/
КонтактыО проекте Блог
Galaktika

Вход | Регистрация


Запомнить меня
Забыли пароль?

 

  ПОИСК


 
 

 

Экономика высоких технологий /  Hi-tech и экономика сегодня /  Cтатьи, аналитика /  ИТ-расследование: чем живет российская розница  

ИТ-расследование: чем живет российская розница

Условия рынка требуют от любой компании владения и применения современных ИТ. Не остается в стороне и розница, которая так или иначе использует ИТ для решения своих бизнес-задач. Какова же на данный момент ИТ-политика предприятий розничной торговли России и насколько высок уровень информатизации розничных сетей в целом?

Агентство CNews Analytics провело комплексное исследование предприятий с развитой розничной сетью, основной целью которого было определение тенденций использования ИТ и уровня автоматизации предприятий с развитой розничной сетью. Для достижения поставленной цели исследовались ИТ-стратегия и модели формирования и расходования бюджета таких компаний, изучались численность и задачи ИТ-службы, отношение исследуемых компаний к аутсорсингу ИТ-услуг, а также вооруженность розничных предприятий корпоративными ИС.

Основные группы розничных сетей России, участвующие в исследовании

Группа

Компании

Транспортные средства (автомобили)

Genser
Атлант-М
Major Group

Транспорт и логистика

ГК Армадило
Русская логистическая служба
STS Logistic
СПСР Экспресс
МТК Юнитранс
Национальная логистическая компания

Техника и электроника

Диксис
Связной
Цифроград
Линия тока

Фармацевтическая продукция

Сеть 36,6
Шрея

Супермаркеты и гипермаркеты

Ашан
Паттерсон
Седьмой континент
Гроссмарт
Виктория
Магнит
Виват

Продукты питания

Нутритек
Русарго
Эдельвейс
Эфко
Исток

Строительные материалы и товары для дома

Старик Хоттабыч
OBI

Строительство и недвижимость

РТМ Девелопмент
Миэль
Миракс Групп
Донстрой
ЛСР
Ингеоком

Другие

Макдак
Комус
Рамо

Специалистами CNA исследовались компании различной направленности — торговые, транспортные и логистические, производители продукции, имеющие широкую сеть реализации, компании, предоставляющие услуги в области строительства, недвижимости и пр. — имеющие более тысячи сотрудников и существующие на рынке не менее 4-х лет (преимущественно — с 90-х годов).

ИТ-бюджет vs ИТ-стратегия

Результаты исследования показали, что центром принятия ИТ-решений российских розничных предприятий преимущественно является центральный офис. Большая часть компаний имеет утвержденную ИТ-стратегию, сроки действия которой варьируются от 1—2 (Genser, Major Group и «Атлант-М») до 5 лет («Комус»). Отсутствие ИТ-стратегии зафиксировано в компаниях STS Logistics, «Шрея». «Линия Тока» планирует принять ее в течение полугода, а в Национальной логистической службе на момент опроса существовал только неутвержденный рабочий документ.

Исследуемые розничные предприятия демонстрируют различные подходы к разработке ИТ-бюджета. Так, например, автомобильные компании, как правило, формируют бюджет на проектной основе. В свою очередь, «Русагро» использует смешанную основу: существует общий бюджет, планируемый исходя из постоянных нужд компании, и проектная часть, которая может меняться в зависимости от стоимости проекта. ИТ-бюджет фармацевтической компании «Шрея» формируется на основе общей стратегии и затем утверждается руководством: отдельной ИТ-стратегии в компании не существует. В ГК ЛСР ИТ-бюджет планируется на комбинированной основе с учетом как ИТ-стратегии, так и реализуемых ИТ-проектов, а основой для определения ИТ-бюджета компании «Комус» является как принятая стратегия, так и потребности, возникающие вследствие экстенсивного роста, развития и открытия новых подразделений.

Централизованная модель формирования и расходования бюджета характерна для логистических и транспортных компаний, супермаркетов и гипермаркетов, фармацевтических предприятий, продавцов строительных материалов и товаров для дома, строительной компании РТМ «Девелопмент», а также дистрибьютора парфюмерно-косметической продукции «Макдак». Децентрализованная модель расходования бюджета используется в компаниях ГК ЛСР, «Ингеоком», «Миракс Групп», «Миэль» и «Атлант-М».

