 1940 г. на производственных площадях, где осуществлялся выпуск взрывателей, снарядов и патронов в годовом объеме, продолжалось строительство и монтаж оборудования. Поэтому ни одному из действующих производств не удалось отработать и внедрить единую постоянную технологию по всему циклу изготовления изделий. Несмотря на эти и другие трудности, 1940 г. был переломным в освоении и выпуске новых видов продукции. По сравнению с 1939 г. объем всей выпущенной комбинатом продукции увеличился в два раза, а оборонной — в десять раз.

В начале 1941 г. (11 января) СНК СССР и ЦК ВКП(б) приняли постановление «О программе строительства и производства комбината № 179 наркомата боеприпасов», в котором ставилась задача завершить строительство комбината в 1941 г. и увеличить выпуск боеприпасов. Новосибирский обком партии разработал специальную программу по реализации этого постановления. Осуществлялся контроль за деятельностью всех строительных и монтажных организаций. Проводился набор новых рабочих в Алтайском крае, Башкирской АССР и Кировской обл. Работали школы ФЗО и курсы по подготовке квалифицированных рабочих.

В январе 1941 г. первый секретарь Новосибирского обкома партии Г. Н. Пуговкин, обращаясь к заместителю председателя Совнаркома СССР К. Е. Ворошилову и секретарю ЦК ВКП(б) Г. М. Маленкову, просил дать указание о срочном разрешении ряда вопросов, касающихся строительства и сдачи в эксплуатацию комбината № 179. В 1940 г. стройка недополучила 612 единиц оборудования. По этой причине задержалась сдача в эксплуатацию построенных объектов. В 1941 г. для укомплектования технологическим оборудованием шести пусковых производств комбината требовалось 1 174 единицы оборудования. Обком просил обязать наркомат боеприпасов в первом квартале 1941 г. выделить целевые фонды комбинату, поскольку для снарядного производства, основанного на оборудовании фирмы «Шкода», прокатного завода и других пусковых производств комбината необходимо изготовить нестандартного оборудования на 10 млн р. В целях ускорения производства нестандартного оборудования надо было перевести станкостроительный цех на срок в течение года на изготовление узкоспециализированных приспособлений и оборудования для комбината. Для перевозки местных строительных материалов комбинату требовалось в 1941 г. 13 паровозов и 400 вагонов ежедневно. Проектирование объектов комбината велось тринадцатью проектными организациями, находившимися в Москве. Практика показала, что такое проектирование — в отрыве от площадки строительства, силами нескольких проектных организаций разных наркоматов — приводило к неувязкам в проектах, срыву сроков, несоответствию графиков проектирования и планов строительных работ. Все это вызывало задержки в строительстве, переделки уже выполненных строителями работ. В связи с тем, что объем проектных работ в 1941 г. по комбинату был очень большим (6,5 млн р.), к 1 февраля 1941 г. требовалось организовать на площадке строительства комбината филиалы проектных организаций для своевременного представления всей необходимой документации.

Обком просил ЦК ВКП(б) обязать Совет по оборонной промышленности при СНК СССР выделить стройке 25 опытных инженерно-технических работников. В связи с увеличением капитальных вложений в строительство комбината в 1941 г. дополнительная потребность в рабочей силе составила 13 тыс. чел. В Новосибирской области ввиду крупного строительства было недостаточно рабочих, поэтому Госплан СССР и наркомат боеприпасов направили 6 тыс. чел. строительных рабочих из других областей; ГУЛАГ НКВД также увеличил на 5 тыс. чел. колонию Сиблага на строительстве комбината № 179.

Несмотря на огромные усилия строителей комбината, местных партийных органов, задания правительства по завершению сооружения комбината все же не выполнялись. За первые пять месяцев 1941 г. строителями комбината было освоено только 65,591 млн р. капвложений, что составляло 19,6 % годового плана. Особенно плохо обеспечивалась стройка оборудованием. К началу войны комбинат № 179 располагал лишь 10 % проектных мощностей по производству 76-мм и 122-мм снарядов, четвертью мощностей по производству 152-мм снарядов, в небольшом количестве выпускал 76-мм снаряды.

Источник www.rustrana.ru


« Назад

Хиты

В России начались испытания аппарата «Луна-25»
В России начались испытания аппарата «Луна-25»
Российские специалисты начали испытания аппарата «Луна-25» («Луна-Глоб»), который в 2019 году должен приступить к изучению спутника Земли. Об этом в ходе выставки Paris Air Show-2015 в Ле-Бурже РИА Новости сообщил представитель «Объединения имени Лавочкина», представившего там макет аппарата. 
Первый в истории частный спутник на солнечном парусе вышел на орбиту
Первый в истории частный спутник на солнечном парусе вышел на орбиту
Разработан и построен он был на деньги некоммерческого Планетарного общества США, объединяющего энтузиастов исследования дальнего космоса. 
Роскосмос отложил оглашение результатов расследования аварии «Прогресса»
Роскосмос отложил оглашение результатов расследования аварии «Прогресса»
Роскосмос продлил на неопределенный срок работу комиссии по расследованию причин произошедшей 28 апреля 2015 года аварии транспортного грузового корабля (ТГК) «Прогресс М-27М».