/
КонтактыО проекте Блог
Galaktika

Вход | Регистрация


Запомнить меня
Забыли пароль?

 

  ПОИСК


 
 

 

Атом на плаву

 

Атомную энергетику на сегодняшний день считают самым дешевым источником электроэнергии. Однако не везде и не всегда может быть построена полноценная, стационарная атомная станция. В таких случаях на помощь приходят мобильные энергетические установки, в том числе плавучие АТЭС.

Жребий брошен


15 апреля 2007 года ФГУП «ПО Севмаш» приступило к строительству первой в мире плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС) «Академик Ломоносов». Она была торжественно заложена на стапелях завода в цехе № 50.


На церемонии присутствовали первый вице-премьер РФ Сергей Иванов, глава Федерального агентства по атомной энергии (Росатом) Сергей Кириенко, генеральный директор концерна «Росэнергоатом» Сергей Обозов, генеральный директор ФГУП «ПО Севмаш» Владимир Пастухов, глава администрации Архангельской области Николай Киселев, мэр Москвы Юрий Лужков, секретарь Общественной палаты РФ, академик Евгений Велихов, а также представители Совета Федерации РФ, Госдумы РФ и органов государственной власти.


Выступая на церемонии, Иванов отметил, что в плавучих АЭС очень нуждаются российский Север и Дальний Восток. Также, по его словам, на подобного рода объекты есть и заказы из-за рубежа. «В мире уже начинают задавать вопрос: а когда мы сможем у вас купить эту станцию?», — сказал первый вице-премьер.


Всего на строительство будет потрачено 9,1 млрд рублей, при этом почти 80% финансирования берет на себя концерн «Росэнергоатом», остальные затраты — «Севмаш».


Отметим также, что Обозов и Пастухов подписали декларацию о намерениях, предусматривающую строительство еще нескольких подобных объектов. В частности, планируется, что с 2008 по 2016 год будет построено еще шесть ПАТЭС.

А что потом?


Что же дает России строительство подобных объектов? На самом деле, странный вопрос. Ведь все мы настолько привыкли к портативным источникам энергии, что даже не обращаем на них внимания. А что если нужно, как говорил советский сатирик, «дать ток в отдаленные районы»? Он предлагал использовать для этой цели энергию, получаемую от вращения балерины. Однако, полагаем, гораздо эффективнее будет использовать АЭС.


Грубо говоря, ПАТЭС представляет собой корабль или баржу, на которой установлена атомная силовая установка. Собственного хода такая конструкция не имеет, ее буксируют туда, где она в данный момент нужнее. Силовую установку, которую установят на ПАТЭС № 1, уже довольно давно опробовали на советских атомных ледоколах.


Сейчас на строительство плавучей атомной теплоэлектростанции отводится не менее 4-х лет. Первая «плавучка», как называют ее на профессиональном жаргоне, вступит в строй в 2010 году. Ее мощность составит порядка 40 МВт, что вполне хватит для снабжения энергией такого города, как Северодвинск, где ее и планируется использовать. Однако по мере накопления опыта, срок ввода в эксплуатацию таких объектов будет сокращен до трех лет. Но это еще не предел. «Я уверен, что срок строительства можно сократить и до 2—2,5 лет», — заявил Сергей Кириенко.


В соответствии с договоренностями, на «Севмаше» под строительство плавучих атомных станций одновременно будет занято три стапельных места. Для предприятия вышеуказанная декларация позволяет сформировать долгосрочную, рассчитанную на несколько лет производственную программу, обеспечить загрузку производственных площадей.


По словам специалистов, спектр применения подобных мобильных силовых установок весьма велик. ПАТЭС может снабжать энергией полярные порты, месторождения полезных ископаемых, даже целые города и поселки. Даже несмотря на то, что стоимость подобных станций в три раза выше, чем у обычных, она все равно найдет свое место в энергетическом комплексе страны.


