/
КонтактыО проекте Блог
Galaktika

Вход | Регистрация


Запомнить меня
Забыли пароль?

 

  ПОИСК


 
 

 

Экономика высоких технологий /  Hi-tech и экономика сегодня /  Cтатьи, аналитика /  Рынок ИТ-услуг: за кем останутся ИТ-сервисы?  

Рынок ИТ-услуг: за кем останутся ИТ-сервисы?

Общим «драйвером» рынка ИТ-услуг является непрерывная реоптимизация предприятий различных вертикальных рынков, сопряженная с процессами изменения структуры бизнес-процессов. Бурное развитие, региональная экспансия, слияния и поглощения, переход на международные стандарты, повышение прозрачности и капитализации — все это обуславливает стабильно растущий в России спрос на ИТ-сервисы. И ставит ключевой вопрос — кто и на каких условиях их будет предоставлять? Внешние поставщики — или собственные ИТ-отделы? Эти вопросы были подняты в рамках круглого стола CNews «ИТ-услуги для бизнеса».

Увеличение доли расходов на профессиональные ИТ-услуги маркирует уровень развития рынка информационных технологий в целом. Это подразумевает переход на новую ступень ИТ-развития, после завершения этапов «насыщения» «железом» и первичной автоматизации предприятий. В России в последние годы сектор ИТ-услуг развивается динамично. Однако даже беглый взгляд обнаруживает, что это развитие противоречиво — как противоречивы данные официальной статистики и аналитических агентств на этот счет.

Так, с одной стороны, Росстат фиксирует по итогам 2006 г. объем затрат на ИТ-услуги внешних организаций на уровне 40,3 млрд руб. и рост в 8,6%. При том, что годом ранее показатель, по тем же данным, составлял 23,6% — на лицо торможение и спад интереса. С другой стороны, IDC и «ЛИНЭКС» говорят о росте в 23% за тот же период и указывают объем — 77,8 млрд руб. В итоге расхождение — почти в 2 раза по объему и в 2,7 — по темпам. Разумеется, подобной противоречивости оценок можно найти объяснения. Во-первых, данные аналитических агентств базируются на результатах анализа выручки крупнейших игроков рынка (в данном случае — 69 ИТ-компаний), в то время как Росстат анализирует затраты всех крупных и средних предприятий России (приведенный показатель не учитывает проектные закупки ПО и АО, а также услуги связи). Еще причина — так пока и не сформировавшееся четкое представление о том, что, собственно, считать ИТ-услугами. Часто в показатель включаются те самые проектные поставки, да и вообще многие компании затрудняются в разделении выручки — и выделении собственно «чистых» ИТ-услуг.

Что считать ИТ-услугами

Отсутствие ясности в терминологии и в понимании феномена не может не сказаться на оценках рынка.

Как правило, под профессиональными ИТ-сервисами понимаются услуги в области предпроектного аудита, консалтинга, внедрения, поддержки и обучения. Расхождения начинаются, например, в пункте — считать ли ИТ-услугой разработку ПО на заказ. Или в дискуссиях — как выделять и куда относить аутсорсинг, который является не собственно услугой, а формой ее предоставления. Ведь по большому счету все ИТ-услуги, оказываемые внешним поставщиком, можно считать аутсорсингом.

Валерий Гущин, генеральный директор ITG Group, выступивший на круглом столе «ИТ-услуги для бизнеса», высказал сомнения — точно ли ИТ-услугой является консалтинг, приводя определение ИТ-услуги как «оформленный в виде конечного продукта набор ИТ-процессов, активов и ресурсов, имеющий явно выраженную ценность для бизнеса и предоставляемый пользователю на заранее определенных условиях в целях удовлетворения потребности в ИТ-обеспечении деятельности организации». Исходя из экономической модели, предполагает он, можно дискутировать — какой конкретно актив эксплуатируется в случае консалтинга, чтобы принести какую ценность. Вообще вопросы ценности услуги получаются ключевыми: кто, почему, за что и сколько платит? В частности, обращает внимание Валерий Гущин, не очевидно — оплачивается ли объем проведенных работ или конечное соответствие целевому уровню сервиса?

Игорь Баринов, «Форум по ИТ Сервис-менеджменту» (ITSMF), отмечает, что проблема понимания, что такое сервис, с которой столкнулась сегодня Россия, как таковая отсутствует, например, в Европе. Но если европейский человек «рождается со знанием того, что такое сервис», российскому еще предстоит осознать и освоить сервисный подход, становление которого только происходит. Пока идея ИТ-услуг в России, по мнению Игоря Баринова, очень зависима от персоналий в руководстве бизнеса и ИТ. До сих пор нет ни четкого понимания, ни, тем более, однозначных ответов на вопросы, например, о том, является ли аутсорсинг «мечтой» ИТ-шников или потребностью потребителей ИТ услуг? И что именно подлежит аутсорсингу — технологии, процессы, люди?

ИТ-аутсорсинг или собственные ИТ-отделы?

Российский бизнес уделяет все больше внимания аутсорсинговому формату предоставления ИТ-услуг, особенно в части поддержки уже построенной ИТ-инфраструктуры. Чаще всего именно в этой точке перед предприятием, завершившим ряд ИТ-проектов, появляется дилемма — какую часть задач теперь делать самостоятельно (формируя сильную ИТ-службу), а какую передать вовне (вынеся соответствующие затраты за пределы компании).

