/
КонтактыО проекте Блог
Galaktika

Вход | Регистрация


Запомнить меня
Забыли пароль?

 

  ПОИСК


 
 

 

От швабры до пылесоса-робота

Эволюционный путь многих устройств, которыми мы пользуемся сегодня, напоминает дерево с развитой корневой системой и пышной кроной. Крона — это многочисленные сегодняшние разновидности стиральных машин, холодильников, пылесосов. Корни — это изобретения, в той или иной степени являющиеся прообразами или, как говорят патентоведы, прототипами нынешних бытовых приборов. Порой непросто установить, от какого именно «корешка» протянулась ветвь, давшая самые удачные плоды, да и не всегда это возможно: как корни живого дерева вначале переходят в ствол, так и творческие озарения изобретателей прошлых столетий сначала лишь намечают новое направление развития техники...

Пылесос Whirlwind с ручным приводом (1869 г.)Первые шаги

Среди тех, кто первым предложил идею пылесоса, историки техники называют имя американца Даниэля Хесса, который в 1860 г. получил патент на механическое устройство с вращающимися щетками, оборудованное мехами для создания воздушного потока. Интересно, что прибор Хесса имел не мешок-пылесборник, а две водяные камеры для осаждения пыли. Получается, что «мокрая» разновидность пылесоса была придумана раньше, чем «сухая»!

Следующим шагом стала машина Whirlwind, изобретенная Ивом Маккафи из Чикаго в 1869 г. и по компоновочной схеме очень похожая на современный пылесос «башенного» типа, по сей день популярный в Америке. Воздух приводился в движение вентилятором с ременным приводом от рукоятки в верхней части прибора, которую нужно было крутить рукой. К сожалению, попытки изобретателя приспособить к своему прибору электромотор не увенчались успехом.

Успеха в механизации пылесоса в 1901 г. добился англичанин Сесил Бут. Его аппарат «Фырчащий Билли»Сесил Бут и его пылесос «Фырчащий Билли» (1901 г.) с бензиновым мотором перевозился по улицам на конной повозке командой из четырех человек, а шланг длиной 30 м заносили в помещения через окна. Машина Бута получила всеобщее признание после того, как с ее помощью были очищены чумные бараки в лондонских доках. Первым VIP-клиентом Бута стал королевский двор: нужно было пропылесосить огромный голубой ковер Вестминстерского аббатства перед коронацией Эдуарда VII. После этого британская королевская чета с удовольствием демонстрировала техническую новинку гостям своего дворца — кайзеру Вильгельму, наследнику русского престола Николаю... Турецкий султан Абдул Хамид пришел в восторг и заказал такую же машину для своего дворца в Константинополе.

Пылесос «Модель 0» фирмы Hoover (1908 г.)Американец Мюррей Спенглер работал уборщиком на фабрике кожевенных изделий Уильяма Хувера и страдал от аллергии на пыль. Прочитав в газетах о триумфальном успехе машины Бута, он задался целью создать ее электрический вариант. В 1907 г. он соорудил неказистое устройство, стержнем которого была палка от швабры, а в качестве пылесборника использовалась наволочка. Но прибор работал! Изобретатель начал продажу своих пылесосов, и уже один из первых образцов пришелся по душе жене Хувера. Тот сразу же понял, что у нового прибора большое будущее, и купил у Спенглера патент на его производство. Так в 1908 г. возникли компания Hoover и бренд, поныне являющийся одним из наиболее авторитетных в этой отрасли.

Шаги прогресса

Идея пылесоса оказалась весьма удачной, и изобретатели разных стран активно взялись за совершенствование прибора. Но человек, создавший одну из наиболее популярных моделей пылесоса, не был ни изобретателем, ни инженером... Он был гениальным продавцом международного масштаба.

Швед Аксель Веннер-Грен (Axel Wenner-Gren) родился в 1881 г. и после окончанияПылесос Lux 1 (1912 г.) школы был вынужден самостоятельно зарабатывать себе на жизнь. Когда ему исполнился 21 год, он приехал в Берлин, где начал карьеру продавца на фирме «Сепаратор» (сегодня знаменитая шведская фирма «Альфа-Лаваль»). В 1910 г., будучи по делам фирмы в Вене и прогуливаясь по Кертнерштрассе, Аксель заинтересовался диковинным американским прибором, выставленным в витрине магазина. Прибор назывался «Санто». Он имел мотор и насос, весил около 20 кг и стоил 500 шведских крон. Это был пылесос, который, однако, нельзя было назвать бытовым. Молодой Аксель сказал: «Если бы я мог это сделать легче и дешевле, я бы продал его в каждый дом в мире».

Два года Аксель проработал в европейском филиале компании «Санто» и в США, где изучал новые для Европы методы продажи товаров. В Швецию он вернулся с мечтой, которая родилась перед витриной с заокеанским пылесосом. Веннер-Грен организовал команду инженеров, которые начали разрабатывать первый бытовой пылесос, увидевший свет в 1912 г. Он получил название Lux 1.

Пылесос Model V фирмы Electrolux (1921 г.)Заслугой команды Веннер-Грена стала замена воздушного насоса на вентилятор, благодаря чему вес прибора удалось снизить до 14 кг. Модель Lux 1, производство которой было налажено в 1912 г. на небольшой фабрике в Стокгольме, стала пионером обширной линейки бытовых приборов, чей производитель — фирма Electrolux — сегодня известна во всем мире. В 1921 г. был выпущен простой и удобный пылесос на колесиках с цилиндрическим корпусом. Эта знаменитая Model V стала прообразом многочисленных «клонов», долгие годы выпускавшихся в разных странах (вспомните советские «Ракеты»).

