/
КонтактыО проекте Блог
Galaktika

Вход | Регистрация


Запомнить меня
Забыли пароль?

 

  ПОИСК


 
 

 

Экономика высоких технологий /  Hi-tech и экономика сегодня /  Cтатьи, аналитика /  Дочки РАО ЕЭС подбирают ИТ-сервисы  

Дочки РАО ЕЭС подбирают ИТ-сервисы

Достигнув определенного уровня насыщения аппаратным и программным обеспечением, российские энергопредприятия начинают все больше внимания уделять сервисам. Кто и как будет обеспечивать поддержку этой ИТ-инфраструктуры? Рынок предлагает традиционные варианты ответа — инсорсинг, аутсорсинг либо смешанная модель. Выходящие из РАО ЕЭС компании определяются с приоритетами и готовятся сделать выбор.

Реформа отечественной электроэнергетики близится к завершению. Взяв за основу американскую модель, в России также пришли к разделению производства и сбыта электроэнергии, «насадив» в отрасль систему конкурентных отношений. Последние, предполагалось, должны привести к повышению эффективности энергопредприятий. С прицелом на дальнейшее развитие на основе частных инвестиций. Последние, действительно, появляются, по мере того как идет распродажа ОГК и ТГК. Однако вопрос — на что в итоге хватит частного капитала, остается открытым.

Уже сейчас, в рамках РАО ЕЭС, которая через год перестанет существовать, энергетики оказались на развилке: то ли обновлять основные фонды, то ли вкладываться в инновации. Казалось бы, сама постановка вопроса о выборе между этими двумя направлениями инвестиций несколько неуместна — с учетом всем известной изношенности активов и столичного прецедента технологической катастрофы (в 2005 г. в Капотне). Тем не менее, оценивая возможные пути дальнейшей информатизации отрасли, CNews Analytics видит достаточно большие шансы именно у сценария увеличения затрат на ИТ-модернизацию.

Во-первых, это логично дополняет идущие процессы реструктуризации. Тем более, что в контексте «расслоения» холдинга все сложнее становится информационное взаимодействие выделяемых бизнес-единиц между собой и со штаб-квартирой. Во-вторых, именно этот — «инновационный» — сценарий позволяет быстрее достичь видимых результатов заметно меньшими средствами. Соответственно, отрасль, вероятно, сначала насытят нематериальными — ИТ-активами, а обновление фондов либо отложат, либо будут производить постепенно в текущем режиме.

Данные Росстата показывают, что на протяжении всего периода реформ ИТ-расходы в энергетике растут. Причем динамика в последние 4 года здесь беспрецедентно позитивная. Значительная, по сравнению с другими отраслями, доля расходов приходится на ИТ-услуги (около 30%). Эта же статья демонстрирует и наиболее высокие показатели роста (свыше 40% в 2006 г). Подобное внимание предприятий отрасли к профессиональным ИТ-сервисам свидетельствует как о комплексном подходе к информатизации (предполагающем аудит систем, разработку ИТ-стратегий и пр.), так и о достижении определенного уровня насыщения аппаратными и программными средствами (после чего темпы роста этих статей расходов сокращаются за счет увеличения затрат на поддержку).
В ближайшие годы расходы на ИТ-услуги в этом секторе будут, как минимум, сохраняться на существующем уровне, либо (вероятнее всего) продолжат расти. Специфика отрасли, являющейся жизненно важной и для населения, и для функционирования экономики, обуславливает в первую очередь такие требования к информационным системам, как продуктивность, надежность и безопасность. Соответственно, сохраняется спрос и на качественную ИТ-поддержку. Здесь появляется новый вопрос: кто именно будет ее обеспечивать. Рынок предлагает традиционный набор ответов — инсорсинг, аутсорсинг либо смешанная модель. Выбор — теперь за каждым энергопредприятием.

