/
КонтактыО проекте Блог
Galaktika

Вход | Регистрация


Запомнить меня
Забыли пароль?

 

  ПОИСК


 
 

 

Экономика высоких технологий /  Hi-tech и экономика сегодня /  Интервью с экспертами /  Альтернативная энергетика – базовое направление инновационной экономики  

Альтернативная энергетика – базовое направление инновационной экономики

Борис Николаевич Кузык – генеральный директор  Национальной инновационной компании «Новые энергетические проекты», член-корреспондент РАН— Борис Николаевич, необходимость перехода к инновационной экономике сейчас понимают все, каким образом, на ваш взгляд, этот переход может быть реализован?

— Реализация нашего проекта, по сути, является реализацией модели инновационной экономики. Пять лет назад никто не знал слова инновационный, сейчас все это слово знают, но никто не может четко сказать, что эта модель собою представляет. Выстраивание такой модели на нашем проекте — фундаментальная задача. В него включены фундаментальная наука (порядка 118 институтов), отраслевая наука и производство, к которому мы переходим в 2008—2009 годах. Если уж мы говорим об инновационной экономике, то это переход в шестой технологический уклад. Пятый уже прошел точку апогея и к концу 20-х годов составит процентов 15 экономики. Базовыми направлениями шестого уклада являются альтернативная энергетика, материаловедение (в том числе нанотехнологии), информационные технологии. Но важно помнить, что без тесного сотрудничества бизнеса, науки и государства эту модель не реализовать.

— Так ли уж необходимы альтернативные виды энергии, когда традиционные еще не исчерпаны до конца?

— Один умный человек сказал, что каменный век закончился не потому, что закончились камни. Так и углеводородный век закончится не потому, что закончатся углеводороды. Просто дышать скоро станет нечем! Колоссальный проект по уничтожению природы, запущенный человеком, работает, и остановить его можно только через переход к альтернативной энергетике. К 2020 году Евросоюз планирует выйти на 20—25 процентов альтернативной энергии в своем топливно-энергетическом балансе. Аналогичные планы есть у Японии и США. Сжигать углеводороды — безумство, еще Менделеев говорил, что топить ими, все равно, что топить ассигнациями. КПД углеводородного топлива от скважины до колеса — 12 процентов. С одной стороны, мы уничтожаем природу, с другой — получаем очень низкий эффект. КПД же топливных элементов составляет 90 процентов. Всё начинается с малого. Когда представляли первый компьютер — все хохотали, не веря в том, что это может работать. Сейчас примерно такая же ситуация — нам говорят, что есть нефть и газ...

— Самую главную проблема для России представляют не автомобили, а жилищно-коммунальное хозяйство. В России более 230 тысяч километров теплотрасс, их износ составляет более 60 процентов. При этом никто не знает, как их поменять. В Москве из 5000 километров поменяли 170. Вы видели, что творилось семь лет назад, когда меняли теплотрассы вокруг Красной площади. Представьте, что такая картина будет в больших масштабах. К тому же, мы топим атмосферу — потери тепла от генератора до потребителя составляют до 67 процентов. Так как тарифы будут расти, то мы не заинтересованы в том, чтобы наши деньги уходили на ветер. Лидером по внедрению водородного двигателя являются автомобильные компании Японии, Южной Кореи и США. Я думаю, что двигатель нового типа в свое время придет на смену бензиновому, пройдя фазу «гибридного». Японцы прогнозируют мощную экспансию этого вида двигателей на 2020 год.

— В какие сроки может произойти перелом в пользу водородной энергии?

Точкой перелома в проекте мы считаем 2015—2017 годы. Тогда будет запущено производство топливных элементов, которое мы планируем осуществить с 2008—2009 года. Чтобы к 2009—2012 выйти на нормальное, серийное производство топливных элементов, конкурентноспособное по стоимости и эффективности.

В проект по нашему направлению в течение последних лет инвестировано 400 миллионов долларов. Планируется довести эту сумму до миллиарда. Следующим источником должно стать государство. Таким образом, в год на это направление тратится порядка 150—170 миллионов долларов. В мае-июне мы объявим о нескольких проектах в рамках частно-государственного партнерства. Надеемся, что государство системно включится в работу, например, по финансированию образования.

— Сравнимо ли финансирование становления водородной энергетики в России с уровнем поддержки в других странах?

— За границей на водородную энергетику выделяется от 150 до 300 миллионов долларов в год. В разных странах по-разному. Программа США 1,7 миллиарда долларов на 5 лет. Программа Евросоюза на этот же период времени оценивается в 2 миллиарда евро. Программа Японии составляет 4 миллиарда долларов. Если посмотреть по годам, то Россия в принципе не выпадает из темпов финансирования. Мы переходим к международному технологическому альянсу, поскольку видим, в чем серьезно лидируем и находимся на мировом уровне, но, в то же время, понимаем, в каком технологическом состоянии находится наша экономика. Поэтому необходимо привлечение западных компаний, однако мы не будем продавать ноу-хау, мы планируем производить продукцию в России.

 

Источник:
Национальный информационный центр по науке и инновациям


« Назад

Хиты

В России начались испытания аппарата «Луна-25»
В России начались испытания аппарата «Луна-25»
Российские специалисты начали испытания аппарата «Луна-25» («Луна-Глоб»), который в 2019 году должен приступить к изучению спутника Земли. Об этом в ходе выставки Paris Air Show-2015 в Ле-Бурже РИА Новости сообщил представитель «Объединения имени Лавочкина», представившего там макет аппарата. 
Первый в истории частный спутник на солнечном парусе вышел на орбиту
Первый в истории частный спутник на солнечном парусе вышел на орбиту
Разработан и построен он был на деньги некоммерческого Планетарного общества США, объединяющего энтузиастов исследования дальнего космоса. 
Роскосмос отложил оглашение результатов расследования аварии «Прогресса»
Роскосмос отложил оглашение результатов расследования аварии «Прогресса»
Роскосмос продлил на неопределенный срок работу комиссии по расследованию причин произошедшей 28 апреля 2015 года аварии транспортного грузового корабля (ТГК) «Прогресс М-27М».