По мнению депутата Госдумы, заместителя главы комитета по бюджету и налогам Игоря Игошина, «вопрос о размещении подобных станций нужно решать в каждом случае отдельно, с учетом реальных параметров экономической эффективности конкретного проекта».


«Еще один стимул строительства объектов малой энергетики заключается в том, что инвесторы, производители топлива или крупные потребители электроэнергии не всегда уверены в том, что рынок электроэнергии будет конкурентным и свободным, — полагает аналитика ИК „ФИНАМ“ Семен Бирг. — В случае наличия собственных энергомощностей, они таким образом захеджируют риски того, что энергореформа не будет способствовать развитию сетевой инфраструктуры и что тарифы на электроэнергию не будут устраивать собственников электростанций».


Однако, по мнению эксперта, высокая стоимость таких проектов, которая может составлять до $1500 за кВт установленной мощности, все же тормозит развитие малой энергетики. Также не стоит забывать, что на формирующемся рынке электроэнергии может быть менее эффективно строить собственные малые электростанции ввиду расширения межсистемных связей, которое все же будет происходить.

Проторенным путем


По словам ведущего научного сотрудника РНЦ «Курчатовский институт» Татьяны Щепетиной, «если посмотреть на карту нашей страны и поделить ее по диагонали, то одна треть (Европа, Урал) — это централизованная система, а все остальное — это зона децентрализованного энергоснабжения, где добыча электроэнергии осуществляется с очень большими трудностями».


Создание же плавучей энергетики должно благотворно сказаться, прежде всего, на регионах Крайнего Севера и Дальнего Востока. Эти регионы испытывают колоссальные трудности с энергоресурсами. По словам экспертов, в некоторых местах завоз топлива занимает до двух лет. В этих условиях нормальное развитие данных регионов может быть только при условии использования ПАТЭС.


Но есть у развития малой энергетики и скрытые угрозы. Как полагает Семен Бирг, «строительство новых линий электропередачи, особенно на направлении Сибирь-Урал и Урал-Центр, создаст предпосылки для формирования единого рынка электроэнергии на всей территории России, — это снизит перспективы малой энергетики».


Причем очень часто эти самые энергоресурсы лежат прямо под ногами жителей отдаленных регионов нашей страны. Ведь, как известно, промышленная разработка многих уже разведанных месторождений углеводородов не начинается именно по причине отсутствия доступных источников электроэнергии.


Однако к преимуществам малой энергетики нужно отнести мобильность, большую эффективность производства электроэнергии, отсутствие затрат на транспорт электроэнергии в структуре себестоимости и отсутствие зависимости от реформы, большой энергетики. В целом, можно прогнозировать, что малая энергетика в условиях отсутствия альтернативных источников энергии будет широко применяться.


Так что ПАТЭС, даже несмотря на свою высокую стоимость, могут не только окупать себя, но и приносить прибыль. А ведь это главное, что требуется от любой энергетической установки.

Источник: ИА "АКС - Реальный сектор"


« Назад

Хиты

В России начались испытания аппарата «Луна-25»
В России начались испытания аппарата «Луна-25»
Российские специалисты начали испытания аппарата «Луна-25» («Луна-Глоб»), который в 2019 году должен приступить к изучению спутника Земли. Об этом в ходе выставки Paris Air Show-2015 в Ле-Бурже РИА Новости сообщил представитель «Объединения имени Лавочкина», представившего там макет аппарата. 
Первый в истории частный спутник на солнечном парусе вышел на орбиту
Первый в истории частный спутник на солнечном парусе вышел на орбиту
Разработан и построен он был на деньги некоммерческого Планетарного общества США, объединяющего энтузиастов исследования дальнего космоса. 
Роскосмос отложил оглашение результатов расследования аварии «Прогресса»
Роскосмос отложил оглашение результатов расследования аварии «Прогресса»
Роскосмос продлил на неопределенный срок работу комиссии по расследованию причин произошедшей 28 апреля 2015 года аварии транспортного грузового корабля (ТГК) «Прогресс М-27М».