Своими силами

ИТ-потребности отечественных энергопредприятий в последние годы качественно изменились. Новые задачи требуют интенсивной автоматизации, ИТ-бюджеты нацелены на инновации на фоне усиливающейся конкуренции. Вместе с тем, необходимо, во-первых, повышать эффективность эксплуатационной деятельности, и, во-вторых, снижать расходы. В частности, совокупную стоимость владения ИТ, а также внутренние расходы на содержание ИТ-подразделений. Последняя статья становится одной из самых быстрорастущих в общих ИТ-расходах российских энергокомпаний. По оценкам «ГВЦ Энергетики», ее доля может превышать 50% в отдельных структурах.

«Опасную» динамику увеличения операционных расходов на ИТ Евгений Аксенов, генеральный директор «ГВЦ Энергетики», связывает с интенсивным притоком нефтедолларов: «Нефтяная игла дискредитирует все оптимизационные бизнес-идеи. Большинство энергокомпаний не использует резервы снижения эксплуатационных расходов и живет в парадигме вечного потока нефтедолларов». В итоге в энергетике преобладает тенденция инсорсинга и «технического аутсорсинга».

По наблюдениям г-на Аксенова, сегодня энергопредприятия выходят на более зрелый уровень отношения к аутсорсингу. «По крайней мере, появился уровень понимания сложности проблемы — в 2003—2004 гг. от термина сервис просто отмахнулись бы, важно было только внедрять проекты. Теперь эксплуатационная составляющая уже принимается всерьез, что можно считать позитивным моментом», — отмечает он. Однако это не значит, что компании сами научились управлять сервисами: «Зная, какие внутренние инвестиции были сделаны для этого в ГВЦ, можно предположить, что на это способны только крупные сервисные предприятия. Самостоятельно эту пропасть энергетикам будет сложно преодолеть».

Или чужими руками

Отечественные энергетики, с оглядкой на западных коллег, постепенно приобщаются к аутсорсинговой модели предоставления ИТ-услуг. Значительную просветительскую работу в этом направлении проводит как раз дочерняя структура РАО ЕЭС — Главный вычислительный центр энергетики, выделившийся в самостоятельную компанию и претендующий сегодня на статус главного сервис-провайдера для отрасли. Претензии, в общем, вполне обоснованы — мало кто из поставщиков ИТ «со стороны» может продемонстрировать подобное же знание специфики данного бизнеса. Однако нельзя сказать, чтобы этот игрок держал здесь монополию. Энергетика — лакомый кусок, привлекающий по ходу реформ все большее количество вендоров и интеграторов. Их приток стимулирует формирование рынка, а конкуренция, как известно, всегда на руку заказчику, которому есть из чего выбирать.

Впрочем, рынок этот не прост — и для того, чтобы выйти, и чтобы удержаться. По мнению Евгения Аксенова, ИТ сервис-провайдеры, которые ставят перед собой задачу предоставления услуг аутсорсинга в энергетике, сразу должны готовить себя к промышленному производству сервисов и работе без деятельного участия и осмотрительного отношения заказчика.

В «ГВЦ Энергетики» выделяют несколько форматов развития аутсорсинговых отношений. Во-первых, ресурсный аутсорсинг — когда сервис-провайдер предоставляет заказчику необходимые ресурсы. Во-вторых, функциональный аутсорсинг — когда постащвик услуг управляет отдельными ИТ-функциями или элементами бизнес-процессов заказчика. И в-третьих, стратегический аутсорсинг — когда провайдер управляет развитием и эксплуатацией систем заказчика. Характерный срок для создания системы управления, позволяющей кардинально и устойчиво снижать эксплуатационные расходы, по оценкам «ГВЦ Энергетики», составляет 3 года.

Структура рынка ИТ в энергетике, %

Сегодня в ГВЦ, по мнению Евгения Аксенова, отстроена машина промышленного управления сервисами с релевантным уровнем объема управляемого персонала в 3 тыс. человек. Это означает возможность масштабирования модели в 10 раз — сегодня штат сервис-провайдера насчитывает 300 чел. На это количество уже отработана система эффективного управления, сформированы метрики и выведены стандарты. Следующий шаг — дальнейшая оптимизация модели под новый уровень. Подобная логика перенимается из опыта роста бизнеса крупнейших мировых аутсорсеров — например, IBM. Главное в проблеме роста, комментирует г-н Аксенов, преодолеть психологический барьер: «Важно научиться понимать, что такое эталонный объект обслуживания, что такое стандартный объект обслуживания, и как они взаимодействуют между собой».