От маленьких ИТ-отделов к ИТ-департаментам

Минимальный штат сотрудников ИТ-отдела составляет 15 чел. Такое количество ИТ-специалистов имеют два строительных предприятия — РТМ «Девелопмент» и «Ингеоком». Крупные ИТ-департаменты, например, в компании «Шрея», насчитывают более 100 чел. Несколько компаний, в том числе «Русагро» и «Эфко», имеют децентрализованную ИТ-службу — ИТ-специалисты представлены как в центральном офисе (как правило, не более 10 человек), так и в удаленных филиалах.

По словам представителя Major Group, степень развития ИТ-службы во многом зависит от увеличения численности рабочих мест. Так, некоторые предприятия, например, Национальная логистическая компания, STS Logistics, OBI, Major Group, Genser, в будущем предполагают расширение ИТ-службы и увеличение количества сотрудников отдела. «Макдак», наоборот, планирует сокращение собственного ИТ-подразделения и переход на аутсорсинг. В настоящее время доля ИТ-сотрудников среди всех служащих этой компании составляет около 6%, причем каждое представительство имеет собственную ИТ-службу.

В зависимости от численности ИТ-персонала различается и спектр выполняемых ИТ-задач — от поддержки пользователей до разработки и внедрения информационных систем и изучения бизнес-процессов. «Магнит», «Седьмой континент» и «Виктория» отмечают достаточно высокий уровень взаимодействия подразделений компании с ИТ-отделом, в обязанности которого входит разработка нового и поддержка существующего ПО, закупка оборудования, внедрение информационных продуктов, поддержка пользователей и прочее. В Major Group к основным задачам ИТ-службы относится создание новых рабочих мест, ремонт и эксплуатация оборудования, а также сопровождение баз данных и разработка ПО. Почти половина насчитывающей около 100 человек ИТ-службы компании «Комус» занимается изучением бизнес-процессов. Кроме того, в ее задачи входит развитие и контроль надежности информационных сервисов, а также обеспечение развития компании. Основными задачами ИТ-отдела «Рамо» является обеспечение ИТ-поддержки, внедрение продуктов под новый бизнес и поддержка существующей инфраструктуры. В «Связном» отмечают, что взаимодействие и диалог между ИТ-службой и бизнес подразделениями компании — формализованный процесс, который базируется на методологии ITIL и COBIT.

Уровень компьютеризации рабочих мест по большей части зависит от сферы деятельности компании. Так, супер- и гипермаркеты имеют минимальную оснащенность рабочих мест компьютерами: в этой отрасли показатели варьируются от 6% («Виктория») до 20% («Паттерсон» и «Магнит»). Небольшой уровень компьютеризации сотрудников отмечается также в «Рамо» (13%) и «Эдельвейс» (17%). 20% сотрудников пользуются компьютерами в компаниях «Донстрой» и ГК ЛСР.

Максимальный уровень компьютеризации — 100% — у компании «Цифроград», также неплохие показатели демонстрируют РТМ «Девелопмент» (80%) и «Миэль» (67%).

Даешь ИТ-услуги на аутсорсинг?

Мнения исследуемых компаний по поводу аутсорсинга разошлись. Часть их них относится к нему положительно. Так, «Связной» имеет опыт работы по аутсорсинговой схеме: компания использует аутсорсинг в основном в разработках и отдает сторонним ИТ-компаниям небольшую часть работ по обслуживанию, отношения при этом регулируются на основе SLA. «Шрея» в настоящее время организует ряд проектов на основе аутсорсинга и имеет постоянного исполнителя. В «Седьмом континенте» на подрядной основе была внедрена централизованная система отчетности и анализа, отношения с исполнителями при этом регламентировались на основе SLA. И сейчас в компании есть ряд вещей, отданных сторонним ИТ-специалистам.

В «Эфко», «Русагро» и «Нутритек» также есть проекты, реализованные по схеме аутсорсинга: «Русагро» использует аутсорсинг в области технической поддержки (телефония, станции и активное оборудование), а в группе «Нутритек» посредством привлечения сторонних ИТ-специалистов реализован проект «Телефония». «Эфко» и «Русагро» регулируют отношения с исполнителями на основе SLA.

«Эдельвейс» пока справляется с решением ИТ-задач собственными силами, однако не исключает возможности обращения в случае необходимости к услугам сторонних ИТ-компаний. «Диксис» не имеет опыта работы со сторонними ИТ-специалистами, однако в перспективе планируется переход компании на комплексный аутсорсинг.

