/
КонтактыО проекте Блог
Galaktika

Вход | Регистрация


Запомнить меня
Забыли пароль?

 

  ПОИСК


 
 

 

Экономика для неэкономистов

Заведующая кафедрой экономической теории Финансовой академии при правительстве РФ Наталья Думная и профессор той же кафедры Андрей Юданов выступают с идеей включить в государственный образовательный стандарт для школ предмет «Экономика». Инициаторы образовательной мини-реформы убеждены: это позволит приблизить образование к реальной жизни, и поможет воспитать успешных работников в самых разных отраслях.

Вы активно продвигаете идею о начале всеобщего экономического ликбеза. Расскажите, в чём она состоит, и как собираетесь её реализовывать?

Андрей Юданов:

— Я ни в коем случае не претендую на возвеличивание экономики по сравнению с физикой, биологией или историей. Но разве после окончания школы знания по другим дисциплинам пригождаются чаще, чем знания по экономике? Наша кафедра действительно годами выступала за то, чтобы экономика стала обязательным предметом в школьной программе.

К сожалению, вопрос до сих пор остаётся открытым. Согласно последним решениям каждая школа сама имеет право определять, преподавать экономику как отдельный короткий курс (35 часов) или же как ещё меньшую составную часть обществоведения. Школьные учителя, с которыми мы общаемся, говорят, что в результате этого положение с преподаванием экономики в Москве резко ухудшилось. И понятно почему: в условиях нехватки преподавателей «свободный» выбор школ сводится к предельному «зауживанию» предмета. Если вводить отдельный курс, то нужен учитель-профессионал, а три урока «по совместительству» проведёт и географ.

Вообще же нехватка экономических знаний у неэкономистов представляет собой очень острую проблему. Взять хотя бы сферу наукоёмкого бизнеса, о которой постоянно пишет ваш портал. Многие учёные, весьма далёкие от понимания механизмов функционирования рынка, считают, что инновационная деятельность в определённом направлении, например, в сфере нанотехнологий принесёт несомненный успех. Но на самом деле успех зависит больше не от отрасли, а от правильных рыночных решений.

Приведу типичный пример. Как специалист по фармацевтическому рынку я сталкивался с ветеринарным подразделением прекрасной российской фирмы «Партнёр», уже воплотившей свои научные идеи в продукт и достойно продвигающей его на рынке. В частности, она выращивает высокочистые штаммы бактерий, и на этой основе делает замечательный препарат для животных — бифидумбактерин. Но как она его продаёт! Во-первых, препарат называется «Бифидум-СХЖ». Загадочные буквы СХЖ расшифровываются как... «сельскохозяйственные животные». Представляете, как смотрится такое название в московском ветеринарном магазине! Это любимые кошечки да пёсики — сельскохозяйственные животные что ли?

Во-вторых, препарат предлагают в порошке, со сложной инструкцией, рассчитанной и на коров, и на овец. Для собак в зависимости от дозировки нужно то использовать несколько пакетов, то делить один пакет на несколько частей, стараясь вычислить верную дозу.

Я неоднократно говорил представителям фирмы: вместо «Бифидум-СХЖ» по 20 рублей сделайте «БифиКот» и «БифиПёс» по 80 рублей. Покупатель от этого не пострадает. Владельцам кошек и собак не интересно читать инструкцию, объясняющую, сколько нужно чудесного порошка для коровы, и как его применять в условиях фермы. Он хочет купить то, чем просто и удобно пользоваться. Но воз пока и ныне там. К сожалению, примеров неправильного рыночного поведения российских производителей товаров очень много. Из-за отсутствия элементарных знаний и предпринимательской жилки люди работают без прибыли.

Наталья Думная:

— Разумеется, из каждого человека невозможно сделать менеджера. Если верить результатам зарубежных исследований, к предпринимательству в любой стране способны максимум 20% населения. То есть, чтобы стать успешным предпринимателем, нужен талант, как и в любом другом деле. Но элементарной экономической и финансовой грамотности нужно обучать всех людей, потому что рано или поздно все мы становимся менеджерами хотя бы в своей семье.