Чем страшен аутсорсинг?

Мысль о переходе на аутсорсинговую модель вызывает у ИТ-директоров энергопредприятий противоречивые реакции. В итоге по этому критерию происходит деление на два лагеря: с одной стороны, убежденные сторонники-новаторы, с другой стороны, осторожные консерваторы. Первые апеллируют к общеизвестному списку преимуществ, другие — к не менее известному перечню опасностей.

Александр Селютин, заместитель начальника департамента информационных технологий РАО ЕЭС России, подтверждает, что в аутсорсинге существуют риски, на которые необходимо обратить внимание. Например, риск непонимания стратегии — когда ИТ-директор не видит ни собственного развития, ни развития бизнеса. В итоге он начинает работать по аутсорсинговой модели, не осознавая, зачем — «просто потому что дали соответствующую команду». Вполне вероятно, что проект в этом случае провалится. Существуют и проблемы выхода из бюджета, дофинансирования по итогам года. Как правило, они тоже возникает, когда на входе нет ясного понимания, чего хочет заказчик, комментирует г-н Селютин. В итоге сначала запрашивают от аутсорсера одно, а требует затем другое — соответственно, растет, относительно оговоренной, цена.

Критерием неудачи аутсорсинговых проектов Александр Селютин считает потерю качества. Ведь именно на этот параметр обычно делают акцент, «агитируя» за аутсорсинг. Дешевле содержания собственного ИТ-отдела он, может, (и даже скорее всего) не обойдется, зато обеспечит большую оперативность, эффективность, профессионализм — т. е. качество исполнения.

Известно, что экономия затрат в случае аутсорсинга — вопрос двойственный. Допустим, зарплата сотрудников собственного ИТ-департамента могла обходиться дешевле, чем стоимость внешних специалистов. Значит, аутсорсинг невыгоден? С одной стороны, в буквальном смысле сэкономить он не позволяет. С другой, если учесть все совокупные затраты, которые несет компания на обслуживание работы своих сотрудников, если принять во внимание, что их квалификация может быть существенно ниже, чем у приглашаемых специалистов, то получается, что средства при переходе на аутсорсинг тратятся более эффективно.

Что в целом сдерживает энергетиков от перехода на аутсорсинг? По мнению Александра Селютина, в значительной мере осторожность обусловлена условиями реформирования. Энергопредприятиям предстоит смена собственника, как следствие, может измениться стратегия развития — а это значит, смена бюджета, структуры учетной политики и т. д. Именно поэтому в рамках РАО ЕЭС, по мнению г-на Селютина, пока может идти речь только об аутсорсинге ИТ-инфраструктуры, телекоммуникаций. О поддержке приложений и других видах более «продвинутого» аутсорсинга говорить пока не приходится — «Никто не отдаст и не возьмет на аутсорсинг бизнес-приложения в условиях, когда раз в месяц 20% бизнес-процессов в компании меняются».

Источник www.cnews.ru


« Назад

Хиты

В России начались испытания аппарата «Луна-25»
В России начались испытания аппарата «Луна-25»
Российские специалисты начали испытания аппарата «Луна-25» («Луна-Глоб»), который в 2019 году должен приступить к изучению спутника Земли. Об этом в ходе выставки Paris Air Show-2015 в Ле-Бурже РИА Новости сообщил представитель «Объединения имени Лавочкина», представившего там макет аппарата. 
Первый в истории частный спутник на солнечном парусе вышел на орбиту
Первый в истории частный спутник на солнечном парусе вышел на орбиту
Разработан и построен он был на деньги некоммерческого Планетарного общества США, объединяющего энтузиастов исследования дальнего космоса. 
Роскосмос отложил оглашение результатов расследования аварии «Прогресса»
Роскосмос отложил оглашение результатов расследования аварии «Прогресса»
Роскосмос продлил на неопределенный срок работу комиссии по расследованию причин произошедшей 28 апреля 2015 года аварии транспортного грузового корабля (ТГК) «Прогресс М-27М».