По словам представителя «Комус», у компании есть опыт работы по аутсорсинговой схеме, но его нельзя охарактеризовать как положительный по причине низкого уровня предоставляемого сервиса. Сейчас сторонним ИТ-компаниям передается небольшая часть работ, в частности поддержка продуктов «». В будущем «Комус» планирует переход на SLA внутри компании: ИТ-служба в перспективе рассматривается как внутреннее самостоятельное подразделение, которое на основе SLA будет предоставлять ИТ-услуги.

Негативный опыт использования сторонних ИТ-компаний имеет РТМ «Девелопмент» — сторонними специалистами обслуживалось одно из подразделений компании, после чего представители РТМ «Девелопмент» высказывают скорее отрицательное отношение к этому вопросу. Некоторые предприятия, как например «Атлант-М», доселе не имели опыта работы по схеме аутсорсинга, тем не менее, они не стремятся привлекать сторонних специалистов для решения ИТ-задач.

Не «1С единым»

Не наблюдается единства и в среде используемого корпоративного ПО. Так, большая часть компаний предпочитает различные варианты «1С». Несколько предприятий используют ERP-системы «Галактика», SAP/R3, SAP Business One, Navision, Axapta, а также ERP-системы собственной разработки.

По словам заместителя ИТ-директора компании Genser Андрея Мамона, в настоящее время на предприятии успешно функционирует информационная система, разработанная собственными специалистами, однако представители компании не исключают возможность внедрения в будущем новой ИС. В «Русагро» используется ERP система Axapta и система электронного документооборота Landocs. В Русской логистической службе совместно с «1С» внедрена ERP-система Navision. В «Армадило» бухучет осуществляется при помощи Scala и ряда заказных разработок, написанных специально под нужды компании.

В «Связном», кроме «1С», для поддержки бизнес критичных приложений применяется продукт Microsoft Operating Management System, который позволяет отслеживать тенденции, связанные с эксплуатацией программного и аппаратного обеспечения. В «Паттерсоне» в добавок к «1С» используется Lotus Notes, «Консультант плюс» и ряд других информационных продуктов. «Седьмой континент», помимо системы собственной разработки, использует SAP Business One. В сети «Виктория» внедрена ERP система Axapta. «Ашан» для поддержки бизнес-критичных приложений использует программные решения, разработанные компаниями IBM и Fujitsu-Siemens. «Старик Хоттабыч», наряду с «1С», использует информационную систему на платформе Domino компании «Софт-Вест» и Axapta.

Проведенное CNews Analytics исследование показало, что российские компании с развитой розничной сетью, как торговые, так и производственные, в целом демонстрируют достаточно высокий уровень использования информационных технологий. Доля компьютеризированных рабочих мест в компаниях во многом зависит от специфики деятельности и структуры занятого персонала.

Компаний, демонстрирующих положительное отношение к ИТ-аутсорсингу и имеющих опыт работы с аутсорсинговыми компаниями, несколько больше, нежели тех, кто не использует такую схему работы и не планирует передавать решение собственных ИТ-задач. Применение корпоративных информационных систем становится неотъемлемой частью любой современной организации. Опрошенные компании широко используют как системы автоматизации отдельных функций, так и комплексные системы. Наиболее используемым являются решения компании «1С», из зарубежных — ERP системы Axapta и SAP R/3.

Источник www.cnews.ru


« Назад

Хиты

В России начались испытания аппарата «Луна-25»
В России начались испытания аппарата «Луна-25»
Российские специалисты начали испытания аппарата «Луна-25» («Луна-Глоб»), который в 2019 году должен приступить к изучению спутника Земли. Об этом в ходе выставки Paris Air Show-2015 в Ле-Бурже РИА Новости сообщил представитель «Объединения имени Лавочкина», представившего там макет аппарата. 
Первый в истории частный спутник на солнечном парусе вышел на орбиту
Первый в истории частный спутник на солнечном парусе вышел на орбиту
Разработан и построен он был на деньги некоммерческого Планетарного общества США, объединяющего энтузиастов исследования дальнего космоса. 
Роскосмос отложил оглашение результатов расследования аварии «Прогресса»
Роскосмос отложил оглашение результатов расследования аварии «Прогресса»
Роскосмос продлил на неопределенный срок работу комиссии по расследованию причин произошедшей 28 апреля 2015 года аварии транспортного грузового корабля (ТГК) «Прогресс М-27М».