Как отметил профессор Андрей Юрьевич Юданов, наша кафедра давно продвигает идею всеобщего экономического ликбеза. Поэтому, несмотря на очевидные трудности, мы расширили свою миссию до взаимодействия с довузовским образовательным сообществом: участвуем в повышении квалификации школьных учителей по экономике, которые ранее преподавали историю, математику, географию и другие предметы.

Но самое главное — подготовили и выпустили учебник «Экономика» для средней общеобразовательной школы (под редакцией А. Г. Грязновой и Н. Н. Думной, выпущен московским издательством «Интеллект-Центр» в 2005 году, переиздан в 2007 году). Он может быть использован также в лицеях, гимназиях, колледжах и других средних учебных заведениях. Его цель — помочь ребёнку понять, как устроен и функционирует экономический мир.

По отзывам учителей и самих школьников, учебник получился интересным, понятным и даже занимательным. Интерес к нему поддерживается тем, что в теоретические положения увязаны с многочисленными примерами из российской экономической жизни. Особое место в учебнике занимают картинки, иллюстрирующие важнейшие положения курса (художник М. Борисов). Они, с одной стороны, помогают понять суть проблем, с другой стороны, вносят элемент юмора, усиливающий привлекательность текста и предмета для учеников. Рисунки — чёрно-белые, контурные, что даёт возможность их раскрасить, что так любят делать даже великовозрастные школьники. По сравнению с существующими отечественными и зарубежными аналогами, учебник отличается комплексным характером, увлекательной манерой изложения.

Помогает ли ваш учебник найти ответ на такие, казалось бы, «несложные» вопросы — в какой банк прийти, какие вклады сделать, как правильно оформить кредит, которые всё ещё ставят в тупик основную массу даже взрослого населения нашей страны?

Наталья Думная:

— В упомянутом учебнике уже изложен целый ряд вопросов, которые представляют собой азы финансово-экономических знаний. Однако этого ещё недостаточно. Поэтому, я как заведующая кафедрой, поставила перед коллективом задачу создать обучающий комплекс по основам финансово-экономической грамотности. Это будет дополнение (курс по выбору) к стандартной школьной программе по экономике, которое направлено на овладение знаниями и элементарными навыками в следующих областях: потребительское кредитование, ипотека, пенсионный фонд, налоги, личные финансы, медицинское страхование, трудоустройство, дистанционные финансовые услуги и др.

В самое ближайшее время мы заканчиваем работу над таким пособием. Но проект будет продолжаться. Создание экономического образовательного блока для школьников я бы сравнила со сборкой конструктора лего, в котором имеются самые разные детали: современная теория, российские примеры — кейсы, красочные рабочие тетради, диски...

Это очень серьёзный проект, но мы с удовольствием им занимаемся. Нам бы хотелось воспитать в молодых людях дух предпринимательства. А научить этому очень непросто. Ребёнка нельзя нагружать подобием вузовской программы, нужно преподносить материал в занимательной форме, найти оптимальное сочетание теоретического и практического материала, новейших технологий и традиционного подхода к образованию.

Можно ли повысить финансовую грамотность взрослого населения, в частности, учёных, которым просто необходимы знания по экономике и навыки предпринимательства для продвижения своих изобретений на рынке?

Наталья Думная:

— Я всё-таки склоняюсь к тому, что учёному для продвижения его продукта нужен профессиональный менеджер. Мне на практике довелось столкнуться с этой темой. Помню, ещё в начале перестройки я познакомилась с людьми, разработавшими шлемофон для космонавтов, которому можно было бы найти и более широкое применение, в частности, в работе скорой помощи. Благодаря этому изобретению, способному поддерживать определённую по насыщенности газами атмосферу, процедуры по возвращению к жизни тяжелобольного пациента можно было начинать уже в машине неотложки. Какое-то время я пыталась помочь изобретателям. Тогда казалось, что главное — найти деньги на создание опытного образца. Но, как часто бывало в Советском Союзе, опытным образцом всё и закончилось. Нам не хватило практических знаний о рынке и умения ориентироваться в новой экономической ситуации.

