/
КонтактыО проекте Блог
Galaktika

Вход | Регистрация


Запомнить меня
Забыли пароль?

 

  ПОИСК


 
 

 

Экономика высоких технологий /  Hi-tech и экономика сегодня /  Интервью с экспертами /  Алексей Кудрявцев: На рынке нет предложения действительно профессионального аутсорсинга  

Алексей Кудрявцев: На рынке нет предложения действительно профессионального аутсорсинга

Развитие информатизации ведомств и создание масштабных систем не только отраслевого и регионального, но и государственного масштаба является стимулом на пути формирования отечественного рынка аутсорсинга. Тем не менее, эта услуга, столь распространенная на Западе, только начинает занимать позиции в России. Об опыте создания и развития одной из первых аутсорсинговых компаний в стране, реализованных проектах и планах на будущее в интервью CNews рассказал Алексей Кудрявцев, генеральный директор компании ISG.

CNews: Российское государство делает первые шаги к переходу на сервисные модели работы. Как вы оцениваете темпы этого движения? Насколько ситуация в госструктурах, в том числе в организациях социальной сферы, отличается на федеральном и региональном уровне, в коммерческом секторе?

Алексей Кудрявцев: Как известно, потребителями услуг государства являются его граждане. Поскольку мы говорим об ИТ, то речь, очевидно, идет о том, что создаются системы или их прототипы, или сервисные модели, которые позволяют населению самостоятельно решать свои проблемы, обращаясь к информационным ресурсам. Разумеется, в первую очередь автоматизировалось развитие сервисных моделей ИТ в крупных федеральных государственных структурах, которые по роду своей деятельности общаются с большим количеством населения. Например, Федеральная налоговая служба, которая является агентом для всех зарегистрированных налогоплательщиков, коих десятки миллионов физических и миллионы юридических лиц, была просто вынуждена внедрять сервисные модели. Таким образом, ФНС была первопроходцем и одним из лидеров в области введения ИТ, портальных и сервисных технологий.

Все фискальные структуры также занимают первые позиции в вопросах информатизации, а социальная сфера, наоборот, значительно отстает. На мой взгляд, проблема не в том, что ИТ-менеджеры или руководство этих структур «не хотят» или «не понимают». Основная сложность заключается в том, что социальная сфера сильно структурирована. Если в крупных фискальных и военных ведомствах все осуществляется централизованно: принято решение об информатизации «сверху донизу» — и оно начинает претворяться в жизнь, то социальная сфера — культура, здравоохранение, образование — имеет многоуровневые бюджеты: федеральный, региональный, муниципальный. По этой причине информатизация и автоматизация этих отраслей осуществлялись «лоскутным методом», по принципу — каждый район сам по себе, каждая школа сама по себе, каждая больница сама по себе.

«Сверху» глобальные системы в социальной сфере не создавались, за исключением Пенсионного Фонда, который является достаточно передовым в области предоставления сервисных услуг населению. Таким образом, государственные структуры и ведомства, которые вели централизованную политику информатизации, сейчас гораздо более развиты, нежели те, в которых она была децентрализована. Для коммерческого сектора уже несколько лет внедрение сервисной модели является дополнительным источником дохода. Она обеспечивает экономию денег на содержание структуры при предоставлении потребителю широкого спектра услуг. Государственным структурам нет необходимости экономить средства, потому что до сих пор среди российских чиновников распространена следующая система ранжирования: чем больше людей работает в ведомстве, тем больше его бюджет.

CNews: Какие наиболее значимые изменения в сфере ИТ-аусорсинга для государственных организаций, в том числе социальной сферы, произошли в 2006 г. и первой половине 2007 г.? Какие наиболее серьезные проблемы, тормозящие развитие этих процессов, остаются нерешенными?

Алексей Кудрявцев: Термин «ИТ-аутсорсинг» весьма условный. Если под ним понимается предоставление внешних сервисов тем или иным потребителям, тогда это достаточно узкое понятие, если подразумевается передача всей информатизации сторонней организации — чересчур широкое. Я бы использовал слово «аутсорсинг» в значении аутсорсинг ИТ-платформ, ИТ-приложений. Никаких серьезных изменений в этой области пока не произошло. За последние два года некоторые крупные, средние федеральные и региональные потребители начали покупать сервис на долгосрочной основе, сервисные контракты из разрозненных стали более централизованными и системными: либо многолетними, либо объединяющими большее количество оборудования, приложений.

