/
КонтактыО проекте Блог
Galaktika

Вход | Регистрация


Запомнить меня
Забыли пароль?

 

  ПОИСК


 
 

 

ГЛОНАСС — возможна ли конкуренция?

Глава Федерального космического агентства России (Роскосмос) Анатолий Перминов сообщил, что первую партию из тысячи навигаторов, способных принимать сигналы как российской ГЛОНАСС так и американской GPS, «раскуплена в магазинах за 20 минут, спрос огромный». «Борьба за этот рынок, многомиллиардный, и не в рублях, а в долларах, шла ожесточенно как внутри России, так и вне ее по этим системам, и мы еще с вами будем свидетелями не одной акции, в том числе против деятельности Роскосмоса и надо к этому быть готовым», — отметил он. «Но переломный момент наступил, все в России и за рубежом поняли, что система будет создана, что обратного пути не будет и то, что произошло в 80-е годы с этой системой (когда она фактически была закрыта) не повторится», — подчеркнул А. Перминов.

По мнению А. Перминова, наземная аппаратура, принимающая обе системы — российскую ГЛОНАСС и американскую GPS, увеличивает точность приема. За производство самих приемников отвечает Роспром, а Роскосмос выступает координатором всей программы ГЛОНАСС, подчеркнул А. Перминов.

Однако, по его мнению, «не все так гладко» с внедрением российской системы на мировом рынке. «В октябре наступил переломный момент, когда орбитальная группировка позволила обеспечивать потребности потребителей, а возможности нашей промышленности позволят начать производства приемников», — сказал А. Перминов. По его словам, «рынок вздрогнул», все те, кто распространяет услуги системы GPS, с внедрением ГЛОНАСС теряют многомиллиардный рынок, поэтому они переходят к ожесточенной борьбе. «Однако все уже поняли, что система ГЛОНАСС будет создана, обратного пути не будет», — подчеркнул глава Роскосмоса.

Новые автомобильные мультимедийные навигаторы, которые поступили в продажу в российских магазинах, являются первыми в России автомобильными навигаторами, работающими по сигналам спутников ГЛОНАСС/GPS. Эти навигаторы обладают сенсорным дисплеем, размером 17,5 см и весом 400 грамм, и они могут принимать 12 каналов системы ГЛОНАСС и 20 каналов системы GPS.

А. Перминов также сообщил, что в 2008 году Роскосмос планирует запустить шесть космических аппаратов для пополнения орбитальной группировки системы ГЛОНАСС.

«Мы подготовим проект изменений в Федеральную целевую программу „Глобальная навигационная система“, в частности по ресурсному обеспечению. Предстоит подготовить Федеральную целевую программу использования результатов космической деятельности в интересах регионов на 2009—2015 годы. Здесь много проблем», — признал он.

«Предстоит организовать работы по проектированию космодрома Восточный. Нам необходимо осуществить много запусков, и, прежде всего, трех спутников связи, двух научных космических аппаратов, двух пилотируемых „Союзов“ и пяти транспортных „Прогрессов“, а также шести космических аппаратов системы ГЛОНАСС», — сказал А. Перминов.

Говоря о задачах Роскосмоса на 2008 год, А. Перминов назвал на первом месте «подготовку и защиту концепции космической деятельности России до 2040 года, ее обсуждение состоится на заседании Совета безопасности в феврале 2008 года».

Глава Роскосмоса подчеркнул, что состав орбитальной группировки системы ГЛОНАСС и ее точностные характеристики на сегодняшний день позволили перейти практически к навигационному обеспечению в интересах обороны, безопасности страны и государственных потребителей — воздушного, автомобильного, железнодорожного, морского, транспорта, геодезии картографии, а также массового гражданского потребителя почти в полном объеме.

По его словам, сейчас «доступность навигационного поля на территории России составляет более 90%, а доступность навигационного поля по всему миру составляет почти 80%».

Говоря о проблемах, А. Перминов с сожалением отметил, что выделяемых космической отрасли финансовых ресурсов недостаточно. По словам А. Перминова, в 2007 году российская ракетно-космическая отрасль освоила 24 миллиардов рублей, а с учетом систем двойного назначения — 32 миллиардов рублей. «Мы доложили главе государства, что выделяемых финансовых ресурсов явно недостаточно на перспективные проекты, но и для текущего развития», — добавил он.

Ранее первый вице-премьер Сергей Иванов не раз отмечал необходимость интеграции системы ГЛОНАСС с программами инновационного развития страны.

Напомним, российский навигатор с нерусским названием Glospace — двухсистемный. То есть работает не только в системе ГЛОНАСС, но и в GPS, что гарантирует надежность определения координат. Снабжен цветным дисплеем производства Южной Кореи. Отпускная цена производителя — 15—18 тыс. руб. Пока не идет речи о выпуске так называемых наладонников — индивидуальных навигаторов. Видимо, это слишком наукоемкая продукция: снизить размеры прибора до карманного затруднительно.