Я увидела огромный разрыв между западным и советским экономическим образованием. В то время как на Западе развивался менеджмент и маркетинг, мы глубоко изучали основы экономики по марксистской теории. Мы и сегодня сильно отстаём. У западных коллег сформировался новый подход к продвижению высокотехнологичных товаров: их производитель озабочен не только гарантийным ремонтом, но и созданием так называемых «товаров-программ» (простейший пример: когда при покупке ПО вы приобретаете возможность регулярно получать его обновления).

Кроме того, имеются объективные моменты, которые нужно учитывать при продвижении инноваций на рынок. Итальянский учёный Вильфредо Парето открыл соотношение 20/80: на часть работы, которая нам кажется основной, уходит всего 20% времени. Учёному кажется, что он всё сделал, а в действительности написал только рукопись, в которой «гайки номер 1, 2, 3...». В таком виде это никому не нужно. Надо презентовать своё открытие в статье, показать не только его технические характеристики, но и ценность для общества, в конце концов, отвезти статью в редакцию, и потом с редактором и верстальщиком сидеть до ночи и править её. Нужно принять как данность, что 80% времени уйдёт на оформление заявки, написание отчётов, презентацию и продвижение изобретения, и только 20% — на науку. Непонимание того, что профессиональные менеджеры очень нужны, — большая беда отечественной научной среды.

Андрей Юданов:

— Разумеется, большинство учёных не смогут быть менеджерами. Безответственно «засовывать» этих людей в игру с заведомо низкими шансами на выигрыш. Наоборот, им нужно объяснять, что даже при наличии хорошего продукта и начального капитала трудно организовать фирму. Для этих целей нужен особый предпринимательский талант.

Кто такой предприниматель? Это человек, который 99% своего времени тратит на текущее управление. Но главное в успехе — последний процент, потому что когда у него за спиной будет пролетать купюра достоинством в 5 000 рублей, он должен, не отрывая внимания от текущего управления, безошибочно выбросить руку назад — и поймать купюру. Предприниматель — это тот, кто постоянно находится в поиске правильного рыночного решения.

Нужно воспитывать людей, умеющих принимать решения. Наша кафедра взяла на вооружение положительный западный опыт, и разработала учебник для экономических вузов, объясняющий экономику с позиции деятеля, с позиций человека, который всё время должен принимать решения — «Микроэкономика: практический подход (Managerial Economics)». Не упущу возможности похвалиться: наш учебник одобрил один из творцов современной теории фирмы американский классик Альфред Д. Чандлер. Не упущу возможности похвалиться: наш учебник одобрил один из творцов современной теории фирмы американский классик Альфред Д. Чандлер.

Идея, заложенная в учебнике: всё через предпринимательство, всё через практику. Мы ставим вопросы, актуальные для российской действительности, передаём опыт, стараемся сделать процесс обучения творческим. В обычных бакалаврских курсах вы этого не найдёте. Там даже нет понятия «качество», то есть предполагается, что все фирмы производят продукцию одинакового качества. Нет и понятия «ассортимент», как будто выбор верного ассортимента не обеспечивает львиную долю успеха. Там нет такой важной категории, как «время», будто горбатый запорожец можно производить до бесконечности. К тому же, по такой упрощённой теории получается, что ты заранее знаешь всё про рынок и его потребности, тогда как на практике дело обстоит с точностью до наоборот. Мы постарались устранить эти очевидные слабости стандартных курсов экономической теории.

На ваш взгляд, какие объективные причины, помимо нежелания образовательного сообщества нагружать себя «лишней» дисциплиной, могут помешать дополнить обязательную школьную программу экономикой?