Однако в настоящее время не существует платформенного аутсорсинга, необходимого для того, чтобы государственные заказчики могли передавать функции поддержки и развития своих информационных систем сторонним организациям. Боязнь взять на себя ответственность за функциональность решения — это главный тормозящий фактор. Причина проста: на рынке нет предложения действительно профессионального аутсорсинга, нет квалифицированных компаний, предоставляющих модели внешнего сервиса. Одна из первых компаний, которая пытается позиционироваться как внешний аутсорсер, — ISG. Другого опыта и примеров успешной передачи всей информационной системы на поддержку сторонней организации на сегодняшний день практически нет, несмотря на то, что многие крупные интеграторы об этом говорят.

CNews: Однако существует пример перехода Федерального казначейства на новое ПО силами сторонней организации.

Алексей Кудрявцев: Системы для всех крупных федеральных заказчиков разрабатываются внешними исполнителями — интеграторами, крупными консалтинговыми компаниями. Здесь уместно привести пример из зарубежного опыта: например, в налоговой инспекции Великобритании сидит только один офицер, осуществляющий контролирующие функции, а вся работа с документами и информационной системой передана в частную лицензированную компанию. Граждане сдают налоговые отчеты в частную компанию, она их обрабатывает, хранит в своей базе данных и отправляет в налоговую службу только результат для последующей проверки.

В нашей стране такая схема пока не налажена: Федеральная налоговая служба со своей обширной инфраструктурой сама разрабатывает и развивает информационные системы. То же можно сказать и о Федеральном казначействе — оно сейчас находится в фазе создания информационного продукта, автоматизирующего лишь часть его функций, который впоследствии будет передан на аутсорсинг. Все крупные федеральные структуры говорят о необходимости постепенного перехода на внешний сервис, что обусловлено очевидной неэффективностью внутреннего сервиса. Впрочем, пока это остается только в планах.

Будет ли это компания ОТР как поставщик ИТ-решений для Федерального казначейства или другая компания, которая получит продукт ОТР на внешний сервис и привяжет его к платформам и оборудованию, или это будут региональные аутсорсеры — уже другой вопрос. Вопрос консалтинга в сфере выбора типа аутсорсинга тем или иным заказчиком — это еще один вид бизнеса, которым мы занимаемся и который находится в промежуточной фазе между созданием продукта и передачей его на внешний сервис.

Существует три основных вопроса, на которые дает ответ консалтинговая компания: первый — какое необходимо решение, второй — как получить это решение, третий — какое должно быть обслуживание (внутреннее, комбинированное или внешнее). Это достаточно сложная система, которая включает в себя не только программный продукт, но и инфраструктуру, и связь, и множество других компонентов. На данный момент в области консалтинга Россия значительно отстает от Запада.

CNews: Ваша компания стала подрядчиком по одному из масштабных и ответственных контрактов — создание системы мониторинга национальных проектов — Государственной автоматизированной системы (ГАС) «Управление». Какие результаты были достигнуты и с какими трудностями вы столкнулись при проведении работ? Расскажите подробнее о сути проекта, разработке ИТ-систем, этапности внедрения на первом этапе создания системы.

Алексей Кудрявцев: Разумеется, в процессе работы по созданию ГАС «Управление» наша компания столкнулась с огромным количеством трудностей: подобных проектов в России раньше осуществлялось совсем немного, но самое главное, что подобная система ориентирована не на одного заказчика, не на одного пользователя, а затрагивает интересы четырех министерств, Администрации Президента РФ, региональных подразделений.

Кроме того, на архитектуру системы, механизм ее работы и бизнес-процессы накладывается значительное количество ограничений, связанных с тем, что доступом к этой информации в первую очередь пользуются чиновники самого высокого ранга, а это относится к сфере государственной власти, требует самых высоких уровней защищенности и секретности. Разработку ГАС «Управление» контролирует Федеральная служба охраны, поэтому мы столкнулись с большим количеством организационно-технических трудностей. Если бы их не было, мы бы строили идеальную информационную модель, но пришлось создавать скорее организационно-методическую структуру. Тем не менее, мы сделали прототип, и система запущена и находится в эксплуатации. Сегодня ей пользуется значительное количество людей, осуществляющих мониторинг национальных проектов.