Сергей Дятлов, директор по ИТ "ОГК-5", разделяет деятельность ИТ-подразделения на проектную и сервисную

Затраты на внешние ИТ-услуги, услуги по ИТ-обучению персонала и затраты на развитие внутренних ИТ-служб в среднем по экономике соотносятся как 62,4 /3,6 /34. Это соотношение, если верить данным Росстата, в последние годы остается устойчивым, претерпевая несущественные изменения. Больше склонны к тому, чтобы обходиться собственными силами региональные, небольшие предприятия, у которых нет достаточных средств для заказа дорогостоящих ИТ-услуг, либо в регионе недостаточно развит сам рынок ИТ-аутсорсинга, что делает проблематичным приобретение качественных сервисов. Напротив, тяготеют к максимальному отказу от непрофильных внутренних ИТ-затрат крупные высокодоходные столичные компании. И все большее количество игроков начинают придерживаться стратегии разумного баланса — отдавая некоторую часть функций вовне и развивая собственные ИТ-службы для контроля работы систем, оперативного устранения мелких сбоев.

По такой схеме, исходя из здравого смысла и экономической целесообразности, в частности, развивает свое ИТ-подразделение, обращаясь, в случае необходимости за аутсорсингом, ЮГ «Адамас». Сергей Адмиральский, CIO этой ювелирной группы отмечает, что самое сложное — найти общий язык между бизнесом и ИТ, построить эффективное взаимодействие между CEO и CIO. В «Адамасе» реализуемая ИТ-стратегия актуализируется через полугодовые отчеты топ-менеджменту. Проектное финансирование осуществляется либо за счет самого подразделения — предполагается, что с последующей окупаемостью, либо за счет управляющей компании, либо за счет заказчика — когда на нем по сути «испытывается» тот или иной процесс (например, внедрения или адаптации).

Говоря о деятельности ИТ-подразделения крупной распределенной структуры в целом, Сергей Дятлов, директор по ИТ «ОГК-5», выделяет для нее два основных вида деятельности — проектную и сервисную.

Основные отличия он видит в том, что если для проектов есть четкие измерители (сроки, объемы, бюджет), есть план, функциональная ориентация и возможность измерить качество, в сервисах, которые процессно-ориентированы и планируются циклично, нельзя четко определить ни окончание работ, ни их качество. С учетом такого видения, ИТ-подразделение в «ОГК-5» структурируется на уровне проектов (отдел автоматизации производства, отдел корпоративных информационных систем) и на уровне сервисов (отдел инфраструктуры и связи, отдел поддержки пользователей).

Непрерывность бизнеса

Очевидно, что ИТ нужны бизнесу не сами по себе, но как составляющая стратегии его развития, позволяющая в конечном итоге повысить управляемость и стоимость. В этой связи технологические риски все чаще указываются в числе наиболее серьезных глобальных рисков в экономике. Нарушение функционирования критически важных информационных систем — предмет серьезного беспокойства для ИТ-руководителей.

В задачи ИТ-подразделений, помимо сбора, обработки и анализа информации для бизнеса, входит организация единого информационного пространства компании. В случае крупных распределенных организаций необходимо решать инфраструктурные проблемы — территориальной удаленности объектов от центров управления, отсутствия надежных каналов связи, проблему «последней мили». Последнюю, в частности, Станислав Канапин, исполнительный директор «Айпинэт», предлагает «обойти» с помощью VSAT. Сети спутниковой связи позволяют объединять офисы распределенных компаний, управлять поддержкой ИТ-инфраструктуры (поддерживать пользователей в удаленных филиалах) и обеспечивать непрерывность бизнес-процессов. VSAT представляет в данном случае резервный канал связи, не зависящий от наземных каналов телекоммуникаций, демонстрирующий высокую отказоустойчивость (практически не имеет альтернатив для быстрого восстановления связи в случае пожаров, стихийных бедствий). Станислав Канапин отмечает, что VSAT позволяет избавиться от «зоопарка» операторов, не требуя масштабных эксплуатационных расходов и обеспечивая высокую надежность связи.

Телекоммуникационная составляющая — поиск новых, более эффективных и надежных решений — становится все более важной статьей в расходах российского бизнеса. Росстат отмечает, что затраты отечественных предприятий на услуги связи составили в 2006 году 79,3 млрд руб. — на 40% выше уровня 2005 года. Как видим, этот показатель почти вдвое превышает затраты на «чистые» ИТ-услуги за тот же период. А общий объем всех видов услуг в области информационных и коммуникационных технологий, предоставленных предприятиям и организациям, таким образом, составил 119,5 млрд руб. в 2006 г. и вырастет, предположительно, на 20% по итогам 2007 г.

Источник www.cnews.ru


« Назад

Хиты

В России начались испытания аппарата «Луна-25»
В России начались испытания аппарата «Луна-25»
Российские специалисты начали испытания аппарата «Луна-25» («Луна-Глоб»), который в 2019 году должен приступить к изучению спутника Земли. Об этом в ходе выставки Paris Air Show-2015 в Ле-Бурже РИА Новости сообщил представитель «Объединения имени Лавочкина», представившего там макет аппарата. 
Первый в истории частный спутник на солнечном парусе вышел на орбиту
Первый в истории частный спутник на солнечном парусе вышел на орбиту
Разработан и построен он был на деньги некоммерческого Планетарного общества США, объединяющего энтузиастов исследования дальнего космоса. 
Роскосмос отложил оглашение результатов расследования аварии «Прогресса»
Роскосмос отложил оглашение результатов расследования аварии «Прогресса»
Роскосмос продлил на неопределенный срок работу комиссии по расследованию причин произошедшей 28 апреля 2015 года аварии транспортного грузового корабля (ТГК) «Прогресс М-27М».