По состоянию на 25 декабря с. г. использовалось по назначению 13 космических аппаратов ГЛОНАСС. Еще три временно выведены на техобслуживание, а два — на этапе вывода из системы, то есть скоро сгорят в атмосфере. При этом два спутника из находящихся на обслуживании были запущены еще в 2001 и 2002 годах. Это значит, что они выработали ресурс. Если прибавить к ним три новых аппарата, которые были запущены накануне с Байконура, можно рапортовать об успешном завершении года: количество спутников системы ГЛОНАСС превысило 20, а для навигационного покрытия территории России, по утверждению вице-премьера Иванова, требуется всего 18.

Сейчас 13 действующих спутников покрывают менее 50% территории России. При этом не всегда в зоне видимости оказываются минимально необходимые три аппарата. Иногда их появления приходится ждать более двух часов. По словам ряда экспертов, ГЛОНАСС не работает сейчас и не будет работать нормально ни к середине, ни к концу 2008 года. Запущенные спутники у нас месяцами вводятся в эксплуатацию, а потом почти сразу могут оказаться снова выведены на обслуживание.

По информации Роскосмоса, три новых спутника войдут в строй в феврале и тогда покрытие навигационным сигналом территории России составит 95%. Звучит многообещающе, но не хватает одного слова — «круглосуточно», говорят эксперты. И поясняют, что пользоваться сигналом смогут в основном экипажи самолетов. На земле приему будут мешать здания, бугры, откосы оврагов и т. п. Оказался один из спутников низко к горизонту — и у части потребителей сигнал пропадает.

Также, беда еще в том, что у ГЛОНАСС нет хозяина. Спутниковую группировку опекают Космические войска и Роскосмос, а наземный компонент никому не нужен. А ведь именно в нем смысл спутниковой навигации — в приемниках и контенте. Крупнейшие электронные корпорации мира вкладывают миллионы в разработку GPS-модулей (чипсетов). Это микросхемы, которые расшифровывают спутниковые сигналы, вычисляют координаты. Их стоимость снижена уже до 10—15 долларов.

В 2008 году почти все фото- и видеокамеры крупных производителей будут иметь встроенные GPS-навигаторы, фиксирующие координаты места съемки. На очереди мобильные телефоны, ноутбуки, электронные игры, аудиоплееры. Про ошейники для собак и кошек говорить нечего — уже имеется широкий ассортимент.

В России нет программы развития наземных компонентов ГЛОНАСС, никто за это не отвечает. Только начался перевод в электронный формат карт России, которые будут загружаться в навигаторы ГЛОНАСС. Но если вы думаете, что российские геокешеры (есть уже такой спорт — геокешинг, ориентирование на местности с помощью GPS-навигаторов) ходят и ездят вслепую, то заблуждаетесь. Из интернета можно скачать электронные карты, оцифрованные за рубежом, отмечают эксперты.

По их данным, в 2008 году будет продано 240 млн. мобильных телефонов со встроенным GPS-модулем, доход от этих продаж составит 50 млрд. долл. В уходящем 2007 году, по неполным данным, в мире продано примерно 180 млн. различных мобильных устройств с встроенным GPS-навигатором.

На этом фоне вполне логичны создание европейской системы космической навигации Galileo и разработка китайской Compass из 30 спутников. При такой конкуренции США озаботились дальнейшим ускоренным развитием GPS. Планируется мощное обновление системы. Главная задача — увеличить примерно в 500 раз мощность спутникового сигнала для преодоления различных помех. Начата разработка спутников нового поколения GPS III. Сейчас запускаются аппараты серии GPS IIR-M. Пятый из общей серии в восемь аппаратов был запущен совсем недавно — 20 декабря.

В США дорогих охотничьих собак в лес без GPS-ошейника уже не водят, чтобы не потерять. Хозяину достаточно нажать кнопку, и на мобильном устройстве он увидит карту местности и свою собачку. Но эту возможность обеспечивает ему не столько NASA, сколько производители электронных гаджетов.

Источник www.strf.ru


« Назад

Хиты

В России начались испытания аппарата «Луна-25»
В России начались испытания аппарата «Луна-25»
Российские специалисты начали испытания аппарата «Луна-25» («Луна-Глоб»), который в 2019 году должен приступить к изучению спутника Земли. Об этом в ходе выставки Paris Air Show-2015 в Ле-Бурже РИА Новости сообщил представитель «Объединения имени Лавочкина», представившего там макет аппарата. 
Первый в истории частный спутник на солнечном парусе вышел на орбиту
Первый в истории частный спутник на солнечном парусе вышел на орбиту
Разработан и построен он был на деньги некоммерческого Планетарного общества США, объединяющего энтузиастов исследования дальнего космоса. 
Роскосмос отложил оглашение результатов расследования аварии «Прогресса»
Роскосмос отложил оглашение результатов расследования аварии «Прогресса»
Роскосмос продлил на неопределенный срок работу комиссии по расследованию причин произошедшей 28 апреля 2015 года аварии транспортного грузового корабля (ТГК) «Прогресс М-27М».