ГАС «Управление» предоставляет много интересных и ранее вообще не реализовывавшихся функций, «пробивает брешь» в принципе государственного управления, потому что классическое государственное управление основано на фильтрующейся подаче данных «снизу вверх», когда человек, находящийся «на самом верху», в данном случае Президент или Премьер-министр, получает информацию от предыдущего уровня и т. д. При этом на всех уровнях осуществляются анализ, фильтрация данных, так что до высшей ступени доходит не исходная, а уже обработанная информация. В рамках данной системы мы предоставили несколько вариантов прямого получения первичной информации, наиболее показательным из которых является, например, возможность прямого видеонаблюдения за объектами строительства, возводимыми в рамках национальных проектов. Фактически вплоть до куратора, которым является первый вице-премьер Дмитрий Медведев, все люди, подключенные к этой системе и имеющие соответствующие полномочия, могут в любой момент — в машине или на борту самолета — посмотреть вживую, как идет, к примеру, строительство Медицинского центра в Чувашии, вместо того чтобы получать отчеты губернатора. Система также предоставляет возможность контроля подключение школ к сети Интернет, показывает в реальном режиме времени как консолидированную информацию (графики, таблицы), так и первичную вплоть до списка учителей в этих школах.

Сейчас мы находимся на стадии доработок первого этапа проекта. В системе реализовано огромное количество возможностей, и я думаю, что это прообраз электронного государства, пока направленный только в одну сторону — от органов власти вниз. Следующим этапом развития подобной системы могла бы стать сервисная модель интеграции в эту систему всех слоев населения с возможностью получения обратной информации и обратного контроля.

CNews: Впервые ГАС «Управление» была широко представлена общественности на всемирной выставке CeBIT 2007 в Ганновере. Каковы отзывы и проявленная заинтересованность в отношении системы и разработанных ИТ-решений со стороны специалистов и представителей органов государственной власти стран-посетителей выставки? Существуют ли подобные решения в других государствах?

Алексей Кудрявцев: Если нам удастся реализовать этап, который запланирован на этот год, мы не будем отставать от Америки и Европы в области построения концепции e-government с точки зрения контрольных функций. Как известно, рынок информационных технологий развивался стремительно, и в этом процессе Россия заметно отстала. Мы отстаем по технологическим решениям, по ряду фундаментальных вопросов, но по использованию и построению систем с позиции потребителей мы находимся с Западом наравне.

Следует отметить, что одним из «драйверов» в среде заказчиков ГАС «Управление» был Дмитрий Медведев, который является квалифицированным менеджером, превосходно разбирается в компьютерных и информационных технологиях, способен ставить задачи, подсказывать и помогать, когда это необходимо. Официальным заказчиком системы является Министерство информационных технологий и связи, которое тоже занимает очень активную позицию в реализации проекта. Квалификация заказчика — это уже 50—70% успеха. Если мы имеем дело с профессиональными заказчиками и пользователями, которые в состоянии корректировать нашу работу, то можем построить высокоэффективную систему.

CNews: Какие задачи по дальнейшему развитию ГАС «Управление» и другим проектам поставлены на 2007 г.?

Алексей Кудрявцев: Главная наша задача — выиграть тендер на дальнейшее развитие этой системы и стать генподрядчиком по ГАС «Управление». Первые наши успехи на коммерческом рынке связаны с той областью, где востребован опыт коррекции бизнеса. Недавно мы выиграли тендер на подготовку биллингового решения в одной из крупных телекоммуникационных компаний. Когда люди понимают ключевое значение ИТ в своей деятельности, и им нужно что-то действительно новое, не предлагаемое классическими интеграторами, то они прибегают к услугам консалтинговых компаний, которые имеют возможность широко анализировать мировой опыт. ISG позиционирует себя как компания, которая предлагает заказчикам возможность модернизировать бизнес не в интересах какого-то вендора или интегратора, а в интересах самого заказчика. В этом году у нас уже достаточно много успешных проектов, действительно помогающих заказчику развивать свой бизнес.

CNews: В качестве миссии компании ISG названо «внедрение наиболее эффективных моделей бизнеса в российской экономике». Могли бы вы остановиться на этом тезисе подробнее и раскрыть его содержание?

Алексей Кудрявцев: Продавать заказчику Cisco, или HP, или решения на Microsoft и на Oracle неинтересно и малоприбыльно. Для новой компании нужно было искать свою нишу, поэтому мы позиционировали себя как компанию-интегратор, стоящую на стороне заказчика, что, разумеется, привлекает внимание клиента. Для нас вендор — это абстрактный набор технологий, из которых мы выбираем лучшие для заказчика. Для него мы можем подготовить тендерные документы и провести тендер таким образом, чтобы он получил результат оптимальный для себя, а не заранее заточенный на IBM, на НР или на что-то еще.