1920-е гг. прошли для компании под лозунгом «Каждый дом — дом Electrolux».Автомобиль в виде пылесоса (Electrolux) Используя в работе навыки, полученные в США, Аксель Веннер-Грен стал применять прямые продажи пылесосов. Огромное количество машин в форме пылесосов разъезжали сначала по Швеции, а затем и по всей Европе, демонстрируя технические достоинства пылесоса. Эта акция принесла успех фирме. Бюллетени, соревнования по продажам между продавцами, обучающие курсы... Делалось все, чтобы внедрить в сознание людей необходимость приобретения удобных бытовых приборов.

Пылесос-робот Trilobite (Electrolux)Шли годы. Семейство пылесосов расширялось, обрастая новыми разновидностями: ручными малютками для чистки салона автомобиля и гигантами, способными собирать пыль с улиц, моделями с циклонным принципом отделения пыли и такими, в которых пыль осаждалась в емкости с водой. Совершенствовались мешки-пылесборники, изобретались хитроумные насадки, росла мощность всасывания, снижался шум...

Но наиболее впечатляющим шагом в эволюции пылесоса стала его полная автоматизация, впрочем, неизбежная в эпоху электроники. В 1997 г. на канале ВВС телезрителям был показан прототип пылесоса-робота, над созданием которого работала фирма Electrolux. Прошло несколько лет, и на свет появился Trilobite — робот, способный самостоятельно обходить помещение, находить зарядное устройство и не забывать при этом о своей главной обязанности — сборе пыли.

В 2004 г. фирма Electrolux выпустила на рынок пылесос-робот второго поколения Trilobite 2.0. Повинуясь последнимПылесос-робот второго поколения Trilobite 2.0 (Electrolux) тенденциям европейского дизайна, правилу максимальной функциональности и пожеланиям пользователей первой модели Trilobite, разработчики новой модели пылесоса поработали над внутренним содержанием и изменили цвет: броский красный сменился на модный серо-зеленый металлик, который впишется в любой интерьер.

Trilobite 2.0 работает совершенно независимо. Он знает, когда требуется подзарядка аккумуляторных батарей, и сам находит дорогу к зарядному устройству. Таймер позволяет установить день и время работы заранее, а жидкокристаллический дисплей сообщает о статусе уборки. Встроенные сенсоры анализируют пространство, позволяя пылесосу «видеть» и аккуратно объезжать предметы интерьера. Trilobite 2.0 оснащен инфракрасными датчиками ступеней, а его роликовые электрощетки тщательно вычищают любые поверхности. Специалистам компании Electrolux удалось сделать новый пылесос-робот компактным и значительно снизить уровень шума при его работе.

Пылесос-робот Sensor Cruiser (Siemens), состыкованный с базовой станциейОдной из новинок 2005 г. стал пылесос-робот второго поколения Sensor Cruiser от Siemens. В отличие от роботов первого поколения этот аппарат не прекращает уборку при заполнении своего пылесборника. Он знает, когда нужно остановиться, и по маршруту, прокладываемому инфракрасным лучом, легко находит базовую станцию, самостоятельно стыкуется с ней и сбрасывает собранную пыль в большой пылесборник-накопитель. При каждом таком «визите» робот подзаряжает свои аккумуляторы. А это значит, что этот легковес из семейства пылесосов (его вес всего 2 кг при диаметре 28 см и высоте всего 12 см) не прекратит работу до тех пор, пока базовая станция не даст сигнал о необходимости заменить пылесборник, а с пола не исчезнет последняя пылинка.

Робот справляется с уборкой любого помещения, тщательно освобождая от пыли 15 кв. м поверхности в час. При этом он работает практически бесшумно. Мягкая подвеска колес помогает ему без проблем преодолевать пороги, провода или места перехода от ковров к твердому основанию, автоматическая система следит за тем, чтобы Sensor Cruiser не запутался в бахроме или не споткнулся о края ковров. Кроме того, правильное позиционирование станции позволяет роботу убирать поочередно несколько помещений в радиусе 20 м от станции.

Так, за сто лет своей истории пылесос из неуклюжего фырчащего монстра превратился в элегантного робота, самостоятельно управляющегося с уборкой дома.

Источник www.irvispress.ru


« Назад

Хиты

В России начались испытания аппарата «Луна-25»
В России начались испытания аппарата «Луна-25»
Российские специалисты начали испытания аппарата «Луна-25» («Луна-Глоб»), который в 2019 году должен приступить к изучению спутника Земли. Об этом в ходе выставки Paris Air Show-2015 в Ле-Бурже РИА Новости сообщил представитель «Объединения имени Лавочкина», представившего там макет аппарата. 
Первый в истории частный спутник на солнечном парусе вышел на орбиту
Первый в истории частный спутник на солнечном парусе вышел на орбиту
Разработан и построен он был на деньги некоммерческого Планетарного общества США, объединяющего энтузиастов исследования дальнего космоса. 
Роскосмос отложил оглашение результатов расследования аварии «Прогресса»
Роскосмос отложил оглашение результатов расследования аварии «Прогресса»
Роскосмос продлил на неопределенный срок работу комиссии по расследованию причин произошедшей 28 апреля 2015 года аварии транспортного грузового корабля (ТГК) «Прогресс М-27М».