Андрей Юданов:

— В школе, как уже говорилось, происходят какие-то странные вещи. Ведь вы не найдёте ни одного человека, который назвал бы экономику второстепенной или ненужной дисциплиной. То есть противников просто нет. Не вижу я и особых трудностей с внедрением предмета. Любой учитель-гуманитарий легко освоит курс. И, тем не менее, он так и не стал обязательным.

Но важно не просто сделать курс экономики обязательным, надо ещё не допустить его профанации. Школьный курс не должен стать просто плохим вузовским курсом. Его цели иные. Он должен, во-первых, крупными штрихами объяснить школьнику, как устроен экономический мир. Во-вторых, он должен дать ему представление о той экономической роли, которую ему самому предстоит играть в жизни: в качестве потребителя, наёмного работника, налогоплательщика и т. п. В-третьих, школьник должен получить представление о том, как себя ведут и какие цели преследуют те субъекты рынка, с которыми ему предстоит взаимодействовать: работодатели, государство, профсоюзы и т. п. Мне кажется, что если сформулировать такую парадигму всеобщего экономического образования, то школа примет его. Во всяком случае, реакция учителей и школьников на наш учебник «Экономика» для 10—11 классов самая положительная. Повторю, главное сейчас не переусложнить, не засушить новый предмет.

Что касается повышения качества преподавания экономики в неэкономических вузах, то тут положение сложнее. Не надо забывать, что когда-то эти вузы буквально «объелись» марксистско-ленинской политэкономией, которую принудительно приходилось учить в ущерб времени, уделяемому на профильные предметы. Я по своим друзьям помню, с какой ненавистью воспринимали эту политэкономию в консерватории и на физмате. Примерно так же относятся к экономике в непрофильных вузах сейчас, да и предмет остался таким же оторванным от жизни. Тогда как экономика должна преподаваться на высоком уровне и с обязательной «привязкой» к специфике вуза.

Что необходимо сделать для того, чтобы идея об экономическом просвещении широких масс принесла ожидаемый эффект, который, если я правильно понимаю, должен выражаться в появлении успешных отечественных фирм, конкурентоспособных на мировом рынке?

Андрей Юданов:

— Надо показывать примеры честных и одновременно успешных компаний. Чтобы люди не думали, что современный русский бизнес — это только олигархи и криминал. У нас уже есть когорта очень конкурентоспособных компаний (на профессиональном языке их называют «газелями», наверное, потому что эти животные отличаются способностью долгое время бежать очень быстро), просто в своём большинстве они пока невелики, по крайней мере, в мировом масштабе. Но это дело наживное.

Но в целом я вижу иную, более глобальную роль экономического «всеобуча». Он должен помочь нашему обществу понять себя, прийти в согласие с самим собой. Нужно, чтобы каждый понимал своё место в новом, рыночном мире. Чтобы знал, как добиваться в нём успеха, оставаясь при этом самим собой. И тогда мы будем иметь больше, чем сейчас, и успешных предпринимателей, и успешных работников, и, надеюсь, успешных преподавателей и учёных.

Источник www.strf.ru


« Назад

Хиты

В России начались испытания аппарата «Луна-25»
В России начались испытания аппарата «Луна-25»
Российские специалисты начали испытания аппарата «Луна-25» («Луна-Глоб»), который в 2019 году должен приступить к изучению спутника Земли. Об этом в ходе выставки Paris Air Show-2015 в Ле-Бурже РИА Новости сообщил представитель «Объединения имени Лавочкина», представившего там макет аппарата. 
Первый в истории частный спутник на солнечном парусе вышел на орбиту
Первый в истории частный спутник на солнечном парусе вышел на орбиту
Разработан и построен он был на деньги некоммерческого Планетарного общества США, объединяющего энтузиастов исследования дальнего космоса. 
Роскосмос отложил оглашение результатов расследования аварии «Прогресса»
Роскосмос отложил оглашение результатов расследования аварии «Прогресса»
Роскосмос продлил на неопределенный срок работу комиссии по расследованию причин произошедшей 28 апреля 2015 года аварии транспортного грузового корабля (ТГК) «Прогресс М-27М».