Внутри нашей компании, как и в любой достаточно крупной организации, переплетаются разные виды и модели бизнеса. Мы занимаемся интеграционными проектами, поэтому стараемся проводить границу: если мы являемся консультантом, тогда не являемся интегратором для одного заказчика, и наоборот; если говорим с заказчиком о создании решения, тогда не продаем ему аутсорсинг; если речь идет об аутсорсинге, тогда стараемся, чтобы поставку оборудования и ПО сделал кто-то другой. Все достаточно сложно, но пока нам удается справляться.

CNews: Целью компании ISG на 2007 года является удвоение оборота до 200 млн. долл. О чем говорит развитие ситуации в настоящее время — удастся вам достигнуть этого показателя?

Алексей Кудрявцев: Это зависит от того, когда будут закрыты несколько масштабных инфраструктурных проектов текущего года. Наш рост будет, очевидно, не хуже рыночного, а даже лучше, но я пока не могу ответить однозначно, удастся ли нам удвоить оборот.

CNews: Если вернуться к теме ИТ-аутсорсинга в целом и в государственных организациях (госструктурах) в частности, то устанавливаемые вами информационные системы требуют оперативной технической и консультационной поддержки, а также разработки единой методологии и внедрения управления их эксплуатацией. Как вы решаете эти и другие вопросы, в том числе связанные с обучением сотрудников заказчика, работающих с установленными вашей компанией решениями?

Алексей Кудрявцев: Разными способами. Во-первых, это зависит от того, насколько развита инфраструктура заказчика. Например, ГАС «Управление» фактически продана в сервисной модели, заказчик не покупает отдельно ни оборудование, ни программное обеспечение, он приобретает конечный продукт, результат работы с системой. В рамках этой системы мы развернули на разных площадках несколько центров обработки данных: основной, резервный, страховые. Основной ЦОД развернут на площадке ФИЦ, резервный — в нашем новом собственном дата-центре в Москве.

В ряде случаев заказчика не интересует обучение его сотрудников обслуживанию серверов и ПО, его интересует обучение работе непосредственно с системой, и для этого разработана методическая документация и руководство пользователя, создаются call-центры и т. д. Иная ситуация была, например, когда мы делали ЦОД «Центртелекома»: полностью выполняли разработку проекта, поставку оборудования на площадку заказчика. Мы развернули там центр обработки данных, резервный ЦОД, и тогда уже обучали специалистов заказчика работать с тем оборудованием, с которым у них не было опыта «общения».

Система ГАС «Управление» — это фактически аутсорсинг получения данных. В этом случае речь не идет об услугах классического интегратора, занимающегося поставкой оборудования и ПО, которые впоследствии обслуживает сам заказчик. Мы в любой момент можем принять на обслуживание систему или перенести ее на свою площадку, а также развернуть готовую систему для заказчика. ГАС «Управление» — это аренда бизнес-процессов. У нас много проектов, связанных как с арендой приложений, так и с простой поставкой оборудования и ПО.

CNews: В последние годы все больше внимания уделяется реализации ИТ-проектов в социальной сфере — образовании, медицине, а также в области жилищно-коммунального обслуживания. Каковы планы вашей компании в области разработки и реализации комплексных решений в этих областях?

Алексей Кудрявцев: Мне кажется, что это не совсем так. Новых проектов в образовании, медицине достаточно, но немногие из них связаны с ИТ. В свое время была принята президентская программа «Дети России». В ее рамках была осуществлена первая массовая информатизация и компьютеризация школ, то есть были закуплены компьютеры, проекционное оборудование, ПО и т. д. В 2004 г. программа остановилась, и далее все образовательные учреждения были вынуждены развиваться самостоятельно. В результате, когда к этому вопросу вернулись в 2006 г., выяснилось, что подавляющее большинство компьютеров в школах не соответствует сегодняшним требованиям к инфокоммуникационному пространству: они не поддерживают современные программные продукты, не могут работать с современными сетями передачи данных и т. д. Примерно 80%, по результатам исследования «Россвязьнадзора», пришли в полную негодность.

Конечно, так относиться к информатизации образования нельзя. Хотелось бы, чтобы государство больше денег тратило на информатизацию в этой сфере, причем не только закупая лицензионное ПО, не только подключая школы к Интернету. Необходимо современное оборудование, современные методологии. Я полагаю, государство должно просто прийти к выводу, что каждому школьнику нужно выдавать компьютер на все время обучения, чтобы он постоянно был вовлечен в процесс современных ИТ. В таком случае через десять лет мы получим образованное, заинтересованное и превалирующее над остальным миром поколение.

Сложно обстоит дело и с информатизацией медицины. Конечно, в Минздравсоцразвитии сейчас множество других нерешенных вопросов, связанных с обеспечением медикаментами и оборудованием. Это не дает возможности фокусироваться на второстепенном, с их точки зрения, вопросе глобальной информатизации отрасли. Но возможно, пересмотр приоритетов позволил бы уже спустя два-три года после внедрения глобальной системы существенно экономить на медикаментах и многом другом.

ЖКХ — децентрализованная система, и это заставляет думать, что автоматизация, компьютеризация, информатизация ЖКХ России будет проведена весьма нескоро. Наверное, коммерческие компании, которые сейчас рвутся к деньгам ЖКХ фондов, станут катализатором автоматизации, потому что будут предлагать какие-то решения вместе со своими услугами, поставят всем компьютерные счетчики, подключенные к единой системе. Тогда, возможно, в этой области стоит ждать улучшений.

CNews: Какие тенденции в развитии информатизации и ИТ-аутсорсинга для госструктур и организаций социальной сферы могут быть определяющими в 2007—2008 гг.? Какое место вы отводите вашей компании в этом секторе ИТ-рынка?

Алексей Кудрявцев: Очень хотелось бы ответить на этот вопрос, но, к сожалению, не только для нашей компании, но и для рынка в целом, для всех отраслей и для рынка российской экономики достаточно важным будет вопрос новой структуры организации власти, которая сложится в этот электоральный цикл. Грядут очередные выборы в Государственную Думу, выборы Президента. Очевидно, будет новый кабинет министров, новые руководители тех или иных отраслевых направлений. От того, кто стоит во главе той или иной отрасли, во многом зависит, какой будет эта отрасль как заказчик. Причем это касается не только государственных структур и отраслей, но и коммерческих компаний, структур, которые вовлечены в эту отрасль.

Если, например, Минпромэнерго, курирующее нефтяную отрасль, будет ориентировано на ИТ, то и нефтяные компании тоже станут внедрять ИТ с целью минимизации издержек. Если Федеральная налоговая служба будет понимать, что без единой информационной системы нельзя работать с десятками миллионов потребителей, то она может стать нашим заказчиком. Если же руководство ведомства будет устраивать бумажный документооборот, как в настоящее время это происходит, например, в Фонде социального страхования, то для компаний-аутсорсеров ситуация будет иной. Свое место мы, конечно, все равно найдем, но бюджет 2008 г. пока еще не сформирован.

Мы очень надеемся, что при сохранении темпов инвестиций в информатизацию существенные средства будут направляться в области, которым раньше не уделялось достаточно внимания: образование, здравоохранение, ЖКХ. При этом также, я полагаю, будет расти тот подсегмент рынка, на котором мы специализируемся, — сервис и консалтинг.

CNews: Спасибо.

Источник cnews.ru


« Назад

Хиты

В России начались испытания аппарата «Луна-25»
В России начались испытания аппарата «Луна-25»
Российские специалисты начали испытания аппарата «Луна-25» («Луна-Глоб»), который в 2019 году должен приступить к изучению спутника Земли. Об этом в ходе выставки Paris Air Show-2015 в Ле-Бурже РИА Новости сообщил представитель «Объединения имени Лавочкина», представившего там макет аппарата. 
Первый в истории частный спутник на солнечном парусе вышел на орбиту
Первый в истории частный спутник на солнечном парусе вышел на орбиту
Разработан и построен он был на деньги некоммерческого Планетарного общества США, объединяющего энтузиастов исследования дальнего космоса. 
Роскосмос отложил оглашение результатов расследования аварии «Прогресса»
Роскосмос отложил оглашение результатов расследования аварии «Прогресса»
Роскосмос продлил на неопределенный срок работу комиссии по расследованию причин произошедшей 28 апреля 2015 года аварии транспортного грузового корабля (ТГК) «Прогресс М-27М».